Напоминание

"Готовимся к ГИА по русскому языку"


Автор: Шведко Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 51
Населённый пункт: города Томска
Наименование материала: методический материал
Тема: "Готовимся к ГИА по русскому языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Готовимся к ГИА по русскому языку

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 51 г.Томска Шведко Е.В.

Уважаемые коллеги, мы с вами знаем, что, готовя девятиклассников к

государственной аттестации по русскому языку, следует организовывать деятельность на

уроке таким образом, чтобы обучающиеся в дальнейшем не испытывали трудностей при

выполнении экзаменационных заданий. На мой взгляд, наиболее эффективно в этой связи

использовать

на

занятиях

комплексный

анализ

текста,

целью

которого

является

повышение

эффективности

работы

по

развитию

речи.

Использование

комплексного

анализа текста направлено на решение следующих задач:

-готовить учащихся к восприятию и пониманию текстов разного стиля;

-оказывать помощь в овладении методом комплексного анализа;

-формировать орфографическую и пунктуационную грамотность;

-прививать навыки сопоставительного анализа;

-учить

пользоваться

различными

видами

чтения:

изучающим,

просмотровым,

ознакомительным.

В результате учащиеся должны понимать и уметь анализировать текст, а также

выполнять

задания,

подобные

экзаменационным.

И

в

этой

связи

мне

прежде

всего

хотелось бы остановиться на изложении, поскольку оно, как форма учебной деятельности,

применяется в качестве аттестационной работы по русскому языку за курс девятилетнего

образования.

Во-первых, изложение даёт учителю довольно широкие возможности для осуще-

ствления контроля за орфографической и пунктуационной подготовкой учащихся. При

передаче

чужого

текста

школьник

должен

максимально

точно

воспроизвести

его

словесный ряд и синтаксическую структуру, а значит, оказывается перед необходимостью

обращения к тем или иным законам правописания.

Во-вторых, изложение представляет собой не механическую передачу чужого текста, а

собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного

текста).

Работая

над

изложением,

школьники

должны

выявить

проблематику

текста,

определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию

текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом

же выстроенный учащимся текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой

подготовки автора.

В-третьих, изложение «подталкивает» ученика к следованию образцу, к передаче

структурных, композиционных и стилистических особенностей чужого текста, что, без

всякого

сомнения,

способствует

формированию

определённых

речевых

навыков

и —

шире — того, что мы называем культурой речи. В идеале изложение вообще должно быть

чем-то вроде творческого состязания с автором, своеобразным «переводом с русского на

русский». Именно к такой сверхзадаче и направлена работа, связанная с комплексной

(филологической)

характеристикой

текстов,

предлагаемых

учащимся

для

написания

изложений. На её основополагающих принципах следует остановиться подробно.

Остановлюсь на обучающих

изложениях.

Методика

проведения

изложений

обучающего характера достаточно подробно описана в соответствующей литературе и в

целом сводится к следующему:

1. Подготовительная работа учителя перед проведением изложения - анализ текста с

целью

определения

его

темы,

проблематики,

идеи,

композиционных

особенностей

и

особенностей

сюжетостроения,

характера

образной

системы,

жанровой

специфики

и

стилистического своеобразия. Существенное внимание учитель должен уделить языку

текста, тому, что составит основу лингвистического комментирования. Безусловно, именно

на этом этапе преподавателем должен быть составлен план текста и сформулированы те

вопросы, которые будут заданы учащимся. Немаловажное значение имеет и подготовка

учителем будущего выразительного чтения произведения.

2. Вступительное слово учителя должно быть обращено прежде всего к характеристике

жанрового

и

стилистического

своеобразия

текстов.

Тексты

О. М. Безымянной —

как

притчи,

так

и

фрагменты

романа —

носят

ярко

выраженный

назидательный,

дидактический

характер.

Это —

так

называемая учительная

проза.

Следует

обратить

внимание школьников на специфику жанра притчи. Учитель подчёркивает дидактико-

аллегорический

характер

притчи

и

то,

что

это

произведение

малой

формы,

которое

обязательно заключает в себе какое-либо поучение религиозного или морального (что

часто одно и то же) плана.

3. Лингвистическое комментирование, идейный анализ произведения - это не что иное,

как начальный этап анализа текста. Цель комментирования — «объяснить непонятные

слова,

ситуации

и

т.д.,

а

такая

работа

слишком

сложна

для

учащихся.

Следует

формировать у обучающихся привычку к внимательному, медленному чтению.

Приведём весьма показательный пример. От многих современных школьников

ускользает комизм ситуации, описанной в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий», и

связано это во многом с тем, что им непонятно значение словосочетаний «коллежский

асессор»

и

«тайный

советник»

(чуждо

детской

природе

и

такое

явление,

как

чинопочитание). При осуществлении комментирования данной ситуации необходимо не

только выявить её суть (разъяснив в том числе и чиновничью иерархию в царской России),

но и (что важнее всего) оценить её как факт литературы, то есть искусства слова, показать,

как писателем обрисовывается фон, на котором развёртывается действие, как «работает»

приём речевой характеристики и т. д.

