Напоминание

Использование русского народного фольклора при формировании развития речи у детей младшего возраста с ОВЗ (нарушение зрения)


Автор: Белова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25 г. Орла»
Населённый пункт: Орловская область, город Орел
Наименование материала: Конспект ООД по развитию речи
Тема: Использование русского народного фольклора при формировании развития речи у детей младшего возраста с ОВЗ (нарушение зрения)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Использование русского народного фольклора при формировании

развития речи у детей младшего возраста с ОВЗ (нарушение зрения)»

Цель: Учить детей пересказу совместно со взрослым на примере русской

народной сказки «Теремок», используя различные виды театров и элементы

драматизации.

Задачи:

1. Образовательные:

- Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать

действующих лиц и последовательность действий.

- Обучать логическому построению высказывания;

- учить согласовывать слова в предложении;

- учить детей пересказывать сказку, включая элемент драматизации.

2. Развивающие:

- Развивать память, мышление, связную речь;

- Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

3. Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

- воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать

интонации героев сказки.

4.Коррекцционные задачи:

- Развитие зрительного восприятия,

- продолжать учить детей ориентироваться в пространстве;

- развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

Оборудование:

- Ширма и куклы к сказке «Теремок»

- Настольный театр;

- Театр на ложках;

- шапочки-маски персонажей сказки; мягкая игрушка- Кот.

- раскраски с изображением персонажей сказки.

Предварительная работа:

- Чтение сказки «Теремок»;

- Просмотр сюжетных картинок;

- Прослушивание сказки в ИКТ.

Ход занятия.

В Изо- студии дети здороваются с гостями и встречают Кота-говоруна.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это к нам пришел?

Дети: Кот- Говорун, он в избе живет!

Кот: Мур-мур-мур, здравствуйте, ребята!

Воспитатель предлагает погладить кота (дети гладят кота)

Кот: А вы потешку знаете про кота? Расскажите.

Дети говорят потешку:

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород,

Всполошится весь народ:

И петух, и курица

С деревенской улицы,

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.»

Воспитатель: Кот-говорун нас дальше за собой ведет, говорит, что нас ждет

новая сказка. Идите друг за другом, чтобы с пути не сбиться. (Дети проходят

в горницу, под русскую народную мелодию).

Воспитатель

обращает

внимание

на

персонажей

сказки

и

проводит

дидактическое упражнение «Назови одним словом»

Воспитатель: медведь, лиса, заяц, волк - кто это?

Дети: Животные.

Воспитатель: Где они живут?

Дети: В лесу.

Воспитатель: А если они живут в лесу, какие это животные?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Где живет мышка? А лягушка? Зайчик живет под кустом. А

лиса где живет? (В норе.) Волк- в логове. Как называется дом медведя?

Медведь живет в берлоге.

Воспитатель: Посмотрите, чей это дом как вы думаете? (Ответы детей).

Верно, это теремок. А кто же в нем живет?

Дети перечисляют.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам сказку, в которой все эти звери жили

дружно в одном домике. Сказка называется «Теремок».

1-й вариант. Показывается кукольный театр с игрушками-би-ба-бо на

ширме.

Русская народная сказка «Теремок» в обр. Е. Чарушина

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит:

- Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

Никого в тереме нет — никто мышке не отвечает. Залезла мышка в

теремок; стала жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и кричит:

- Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка! А ты кто?

— Я лягушка-квакушка!

— Иди ко мне жить!

Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить- поживать —

песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю зайка бежит,

У дверей остановился и кричит:

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка! А ты кто?

— А я заяц — на горе увёртыш!

— Иди к нам жить!

— Хорошо, приду.

Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни

распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю лисичка бежит,

У дверей остановилась и кричит:

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш! А ты кто?

— А я лисичка-сестричка!

— Иди к нам жить!

— Сейчас приду.

Забралась лиса в теремок. Стали теперь четверо жить-поживать — песни

распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю серый волк бежит,

У дверей остановился и кричит:

— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш!

— Я лисичка-сестричка! А ты кто?

