Автор: Шведко Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 51
Населённый пункт: города Томска
Наименование материала: методический материал
Тема: "Готовимся к ГИА по русскому языку"
Раздел: среднее образование
Готовимся к ГИА по русскому языку
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 51 г.Томска Шведко Е.В.
Уважаемые коллеги, мы с вами знаем, что, готовя девятиклассников к
государственной аттестации по русскому языку, следует организовывать деятельность на
уроке таким образом, чтобы обучающиеся в дальнейшем не испытывали трудностей при
выполнении экзаменационных заданий. На мой взгляд, наиболее эффективно в этой связи
использовать
на
занятиях
комплексный
анализ
текста,
целью
которого
является
повышение
эффективности
работы
по
развитию
речи.
Использование
комплексного
анализа текста направлено на решение следующих задач:
-готовить учащихся к восприятию и пониманию текстов разного стиля;
-оказывать помощь в овладении методом комплексного анализа;
-формировать орфографическую и пунктуационную грамотность;
-прививать навыки сопоставительного анализа;
-учить
пользоваться
различными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным.
В результате учащиеся должны понимать и уметь анализировать текст, а также
выполнять
задания,
подобные
экзаменационным.
И
в
этой
связи
мне
прежде
всего
хотелось бы остановиться на изложении, поскольку оно, как форма учебной деятельности,
применяется в качестве аттестационной работы по русскому языку за курс девятилетнего
образования.
Во-первых, изложение даёт учителю довольно широкие возможности для осуще-
ствления контроля за орфографической и пунктуационной подготовкой учащихся. При
передаче
чужого
текста
школьник
должен
максимально
точно
воспроизвести
его
словесный ряд и синтаксическую структуру, а значит, оказывается перед необходимостью
обращения к тем или иным законам правописания.
Во-вторых, изложение представляет собой не механическую передачу чужого текста, а
собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного
текста).
Работая
над
изложением,
школьники
должны
выявить
проблематику
текста,
определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию
текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом
же выстроенный учащимся текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой
подготовки автора.
В-третьих, изложение «подталкивает» ученика к следованию образцу, к передаче
структурных, композиционных и стилистических особенностей чужого текста, что, без
всякого
сомнения,
способствует
формированию
определённых
речевых
навыков
и —
шире — того, что мы называем культурой речи. В идеале изложение вообще должно быть
чем-то вроде творческого состязания с автором, своеобразным «переводом с русского на
русский». Именно к такой сверхзадаче и направлена работа, связанная с комплексной
(филологической)
характеристикой
текстов,
предлагаемых
учащимся
для
написания
изложений. На её основополагающих принципах следует остановиться подробно.
Остановлюсь на обучающих
изложениях.
Методика
проведения
изложений
обучающего характера достаточно подробно описана в соответствующей литературе и в
целом сводится к следующему:
1. Подготовительная работа учителя перед проведением изложения - анализ текста с
целью
определения
его
темы,
проблематики,
идеи,
композиционных
особенностей
и
особенностей
сюжетостроения,
характера
образной
системы,
жанровой
специфики
и
стилистического своеобразия. Существенное внимание учитель должен уделить языку
текста, тому, что составит основу лингвистического комментирования. Безусловно, именно
на этом этапе преподавателем должен быть составлен план текста и сформулированы те
вопросы, которые будут заданы учащимся. Немаловажное значение имеет и подготовка
учителем будущего выразительного чтения произведения.
2. Вступительное слово учителя должно быть обращено прежде всего к характеристике
жанрового
и
стилистического
своеобразия
текстов.
Тексты
О. М. Безымянной —
как
притчи,
так
и
фрагменты
романа —
носят
ярко
выраженный
назидательный,
дидактический
характер.
Это —
так
называемая учительная
проза.
Следует
обратить
внимание школьников на специфику жанра притчи. Учитель подчёркивает дидактико-
аллегорический
характер
притчи
и
то,
что
это
произведение
малой
формы,
которое
обязательно заключает в себе какое-либо поучение религиозного или морального (что
часто одно и то же) плана.
3. Лингвистическое комментирование, идейный анализ произведения - это не что иное,
как начальный этап анализа текста. Цель комментирования — «объяснить непонятные
слова,
ситуации
и
т.д.,
а
такая
работа
слишком
сложна
для
учащихся.
Следует
формировать у обучающихся привычку к внимательному, медленному чтению.
Приведём весьма показательный пример. От многих современных школьников
ускользает комизм ситуации, описанной в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий», и
связано это во многом с тем, что им непонятно значение словосочетаний «коллежский
асессор»
и
«тайный
советник»
(чуждо
детской
природе
и
такое
явление,
как
чинопочитание). При осуществлении комментирования данной ситуации необходимо не
только выявить её суть (разъяснив в том числе и чиновничью иерархию в царской России),
но и (что важнее всего) оценить её как факт литературы, то есть искусства слова, показать,
как писателем обрисовывается фон, на котором развёртывается действие, как «работает»
приём речевой характеристики и т. д.
