Напоминание

Особенности профессионального самоопределения школьников и обучающихся учреждений СПО


Авторы: Рылова Елена Николаевна, Елена Николаевна Рылова
Должность: методист
Учебное заведение: МАОУ ДПО ИМЦ НМР
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Особенности профессионального самоопределения школьников и обучающихся учреждений СПО
Раздел: полное образование





Назад




Особенности профессионального самоопределения школьников и

студентов учреждений СПО

В

соответствии

с

Программой

экспериментальной

работы

по

реализации инновационного проекта «Разработка и апробация модели

взаимодействия

образовательных

организаций

разных

типов

по

сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников

детских домов и обучающихся образовательных организаций разных

типов» нами было проведено диагностическое исследование уровня

социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников.

Диагностическое исследование проходило в два этапа: первый был

направлен на выявление исходного уровня СПА, затем после проведения

формирующего

эксперимента

состоялось

повторное

исследование,

направленное на оценку результативности проведенной в образовательных

организациях работы.

В нашем муниципалитете в экспериментальной

работе приняли участие базовые учреждения ГБУ ДПО «КРИРПО»: МКУ

«Детский дом Осинниковского городского округа»,

МБОУ Средняя

общеобразовательная школа №35, ГПОУ ОПТ и ГПОУ ОГТК.

В ходе реализации работы ФЭП были разработаны критерии оценки

уровня

социально

профессиональной

адаптации:

когнитивный,

мотивационно-ценностный,

деятельностно-практический

и

адаптивно-

ресурсный.

Каждый

критерий

оценивался

по

трем

уровням

сформированности: высокий, средний, низкий. В эксперименте приняли

участие 200 обучающихся профессиональных образовательных организаций

(108 студентов ГПОУ ОГТК и 92 студента ГПОУ ОПТ) и 84 респондента

учащихся

школ

и

воспитанников

детского

дома,

всего

в

ходе

констатирующего эксперимента, проведенного в нашем городском округе

продиагностировано 284 человека.

Диаграмма 1 «Участники эксперимента»

0

20

40

60

80

100

120

ОГТК

ОПТ

школа

детский дом

В ходе экспериментальной работы было определено, что процесс

социально-профессиональной адаптации разворачивается во времени и

пространстве

профессионального

образования

и

характеризуется

следующими критериями:

1)

когнитивный

критерий

определяется

степенью

ознакомления

студента

с

профессиональной

деятельностью,

информированностью

о

профессионально значимых качествах и степенью развития данных качеств,

наличию индивидуального плана и плана профессиональной карьеры;

2) мотивационно-ценностный критерий выражается совокупностью

мотивов, устойчивым интересом и ценностным отношением к профессии,

построению профессиональной карьеры; позицией, отражающей отношение

к обществу, коллективу, к себе на основе норм морали, общечеловеческих

ценностей;

сознанием

личной

и

общественной

значимости

будущей

профессии;

3)

деятельностно-практический

критерий

показывает

характер

активности

и

самостоятельности

обучающихся

в

освоении

будущей

профессии/специальности,

наличие

социально-нравственного

опыта,

отражающего

профессиональную

самоопределенность

субъекта

в

деятельности;

4)

адаптивно – ресурсный

критерий демонстрирует физическую

подготовленность

обучающихся,

уровень

потенциала

здоровья,

стрессоустойчивость в трудных жизненных ситуациях, сформированность

навыков здорового образа жизни и волевые качества.

В

ходе

исследования

образовательными

организациями

были

полученны следующие результаты :

Диаграмма школа № 35

Как

видно

на

представленной

диаграмме,

в

ходе

первичной

диагностики у обучающихся преобладает средний уровень СПА, в результате

проведенной в школе совместной работы уровенб СПА повысился до уровня

выше среднего, кроме того повысились показатели по высокому уровню.

Результаты диагностики Социально – профессиональной адаптации

среди

обучающихся

Осинниковского

политехнического

техникума

представлены на следующей диаграмме.

-10

40

90

3,2

86

9,8

1

1

68

15

16

2017 год

2018 год

На диаграмме видно, что после проведенной работы результаты по

показателям выше среднего и высокий повысились.

