Напоминание

"Коррекционное обучение"


Автор: Иванова Инна Вячеславовна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГОБОУ
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородская область
Наименование материала: Обучение навыкам письма и чтения ученика с глубокой умственной отсталостью(из опыта работы)
Тема: "Коррекционное обучение"
Раздел: среднее образование





Назад




Обучение навыкам письма и чтения ученика 7 класса с

глубокой умственной отсталостью (из опыта работы)

Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащихся

с глубокой умственной отсталостью. На уроках по предмету «Письмо»

обучающийся

овладевает

элементарными

графомоторными

навыками,

пространственными представлениями. Обучение проводится в основном в

игровой форме. Работа осуществляется на основе предметно-практической

деятельности, дающей подростку возможность познать объект, используя

все

анализаторы

(слуховые,

зрительные,

двигательные,

тактильные).

Практическая деятельность включает оперирование различными предметами

и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с

использованием реальных предметов и их аналогов.

Важнейшая задачей считаю организовать для обучающегося речевую среду,

пробудить его речевую активность, его интерес к предметному миру и

человеку, сформировать у него предметные и предметно-игровые действия,

способность к совместной с учителем деятельности.

Основное внимание буду обращать на усвоение обучающимся средств

общения

(речевых

и

неречевых),

которые

могут

удовлетворить

его

коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи

— главная задача обучения письму, а коммуникативный

принцип

построения

уроков

становится

ведущим.

Речевая

активность

обучающегося будет поддерживаться на всех уроках.

Основной целью обучения письму является не механическое «научение»

писать, а воспитание и развитие стремления у подростка устанавливать

коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и

совершенствовать средства общения.

В процессе обучения на уроках по письму активно применяю различные

упражнения. Упражнение — это многократное повторение умственных и

практических действий заданного содержания. Существуют подражательно-

исполнительские, конструктивные, творческие упражнения. В процессе

обучения письму использую, прежде всего, упражнения подражательно-

исполнительского характера. Предлагая обучающемуся выполнить такое

упражнение,

я

ставлю

перед

обучающимся

конкретную

учебно-

познавательную задачу, показываю способ ее решения (действия и их по-

следовательность). По мере усвоения способа действия в ходе повторных

упражнений он все меньше использует наглядный показ действий и

операций, заменяя его словесной инструкцией.

Обучающийся уже освоил самостоятельное «написание» слов печатными и

письменными буквами, может скопировать слова, то есть самостоятельно

«написать» их. Он может переписывать отдельные письменные буквы, слоги,

слова, предложения. Ему предлагается переписывать свое имя, фамилию и т.

п.

При

этом графические

навыки

не

учитываются.

Главное,

чтобы

обучающийся мог передать образ буквы, понимал значение слова и смысл

задания, мог пояснить, что он «написал». Такая работа проводится на

каждом уроке.

Таким образом, обучающийся получает лишь элементарные основы письма.

Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от

обучающегося соблюдения четких правил. Максимальная цель обучения

предмету «Письмо» данного обучающегося заключается в том, чтобы на-

учить его писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т.п.

Темы, представленные в программе, носят ознакомительный характер и не

требуют чёткого воспроизведения.

Содержание программы

Повторение (4ч.) Звуки и буквы.(24ч.)

Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие

согласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Различение артикуляторно сходных звуков (Р-Л и др.). Различение твердых и

мягких согласных при обозначении мягкости буквами е,ё,и,ю,я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Слово.(8ч.) Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предме-

тов. Изучение слов, обозначающих действия.

Предлоги (у, за). Умение находить предлоги и писать их отдельно.

Предложение. (15ч.) Упражнения в составлении предложений. Распростра-

нение предложения по картинке и опорным словам. Установление связи меж-

ду словами в предложении по вопросам кто это? что это? Списывание пись-

менных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в

предложения пропущенные слова. Составление предложений из слов, дан-

ных в разбивку с помощью учителя. Умение заполнить дневник, адрес на

конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя). Списы-

вание письменных и печатных инструкций по труду.

Чтение(1,5ч. в нед., 51ч. в год)

Пояснительная записка

Ознакомление обучающегося с глубокой умственной отсталостью с

произведениями художественной литературы является важным направлением

в коррекционно-воспитательной работе.

