Автор: Герасимова Надежда Пантелеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Школа нового века"
Населённый пункт: г.Энгельса Саратовской области
Наименование материала: авторская разработка
Тема: "Исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС»
Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа нового века»
г. Энгельса Саратовской области
Авторская разработка на тему
«Исследовательская и проектная деятельность
на уроках литературы как основной метод
развивающего обучения в условиях
реализации ФГОС»
Работа учителя
русского языка и литературы
Герасимовой Н.П.
2019
Приобщение школьников к проектной деятельности является одной
из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать
интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого уча-
щегося. И это не дань моде, а требование времени, ответ на запрос социу-
ма. Метод проектов и личностно-ориентированный подход к обучению как
нельзя лучше решают задачи современной школы.
Цели и задачи:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосо-
вершенствованию, способной к созидательной деятельности в современ-
ном мире;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера-
турного процесса;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литератур-
ных понятий;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
Проектная образовательная технология предполагает самостоя-
тельную деятельность учащихся, использование исследовательских прие-
мов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний; это отход от
авторитарного стиля обучения и переход к взаимодействию “учитель —
ученик” Важно также, что проектная технология позволяет развивать ком-
муникативные навыки и образность мышления учащихся.
Проектная технология предполагает:
– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследова-
тельского поиска ее решения;
– практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагае-
мых результатов;
– самостоятельную деятельность ученика;
– структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных
результатов;
– подведение итогов, корректировку, выводы.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо про-
думанное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Для
этого мне, как учителю, нужно владеть всем арсеналом исследовательских,
поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу уча-
щихся, направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы,
уметь интегрировать знания из различных областей по проблематике вы-
бранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик учится приобре-
тать знания самостоятельно и использовать их для решения новых позна-
вательных и практических задач, приобретает коммуникативные навыки и
умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы:
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает
выводы и заключения.
Цели любого проекта должны способствовать мотивации учащихся на про-
ведение исследований, выработке навыков и умений групповой работы,
выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы,
мотивации учащихся на самостоятельное изучение и анализ отдельных
фактов, тем, явлений.
Для организации проекта необходимо:
1) определить цели и задачи проекта (познавательные, исследовательские,
социокультурные и т. д.);
2) определить область исследования;
3) обсудить это с учащимися и разбить их на группы (группы должны быть
небольшими и не превышать 4—5 человек, или можно поставить конкрет-
ные задачи для индивидуальной работы отдельных учащихся);
4) поставить конкретные задачи перед каждой группой;
5) определить временные интервалы для выполнения каждой задачи;
б) проконсультировать каждую группу по источникам информации, необхо-
димой для решения поставленных задач, способам их анализа, синтеза,
обобщения, получения конкретных результатов;
7) организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и
критического анализа работы каждой группы в целях обмена достигнутыми
результатами, корректировки работы групп, обобщения промежуточных ре-
зультатов работы групп, устранения возможного недостатка информации и
ее неточности;
8) откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов;
9) организовать представление конечных результатов работы (презента-
ция).
Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов за-
ключается в том, что в основном на разных этапах учащиеся действуют
самостоятельно.
Методика организации проекта предполагает несколько этапов.
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями
по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разре-
шения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление ин-
тересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для
класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и само-
стоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и за-
дач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы,
средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных
знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащими-
ся, учителями, родителями, консультантами и т. д.), интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и ин-
теграции полученных знаний, умений, навыков): систематизация получен-
ных данных; построение общей логической схемы выводов для подведения
итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной
презентации и т. д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской
деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов до-
стижения результата; обсуждение и организация презентации результатов
работы над проектом (на уровне школы, района, округа и т. д.). На данном
этапе чаще всего я предлагаю защиту проектов форме презентации с ис-
пользованием компьютера.
Контрольные вопросы и ответы очень важны для формирования кри-
тического мышления и самоконтроля школьников. Данная работа позволя-
ет проверить правильность и полноту представленных в проекте материа-
лов и усвоение учебного материала, как для разработчиков данного проек-
та, так и для будущих пользователей. Обязательно нацеливаю учащихся на
то, что контрольные вопросы надо формулировать так, чтобы ответ можно
было найти в тексте самого проекта. При этом решается еще очень важная
задача развития памяти и умения концентрировать внимание на изучаемом
материале.
Для исследовательской работы требуется навык видеть главное,
оформлять лаконично. В работах по литературе это очень трудно: объем
материала всегда большой, а нужен минимум, да еще отвечающий постав-
ленной цели. Для решения этой задачи на уроках литературы я вижу следу-
ющие пути:
1. Работа над художественной деталью – формирует умение видеть “ме-
лочь”. Будучи элементом целого, деталь является сама по себе маленьким
образом, микрообразом и имеет определенный семантический, психологи-
ческий и эстетический вес в произведении. Художественная деталь воспи-
тывает думающего читателя, воспитывает читательскую зоркость.
2. Оформление конспектов по биографиям писателей, теоретическому
материалу.Составление конспекта способствует формированию навыка
выбирать из большого количества материала только главное, формулиро-
вать кратко и лаконично необходимую информацию, а этот навык является
ведущим в работе над исследовательским проектом
3. Демонстрация презентаций по теме урока, созданных учителем, поз-
воляет показать образцы грамотного составления презентаций и механизм
их использования. Это необходимо, потому что наглядность лучше всего
может сформировать умение, хороший образец – большое подспорье в ра-
боте.
4. Использование учащимися для выступления готовых презентаций из
Интернет ресурсов, позволяет научиться сопровождать демонстрацию
слайдов соответствующими комментариями, не заменяя их простым чтени-
ем текста со слайдов и опять-таки наблюдать образец.
Работа учащихся над проектами позволила сделать вывод, что данная
форма учебной деятельности позволяет максимально развить творческий
потенциал каждого ученика за счет интенсивного формирования свойств и
качеств личности, определяющих ее сущность в дальнейшем. Действитель-
но, положительных сторон в использовании такой работы несколько:
– индивидуальный подход к ученику;
– возможность для каждого ученика внести свою лепту в общую работу;
это возможность для детей с дефектами речи проявить себя; это возмож-
ность научиться ребятам работе в группе, что является очень важным на-
выком для взрослой жизни; это навык оценивать себя и других, сознатель-
но планировать предполагаемый результат и, наконец, развитие эстетиче-
ских вкусов, чувства меры – вот еще качества, вырабатываемые в процессе
создания учебного проекта.
Кроме того, в центре внимания — разнообразие учебной и практиче-
ской творческой деятельности учащихся, основанной на индивидуально-
личностном подходе к обучению. Это позволяет поддерживать высокий
уровень познавательной активности и позитивной исследовательской
мотивации учащихся.
Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и
сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения,
его необходимость, если каждое его действие является осознанным и по-
нятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уро-
ке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не толь-
ко в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Ре-
флексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую ко-
пилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти
с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку,
сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими собственны-
ми.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классифика-
ция:
– рефлексия настроения и эмоционального состояния;
– рефлексия деятельности;
– рефлексия содержания учебного материала.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оцен-
ка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающи-
ми людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятель-
ность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный про-
цесс, ориентируясь на личность каждого ученика и весьма важная состав-
ляющая проектной деятельности на уроках литературы.