Автор: Гомонова Елена Федоровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Урай, ХМАО - Югра, Тюменская область
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Природное сообщество"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока биологии в 6 классе
Предмет биология
Учитель Гомонова Елена Федоровна
Тема урока: «Растительные сообщества»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Методы проведения: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник биологии В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений» для 6 класса,
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), раздаточный материал: гербарный материал (иллюстрации), тесты, задания.
Задачи урока:
Образовательные: Сформировать понятие «фитоценоз», рассмотреть типы сообществ и их многообразие, условия формирования и
приспособления растений к совместному обитанию.
Развивающие: формировать умение выделять главное, формулировать выводы; развивать умение работать с текстом учебника,
раздаточным материалом.
Воспитывающие: воспитывать у школьников бережное отношение к природе, положительную мотивацию учения, умение работать
индивидуально и в группах.
Универсальные учебные действия:
Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в коллективную работу.
Познавательные: уметь выделять главное в тексте, правильно формулировать вопросы и делать выводы, представлять результаты
работы классу.
Регулятивные: уметь правильно распределять время на выполнение заданий.
Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь работать в группе и проводить самооценку результатов деятельности.
Предметные: знать определение понятия «фитоценоз», уметь объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями
среды произрастания растения.
Познавательные: уметь выделять главное в тексте, правильно формулировать вопросы, проводить сравнение и делать выводы.
Метапредметные: уметь ставить цели работы, планировать и контролировать ход своей деятельности
Коммуникативные : уметь работать в коллективе.
Внутридисциплинарные связи: экология
Междисциплинарные связи: география, филология.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Организационны
й момент
- приветствие;
- подготовка аудитории к работе;
Учащиеся настраиваются на работу на
уроке.
Регулятивные: волевая
саморегуляция на усвоение
знаний.
2. Актуализация
знаний
- Для начала проведем гимнастику для
ума, предлагаю вам отгадать загадки:
1. Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Береза поникшая)
2. На болотной подушке
Кудрявые подружки.
Медленно подрастают,
Оленей питают.
(Береза карликовая)
- Что общего у этих растений?
-Что такое систематика растений?
-Чем растения отличаются друг от
друга?
-Чем можно объяснить такие отличия?
Вспоминают и закрепляют понятия: вид,
род, жизненные формы, экологические
факторы, систематика растений.
Регулятивные:
оценка-
выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что ещё подлежит
усвоению.
Коммуникативные: анализ и
оценка ответов
одноклассников.
3.Целеполагание
-Как вы думаете, ребята, где в природе
мы можем увидеть поникшую березу, а
где карликовую березу?
-Чем лес и тундра отличаются друг от
друга?
- Скажите, а эти виды растений живут
изолированно друг от друга?
-Как можно
назвать такую группу
организмов?
- А если это группа растений.
-
Итак,
тема
урока
«Растительные
Учащиеся отвечают на поставленные
вопросы.
- Лес. Тундра.
- Разные виды растений.
-Нет, взаимодействуют.
Высказывают свои предположения.
-Сообщество.
- Растительное сообщество.
Совместно формулируем цель и задачи
урока:
- выяснить, что называется растительным
Познавательные,
общеучебные: самостоятельно
е выделение и формулирование
познавательной цели.
Коммуникативные:
владение монологической и
диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого
из частей;
сообщества».
А теперь попробуем определить цель и
задачи нашего урока
сообществом,
- какие бывают типы растительных
сообществ,
- какие растительные сообщества
встречаются в нашей местности.
- познакомиться с особенностями
организации растительного сообщества
4.Изучение нового
материала
- Растительное
сообщество
-Ранее вы сказали, что растения влияют
друг на друга. В чем это проявляется?
Различные требования растений к
условиям среды приводит к
образованию у них различных
приспособлений и разделению
растений на различные экологические
группы: светолюбивые-
теневыносливые; раноцветущие-
поздноцветущие и т.д., что позволяет
им благополучно сосуществовать на
одной территории.
Формулируем определение понятия.
Растительное сообщество
(фитоценоз) — это группа растений,
произрастающих на одной территории,
приспособленных к совместной жизни,
влияющих друг на друга и
окружающую среду.
Какие
фитоценозы
наиболее
характерны для нашей местности?
Лес, болото.
Высказывают свои предположения.
