Напоминание

Формирование социальных представлений о свободе в студенческой группе


Автор: Урютова Валентина Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГАПОУ МО "Профессиональный колледж "Московия"
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социальных представлений о свободе в студенческой группе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОБОДЕ В

СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

В

статье

представлены

результаты

исследования

особенностей

социальных

представлений о свободе студентов.

В

современном

мире

сложилась

такая

ситуация, что для достижения материального

благополучия, высокого социального статуса и

карьерного роста необходимо быть развитой

личностью, качествами которой, прежде всего,

являются:

инициативность,

способность

ориентироваться

в

рыночных

условиях,

постоянное

стремление

к

развитию,

интеллектуальная развитость. Студенчество, как

важнейший фактор преобразования общества,

является наиболее интеллектуальной, творчески

развитой и прогрессивной частью молодежи. Так

как именно студенческая группа имеет силу и

может

стать

источником

преобразований

современного

мира,

необходимо

уделять

немалое внимание формированию и развитию

студенческой

группы.

Для

эффективного

процесса обучения необходимо учитывать не

только

качество

преподаваемого

материала,

организацию пространства и времени студентов,

но

и

размер

учебной

группы,

социально-

психологический

климат,

внутригрупповые

взаимоотношения

и

многие

другие

психологические аспекты учебной деятельности.

Психологической основой разработки концепции

социальной группы

явилась сформировавшаяся в

30-х гг. XX в. научная парадигма

«человеческих отношений». Основоположниками

этой теории являются такие ученые как Мэйо Э.,

Мак Грегором Д., Мак Клеландом Д., Маслоу А.

Ими были разработаны первые представления о

социально-

психологических

условиях

эффективного взаимодействиях членов различных

социальных групп, в которых проходят обучение

будущие

специалисты

различных

сфер

жизнедеятельности человека, уделяли российские

ученые Я.Л. Коломинский, И.В. Сильченко, Т.В.

Живота, В.И. Зацепин, ГА. Козуб, А.Н. Лутошкин,

Л.И. Марисова и другие. Отечественные психологи

рассматривают

студенческую

группу

как

социально-психологическую систему, обладающую

специфическими

особенностями,

которые

детерминированы

многими

факторами

и

подчеркивают

значение

создания

комфортной

среды

для

оптимального

развития

личности

будущего специалиста и актуализации его скрытых

возможностей, раскрытие потенциала, трансляции

и

приращения

знаний.

Студенческая

среда

и

особенности

студенческой

группы,

оказывают

сильное

социализирующее

и

воспитательное

влияние на личность студента. На каждом уровне

развития

студенческая

группа

обладает

определенными психологическими особенностями,

которые,

несомненно,

влияют

на

успешность

совместной

деятельности

группы,

взаимоотношения в ней.

Таким

образом,

можно

сказать,

что

для

становления студента как профессионала

и

как

личности,

необходимо,

чтобы

его

развитие

проходило в способствующих данному процессу

условиях. Знание уровня развития студенческой

группы

поможет

успешно

сформировать

адекватные представления о свободе личности.

Учитывая все выше сказанное, можно считать

тему исследования актуальной.

В исследовании принимала участие группа

Курского

государственного

университета

факультета педагогики и психологии в составе 20

человек. Студентам было предложено 4 блока с

пятибалльной

шкалой,

каждый

из

которых

содержал

по

11

конкретных

качеств,

характеризующих

интегративные

свойства

группы. Параметрами уровня развития группы

являются

направленность

активности,

организованность,

интеллектуальная

коммуникативность, психологический климат.

Направленность – это содержание тех целей,

интересов и моральных ценностей группы, вокруг

которых объединяется большинство ее членов. К

направленности

относится

также

готовность

группы оказывать помощь другим группам и

вступать в сотрудничество с ними, готовность

поступиться своими интересами ради интересов

всей группы (в противном случае группе присущ

«групповой эгоизм»).

Направленность активности в данной группе

находится на среднем уровни, то есть группа

проявляет

активность,

прежде

всего

в

собственных интересах, но при необходимости

всегда придёт на помощь другим группам. Члены

группы ответственно относятся к поручениям,

проявляют

высокую

принципиальность

и

моральную

чистоту

в

разнообразных

формах

поведения. Полученные группой задачи решаются

не шаблонно, есть попытки найти наилучший

вариант их выполнения. Из таблицы 3 видно, что

данное свойство имеет наивысший бал (3,9) и 80%

членов

группы

данный

параметр

относят

к

высшему

уровню.

Организованность

это

характеристика

способности

группы

к

самоуправляемости,

умение

самостоятельно

создавать

организацию

в

трудных

или

непредвиденных

ситуациях,

согласованно

выдвигать

лидеров

организаторов,

умение

подчиняться

требованиям

своих

товарищей

(лидеров).