4.

Составление

сложного

плана

текста

это

следующий

этап

работы

над

текстом,

поскольку

план,

действительно

соответствующий

тексту,

может

появиться

только

в

результате глубокой и тонкой оценки идейно-художественного своеобразия произведения

и как следствие продумывания хода предстоящего пересказа текста.

5.

Ответы

учащихся

на

вопросы

по

тексту

будущего

изложения.

Параллельно

с

составлением плана будущего изложения учитель должен поставить перед учащимися ряд

вопросов, касающихся идейного и художественного своеобразия текста, хода написания

изложения.

Вопросы

должны

быть

сформулированы

таким

образом,

чтобы

ответы

учащихся

на

них

дали

учителю

вполне

определённое

представление

о

степени

проникновения

в

идейное

содержание

и

художественную

ткань

произведения

и

о

готовности школьников к выполнению письменной работы.

6.

Устный

пересказ

текста

школьниками

-

логическое

продолжение

работы

по

составлению

плана.

При

этом

слежу,

чтобы

текст

пересказывался

с

опорой

на

уже

составленный

план,

добиваюсь

передачи

не

только

содержания

текста,

но

и

его

художественных особенностей, прежде всего связанных с языком и стилем.

7. Двукратное чтение текста учителем. Стараюсь донести до ученической аудитории

общую тональность текста, его интонационный рисунок, выделить голосом ключевые

фразы и слова. Если в тексте присутствует диалог, следует попытаться передать то-

нальность реплик каждого персонажа, акцентировать внимание учащихся на особенностях

речи действующих лиц. При этом нужно помнить и об общих — чисто технических —

требованиях к чтению: текст следует читать медленно, соблюдая паузы, делая логические

ударения, там, где это необходимо, повышая и понижая голос. Школьники во время

чтения

текста

учителем

должны

почувствовать

распадение

его

на

части,

в

которых

реализуются микротемы. По сути дела выразительное чтение при таком подходе к нему

явится концентрированным выражением предварительно выполненного учителем анализа

текста, станет своеобразной «голосовой», актёрской его интерпретацией.

8. Написание изложения - завершающий этап работы. Необходимо, чтобы школьники

«умели

следить

за

логической

стройностью

изложения

мыслей,

за

правильностью

передачи содержания, за верным с грамматической стороны построением предложений, за

разнообразием словаря, за использованием наиболее удачных выражений из текста, за

безошибочным письмом со стороны орфографии и пунктуации».

Изложение же с комплексным анализом текста открывает пе ред учителем более

широкие возможности контроля. Такая форма работы не только нацелена на проверку

навыков передачи чужого текста и написания собственного, но и наглядно демонстрирует

умения школьников в сфере интерпретации текста, а также даёт представление о степени

понимания ими его эстетической природы.

Осуществляя с детьми комплексный анализ текста, соответственно, готовлю их к

осмысленному написанию изложения и сочинения, а также к выполнению заданий в

тестовой

форме.

В

этой

связи

мне

очень

помогает

методическое

пособие О.

М.

Безымянной

и

С.

А.

Лукьянова

«Методика

работы

над

изложением

с

комплексным

анализом текста»,

в котором представлены методические рекомендации,

схемы работы

над

обучающим

изложением

с

анализом

текста,

даны

образцы

комплексной

характеристики.

Таким образом, коммуникативная компетенция (осведомлённость школьников в

особенностях

функционирования

родного

языка

в

устной

и

письменной

формах)

реализуется

в

процессе

осуществления

следующих

направлений:

овладение

функциональной грамотностью (способность учащегося свободно использовать навыки

чтения и письма для целей получения информации из текста); овладение навыками и

умениями

понимания

и

анализа

текстов

разных

видов;

овладение

продуктивными

навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Каждый предлагаемый урок содержит упражнения олимпиадного характера и

творческие

задания.

Благодаря

этому

одни

ученики

осваивают

материал,

предусмотренный стандартом образования, а другие на более высоком уровне изучают

исторические процессы языка, работают над комплексным анализом текста. Работа по

орфографии и пунктуации также ведётся параллельно с работой над текстом. Возрастает

роль самостоятельной работы на уроке, усиливаются межпредметные связи (например,

литература).

Тесная

взаимосвязь

предметов

предполагает

целостное

восприятие

учащимися художественно – языковой формы произведения.

Обсуждение текста создает эмоциональный настрой, повышает интерес к предмету. А

сознательное

осмысление

законов

языка

и

речи,

находящихся

во

взаимосвязи

и

взаимодействии, позволяет вести систематическую и целенаправленную подготовку к

ГИА.



В раздел образования