Напоминание

"Природное сообщество"


Автор: Гомонова Елена Федоровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Урай, ХМАО - Югра, Тюменская область
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Природное сообщество"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока биологии в 6 классе

Предмет биология

Учитель Гомонова Елена Федоровна

Тема урока: «Растительные сообщества»

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).

Методы проведения: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник биологии В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений» для 6 класса,

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), раздаточный материал: гербарный материал (иллюстрации), тесты, задания.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать понятие «фитоценоз», рассмотреть типы сообществ и их многообразие, условия формирования и

приспособления растений к совместному обитанию.

Развивающие: формировать умение выделять главное, формулировать выводы; развивать умение работать с текстом учебника,

раздаточным материалом.

Воспитывающие: воспитывать у школьников бережное отношение к природе, положительную мотивацию учения, умение работать

индивидуально и в группах.

Универсальные учебные действия:

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в коллективную работу.

Познавательные: уметь выделять главное в тексте, правильно формулировать вопросы и делать выводы, представлять результаты

работы классу.

Регулятивные: уметь правильно распределять время на выполнение заданий.

Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь работать в группе и проводить самооценку результатов деятельности.

Предметные: знать определение понятия «фитоценоз», уметь объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями

среды произрастания растения.

Познавательные: уметь выделять главное в тексте, правильно формулировать вопросы, проводить сравнение и делать выводы.

Метапредметные: уметь ставить цели работы, планировать и контролировать ход своей деятельности

Коммуникативные : уметь работать в коллективе.

Внутридисциплинарные связи: экология

Междисциплинарные связи: география, филология.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационны

й момент

- приветствие;

- подготовка аудитории к работе;

Учащиеся настраиваются на работу на

уроке.

Регулятивные: волевая

саморегуляция на усвоение

знаний.

2. Актуализация

знаний

- Для начала проведем гимнастику для

ума, предлагаю вам отгадать загадки:

1. Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(Береза поникшая)

2. На болотной подушке

Кудрявые подружки.

Медленно подрастают,

Оленей питают.

(Береза карликовая)

- Что общего у этих растений?

-Что такое систематика растений?

-Чем растения отличаются друг от

друга?

-Чем можно объяснить такие отличия?

Вспоминают и закрепляют понятия: вид,

род, жизненные формы, экологические

факторы, систематика растений.

Регулятивные:

оценка-

выделение и осознание

учащимися того, что уже

усвоено и что ещё подлежит

усвоению.

Коммуникативные: анализ и

оценка ответов

одноклассников.

3.Целеполагание

-Как вы думаете, ребята, где в природе

мы можем увидеть поникшую березу, а

где карликовую березу?

-Чем лес и тундра отличаются друг от

друга?

- Скажите, а эти виды растений живут

изолированно друг от друга?

-Как можно

назвать такую группу

организмов?

- А если это группа растений.

-

Итак,

тема

урока

«Растительные

Учащиеся отвечают на поставленные

вопросы.

- Лес. Тундра.

- Разные виды растений.

-Нет, взаимодействуют.

Высказывают свои предположения.

-Сообщество.

- Растительное сообщество.

Совместно формулируем цель и задачи

урока:

- выяснить, что называется растительным

Познавательные,

общеучебные: самостоятельно

е выделение и формулирование

познавательной цели.

Коммуникативные:

владение монологической и

диалогической формами речи.

Познавательные, логические:

синтез как составление целого

из частей;

сообщества».

А теперь попробуем определить цель и

задачи нашего урока

сообществом,

- какие бывают типы растительных

сообществ,

- какие растительные сообщества

встречаются в нашей местности.

- познакомиться с особенностями

организации растительного сообщества

4.Изучение нового

материала

- Растительное

сообщество

-Ранее вы сказали, что растения влияют

друг на друга. В чем это проявляется?

Различные требования растений к

условиям среды приводит к

образованию у них различных

приспособлений и разделению

растений на различные экологические

группы: светолюбивые-

теневыносливые; раноцветущие-

поздноцветущие и т.д., что позволяет

им благополучно сосуществовать на

одной территории.

Формулируем определение понятия.

Растительное сообщество

(фитоценоз) — это группа растений,

произрастающих на одной территории,

приспособленных к совместной жизни,

влияющих друг на друга и

окружающую среду.

Какие

фитоценозы

наиболее

характерны для нашей местности?

