Напоминание

"Психолого-педагогическое сопровождение подростков с выявленной агрессией"


Автор: Агапитова Анастасия Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение подростков с выявленной агрессией"
Раздел: среднее образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время актуальным выступает проблема воспитания

подростков с агрессивным поведением, что является одной из центральных

психолого-педагогических проблем.

Все чаще мы сталкиваемся с явлениями социального игнорирования

общественных норм и агрессивного поведения детей.

Агрессивность выступает как свойство личности, целенаправленное

разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных

тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма

поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому

живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д.

Ричардсон).

Если учесть особенности такого

явления как

(подростковая)

агрессивность мы видим , что она

не имеет массового характера, но

принимать данное явление наше общество не может.

Учитывая различные социально-материальные условия жизни наших

учащихся,а также отсутствие компетентных знаний и умений жить в этих

условиях приводят наше общество к серьезным социальным трудностям и

внутренним конфликтам. В сложившихся условиях большие сложности

испытывают подростки. Ведь неизмеримое количество внутренних и

внешних факторов,воздействующих на ребенка. Мы должны понимать , что

не все дети могут контролировать свои поступки, действия, эмоциональное

отреагирование. И именно такое наслоение условий, проблем , а также

столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и

самыми

разнообразными

явлениями

жизни

не

всегда

происходит

безболезненно.

Часто при этом у него происходит ломка многих представлений,

установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену

одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический

1

характер. В связи с этим у ребенка формируются собственные внутренние

взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает

агрессивное поведение приемлемым, наиболее верным в данном случае, а

также

он

не

имеет

в

своем

поведенческом

"арсенале"

другого,

положительного опыта.

Учитывая

данные

особенности,

Программа

психолого-

педагогического сопровождения подростков агрессивным поведением.

Цели программы:

1.

Научение подростков приемам общения, стимулирование развития их

коммуникативной культуры.

Задачи программы:

1.

Развитие

умения

оценивать

конфликтную

ситуацию,

а

также

конструктивного выхода из сложившейся проблемы;

2.

Формирование положительной мотивации самовоспитания, а также

саморазвития, обеспечив ее необходимыми социально-приемлемыми

психологическими ресурсами и средствами ;

3.

Воспитание коммуникативной культуры.

Предполагаемый результат реализации программы:

- раскрытие форм конструктивного общения;

- формирование позитивного (эмоционально-позитивного) отношения к

жизни;

- разрешение личностных проблем;

- снижение уровня агрессивности;

- гармонизация эмоциональной сферы подростка;

- умение выстраивать отношения в группе;

-развитие

способности

к

саморегуляции

поведения,

а

также

к

положительному разрешению конфликтных ситуаций;

-создание

положительного

эмоционального

фона

для

преодоления

негативных проявлений.

2

Программа рассчитана на три месяца. Занятия проводятся два раза в неделю

по 45 минут. Всего программа рассчитана на 27 часов. 3 часа отведены на

диагностирование, а 24 часа выделены на занятия практического характера.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Содержание

упражнения

Кол-

во

часов

Формы работы

Методическое,

техническое,

диагностическое

обеспечение

1-3

Диагностический этап

Использование

диагностического

инструментария:

Басса-Дарки,

Личностная

агрессивности и

конфликтность

Диагностически

й

инструментарий

3 часа

Групповая

работа

Индивидуальная

работа

Диагностический

инструментарий

4-5

Я и мои внутренний

мир

Тайны имени,

Прогноз погоды,

Нарисуй свой

гнев.

2 час

Групповая

работа

Лист ватмана листы

бумаги, карандаши,

восковые мелки

6-7

"Проблемы — на

передний план" –

правила общения и

взаимодействия в

команде.

Камушек в

ботинке,

Рисование себя

со стороны,

Аплодисменты

2 час

Групповая

работа

Бумага, карандаши.

8-9

Работа с гневом и

обидами

Спустить пар,

Шутливое

письмо

Вспоминаем

эмоции

2 час

Групповая

работа

Бумага, карандаши,

корзина для бумаг

10-11

Агрессия может быть

конструктивной

Игра "Датский

бокс"

Мир глазами

агрессивного

человека

2 час

Групповая

работа

Лист ватмана листы

бумаги, карандаши,

восковые мелки,

краски

12-14

Что такое

"Агрессивное

поведение"

Упражнение

"Агрессивное

поведение

Самоконтроль

внешнего выраж

ения эмоций

Сдержи себя

2час

Групповая

работа

Бумага, карандаши.

15-16

Снимаем напряжение

Упражнение

Безмолвный

крик

Эмоциональные

заросли

2 час

Групповая

работа

17-19

Положительное

лидерство

Король

Довольный –

2 час

Групповая

работа

3

сердитый

Я говорю

спасибо

Диагностический

инструментарий

20-21

Формирование

навыков

отреагирования

эмоций

Способы эффективного

межличностного

общения

Любовь и злость

Лепим гнев

Ящик с обидами

Корзина крика

2 ч

Групповая

работа

22-23

Умение распознавать

эмоциональное

состояние

Диагностирование

контрольное

Пиктограммы

Пантомимы

Хлопки по кругу

2 час

Групповая

работа

24-25

Конструктивные

способы разрешения

конфликта.

Диагностирование

контрольное

Ковер мира

чемодан

2 час

Групповая

работа

Плед или мягкий

коврик,

фломастеры, клей и

материалы для

оформления

декораций:

алюминиевые

блестки для

вышивания, бисер,

ракушки и т .п.

Диагностический

инструментарий

26-27

Завершающее занятие

Создание

общего коллажа

посвященного

доброму

человеку.

2

Групповая

работа

Ватман.клее,

краски.

4



В раздел образования