Автор: Чинарева Елена Егоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: Виды самостоятельной работы на занятиях МДК.02.01.Основы расчета и проектирование сварных конструкций
Раздел: среднее профессиональное
Специальность:
22.02.06 Сварочное производство
Профессиональный модуль:
ПМ.02 Разработка технологических
процессов и проектирование изделий
Тема:
Виды самостоятельной работы на занятиях МДК.02.01.Основы
расчета и проектирование сварных конструкций
Преподаватель:
Чинарева Е.Е.
Известно, что в структуре учебного плана студента 50% времени от
основного аудиторного обучения занимает самостоятельная работа по всем
изучаемым дисциплинам, т.е. кроме аудиторных занятий (лекций и
практических занятий) – 4 пары, студент должен тратить время на
самостоятельную работу - 2 пары (3 часа).
При изучении дисциплин организация самостоятельной работы
представляет единство трех взаимосвязанных форм:
1. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется
под непосредственным руководством преподавателя;
2. Внеаудиторная самостоятельная работа;
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Для этого в профессиональных модулях (МДК, производственной
практики), для всех видов контролей усвоения полученных знаний
предусмотрены:
- задания для самостоятельной работы,
- вопросы, решение задач и составление технологических схем по
проектированию
технологических
процессов
для
самоподготовки
(к
теме
урока,
к
практ ич е скому
заня т ию,
к
конт рольной
р а б о т е ,
дифференцированному зачету и экзамену, квалификационному экзамену).
- темы рефератов по разделам модуля,
- тесты для контроля усвоения первичных знаний.
Самостоятельная работа студента – это планируемая учебная и
научная работа, выполняемая по заданию преподавателя, под его
методическим и научным руководством.
Напрашиваются методические разработки: рабочая тетрадь
(особенно, желательна для заочного отделения), решебник для решения
задач практических работ, база данных учебных пособий, литературы,
формул и таблиц данных, необходимых для выполнения расчетов и
составления технологических процессов, база стандартов и нормативной
литературы. Необходимо сказать о необходимости компьютерного
обеспечения с выходом в Интернет со соответствующими программами.
Этого требует стандарт на специальность. Студенты должны уметь
легко ориентироваться в программах компьютера, уметь делать расчеты
различной сложности по выбранной специальности, проецировать, чертить,
составлять схемы графики и таблицы. По себе знаю, что тут даже тремя
часами в день не обойдешься.
Самостоятельная работа – это активные формы и методы обучения,
это интеграция учебно-воспитательной и научно-практической работы, это
сотрудничество студента с преподавателем. Она включает в себя следующие
виды работ:
- Подготовка к аудиторным занятиям и выполнение
соответствующих заданий.
- Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы,
причём студенту предоставляется право выбора темы.
- Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием
условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с
представлением эталонов ответов.
- Подбор и изучение литературных источников и сайтов Интертета.
работу над отдельными темами учебных дисциплин.
- Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и
тем.
- Подготовка к участию в научно-практических конференциях как
внутри, так и вне колледжа.
- Прохождение практик и выполнение предусмотренных ими
заданий.
- Выполнение курсовых проектов и контрольных.
- Подготовка ко всем видам контрольных испытаний
(дифференцированных зачетов, экзаменов, квалификационных экзаменов).
- Выполнение дипломных проектов.
Для мотивации и развития положительного отношения студентов к
внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе
разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами,
постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и
выбора цели.
Цель организации самостоятельной работы заключается в том,
чтобы научить студентов самостоятельно повышать уровень своих знаний и
тем самым содействовать повышению качества образования, развитию
творческой активности студентов. Это способствует освоению как
профессиональных, так и общих компетенций, т.е. воспитывать
конкурентоспособного специалиста
Для успешного достижения поставленной цели необходимы:
- планирование,
- контроль со стороны преподавателей,
- нормативное определение объема,
- содержания самостоятельной работы по каждой дисциплине
учебного плана.
Мотивация самостоятельной работы студентов.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при
наличии серьезной и устойчивой мотивации.
Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей
эффективной профессиональной деятельности, т.е. самостоятельная работа
должна быть по возможности практиориентированной.
Внутренние факторы, способствующие активизации
самостоятельной работы.
Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что
результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в
методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке
публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания
существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы
возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать
ему, как необходима выполняемая работа.
Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть
участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или
методической работе.
Интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный
процесс активных методов. Первым шагом в таком подходе являются
деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием
ЭВМ.
Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах
научно-исследовательских или прикладных работ.
Использование мотивирующих факторов контроля знаний
(накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные
процедуры).
Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой
деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции
за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно
проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и
вне ее, постоянное их обновление.
Приложение 1. Задание для самостоятельной работы
Определить нагрузки, действующие на балку. Построить эпюры.
№ варианта
Схема балки
Нагрузка
1
a=
b=
P=
Ra =
Rb=?
2
q=
L=
Ra =
Rb=
Rс=?
3
Рассчитать усилия в стержнях фермы
№
варианта
α
Р
1,
кН
Р
2,
кН
а, м
Схема фермы
1
60
º
1
0
2
0
1
2
30
º
2
0
3
0
2
3
45
º
3
0
4
0
3
Приложение 2. Вопросы к уроку
1.
Перечислите основные виды сварных конструкций.
2.
Какие элементы конструкций называются балкой.
3.
Перечислите типы балок, применяемые в разных видах
промышленностей.
4.
Перечислите преимущества и недостатки сварных балок.
5.
Перечислите условия работы балок и требования к их изготовлению.
6.
В чем особенности и отличия расчета и проектирования балки?
7.
Какая высота балки берется для расчета сечения?
8.
В чем состоит рациональное расположение стыков балки?
9.
Чем обеспечивается устойчивость балки?
10.Особенности конструкций стоек, рам, ферм и резервуаров….
Приложение 2. Вопросы к контрольной работе
1.
Достоинства и недостатки металлических конструкций. Области
применения и требования, предъявляемые к конструкциям.
2.
Характеристика стали как материала металлических конструкций.
Структура стали. Марки углеродистых строительных сталей, их
свойства и возможности применения.
3.
Марки углеродистых сталей, применяемые в строительных
конструкциях.
4.
Работа стали при сложном напряженном состоянии.
5.
Работа стали при неравномерном распределении напряжения.
Концентрация напряжений и ее учет при проектировании
конструкций.
6.
Работа стали при повторных нагрузках статического характера. ….
Приложение 4. Вопросы к экзамену по МДК.02.01.
Плоский изгиб консольной балки. Построение эпюр поперечной
силы и изгибающего момента.
Плоский изгиб двухопорной балки. Построение эпюр поперечной
силы и изгибающего момента.
Дифференциальные зависимости между распределенной силой q,
поперечной силой Qy, изгибающим моментом Mx.
Напряжения при чистом изгибе. Распределение нормальных
напряжений по высоте сечения балки.
Условие прочности при чистом изгибе.
Приложение 5. Рефераты по теме «Основы расчета сварных
соединений».
Понятие о статической и усталостной прочности. Оценка прочности
строительных конструкций по предельным состояниям.
Факторы, влияющие на статическую прочность. Концентрация
напряжений в сварных соединениях.
Ударные нагрузки, их влияние на прочность. Оценка прочности с
учетом ударных нагрузок.
Основы метода расчета МК по предельным состояниям.
Виды напряжений и их учет при расчете элементов конструкций.
Предельные состояния и расчет растянутых элементов.
Предельные состояния и расчет стержней, сжатых осевой силой.
Предельные состояния и расчет внецентренно-растянутых и
внецентренно-сжатых элементов. Расчет на прочность
Приложение 6. Тесты.
Вариант №1. Выбери один правильный ответ из предложенных.
1.
Балки – это конструктивные элементы, работающие
a.
на поперечный изгиб;
b.
на продольный изгиб;
c.
на сжатие и растяжение.
2.
Решетчатые конструкции - системы стержней, соединенных в узлах таким образом, что
стержни испытывают:
a.
Изгиб.
b.
Кручение.
c.
Растяжение или сжатие.
3.
К оболочковым конструкциям предъявляют требование
a.
Коррозиностойкости.
b.
Жаростойкости.
c.
Герметичности.
4.
К корпусным транспортным конструкциям относятся
a.
арматурные сетки, каркасы, мачты, фермы;
b.
емкости, резервуары, сосуды, трубопроводы;
c.
корпуса вагонов, судов, автомобильные кузова.
5.
Требование к деталям машин и приборов получение размеров:
a.
малых.
b.
точных.
c.
расчетных.