Напоминание

Конспект урока литературы в 6 классе.


Автор: Чистобаева Людмила Сергеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Ширинская средняя школа № 4.
Населённый пункт: село Шира
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока литературы в 6 классе.
Раздел: полное образование





Назад




Конспект урока по литературе. 6 «Б» класс.

Дата проведения: 02.12.2019 года.

Тема урока: А.С. Пушкин. «Дубровский». Дубровский и Маша

Троекурова.

Цели:

Выявление причин поражения героя, отказ Марии Троекуровой от помощи

Дубровского.

Формирование навыка сравнительного анализа образов героев, выразительного

чтения и пересказа с изменением лица.

Формирование нравственно – эстетических представлений учащихся в ходе

выявления значения понятий эгоизм, жестокость.

Ход урока.

1.

Конкурс на лучшее название 12 – 19 глав.

2.

2. Обращение к домашнему заданию. Сравнение отношения

Дубровского и Верейского к Марии Кириловне.

Дубровский.

Верейский.

Портрет.

«От роду 23 года, роста

среднего, лицом чист,

бороду бреет, глаза имеет

карие, волосы русые, нос

прямой».

Князю было около 50 лет.

Излишества изнурили его

здоровье. Наружность была

приятна. Непрестанно скучал.

Поведение в

доме

Троекуровых.

«Все любили молодого

учителя. Кирила

Петрович – за его смелое

проворство на охоте.

Маша – за усердие.

Домашние – за доброту и

щедрость. Сам он

привязан был ко всему

семейству».

«Князь чуть не задохся в

собачьей атмосфере.

Старинный сад ему не

понравился. Князь

прихрамывал, устав от

прогулки и уже раскаиваясь в

своем посещении».

Ключевые

эпизоды.

Дефорж убивает медведя.

Свидание с Машей в

Верейский в гостях у

Троекурова. Кирила Петрович и

беседке у ручья. История с

кольцом. Дубровский

пытается освободить

Машу.

Маша в Арбатове. Сватовство.

Письмо Маши к Верейскому.

Выстрел Верейского.

Отношение к

Маше.

«Она не заметила» ни

впечатления, ею

произведенного на

Дефоржа, ни его

смущения, ни его трепета,

ни изменившегося голоса.

«В ваших прогулках я

следовал за вами. Я

поселился в вашем доме.

Эти 3 недели были для

меня днями счастья».

«Нимало не был тронут

откровенностью своей

невесты». «Не был смущен ее

холодным видом». «Холодный

поцелуй немилого супруга». «

Слова его не требовали ответа.

3.

Беседа.

Сформулируйте ответ на вопрос: «Почему Маша отказывается бежать

с Дубровским и подчиняется воле старого и цинично-жестокого

Верейского?

Какие качества характера Владимира Дубровского наиболее ярко

проявляются в отношениях к Маше?

Что нас отталкивает в Верейском, несмотря на его аристократические

манеры, умение вести себя в обществе?

Лексическая работа.

Определите значение слов эгоизм, жестокость.

Почему Маша при первой встрече не обратила внимания на Дубровского?

Выразительное чтение от слов «Маша не обратила внимания,..» до слов «не

удостоивая большей внимательности» (глава 8).

Какие качества характера француза вызывают ее восхищение и как это

характеризует героиню?

Что мешает ей признаться самой себе в любви к Дубровскому?

Выразительное чтение от слов «Она начинала понимать собственное

сердце…» до слов «должно было вспыхнуть в ее сердце» (глава 12).

Маша не может смириться с мыслью, что ее избранник – простой слуга.

Как Маша отнеслась к приглашению на свидание?

Выразительное чтение от слов «Ей приятно было услышать …» до слов «…

с веселыми шутками или с безмолвным участием» (глава 12).

Маша не может вполне отдаться чувству, поскольку избранник не ровня ей,

но и отказаться от чувства к человеку, наделенными прекрасными

достоинствами, ей столь же трудно.

Чтение по ролям сцены свидания Маши и Дубровского от слов «Столовые

часы пробили…» до слов «опасаясь, чтобы ее отсутствие не было замечено»

(глава 12).

Как Маша принимает признание Дубровского?

Для Маши это страшное открытие, еще более отдаляющее ее от

Дубровского.

Какое впечатление произвела на Машу встреча с Верейским?

Выразительное чтение эпизода от слов «Два дня спустя после сего

посещения Кирила Петрович отправился в гости с дочерью…» до конца

главы (глава 12).

