Напоминание

"Исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС»


Автор: Герасимова Надежда Пантелеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Школа нового века"
Населённый пункт: г.Энгельса Саратовской области
Наименование материала: авторская разработка
Тема: "Исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа нового века»

г. Энгельса Саратовской области

Авторская разработка на тему

«Исследовательская и проектная деятельность

на уроках литературы как основной метод

развивающего обучения в условиях

реализации ФГОС»

Работа учителя

русского языка и литературы

Герасимовой Н.П.

2019

Приобщение школьников к проектной деятельности является одной

из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать

интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого уча-

щегося. И это не дань моде, а требование времени, ответ на запрос социу-

ма. Метод проектов и личностно-ориентированный подход к обучению как

нельзя лучше решают задачи современной школы.

Цели и задачи:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосо-

вершенствованию, способной к созидательной деятельности в современ-

ном мире;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;

культуры читательского восприятия художественного текста, понимания

авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера-

турного процесса;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и

формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литератур-

ных понятий;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного

произведения как художественного целого в его историко-литературной

обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

Проектная образовательная технология предполагает самостоя-

тельную деятельность учащихся, использование исследовательских прие-

мов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний; это отход от

авторитарного стиля обучения и переход к взаимодействию “учитель —

ученик” Важно также, что проектная технология позволяет развивать ком-

муникативные навыки и образность мышления учащихся.

Проектная технология предполагает:

– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследова-

тельского поиска ее решения;

– практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагае-

мых результатов;

– самостоятельную деятельность ученика;

– структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных

результатов;

– подведение итогов, корректировку, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо про-

думанное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Для

этого мне, как учителю, нужно владеть всем арсеналом исследовательских,

поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу уча-

щихся, направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы,

уметь интегрировать знания из различных областей по проблематике вы-

бранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик учится приобре-

тать знания самостоятельно и использовать их для решения новых позна-

вательных и практических задач, приобретает коммуникативные навыки и

умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы:

собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает

выводы и заключения.

Цели любого проекта должны способствовать мотивации учащихся на про-

ведение исследований, выработке навыков и умений групповой работы,

выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы,

мотивации учащихся на самостоятельное изучение и анализ отдельных

фактов, тем, явлений.

Для организации проекта необходимо:

1) определить цели и задачи проекта (познавательные, исследовательские,

социокультурные и т. д.);

2) определить область исследования;

3) обсудить это с учащимися и разбить их на группы (группы должны быть

небольшими и не превышать 4—5 человек, или можно поставить конкрет-

ные задачи для индивидуальной работы отдельных учащихся);

4) поставить конкретные задачи перед каждой группой;

5) определить временные интервалы для выполнения каждой задачи;

б) проконсультировать каждую группу по источникам информации, необхо-

димой для решения поставленных задач, способам их анализа, синтеза,

обобщения, получения конкретных результатов;

7) организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и

критического анализа работы каждой группы в целях обмена достигнутыми

результатами, корректировки работы групп, обобщения промежуточных ре-

зультатов работы групп, устранения возможного недостатка информации и

ее неточности;

8) откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов;

9) организовать представление конечных результатов работы (презента-

ция).

Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов за-

ключается в том, что в основном на разных этапах учащиеся действуют

самостоятельно.

Методика организации проекта предполагает несколько этапов.

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями

по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разре-

шения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление ин-

тересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для

класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и само-

стоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и за-

дач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы,

средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных

знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащими-

ся, учителями, родителями, консультантами и т. д.), интерпретация данных;

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и ин-

теграции полученных знаний, умений, навыков): систематизация получен-

ных данных; построение общей логической схемы выводов для подведения

итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной

презентации и т. д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской

деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов до-

стижения результата; обсуждение и организация презентации результатов

работы над проектом (на уровне школы, района, округа и т. д.). На данном

этапе чаще всего я предлагаю защиту проектов форме презентации с ис-

пользованием компьютера.

Контрольные вопросы и ответы очень важны для формирования кри-

тического мышления и самоконтроля школьников. Данная работа позволя-

ет проверить правильность и полноту представленных в проекте материа-

лов и усвоение учебного материала, как для разработчиков данного проек-

та, так и для будущих пользователей. Обязательно нацеливаю учащихся на

то, что контрольные вопросы надо формулировать так, чтобы ответ можно

было найти в тексте самого проекта. При этом решается еще очень важная

задача развития памяти и умения концентрировать внимание на изучаемом

материале.

Для исследовательской работы требуется навык видеть главное,

оформлять лаконично. В работах по литературе это очень трудно: объем

материала всегда большой, а нужен минимум, да еще отвечающий постав-

ленной цели. Для решения этой задачи на уроках литературы я вижу следу-

ющие пути:

1. Работа над художественной деталью – формирует умение видеть “ме-

лочь”. Будучи элементом целого, деталь является сама по себе маленьким

образом, микрообразом и имеет определенный семантический, психологи-

ческий и эстетический вес в произведении. Художественная деталь воспи-

тывает думающего читателя, воспитывает читательскую зоркость.

2. Оформление конспектов по биографиям писателей, теоретическому

материалу.Составление конспекта способствует формированию навыка

выбирать из большого количества материала только главное, формулиро-

вать кратко и лаконично необходимую информацию, а этот навык является

ведущим в работе над исследовательским проектом

3. Демонстрация презентаций по теме урока, созданных учителем, поз-

воляет показать образцы грамотного составления презентаций и механизм

их использования. Это необходимо, потому что наглядность лучше всего

может сформировать умение, хороший образец – большое подспорье в ра-

боте.

4. Использование учащимися для выступления готовых презентаций из

Интернет ресурсов, позволяет научиться сопровождать демонстрацию

слайдов соответствующими комментариями, не заменяя их простым чтени-

ем текста со слайдов и опять-таки наблюдать образец.

Работа учащихся над проектами позволила сделать вывод, что данная

форма учебной деятельности позволяет максимально развить творческий

потенциал каждого ученика за счет интенсивного формирования свойств и

качеств личности, определяющих ее сущность в дальнейшем. Действитель-

но, положительных сторон в использовании такой работы несколько:

– индивидуальный подход к ученику;

– возможность для каждого ученика внести свою лепту в общую работу;

это возможность для детей с дефектами речи проявить себя; это возмож-

ность научиться ребятам работе в группе, что является очень важным на-

выком для взрослой жизни; это навык оценивать себя и других, сознатель-

но планировать предполагаемый результат и, наконец, развитие эстетиче-

ских вкусов, чувства меры – вот еще качества, вырабатываемые в процессе

создания учебного проекта.

Кроме того, в центре внимания — разнообразие учебной и практиче-

ской творческой деятельности учащихся, основанной на индивидуально-

личностном подходе к обучению. Это позволяет поддерживать высокий

уровень познавательной активности и позитивной исследовательской

мотивации учащихся.

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и

сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения,

его необходимость, если каждое его действие является осознанным и по-

нятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уро-

ке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не толь-

ко в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Ре-

флексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую ко-

пилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти

с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку,

сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими собственны-

ми.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классифика-

ция:

– рефлексия настроения и эмоционального состояния;

– рефлексия деятельности;

– рефлексия содержания учебного материала.

Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оцен-

ка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающи-

ми людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятель-

ность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный про-

цесс, ориентируясь на личность каждого ученика и весьма важная состав-

ляющая проектной деятельности на уроках литературы.



В раздел образования