Организованность

предполагает

согласованность мнений и действий, готовность

каждого взять на себя инициативу и повышенную

ответственность.

Организованность

группы,

также

как

и

направленность находится на среднем уровне.

Таким образом, это достаточно организованная и

сплоченная группа. Это можно доказать тем, что

когда

перед

данной

группой

стаяла

задача

поставить на сцене новогоднюю сказку, то члены

группы собрались вместе и успешно справились с

поставленной

задачей.

Она

способа

самостоятельно решать разнообразные задачи,

перейти на уровень самоуправления. Личность в

группе психологически защищена; в деловых

отношениях

высокая

требовательность

к

каждому члену

группы и непримиримость к

нарушителям

групповых

норм

и

ценностей.

Распоряжения

вышестоящих

организаций

воспринимаются без сопротивления, оговорок и

жалоб, но допускается разумная критика в их

оценке. Однако ей бывает трудно до конца

собрать свою волю, найти во всём общий язык,

проявить

настойчивость

в

преодолении

трудностей, у некоторых членов группы не

всегда хватает сил подчиниться коллективным

требованиям. Данный параметр 75% членов

группы

оценивают

как

высокий.

Интеллектуальная

коммуникативность

это

характеристика способности группы быстро и

легко находить общий язык, приходить к общему

мнению, устанавливать сходство суждений.

Группа активизирует своих членов, когда ищет

общее решение. К мнению каждого внимательно

прислушиваются, добиваясь «общего языка» и

побуждая друг друга к активному обсуждению

различных точек зрения. Примером является

игра «Что? Где? Когда», где члены группы

отвечая на вопросы совещались, выслушивали

мнение каждого из участников и вели команду к

победе. Данное свойство находится на среднем

уровне

развития, но группой оно оценено не

самым высоким баллом по сравнению с другими

параметрами.

Психологический климат – характеристика

психологического настроя, преобладающего в

данной

группе

(мажорный,

приподнятый,

пессимистический,

подавленный);

степень

психологической

защищенности

каждого

студента

(доброжелательность

во

взаимоотношениях,

поддержка

в

трудной

ситуации

или

напряженность

во

взаимоотношениях,

упреки,

попытки

унизить

достоинства личности, равнодушие).

Данное свойство находится на среднем уровне

(3,8).

Группе

характерно

приподнятое

психологическое настроение и доброжелательное

отношение ко всем её членам. Этот аспект заметин

на семинарских занятиях, когда члены группы

стараются помочь друг – другу, а если кто- то

получил плохую отметку то всячески стараются

подбодрить и утешить. Группа психологически

сплочена, сплочённость базируется на социально

ценных

мотивах

и

целях.

Психологическое

единство

вырабатывается

в

ходе

активного

обсуждения

различных

сторон

деятельности

группы, в решении групповых задач. Каждый из

студентов чувствует себя легко и свободно.

В результате вычисления суммарного балла по

всем интегративным свойствам, который равен 3,8

и

соотношения с типовыми

характеристиками

групп, мы получаем, что исследуемая студенческая

группа находится на среднем уровне развития,

таким образом перед нами

«группа - кооперация» (Таблица 7). Это группа

активно

взаимодействующих

людей,

добивающихся определенного результата в своей

деятельности, но проявляют активность прежде

всего в собственных интересах, противопоставляют

себя

другим

группам,

строят

межгрупповые

отношения на основе конкуренции, соперничества.

На

этом

уровне

происходит

принятие,

интериоризация

каждым

членом

группы

общей

цели с учётом собственных целей и интересов.

Характерными для группы являются процессы

лидерства

и

конкуренции.

Лидерство

идет

успешно и эффективно: в группе определяются

лидеры, способные организовать ее для решения

следующих, более сложных задач. Ее структура

четко

обозначается.

Каждый

член

группы

занимает свою статусную позицию и играет

соответствующую этой позиции роль. Группа

достигает состояния организованности. Структура

группы кристаллизуется и четко оформляется в

результате процесса конкуренции между членами

группы,

что

способствует

повышению

общегрупповой активности. Динамика группы на

этом этапе характеризуется началом выработки

внутригрупповой

морали

сложных

норм

регуляции поведения, групповых ценностей и

ценностных ориентации, с применением санкций

за нарушение групповых норм и правил. От того,

какое направление приобретет внутригрупповая

мораль, зависит дальнейшее развитие группы. В

целом данную группу можно охарактеризовать

как

группу

сотрудников

людей,

которые

совместными усилиями добиваются общих целей.

Таким образом, формирование социальных

представлений о свободе личности происходит в

социально-значимых группах.



В раздел образования