Лес, болото.

Высказывают свои предположения.

Характеризуют различные типы

растительных сообществ. Устанавливают

взаимосвязи в растительном сообществе

Деревья затеняют кустарники и травы.

Прямостоящие растения служат опорой для

вьющихся. Мхи накапливают воду и

заболачивают почву. Растения-паразиты

живут за счет других.

Работают в парах. Выполняют задание

«Словесный лабиринт», используя карточку.

Зачитывают определение.

Записывают определение в тетрадь,

оценивают свою работу.

Приводят примеры растительных

сообществ.

Коммуникативные:

Осознание познавательной

цели, владение

монологической и

диалогической формами речи,

умение работать в паре

Познавательные: поиск,

выделение и анализ

необходимой информации,

Регулятивные

:

Организация деятельности

соответственно поставленной

цели.

Личностные

:

умение

соблюдать дисциплину на

уроке, уважительно относиться

к учителю и одноклассникам.

Эстетическое

восприятие природы.

- Типы

растительных

сообществ

Конечно, сразу понятно, что лес и

болото

-

это

абсолютно

разные

сообщества. А может ли быть так

чтобы сообщество леса или болота

выглядело по разному?

Высказывают свои предположения.

Да, может.

- Сосновые (бор)

- Еловые (ельник),

- Берёзовые (роща),

Какие типы лесов встречаются на

нашей территории?

Виды, которые преобладают в

сообществе и в наибольшей мере

влияют на условия жизни в нём,

называют средообразователями

(эдификторами). В еловом лесу,

например, самый сильный

средообразователь – ель, в болотах –

мхи, в степях – плотно дерновинные

травы, такие как ковыль, типчак и

другие.

Растения создают особую среду:

уменьшают силу ветра, меняют

микроклимат, образуют тень, дают

кислород, испаряют влагу,

обеспечивают питанием насекомых,

птиц, зверей, производят слой опада в

почву. Всё это делает возможным

существование многих видов, которые

иначе не могли бы прижиться на

данной территории.

Используя статью «Типы растительных

сообществ» заполните таблицу и

подготовьтесь к выступлению.

(Задание 2)

- Смешанные…

Работают в малой группе (по вариантам) с

учебником.

Заполняют

инструктивную

карточку. Готовятся к выступлению.

Фзкультминутка

«У реки росла

рябина»

У реки росла рябина. (Выпрямляемся,

руки вперед и вверх, потянулись)

А река текла, рябила. (Повороты

вправо, влево с плавными движениями

рук)

Посредине глубина. (Наклон вперед,

руки прямые)

Там гуляла ры-би-на. (Приседания)

Выполняют динамические упражнения на

разные группы мышц, с целью снижения их

статического напряжения и, как следствие,

повышения работоспособности.

Регулятивные: Развитие

эмоционально-волевых

качеств;

Личностные: освоение

здоровьесберегающих правил

организации учебной

деятельности.

Эта рыба – рыбий царь. (Прыжки)

Называется – пескарь. (Ходьба на

месте)

- «Ярусность»

Формулируя

понятие

растительного

сообщества, мы обратили внимание на

то,

что растения приспособлены к

совместному

обитанию.

Давайте

посмотрим в чем это проявляется.

- Какие растения будут занимать

верхний ярус?

-Как мы можем назвать их?

-Почему?

- Какие растения занимают второй ярус

- Третий ярус?

- Какие растения занимают четвертый

ярус ?

- Пятый ярус ?

Просмотр видеоролика.

Отвечают на вопрос

-Ярусность.

- Верхний ярус образуют самые высоких

деревья– средообразователи.

Они

регулируют

поступление

света

на

нижние ярусы сообщества.

-

Во

второй

ярус входят

низкорослые

деревья.

-Третий ярус образуют кустарники.

-Травы и кустарнички -четвертый

- М хи и лишайники –пятый.

Динамическая

пауза

Предлагаю

закрепить

понятие

ярусности,

выполнив

динамическое

задание «Лесные этажи» (Задание 3)

Обсуждаем результат.

Пространственное размещение органов

растений по ярусам наблюдается также

в подземной части природного

сообщества. Ярусы выделяют по

глубине расположения всасывающих

частей корней. Больше всего корней

находится в самых плодородных слоях

почвы. Но и на глубине 3-5 м в лесных

биогеоценозах умеренной зоны корней

тоже много. Первым подземным

ярусом называют самый глубокий ярус,

а третьим подземным ярусом – самый

Обсуждают в группе задание, выбирают

действие, выполняют работу коллективно..

