Напоминание

"Чередование гласных в корне"


Автор: Баширова Флюра Исмагиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №95 с углублённым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Чередование гласных в корне"
Раздел: среднее образование





Назад




Чередования гласных в корнях.

Урок русского языка 5б классе.

Учитель: Баширова Ф.И.

Цели урока :

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы

“Чередование гласных в корнях”.

Задачи:

Предметно-содержательная: формировать умение написания гласных а-о,е-и в корнях с

чередованием, различения данной орфограммы от безударных гласных корня, проверяемых и

непроверяемых.

Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности,

взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

метапредметные

личностные

Что обозначает термин

«чередование»; как отличить

чередование от проверяемых и

непроверяемых гласных в корнях

слова .

Уметь применять правила

написания гласных е-и, о-а в

данных примерах.

Составление алгоритма

правописания чередующихся

гласных корня.

познавательные УУД:

умение работы со справочной

литературой, постановка и

решение проблемы;

регулятивные:

умение ставить цели,

планировать свою работу,

проводить самопроверку;

коммуникативные:

умение работать в группе,

осуществлять поиск и сбор

информации, владение разными

формами речи.

Воспитывать

нравственные качества: чувство

товарищества; деликатность;

дисциплинированность;

ответственность; способность

сопереживать; самоуважение.

Воспитывать любовь к

русскому языку и литературе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства обучения:

Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой(часть 2).

Компьютер

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).

Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.

Орфографический словарь, фразеологический словарь, словарь антонимов и синонимов.

Домашнее задание:

дается на выбор (разный уровень сложности):

Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/

Придумать загадки, используя чередование /повышенный/

Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Начало

урока

Вспомнить, какие гласные корня называются безударными.

Конец

урока

Узнать, какие из них можно проверить, а какие – нельзя ,их надо запомнить

Уметь различать проверяемые-непроверяемые гласные корня от чередующихся.

Пополнить свой словарный запас.

Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.

Отдохнуть на уроке.

1.

Организационный момент

2.

Постановка целей и задач урока на основе сформулированной темы урока.

3.

На экране проектора:

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что можно стереть.

Но скажи, если слух умирает,

Разве должен и звук умереть?

(С.Маршак)

? О чём идет речь в стихотворении?

? Найдите однокоренные слова (стирает-стереть, умирает-умереть).

? Почему однокоренные слова пишутся по-разному ? Сформулируйте тему нашего урока.

ТЕМА УРОКА: Правописание чередующихся гласных корня:

Соотнесите слова, которые даны у вас в каждой группе в два столбика:

1.Проверяемый гласный в корне

2.Непроверяемый гласный в корне

Актуализация новых знаний. Фиксирование затруднений.

Запишите слова, применив правило.

1.Роса – росы, цветок –цвет, морской –море, земля –земли, огонь - огненный ,лесной –лес, столы –стол,

коса –косы, вода –воды.

2.Сувенир, карандаш, абзац, вагон, пейзаж, гараж, орех.

? Как вы записали эти слова?

? Какие из них вызвали затруднения?

? Почему на столе у каждой группы остались слова, которые не вошли ни в одну из групп?

? Они однокоренные? Как мы их напишем?

Сформулируем правило, добавив к нему существенную информацию.

Итак, мы сформулировали тему урока, поэтому, пожалуйста, заполните карточку Целей – алгоритм моих

действий.

Цель (чего я хочу добиться на уроке) (заполняется учеником)

Вспомнить, как можно проверить безударный гласный корня

Подобрать проверочные слова.

Уметь различать непроверяемые от проверяемых и чередующиеся от них.

Если нашёл слово с чередованием , определить ,какой гласный в этом корне.

Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.

Обратиться к правилу.

4.

Построение проекта исходной задачи.

Задание в группах

1 группа. Обобщить всё сказанное о правописании е –и в корне с чередованием в виде алгоритма.

Посмотри, какой гласный идёт после корня

А

Другой гласный

ПИШИ И

ПИШИ Е

Замирать, застилать,

умирать, забирать, стирать

Замереть, застелить,

умереть, заберу, стереть.

2 группа. Составить памятку «Когда писать О, а когда А в корнях с чередованием раст- рос»

1.Выдели корни в словах и скажи, какие сочетания букв в каждом из них .

