Автор: Супрович Ольга Юрьевна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГОБОУ "АШ №3"
Населённый пункт: г.Старая Русса
Наименование материала: Конспект урока по логопедии
Тема: "Коррекционное обучение"
Раздел: среднее образование
Конспект
РАБОТА НАД ГЛУБИННО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ СВЯЗНОГО
ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА УРОВНЕ ТЕКСТА. «РЫБАЛКА».
Предмет (направленность): логопедия
Возраст детей: 3 класс коррекционной школы, 9-10 лет
Место проведения: класс.
Логопедическая тема: Работа над глубинно-семантической структурой
связного высказывания на уровне текста.
Грамматическая тема: Текст. Предложение.
Лексическая тема: Рыбалка.
Цель: Развивать навык построения связного высказывания, программирования
смысла и смысловой культуры высказывания.
Задачи:
Образовательные:
-Учить устанавливать логическую последовательность в процессе построения
связного высказывания путем восстановления деформированного текста. -
Развивать навыки языкового анализа текста.
-Закрепить понятия текст, тема текста, части текста, заголовок. Коррекционные:
-Расширять и активизировать словарный запас.
-Развивать орфографическую зоркость.
-Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, словесно-
логическое мышление, пространственные представления.
-Развивать полноценные учебные умения и навыки (планирование
деятельности, навык самоконтроля, умение работать в определенном темпе и
т.д.).
Воспитательные:
-Воспитывать умение работать в коллективе.
-Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование: доска, мел, карточки с деформированным текстом, шаблон для
мнемотаблицы, картинки-символы для мнемотаблицы, таблица «Слова-
ассоциации», таблица «Разноцветные рыбки», тест для закрепления материала,
табличка со словом «Молодцы!», магнитная доска, интерактивная доска,
презентация «Гимнастика для глаз и физминутка «Рыбки»», развивающие игры
Воскобовича «Двухцветный квадрат», «Игровизор», «Фонарики», камешки
«Марблс».
Содержание занятия
I.Организационный момент.
Приветствие. Запись числа.
Уточняется число, день недели, месяц, время года.
Сообщение темы урока.
- Для того чтобы узнать, куда мы отправимся, соберите слово, используя
«Игровизор».
- Запишите посередине тему урока с заглавной буквы.
- А что делают на рыбалке?
-Соберите по схеме фигурку рыбки. (Работа с двухцветным квадратом
Воскобовича или игрой «Фонарики»)
III. Развитие слухового восприятия и внимания. Работа с водой и песком.
- А чтобы рыбалка была удачной, нужно хорошо собраться. Я сейчас буду вам
называть, что возьмем с собой, а вы, если согласны хлопните в ладоши.
САНКИ НАЖИВКУ
УДОЧКУ ПОДУШКУ
ДНЕВНИК РУЖЬЁ
ВЕДРО КОТА
Перед учащимися парта для работы с песком и водой.
- Посмотрите внимательно в контейнере с песком и перенесите в контейнер с
водой предметы, которые понадобятся для рыбалки. (ведро, рыбки, удочка,
червяк)
IV. Работа с деформированным текстом. Составление мнемотаблицы.
Логопед раздает ученикам карточки с деформированным текстом, шаблоны и
картинки для мнемотаблицы.
Вдруг Васьки рядом не оказалось.
Обычно кот Васька сидел рядом.
Маленькую рыбку старик отдавал коту.
Каждое утро старик рыбачил на берегу реки.
Кот сидел на мостике и ловил лапкой рыбу.
Вот он выдернул из воды окуня и протянул коту.
Восстановление деформированного текста.
- Что написано на карточке?
- Прочтите. Можно ли данные предложения назвать текстом?
- А что мы называем текстом? Темой текста? Заголовком?
- Для того, чтобы восстановить текст, прочтем еще раз предложения и
определим порядок предложений с помощью цифр. Составление
мнемотаблицы.
Шаблон мнемотаблицы заполняется картинками символами, соответствующими
каждому предложению.
К 3 предложению картинки нет. Ученики сами рисуют картинку-символ
(маленькую рыбку).
V. Работа над семантикой текста.
- Чем понравился вам рассказ?
- Какое название вы бы придумали к этому тексту? А какое придумал автор?
- Что научился делать кот Васька?
- Почему он стал сам ловить рыбу? (- Там описан смешной случай. Ловить
рыбу лапой. Старик отдавал ему маленькую рыбку, а коту захотелось большую.
Коту надоело ждать, пока старик поймает рыбку.)
VI . Развитие зрительного восприятия, внимания. Игра «Пальцеход.
Рыбки».
- Посмотрите внимательно на полотно, найдите пару одинаковых рыбок (по
цвету, по размеру, по форме и т.д.) (Игра «Пальцеход. Рыбки». На ткани
нашиты пуговицы в форме рыбок различного размера и цвета.) VII.
Динамическая пауза. Физминутка для глаз.
-Вот мы сейчас и посмотрим, сколько рыбы наловил кот Васька.
Логопед демонстрирует ребятам презентацию «Рыбки» и объясняет правила
игры.
- Посмотрите внимательно на экран, следите глазками за движениями рыб,
сосчитайте, сколько рыб приплыло.
- Сколько полосатых рыбок в море? Сколько желтых? и т.д.
Посмотрите внимательно на экран. Поднимите руки вверх столько раз, сколько
увидели рыбок, плывущих вправо, присядьте столько раз, сколько заметили
рыбок, плывущих влево. Предъявление таблицы 10-15 сек. VIII. Анализ текста.
А) Анализ структуры текста.
- Какой это текст по типу речи?
- Можно ли разделить его на части? Какова роль каждой части?
Б) Языковой анализ текста.
1)Работа по таблице «Слова- ассоциации». (Таблица вывешивается на
магнитную доску.)
Слова-помощники
Слова-действия
Слова-предметы
Слова-признаки
1)-Прочитайте первое предложение. Что обозначает слово РЫБА-ЧИЛ?
К какой группе слов оно относится?
Для чего автор взял именно это слово?
Аналогичная работа проводится со словами:
СТАРИК (1)
ОБЫЧНО (2)
РЯДОМ (2)
ВОТ(4)
ВЫДЕРНУЛ(4)
ВДРУГ (5)
МОСТИК (6)
2)В середину таблицы выставляется слово РЫБАЛКА.
а) Подбираются слова-ассоциации к этому слову из различных групп.
б) Подбираются однокоренные слова к слову РЫБАЛКА.
2) Прочитайте 4 предложение. Почему автор использует слово ОН?
3) Найдите в тексте предложения с однородными членами?
Докажите свой выбор.
В) Орфографическая работа. На доске записаны слова:
старик на берегу реки сидел протянул выдернул кот Васька обычно
Объяснить правописание орфограмм.
Г) Пересказ текста по мнемотаблице.
Карточка
с
текстом
убирается.
Ученики
пересказывают
только
по
мнемотаблице.
Д) Запись текста.
Уточняется
правило
написания
заголовка,
предложений
в
тексте.
Самопроверка.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Выполнение теста. (любые вопросы по содержанию занятия.)
Ученикам предложена карточка с вариантами ответов.
Логопед задает вопрос, уч-ся ставят + напротив верного ответа.
На доске таблички с номерами.
- Под каким номером выбрали ответ?
Откройте табличку, что там написано?
- Значит, вы внимательно слушали, хорошо работали и все запомнили.
Молодцы!
А теперь выложите по трафарету или придумайте сами фигурку рыбки, которую
бы вы хотели поймать, использовать можете камешки любого цвета.
Работа с камешками «Марблс».