Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся на современном этапе"
Раздел: среднее образование
Управление образования мэрии г. Магадана
Муниципальное
АВТОНОМНОЕ
общеобразовательное учреждение
«Гимназия (английская)»
Доклад
Роль учителя литературы в духовно – нравственном воспитании
учащихся
(ВЫСТУПЛЕНИЕ
на
МО
учителей
русского
языка
и
литературы
МУНИЦИПАЛЬНОГО
АВТОНОМНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
«Гимназия (английская)»)
Лепешкина Л.Е.,
учитель русского языка
и литературы,
высшей квалификационной
категории
Декабрь, 2013 г.
Доклад на тему
РОЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОМ
ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Человеку присуще ценностное отношение к миру. В любом обществе
складываются
устойчивые
ценностные
ориентации,
которые
приобретают
характер общественных норм. Сегодня наше общество, к сожалению, идет по
пути отказа от этих норм. Освобождение от традиционных норм и ценностей,
отсутствие
моральных
границ
и
нравственных
образцов
поведения
способствуют саморазрушению личности. Подобное происходит повсюду. В
этой ситуации как никогда возрастает роль школы, роль учителя. И в первую
очередь учителя словесности, литературы, который на своих уроках может
посеять семена добра и милосердия, решить задачи духовно – нравственного
воспитания учащихся.
Но, к сожалению, такого кризиса, в котором находится сегодня предмет
«литература», мы еще не знали. Не помогли нам ни новые программы по
этому
предмету,
ни
яркие,
красочные
учебники,
ни
свобода
в
выборе
подходов,
приемов
и
способов
изучения
программных
произведений
по
литературе.
Еще в конце 20 века литература была одним из главных предметов в школе,
но сегодня она находится на задворках образования.
И дело не в том, что школьники перестали читать, а в том, почему они
перестали
читать.
За
последнее
десятилетие
произошло
не
только
уменьшение часов
на изучение литературы в школе, но и изменилось
отношение к этому предмету в обществе. А ведь от того, каким выйдет
молодой человек из стен школы, зависит наше будущее.
Когда – то известный человек эпохи серебряного века Е.Н. Трубецкой
увидел
в
обыденной
жизни
человека
отвратительное
издевательство
над
смыслом, поругание его. И вот, кажется, сейчас бессмыслица жизни пытается
нас захлестнуть. Сегодня в погоне за материальными ценностями мы давно
уже забыли о духовном. Вопрос о ценностях не праздный, поскольку это
вопрос о способе жизни. Смысл преподавания литературы всегда был связан
с судьбой России, и поэтому оно всегда было патриотичным. Вот об этом и
нужно вспомнить сейчас. Духовно – нравственное воспитание должно быть
одним из главных направлений в современной школе.
Когда в 1844 году появилась книга Ф.И. Буслаева «О преподавании
отечественного
языка»,
ее
встретила
восторженная
критика.
Что
же
обеспечило грандиозный успех труду Буслаева? Первое и главное: педагог
предложил совершенно новую идею воспитания общества через словесность.
И
тогда
у
молодого
поколения
возникает
интерес
ко
всему
исконному,
родному. И поиск национальной идеи через познание собственных истоков
становится для Буслаева главным. Не отрицая элементов общечеловеческого
образования, не отрицая важности изучения европейских языков, он заявляет:
«Вопрос о преподавании отечественного языка в наших гимназиях тесто
связан
с вопросами о русской национальности. Язык связан напрямую с
литературой,
и
всякий
образованный
человек
стремится
эту
литературу
ведать».
Как же случилось, что сегодня наши дети совершенно не читают, их
интересы далеки от того, о чем идет речь в произведениях классики.
Может быть, потому что современный учитель литературы сам изменил
свое отношение к преподаванию своего предмета, утратил веру в высокие
идеалы? Между тем именно она, эта вера, вдохновила великого педагога В.Я.
Стоюнина, чьи собственные идеалы были неразделимы с идеалами, которые
пропагандировала
русская
классическая
литература.
«Воспитание
у
юношества высших идеалов, помогающих выстоять нравственно, - такой
должна быть главная миссия учителя – словесника», - полагал он. Педагог
считал,
что
экономический
прогресс
невозможен
без
прогресса
нравственного.
Без сомнения, эти мысли Стоюнина приобретают особый смысл сейчас,
когда нужны именно нравственные силы, чтобы
выстоять, не отступить,
остаться человеком. Тогда, в 19 веке, тысячи учителей литературы горячо
восприняли стоюнинское направление, увидев главный интерес литературы в
наполнении
духовной
жизни
человека
благородными
чувствами,
гражданскими идеалами.
Отраженный свет нашей «святой» литературы (а об этом говорили многие
литературоведы) сказался на всех этих мыслях русских педагогов. Неужели
все эти высокие порывы канули, ушли в небытие, стали только фактом, и мы
будем продолжать бездумно поклоняться всему западному, забыв о нашем,
отечественном? Сейчас это слово
«наши» приобрело какой – то другой
смысл.
А
ведь
оно
имеет
по
–
настоящему
высокий
смысл.
О нашем с
гордостью и любовью писали наши писатели. Стремление к этому общему
нашему – одна из высших ценностей, завещанных нам А. Блоком: «И все уж
не мое, а наше, и с миром утвердилась связь». Ключевое оно и для Л.
Толстого, описывающего
в «Войне и мире» противостояние
русского и
французского полков. В маленьком отрывке много раз повторяется это слово:
«наш правый фланг», «наша пехота», «наши войска», «опять наша пехота»,
«наша позиция». Ведь потому и выиграли сражение, что все ощущали как
«наше».
Нашим
делом
сейчас
(именно
сейчас!)
должно
стать
духовно
–
нравственное воспитание наших учеников. И самое главное мы, учителя
литературы, должны понять, что настала насущная потребность реализовать
задачи
духовно
–
нравственного
воспитания
на
основе
православных
национальных традиций. Мы с вами имеем большую возможность решить
эти задачи, анализируя
произведения русской классической литературы,
рассказывающие о православных национальных традициях. В своей работе я
всегда стараюсь обратить особое внимание учеников на эти произведения,
которые имеют глубокое воспитательное значение. Это и произведения на
библейские
темы,
и
жития,
и
«Слово
о
полку
Игореве».
При
изучении
произведений Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого я знакомлю
ребят с духовными и религиозными поисками
этих писателей. Всегда с
большим интересом узнают учащиеся, что одной из главных тем поэмы Н.А.
Некрасова «Дедушка» является не только тема героизации декабризма, но и
поэтизации
христианской
жертвенности.
В
другом
ключе
можно
сейчас
рассматривать
произведение
А.С.Пушкина
«Евгений
Онегин»,
где
рассказывается о русских национальных традициях. И таких произведений
много, нам необходимо в некоторой степени менять подходы к изучению
произведений русской классической литературы. Если
мы научим наших
ребят
читать
русскую классику с сопереживанием, с состраданием, с
любовью, то, может быть, и отступит
деградация нашего общества, оно
станет добрее, человечнее. И в заключение хотела бы внести следующее
предложение:
всем
учителям
еще
раз
проанализировать
программные
произведения по литературе в 5 - 11 классах, обратить внимание на те из них,
которые позволили бы в полной мере
реализовать
задачи
духовно –
нравственного
воспитания
на
основе
национальных
православных
традиций,
а
потом,
обсудив
полученные
результаты,
составить
единый
сборник методических рекомендаций, которыми могли бы пользоваться все
учителя литературы гимназии.