Умение Верейского вести светскую беседу, умно и тонко рассуждать об

искусстве, гостеприимство, вкус восхищают Машу.

Почему Машу пугает предложение Верейского?

Маша – романтическая натура. Она мечтает о настоящем чувстве, а в

намерениях Верейского подсознательно угадывает лишь стремление

обладать красивой вещью.

Почему Маша рассчитывает на великодушие Верейского?

В своих поступках она руководствуется благородными чувствами и надеется

на то, что окружающие поступают так же.

Почему Верейский предает Машу, показывая письмо Троекурову?

Верейский привык руководствоваться эгоистическими соображениями.

Чувства невесты его волнуют мало. Он поступает так, как принято в его

окружении. Своенравие Троекурова хорошо известно Верейскому, он знает,

что дочь не сможет противостоять отцу. Утонченные, изысканные манеры

князя лишь маска на лице холодного эгоиста.

Что мешает Троекурову быть великодушным по отношению к любимой

дочери?

Варварская необузданность нрава, грубость, своеволие, тщеславие и

упрямство, привычные для Троекурова, одерживает верх. Даже отцовское

чувство их не может победить.

Маше трудно принять помощь из рук Дубровского. Найдите в тексте цитату,

подтверждающую мысль о том, что помощь Дубровского – это крайняя

мера.

Почувствовал ли Дубровский настроение возлюбленной? Найдите в тексте

цитаты, характеризующие состояние Дубровского.

Выразительное чтение от слов «Дубровский затрепетал…» до слов «Маша

плакала (глава 15).

Дубровский почувствовал, как трудно Маше принять решение соединить

свою судьбу с «разбойником». Владимир не желает пользоваться

безвыходностью положения возлюбленной и советует Маше обойтись без

его помощи. Герой понимает, что счастье невозможно, что условности,

определенные жизнью, сильнее чувств.

Кто больше виноват в том, что Дубровский опоздал: Саша и Митя или сама

Маша?

Пересказ истории с кольцом от лица участников.

В чем вина Саши и Мити?

Герои наивны и чистосердечны. Саша доверчив и не понимает, что отца

следует опасаться больше, чем кого-либо другого. Митя держится

мужественно, но невольно указывает дорогу в стан разбойников. Наивность

и чистосердечие оказываются губительными.

В чем вина Маши?

Почему Маша медлила прибегнуть к помощи Дубровского?

«Участь супруги разбойника казалась для нее раем» лишь в сравнении с

«ненавистным браком». Она надеялась, что отец изменит свое решение.

Оскорбленная поступком самого близкого человека, маша решилась на

отчаянные действия.

Как подчеркивает Пушкин отчаяние Маши во время венчания? Назовите

слова, передающие настроение героини.

Ключевые слова и словосочетания: бедная девушка, зарыдала, говорила в

слезах, ничего не видала, ничего не слыхала, содрогнулась и обмерла.

Бледность и странный вид, холодная, пустая церковь, навеки окована.

Запертые двери холодной церкви лишают Машу на спасение. Души героини

замирает. Она равнодушна и к себе, и ко всему происходящему.

Почему она отказалась бежать с Дубровским?

Выразительное чтение эпизода от слов «молодые сели …» до конца главы

18.

Марья Кириловна еще любит Дубровского. Выстрел Верейского поверг ее в

смятение. Однако она дала клятву и не может ее нарушить.

4.

Беседа.

Сформулируйте ответ на вопрос: «В чем причина поражения Дубровского?

Выразительное чтение от слов «Несколько дней после сражения…(глава

19) до конца повести.

Как относятся разбойники к своему атаману?

Почему Дубровский оставляет разбойников, отказывается от

сопротивления?

Герой понимает, что добрые чувства людей не могут изменить

несправедливый социальный закон.

5.

Итоги урока.

Что явилось причиной поражения Владимира Дубровского?

Владимир Дубровский, духовный наследник своего отца, так же честен,

благороден, смел, добр, исполнен чувства ответственности за судьбу своих

крепостных. Однако он не сумел отстоять справедливость и вернуть

Кистиневку, не смог спасти Машу, расстался с прежними своими

товарищами, глубоко ему преданными. Чувства героя, его желания

сталкиваются с законами общества, которые Владимир Дубровский

изменить не может.

6.

Домашнее задание.

Групповое задание.

Составить план устного рассказа «Жизнь Владимира Дубровского» (1

группа), «Жизнь Марии Кириловны» (2 группа), «Жизнь князя

Верейского» (3 группа), «Жизнь Кирила Петровича Троекурова» (4 группа).



В раздел образования