Автор: Баширова Флюра Исмагиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №95 с углублённым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Чередование гласных в корне"
Раздел: среднее образование
Чередования гласных в корнях.
Урок русского языка 5б классе.
Учитель: Баширова Ф.И.
Цели урока :
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы
“Чередование гласных в корнях”.
Задачи:
Предметно-содержательная: формировать умение написания гласных а-о,е-и в корнях с
чередованием, различения данной орфограммы от безударных гласных корня, проверяемых и
непроверяемых.
Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности,
взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
метапредметные
личностные
Что обозначает термин
«чередование»; как отличить
чередование от проверяемых и
непроверяемых гласных в корнях
слова .
Уметь применять правила
написания гласных е-и, о-а в
данных примерах.
Составление алгоритма
правописания чередующихся
гласных корня.
познавательные УУД:
умение работы со справочной
литературой, постановка и
решение проблемы;
регулятивные:
умение ставить цели,
планировать свою работу,
проводить самопроверку;
коммуникативные:
умение работать в группе,
осуществлять поиск и сбор
информации, владение разными
формами речи.
Воспитывать
нравственные качества: чувство
товарищества; деликатность;
дисциплинированность;
ответственность; способность
сопереживать; самоуважение.
Воспитывать любовь к
русскому языку и литературе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Средства обучения:
Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой(часть 2).
Компьютер
Мультимедийное оборудование.
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).
Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.
Орфографический словарь, фразеологический словарь, словарь антонимов и синонимов.
Домашнее задание:
дается на выбор (разный уровень сложности):
Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/
Придумать загадки, используя чередование /повышенный/
Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Начало
урока
Вспомнить, какие гласные корня называются безударными.
Конец
урока
Узнать, какие из них можно проверить, а какие – нельзя ,их надо запомнить
Уметь различать проверяемые-непроверяемые гласные корня от чередующихся.
Пополнить свой словарный запас.
Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.
Отдохнуть на уроке.
1.
Организационный момент
2.
Постановка целей и задач урока на основе сформулированной темы урока.
3.
На экране проектора:
Люди пишут, а время стирает,
Всё стирает, что можно стереть.
Но скажи, если слух умирает,
Разве должен и звук умереть?
(С.Маршак)
? О чём идет речь в стихотворении?
? Найдите однокоренные слова (стирает-стереть, умирает-умереть).
? Почему однокоренные слова пишутся по-разному ? Сформулируйте тему нашего урока.
ТЕМА УРОКА: Правописание чередующихся гласных корня:
Соотнесите слова, которые даны у вас в каждой группе в два столбика:
1.Проверяемый гласный в корне
2.Непроверяемый гласный в корне
Актуализация новых знаний. Фиксирование затруднений.
Запишите слова, применив правило.
1.Роса – росы, цветок –цвет, морской –море, земля –земли, огонь - огненный ,лесной –лес, столы –стол,
коса –косы, вода –воды.
2.Сувенир, карандаш, абзац, вагон, пейзаж, гараж, орех.
? Как вы записали эти слова?
? Какие из них вызвали затруднения?
? Почему на столе у каждой группы остались слова, которые не вошли ни в одну из групп?
? Они однокоренные? Как мы их напишем?
Сформулируем правило, добавив к нему существенную информацию.
Итак, мы сформулировали тему урока, поэтому, пожалуйста, заполните карточку Целей – алгоритм моих
действий.
Цель (чего я хочу добиться на уроке) (заполняется учеником)
Вспомнить, как можно проверить безударный гласный корня
Подобрать проверочные слова.
Уметь различать непроверяемые от проверяемых и чередующиеся от них.
Если нашёл слово с чередованием , определить ,какой гласный в этом корне.
Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.
Обратиться к правилу.
4.
Построение проекта исходной задачи.
Задание в группах
1 группа. Обобщить всё сказанное о правописании е –и в корне с чередованием в виде алгоритма.
Посмотри, какой гласный идёт после корня
А
Другой гласный
ПИШИ И
ПИШИ Е
Замирать, застилать,
умирать, забирать, стирать
Замереть, застелить,
умереть, заберу, стереть.
2 группа. Составить памятку «Когда писать О, а когда А в корнях с чередованием раст- рос»
1.Выдели корни в словах и скажи, какие сочетания букв в каждом из них .