— А я волк — из-за кустов хватыш!

— Иди к нам жить!

Залез волк в терем. Стали все вместе жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

- Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

- Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

- Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

- Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю медведь бредёт,

У дверей остановился и ревёт:

- Уф! Уф! Уф! Уф!

Уф! Уф! Уф! Уф!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш!

— Я лисичка-сестричка!

— Я волк — из-за кустов хватыш! А ты кто?

— А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!

Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери

разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал.

Где ему, такому косолапому!

Вот какая сказка о животных. Запомнили, как она назывется? (Теремок).

Назовите тех, кто поселился в домике-теремке (мышка, лягушка, зайчик,

лисичка, волчок и медведь).

Воспит: Ребята, котик мне на ушко мяукнул, что хочет поиграть с нами.

Хотите поиграть?

Проводится физкультминутка «Мыши водят хоровод».

(Дети водят хоровод, по середине «спит» кот.)

«Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как проснётся Васька кот

Разобьёт наш хоровод!»

Воспитатель: Какая веселая игра! Вам понравилась она? (да).

Наш Кот-говорун обещает, что у него еще для нас много интересного.

Посмотрите, какой настольный театр он приготовил для нас.

Проводится 2-ой вариант сказки «Теремок», с использованием

настольного театра.

Воспитатель: Кто пришел первый к теремку? (мышка-норушка) Как она

просилась в теремок? Что говорила? (пи-пи-пи, кто-кто в теремочке живет,

кто-кто в невысоком живет?) Кто второй пришел к теремку? (лягушка-

квакушка). А как она просилась в теремок, что говорила лягушка-квакушка?

(ква-ква…) Кто следующий пришел? (зайчик-побегайчик) Как зайчик-

побегайчик просился в теремок? Что зайчик говорил?

Реб: Я зайчик- побегайчик, а вы кто? Пустите меня в теремок жить.

Далее: Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, медведь.

Воспитатель: Ребята , Кот-говорун мне на ушко шепнул, что хочет поиграть с

вами. А вы хотите? (Да)

Проводится гимнастика для глаз.

Терем-терем-теремок!

(движение глазами влево-вправо)

Он не низок, не высок,

(движение глазами вверх-вниз)

Наверху петух сидит, кукареку он кричит.

(моргают глазами)

Воспитатель: Ребята вы хотите стать артистами и показать нам сказку

«Теремок»? Дети: Да!

Воспитатель: Для этого вам нужно отгадать загадки Кота-Говоруна и

превратиться в главных героев сказки. Согласны?

Дети: Согласны!

Загадки:

1. Маленькие ножки, боится кошки.

Живет в норке, любит корки (Мышка)

Маленький рост, длинный хвост.

Собирает крошки, прячется от кошки.

2. Летом на болоте вы ее найдете.

Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка)

3. Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый- краса, а зовут ее (Лиса)

4. Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк)

День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком, уши серые торчком. (Волк)

5. Он мохнатый, он большой, спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жует, дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь косолапый зверь. (Медведь)

Отгадавший загадку ребенок, берет костюм соответствующего персонажа.

Воспитатель: Ну вот вы и превратились в героев сказки «Теремок.»

Проводится игра - хоровод «Теремок».

Для игры выбираются «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь.

Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок) .

Дети идут по кругу и поют:

- Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю, Мышка бежит

(Мышка бежит за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Мышка

- Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Мышка стучит, поет, вбегает в круг) .

Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:

- Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, Лягушка бежит,

(Лягушка прыгает за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Лягушка

- Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Лягушка стучит и поет)

Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: Я Лягушка-квакушка!

Мышка: Иди ко мне жить!

(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит

Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а

Медведь их ловит.)

Воспитатель: Хвалит детей и благодарит Кота-говоруна за интересную

сказку.

Кот-говорун дарит детям раскраски с персонажами сказки «Теремок» (на

выбор) и прощается с детьми до новых встреч.

Воспитатель: Дети, а нам пора возвращаться в детский сад.

Под музыку дети выходят из «Горницы».



В раздел образования