Базируясь на тесной связи с игровой деятельностью, художественная

литература позволяет обучающемуся осмыслить простую игровую ситуацию,

наполнить ее действием и художественными образами. Такая игра насыщает

слово конкретным содержанием, этим самым обогащает словарный запас

ребенка, развивает его память, стимулирует развитие речи.

Развитие

речи

осуществляется,

прежде

всего,

при

обучении

рассказыванию,

которое

начинается

со

стимулирования

обучающимся

повторения отдельных слов и выражений из коротких литературных

произведений с простым сюжетом.

Первоначально необходимо воспитывать у обучающегося эмоциональное

отношение к речи и рассказываемому сюжету, что является одним из

факторов успешного речевого развития.

Важная задача - формировать положительное, эмоционально окрашенное

отношение к речи взрослого (учителя), умения слушать речь и чувствовать

интонацию.

В процессе ознакомления с художественной литературой большую роль

играет иллюстрация как основное средство, позволяющее обучающемуся

следить за развитием действия и понимать текст.

Целями и задачами при обучении чтению являются:

- воспитание интереса к произведениям художественной литературы,

обучение умению слушать и понимать короткие, доступные по содержанию

стихотворения, потешки с наглядным сопровождением (картинки, игрушки,

действия) и др., стимулирование обучающегося повторять отдельные слова и

выражения из стихотворений, потешек; сопровождать рассказываемую

учителем потешку или стишок жестами, отдельными словами.

Необходимо учить узнавать при многократном чтении и рассказывании

литературные произведения и их героев, рассматривать иллюстрации,

узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по

содержанию иллюстрации.

Обучение ведется звуковым аналитико - синтетическим методом.

Основным приемом обучения чтению является чтение «по следам анализа».

Он заключается в том, что подлежащий чтению слог (а затем слово)

анализируется по звуковому составу, составляется из букв разрезной азбуки и

прочитывается.

Другим приемом обучения является чтение по подобию, или по

аналогии, с только что прочитанным слогом, словом.

Обучение чтению обязательно предполагает использование таких видов

наглядности, как разрезные буквы, слоговые таблицы, наборы предметных,

ситуативных, сюжетных картинок.

Обучающийся Милан В. не способен читать самостоятельно. Уроки по чте-

нию строятся следующим образом: первая часть урока отводится на повторе-

ние ранее изученных букв, обучению сливать эти буквы в слоги, читать не-

большие слова ( из одного, двух слогов). Во второй части урока обучающий-

ся слушает чтение учителя. Это произведения из учебника. Обучающийся от-

вечает на вопросы учителя по тексту, сопоставляет иллюстрацию с текстом,

пересказывает с помощью наводящих вопросов.

Содержание программы.

Тематика:

«Осень в школе» по Н. Саксонской

«Где лево, где право» по В. Берестову

«Школьные слова» по В. Драгунскому

«Про того, для кого Вовка учится! По В. Голявкину

«Всякой вещи своё место» по К. Ушинскому

«Первый урок» по В. Голявкину

«Художник – Осень» по Г. Скребицкому

«Белки» по И. Соколову-Микитову

«Кто сажает лес» по Г. Снегирёву

«Почему ноябрь пегий» по Н. Сладкову

Русские народные сказки «Вершки и корешки»

«Рак и лиса»

«Заяц и черепаха»

«Добрый крестьянин» (Японская сказка)

«Кто любит собак…» Р. Сеф

«Лапки» Ю. Коринец

«Ёж» Е. Чарушин

«Животные» Р. Зеленая, С Иванов

«Ворон» Г. Снегирёв

«Пылесос» по Н. Сладкову

«Семка и Мороз» по Е. Кузнецовой

«Что это было?» Д. Хармс

«Наши друзья» Г. Ладонщиков

«Своими руками» В. Осеева

«Вкусный пирог» по П. Тихонову

Обучающийся должен иметь представление о:

- звонких и глухих согласных звуках;

-знать правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу,

Обучающийся должен уметь:

-списывать небольшой текст с печатного образца,

-составлять предложения из данных слов с помощью учителя,

- списывать письменные и печатные инструкции по труду.

-слушать несложный текст;

-отвечать на заданные вопросы,

-сопоставлять иллюстрацию с текстом.



В раздел образования