На следующем слайде можно увидеть результаты диагностики,

проведенной в Осинниковском горнотехническом колледже.

Для оценки когнитивного критерия применялись следующие методики:

анкета «Информированность студента о своей профессии, специальности»,

«Тип мышления» (методика в модификации Г. В. Резапкиной), опросник

«Карта интересов», А. Е. Голомшток (модифицированная методика О. Г.

Филимоновой). В ходе диагностики оценивались

информированность о

выбранной профессии, ведущий тип мышления, интересы и склонности

студентов. Результаты представлены в диаграмме 2. Диаграмма 3

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

высокий

средний

низкий

Итак,

мы

видим,

что

высокий

уровень

сформированности

когнитивного критерия, а то есть высокий уровень знаний о выбранной

профессии, соответствие типу мышления, склонностей и интересов выявлен

у 20% студентов СПО, преобладающим является средний уровень, который

выявлен у 71% респондентов и низкий уровень был диагностирован лишь у

9% обучающихся профессиональных образовательных организаций. Данные

результаты показывают высокую сформированность когнитивного критерия

у первокурсников профессиональных образовательных организаций г.

Осинники, наличие у большинства респондентов высокого и среднего уровня

информированности о получаемой профессии,

соответствие

выбранной

профессии типу мышления.

Среди школьников довольно большой процент, а это 41%, имеют

низкий уровень информированности о профессии, тип мышления и

склонности и интересы не соответствуют выбранной профессии. Высокий

уровень не выявлен ни у одного учащегося. Сравнивая результаты

школьников и студентов можно отметить различия в результатах. Возможно,

это связано с тем, что студенты, поступившие в техникум и колледж, когда

делали свой профессиональный выбор, больше узнали о выбранной

профессии, оценили свои возможности и способности. В колледжах в период

приемной компании, приемная комиссия ведет активную информационную

работу, абитуриентам раздаются буклеты о профессиях и т.д.. Кроме того,

сразу

в

начале

учебного

года

с

первокурсниками

ведется

работа,

направленная на профессиональную и социальную адаптацию. Уже с первого

сентября

на

Уроке

успеха,

ребята

узнают

об

особенностях

своей

специальности, встречаются с представителями профессии, с бывшими

выпускниками техникума. В нашем колледже на первом курсе в учебный

план включена дисциплина «Введение в специальность».

Следующим критерием, который оценивался в ходе диагностики, был

мотивационно-ценностный. Использовались следующие методики: «Мотивы

выбора профессии» Р. В. Овчаровой, тест «Смысложизненные ориентации»

Д. А. Леонтьева.

Данный критерий выявляет

преобладающий тип

мотивации в выборе профессии,

Как видно из результатов диагностики в начале нашего эксперимента

среди обучающихся колледжа преобладал средний уровень СПА. По

результатам повторной диагностики отмечается повышение уровней «выше

среднего» и «высокий» за счет уменьшения среднего уровня полученного

при первичной диагностики.

Результаты диагностики воспитанников МКУ «Детский дом ОГО»

представлены на следующей диаграмме

Представленные результаты говорят о повышении показателей по

среднему и высокому уровням СПА, после проведенного формирующего

эксперимента.

Результаты

сравнительного

анализа

уровня

СПА

респондентов

Осинниковского городского округа представлены на следующем слайде.

Слайд результаты 2017 год

Слайд результаты 2018 год

Проведенный сравнительный анализ результатов экспериментальной

работы показывает, что после формирующего эксперимента, направленного

на организацию системной работы по взаимодействию образовательных

организаций

города

и

расширении

форм

и

методов

работы

по

сопровождению социально-профессиональной адаптации обучающихся и

воспитанников, произошли значительные изменения показателей СПА по

уровням «выше среднего» и «высокий». В данных показателях результаты.

повысились практически в два раза, как среди учащихся школ, так и среди

студентов ПОО.

Данные результаты были достигнуты благодаря слаженной совместной

работе образовательных организаций ОГО. Так нами совместно проведены

следующие мероприятия: …………………………



В раздел образования