Характеризуют различные типы
растительных сообществ. Устанавливают
взаимосвязи в растительном сообществе
Деревья затеняют кустарники и травы.
Прямостоящие растения служат опорой для
вьющихся. Мхи накапливают воду и
заболачивают почву. Растения-паразиты
живут за счет других.
Работают в парах. Выполняют задание
«Словесный лабиринт», используя карточку.
Зачитывают определение.
Записывают определение в тетрадь,
оценивают свою работу.
Приводят примеры растительных
сообществ.
Коммуникативные:
Осознание познавательной
цели, владение
монологической и
диалогической формами речи,
умение работать в паре
Познавательные: поиск,
выделение и анализ
необходимой информации,
Регулятивные
:
Организация деятельности
соответственно поставленной
цели.
Личностные
:
умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно относиться
к учителю и одноклассникам.
Эстетическое
восприятие природы.
- Типы
растительных
сообществ
Конечно, сразу понятно, что лес и
болото
-
это
абсолютно
разные
сообщества. А может ли быть так
чтобы сообщество леса или болота
выглядело по разному?
Высказывают свои предположения.
Да, может.
- Сосновые (бор)
- Еловые (ельник),
- Берёзовые (роща),
Какие типы лесов встречаются на
нашей территории?
Виды, которые преобладают в
сообществе и в наибольшей мере
влияют на условия жизни в нём,
называют средообразователями
(эдификторами). В еловом лесу,
например, самый сильный
средообразователь – ель, в болотах –
мхи, в степях – плотно дерновинные
травы, такие как ковыль, типчак и
другие.
Растения создают особую среду:
уменьшают силу ветра, меняют
микроклимат, образуют тень, дают
кислород, испаряют влагу,
обеспечивают питанием насекомых,
птиц, зверей, производят слой опада в
почву. Всё это делает возможным
существование многих видов, которые
иначе не могли бы прижиться на
данной территории.
Используя статью «Типы растительных
сообществ» заполните таблицу и
подготовьтесь к выступлению.
(Задание 2)
- Смешанные…
Работают в малой группе (по вариантам) с
учебником.
Заполняют
инструктивную
карточку. Готовятся к выступлению.
Фзкультминутка
«У реки росла
рябина»
У реки росла рябина. (Выпрямляемся,
руки вперед и вверх, потянулись)
А река текла, рябила. (Повороты
вправо, влево с плавными движениями
рук)
Посредине глубина. (Наклон вперед,
руки прямые)
Там гуляла ры-би-на. (Приседания)
Выполняют динамические упражнения на
разные группы мышц, с целью снижения их
статического напряжения и, как следствие,
повышения работоспособности.
Регулятивные: Развитие
эмоционально-волевых
качеств;
Личностные: освоение
здоровьесберегающих правил
организации учебной
деятельности.
Эта рыба – рыбий царь. (Прыжки)
Называется – пескарь. (Ходьба на
месте)
- «Ярусность»
Формулируя
понятие
растительного
сообщества, мы обратили внимание на
то,
что растения приспособлены к
совместному
обитанию.
Давайте
посмотрим в чем это проявляется.
- Какие растения будут занимать
верхний ярус?
-Как мы можем назвать их?
-Почему?
- Какие растения занимают второй ярус
- Третий ярус?
- Какие растения занимают четвертый
ярус ?
- Пятый ярус ?
Просмотр видеоролика.
Отвечают на вопрос
-Ярусность.
- Верхний ярус образуют самые высоких
деревья– средообразователи.
Они
регулируют
поступление
света
на
нижние ярусы сообщества.
-
Во
второй
ярус входят
низкорослые
деревья.
-Третий ярус образуют кустарники.
-Травы и кустарнички -четвертый
- М хи и лишайники –пятый.
Динамическая
пауза
Предлагаю
закрепить
понятие
ярусности,
выполнив
динамическое
задание «Лесные этажи» (Задание 3)
Обсуждаем результат.
Пространственное размещение органов
растений по ярусам наблюдается также
в подземной части природного
сообщества. Ярусы выделяют по
глубине расположения всасывающих
частей корней. Больше всего корней
находится в самых плодородных слоях
почвы. Но и на глубине 3-5 м в лесных
биогеоценозах умеренной зоны корней
тоже много. Первым подземным
ярусом называют самый глубокий ярус,
а третьим подземным ярусом – самый
Обсуждают в группе задание, выбирают
действие, выполняют работу коллективно..