2.Вспомни правило, и напиши данные слова по правилу :расти , растение, выращенный, рос, заросли

3.Проверь себя, вспомнив слова-исключения – росток, Ростов, отрасль , ростовщик.

4.Придумай еще 2 слова, которые пишутся так же.

3 группа.

Расставьте ударение в словах:

Корень ударный

Корень безударный

Поклон

Поклониться

Зарево,зоренька

Заря

Загар

Загорел

Слова – исключения:

Зорянка, зоревать

4 группа: касаться –коснуться, предложить – предлагать, слагаемое - сложение

Как работает АЛГОРИТМ, как получится применить для работы ПАМЯТКУ!?

Задание в группах. (с проверкой по эталону)

1 группа

Распределите слова в 2 столбика. Объясните,какое правило применили:

Прикосновение, касательная, коснуться, неприкосновенность,

5.

Составьте с данными пословицами рассказ, придумайте речевую ситуацию, объясняющую

пословицу или поговорку. Какие чередующие гласные в корнях вы заметили? Объясните

правописание:

Осень собирает – зима подъедает.

На воре и шапка горит.

Мягко стелет – жёстко спать.

До земли не поклонившись, грибка не сорвёшь.

1-ая группа:

Однажды Стрекоза обратилась за помощью к Муравью: «Не оставь меня, кум милый, дай ты мне

собраться с силой. И до вешних только дней прокорми и обогрей!» Но Муравей ответил ей: «А

работала ль ты лето?» Мораль басни такова: «Кто хорошо потрудился – сыт всю зиму. « А ещё

«Осень собирает – зима подъедает».

2-ая группа:

Мама сварила варенье и оставила банку на столе. А сын хотел попробовать и нечаянно уронил банку.

Варенье разлилось по столу и по полу. Что было делать? Ведь скоро вернётся мама, и сыну попадёт.

Тогда он придумал историю про кота Ваську, где главным виновником выступал домашний питомец.

Для этого сын вымазал кота вареньем, а сам стал убираться на кухне. Когда пришла мама и спросила,

что случилось, он ответил: «Я не виноват, это Васька!»

3-ая группа:

Один мальчик хотел подружиться с девочкой, но не знал, как сказать ей. Когда его соседка по парте

узнала об этом,то взялась помочь ему. С ним она была очень ласкова и приветлива, а своей подружке

так плохо описала мальчика, что та сразу отказалась с ним дружить. Не зря говорится: «Мягко

стелет, да жёстко спать».

4-ая группа:

Наш класс 5Б хотел завоевать призовое место в конкурсе среди пятых классов. Номинаций было

много: учебная, спортивная, художественная. Пришлось потрудиться: Лера возглавила учебный

сектор, Витя – спортивный, Маша – художественный. Мы старались весь учебный год, принимали

участие во всех школьных мероприятиях. И когда подвели итоги года, мы оказались лучшими. Ура! А

Елена Витальевна сказала: «Не поклонившись до земли, грибка не сорвёшь!»

6.

Первичное закрепление с комментированием.

ПРАВИЛО! (формулируют представители каждой группы)

7.

Включение в систему знаний и повторение.

Работа с текстом.

Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши

предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже

высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз,

расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно

было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения

на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста , заг_релые, бронзовые, купались

в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали

дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться.

Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по

– прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к

горизонту,

почти

к_салось

его

своим

краем.

Вот

заг_релись

на

небе

звёзды.

Наконец

вдали

замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город.

1.

О чем данный текст, как бы вы его назвали?

2.

Найдите в тексте слова с чередованием.

3.

Объясните написание чередующихся гласных а-о, е-и в корнях .

8.

Домашнее задание. Дается на выбор (разный уровень сложности):

Прочитать правила § 6 и выполнить упражнение 54 . /базовый/

Придумать загадки, используя чередование /повышенный/

Написать инструкцию, используя чередование. /повышенный/

9.

Рефлексия.

+

Вспомнить, какие корни с чередованием узнали вы сегодня.

+

+

Узнать, какие пишутся в них гласные.

+

+

Уметь различать безударный гласный корня и чередующийся гласный в корне.

+

+

Пополнить свой словарный запас.

+

+

Решиться поднять руку, если я знаю правильный ответ.

Отдохнуть на уроке.



В раздел образования