2.Вспомни правило, и напиши данные слова по правилу :расти , растение, выращенный, рос, заросли
3.Проверь себя, вспомнив слова-исключения – росток, Ростов, отрасль , ростовщик.
4.Придумай еще 2 слова, которые пишутся так же.
3 группа.
Расставьте ударение в словах:
Корень ударный
Корень безударный
Поклон
Поклониться
Зарево,зоренька
Заря
Загар
Загорел
Слова – исключения:
Зорянка, зоревать
4 группа: касаться –коснуться, предложить – предлагать, слагаемое - сложение
Как работает АЛГОРИТМ, как получится применить для работы ПАМЯТКУ!?
Задание в группах. (с проверкой по эталону)
1 группа
Распределите слова в 2 столбика. Объясните,какое правило применили:
Прикосновение, касательная, коснуться, неприкосновенность,
5.
Составьте с данными пословицами рассказ, придумайте речевую ситуацию, объясняющую
пословицу или поговорку. Какие чередующие гласные в корнях вы заметили? Объясните
правописание:
Осень собирает – зима подъедает.
На воре и шапка горит.
Мягко стелет – жёстко спать.
До земли не поклонившись, грибка не сорвёшь.
1-ая группа:
Однажды Стрекоза обратилась за помощью к Муравью: «Не оставь меня, кум милый, дай ты мне
собраться с силой. И до вешних только дней прокорми и обогрей!» Но Муравей ответил ей: «А
работала ль ты лето?» Мораль басни такова: «Кто хорошо потрудился – сыт всю зиму. « А ещё
«Осень собирает – зима подъедает».
2-ая группа:
Мама сварила варенье и оставила банку на столе. А сын хотел попробовать и нечаянно уронил банку.
Варенье разлилось по столу и по полу. Что было делать? Ведь скоро вернётся мама, и сыну попадёт.
Тогда он придумал историю про кота Ваську, где главным виновником выступал домашний питомец.
Для этого сын вымазал кота вареньем, а сам стал убираться на кухне. Когда пришла мама и спросила,
что случилось, он ответил: «Я не виноват, это Васька!»
3-ая группа:
Один мальчик хотел подружиться с девочкой, но не знал, как сказать ей. Когда его соседка по парте
узнала об этом,то взялась помочь ему. С ним она была очень ласкова и приветлива, а своей подружке
так плохо описала мальчика, что та сразу отказалась с ним дружить. Не зря говорится: «Мягко
стелет, да жёстко спать».
4-ая группа:
Наш класс 5Б хотел завоевать призовое место в конкурсе среди пятых классов. Номинаций было
много: учебная, спортивная, художественная. Пришлось потрудиться: Лера возглавила учебный
сектор, Витя – спортивный, Маша – художественный. Мы старались весь учебный год, принимали
участие во всех школьных мероприятиях. И когда подвели итоги года, мы оказались лучшими. Ура! А
Елена Витальевна сказала: «Не поклонившись до земли, грибка не сорвёшь!»
6.
Первичное закрепление с комментированием.
ПРАВИЛО! (формулируют представители каждой группы)
7.
Включение в систему знаний и повторение.
Работа с текстом.
Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши
предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже
высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз,
расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно
было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения
на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста , заг_релые, бронзовые, купались
в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали
дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться.
Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по
– прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к
горизонту,
почти
к_салось
его
своим
краем.
Вот
заг_релись
на
небе
звёзды.
Наконец
вдали
замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.
1.
О чем данный текст, как бы вы его назвали?
2.
Найдите в тексте слова с чередованием.
3.
Объясните написание чередующихся гласных а-о, е-и в корнях .
8.
Домашнее задание. Дается на выбор (разный уровень сложности):
Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/
Придумать загадки, используя чередование /повышенный/
Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/
9.
Рефлексия.
+
Вспомнить, какие корни с чередованием узнали вы сегодня.
+
+
Узнать, какие пишутся в них гласные.
+
+
Уметь различать безударный гласный корня и чередующийся гласный в корне.
+
+
Пополнить свой словарный запас.
+
+
Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.
–
Отдохнуть на уроке.