Оценивают свою работу в оценочном листе.
Познавательные :
Поиск информации,
логический анализ объектов,
умение структурировать
знания, свободное восприятие
текста,
Коммуникативные: умение
работать в группе.
близкий к поверхности почвы.
Чем благоприятные условия, тем
бывает больше ярусов. В дубраве
выделяют 5-6 ярусов, в ельнике – 3, в
тропических лесах насчитывается 9-10.
- « Развитие и
смена
фитоценозов»
Растительные
сообщества
могут
изменяться
с
течением
времени,
происходит
это
при
изменении
условий среды. Очень сильно влияет на
растительные
сообщества
и
деятельность человека, что приводит к
изменению
естественных
или
образованию
искусственных
сообществ.
Совокупность
всех
сообществ
на
определенной
территории
–
это
растительность.
Приводят примеры
естественных и искусственных
фитоценозов.
Закрепление.
Нацеливаю учащихся на выполнение
теста « Верю, не верю» (Задание 4)
Проверяю результат.
Индивидуальная работа учащихся
Личностные:
Качественный и
количественный анализ и
осознание учащимися
усвоенного материала.
7. Рефлексия
Предлагаю осмыслить учащимся их
действия на уроке и дать самооценку,
подсчитав количество баллов, которые
они набрали за урок.
Урок полезный, доволен своими
результатами.
Урок бесполезный, недоволен
своими результатами.
Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, с помощью рабочего
листа.
Оценивают свое настроение на уроке
изображением смайлика в рабочем листе.
Общеучебные: оценка
процесса и результата
деятельности.
8. Домашнее
задание
Параграф 31, уметь объяснять
основные понятия. По желанию-
подготовить рассказ (стих,
презентацию…) о любом растительном
сообществе.
Записывают домашнее задание в дневник.
Общеучебные:
выбор наиболее
эффективных способов
подготовки домашнего
задания, с целью закрепления и
возможностью углубления
знаний по данной теме.
Приложение
Тема урока: ---------------------------------------------
Задание 1
Из перечисленных в задании «Словесный лабиринт» понятий и
словосочетаний, составьте определение растительного
сообщества.
Ответ запишите в виде последовательности чисел.
«Словесный лабиринт»
1.или фитоценоз
2.на одной территории,
3. — это группа
4.совместной жизни,
5.Растительное сообщество
Шифр ответа:
6. растений, произрастающих
7.приспособленных к
8.окружающую среду.
9.влияющих друг на друга и
Задание 2. «Типы сообществ»
Используя статью «Типы растительных сообществ» заполните таблицу и подготовьтесь к выступлению.
Характерные особенности
Еловый лес
Сосновый лес
Почва
Количество света
Влажность
Преобладающий вид (эдификатор)
Сопутствующие виды
Задание 3 «Лесные этажи»
Рассмотрите растение, определите его систематическое положение (отдел, класс), жизненную форму. Подумайте какой ярус оно занимает
в фитоценозе и как это можно показать. Заполните таблицу.
Название растения
Отдел
Класс
Жизненная форма
Ярус в сообществе
Задание 4. «Верю-не верю»
Внимательно прочитайте текст, выберите и запишите номера правильных утверждений.
1.
Фитоценоз – это растительное сообщество.
2.
Лес – это естественный фитоценоз.
3.
Растительное сообщество – это совокупность растений и грибов.
4.
Пшеничное поле - это искусственный фитоценоз.
5.
Ярусность – это приспособление растений к совместному обитанию.
6.
Деревья в сообществе занимают пятый ярус.
7.
Тип растительного сообщества зависит от абиотических факторов.
8.
Фитоценоз- это совокупность растений на определенной территории.
Приложение 2
Лист оценки учащихся
Тема урока: «Растительные сообщества»
Класс: 6
ФИ участника
Этап урока
Самооценка
(одна правильная позиция – 1 балл)
Проверка домашнего задания
Задание 1. «Словесный лабиринт»
Задание 2. « Типы сообществ»
Задание 3. « Лесные этажи»
Задание 4. «Верю, не верю.»
Итого
21-24 баллов – «5»
17-20 баллов – «4»
12-16 баллов – «3»
Место для отметки