Оценивают свою работу в оценочном листе.

Познавательные :

Поиск информации,

логический анализ объектов,

умение структурировать

знания, свободное восприятие

текста,

Коммуникативные: умение

работать в группе.

близкий к поверхности почвы.

Чем благоприятные условия, тем

бывает больше ярусов. В дубраве

выделяют 5-6 ярусов, в ельнике – 3, в

тропических лесах насчитывается 9-10.

- « Развитие и

смена

фитоценозов»

Растительные

сообщества

могут

изменяться

с

течением

времени,

происходит

это

при

изменении

условий среды. Очень сильно влияет на

растительные

сообщества

и

деятельность человека, что приводит к

изменению

естественных

или

образованию

искусственных

сообществ.

Совокупность

всех

сообществ

на

определенной

территории

это

растительность.

Приводят примеры

естественных и искусственных

фитоценозов.

Закрепление.

Нацеливаю учащихся на выполнение

теста « Верю, не верю» (Задание 4)

Проверяю результат.

Индивидуальная работа учащихся

Личностные:

Качественный и

количественный анализ и

осознание учащимися

усвоенного материала.

7. Рефлексия

Предлагаю осмыслить учащимся их

действия на уроке и дать самооценку,

подсчитав количество баллов, которые

они набрали за урок.

Урок полезный, доволен своими

результатами.

Урок бесполезный, недоволен

своими результатами.

Самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности, с помощью рабочего

листа.

Оценивают свое настроение на уроке

изображением смайлика в рабочем листе.

Общеучебные: оценка

процесса и результата

деятельности.

8. Домашнее

задание

Параграф 31, уметь объяснять

основные понятия. По желанию-

подготовить рассказ (стих,

презентацию…) о любом растительном

сообществе.

Записывают домашнее задание в дневник.

Общеучебные:

выбор наиболее

эффективных способов

подготовки домашнего

задания, с целью закрепления и

возможностью углубления

знаний по данной теме.

Приложение

Тема урока: ---------------------------------------------

Задание 1

Из перечисленных в задании «Словесный лабиринт» понятий и

словосочетаний, составьте определение растительного

сообщества.

Ответ запишите в виде последовательности чисел.

«Словесный лабиринт»

1.или фитоценоз

2.на одной территории,

3. — это группа

4.совместной жизни,

5.Растительное сообщество

Шифр ответа:

6. растений, произрастающих

7.приспособленных к

8.окружающую среду.

9.влияющих друг на друга и

Задание 2. «Типы сообществ»

Используя статью «Типы растительных сообществ» заполните таблицу и подготовьтесь к выступлению.

Характерные особенности

Еловый лес

Сосновый лес

Почва

Количество света

Влажность

Преобладающий вид (эдификатор)

Сопутствующие виды

Задание 3 «Лесные этажи»

Рассмотрите растение, определите его систематическое положение (отдел, класс), жизненную форму. Подумайте какой ярус оно занимает

в фитоценозе и как это можно показать. Заполните таблицу.

Название растения

Отдел

Класс

Жизненная форма

Ярус в сообществе

Задание 4. «Верю-не верю»

Внимательно прочитайте текст, выберите и запишите номера правильных утверждений.

1.

Фитоценоз – это растительное сообщество.

2.

Лес – это естественный фитоценоз.

3.

Растительное сообщество – это совокупность растений и грибов.

4.

Пшеничное поле - это искусственный фитоценоз.

5.

Ярусность – это приспособление растений к совместному обитанию.

6.

Деревья в сообществе занимают пятый ярус.

7.

Тип растительного сообщества зависит от абиотических факторов.

8.

Фитоценоз- это совокупность растений на определенной территории.

Приложение 2

Лист оценки учащихся

Тема урока: «Растительные сообщества»

Класс: 6

ФИ участника

Этап урока

Самооценка

(одна правильная позиция – 1 балл)

Проверка домашнего задания

Задание 1. «Словесный лабиринт»

Задание 2. « Типы сообществ»

Задание 3. « Лесные этажи»

Задание 4. «Верю, не верю.»

Итого

21-24 баллов – «5»

17-20 баллов – «4»

12-16 баллов – «3»

Место для отметки



В раздел образования