4.
Составление
сложного
плана
текста
–
это
следующий
этап
работы
над
текстом,
поскольку
план,
действительно
соответствующий
тексту,
может
появиться
только
в
результате глубокой и тонкой оценки идейно-художественного своеобразия произведения
и как следствие продумывания хода предстоящего пересказа текста.
5.
Ответы
учащихся
на
вопросы
по
тексту
будущего
изложения.
Параллельно
с
составлением плана будущего изложения учитель должен поставить перед учащимися ряд
вопросов, касающихся идейного и художественного своеобразия текста, хода написания
изложения.
Вопросы
должны
быть
сформулированы
таким
образом,
чтобы
ответы
учащихся
на
них
дали
учителю
вполне
определённое
представление
о
степени
проникновения
в
идейное
содержание
и
художественную
ткань
произведения
и
о
готовности школьников к выполнению письменной работы.
6.
Устный
пересказ
текста
школьниками
-
логическое
продолжение
работы
по
составлению
плана.
При
этом
слежу,
чтобы
текст
пересказывался
с
опорой
на
уже
составленный
план,
добиваюсь
передачи
не
только
содержания
текста,
но
и
его
художественных особенностей, прежде всего связанных с языком и стилем.
7. Двукратное чтение текста учителем. Стараюсь донести до ученической аудитории
общую тональность текста, его интонационный рисунок, выделить голосом ключевые
фразы и слова. Если в тексте присутствует диалог, следует попытаться передать то-
нальность реплик каждого персонажа, акцентировать внимание учащихся на особенностях
речи действующих лиц. При этом нужно помнить и об общих — чисто технических —
требованиях к чтению: текст следует читать медленно, соблюдая паузы, делая логические
ударения, там, где это необходимо, повышая и понижая голос. Школьники во время
чтения
текста
учителем
должны
почувствовать
распадение
его
на
части,
в
которых
реализуются микротемы. По сути дела выразительное чтение при таком подходе к нему
явится концентрированным выражением предварительно выполненного учителем анализа
текста, станет своеобразной «голосовой», актёрской его интерпретацией.
8. Написание изложения - завершающий этап работы. Необходимо, чтобы школьники
«умели
следить
за
логической
стройностью
изложения
мыслей,
за
правильностью
передачи содержания, за верным с грамматической стороны построением предложений, за
разнообразием словаря, за использованием наиболее удачных выражений из текста, за
безошибочным письмом со стороны орфографии и пунктуации».
Изложение же с комплексным анализом текста открывает пе ред учителем более
широкие возможности контроля. Такая форма работы не только нацелена на проверку
навыков передачи чужого текста и написания собственного, но и наглядно демонстрирует
умения школьников в сфере интерпретации текста, а также даёт представление о степени
понимания ими его эстетической природы.
Осуществляя с детьми комплексный анализ текста, соответственно, готовлю их к
осмысленному написанию изложения и сочинения, а также к выполнению заданий в
тестовой
форме.
В
этой
связи
мне
очень
помогает
методическое
пособие О.
М.
Безымянной
и
С.
А.
Лукьянова
«Методика
работы
над
изложением
с
комплексным
анализом текста»,
в котором представлены методические рекомендации,
схемы работы
над
обучающим
изложением
с
анализом
текста,
даны
образцы
комплексной
характеристики.
Таким образом, коммуникативная компетенция (осведомлённость школьников в
особенностях
функционирования
родного
языка
в
устной
и
письменной
формах)
реализуется
в
процессе
осуществления
следующих
направлений:
овладение
функциональной грамотностью (способность учащегося свободно использовать навыки
чтения и письма для целей получения информации из текста); овладение навыками и
умениями
понимания
и
анализа
текстов
разных
видов;
овладение
продуктивными
навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Каждый предлагаемый урок содержит упражнения олимпиадного характера и
творческие
задания.
Благодаря
этому
одни
ученики
осваивают
материал,
предусмотренный стандартом образования, а другие на более высоком уровне изучают
исторические процессы языка, работают над комплексным анализом текста. Работа по
орфографии и пунктуации также ведётся параллельно с работой над текстом. Возрастает
роль самостоятельной работы на уроке, усиливаются межпредметные связи (например,
литература).
Тесная
взаимосвязь
предметов
предполагает
целостное
восприятие
учащимися художественно – языковой формы произведения.
Обсуждение текста создает эмоциональный настрой, повышает интерес к предмету. А
сознательное
осмысление
законов
языка
и
речи,
находящихся
во
взаимосвязи
и
взаимодействии, позволяет вести систематическую и целенаправленную подготовку к
ГИА.