Автор: Урютова Валентина Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГАПОУ МО "Профессиональный колледж "Московия"
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социальных представлений о свободе в студенческой группе
Раздел: среднее профессиональное
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОБОДЕ В
СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
В
статье
представлены
результаты
исследования
особенностей
социальных
представлений о свободе студентов.
В
современном
мире
сложилась
такая
ситуация, что для достижения материального
благополучия, высокого социального статуса и
карьерного роста необходимо быть развитой
личностью, качествами которой, прежде всего,
являются:
инициативность,
способность
ориентироваться
в
рыночных
условиях,
постоянное
стремление
к
развитию,
интеллектуальная развитость. Студенчество, как
важнейший фактор преобразования общества,
является наиболее интеллектуальной, творчески
развитой и прогрессивной частью молодежи. Так
как именно студенческая группа имеет силу и
может
стать
источником
преобразований
современного
мира,
необходимо
уделять
немалое внимание формированию и развитию
студенческой
группы.
Для
эффективного
процесса обучения необходимо учитывать не
только
качество
преподаваемого
материала,
организацию пространства и времени студентов,
но
и
размер
учебной
группы,
социально-
психологический
климат,
внутригрупповые
взаимоотношения
и
многие
другие
психологические аспекты учебной деятельности.
Психологической основой разработки концепции
социальной группы
явилась сформировавшаяся в
30-х гг. XX в. научная парадигма
«человеческих отношений». Основоположниками
этой теории являются такие ученые как Мэйо Э.,
Мак Грегором Д., Мак Клеландом Д., Маслоу А.
Ими были разработаны первые представления о
социально-
психологических
условиях
эффективного взаимодействиях членов различных
социальных групп, в которых проходят обучение
будущие
специалисты
различных
сфер
жизнедеятельности человека, уделяли российские
ученые Я.Л. Коломинский, И.В. Сильченко, Т.В.
Живота, В.И. Зацепин, ГА. Козуб, А.Н. Лутошкин,
Л.И. Марисова и другие. Отечественные психологи
рассматривают
студенческую
группу
как
социально-психологическую систему, обладающую
специфическими
особенностями,
которые
детерминированы
многими
факторами
и
подчеркивают
значение
создания
комфортной
среды
для
оптимального
развития
личности
будущего специалиста и актуализации его скрытых
возможностей, раскрытие потенциала, трансляции
и
приращения
знаний.
Студенческая
среда
и
особенности
студенческой
группы,
оказывают
сильное
социализирующее
и
воспитательное
влияние на личность студента. На каждом уровне
развития
студенческая
группа
обладает
определенными психологическими особенностями,
которые,
несомненно,
влияют
на
успешность
совместной
деятельности
группы,
взаимоотношения в ней.
Таким
образом,
можно
сказать,
что
для
становления студента как профессионала
и
как
личности,
необходимо,
чтобы
его
развитие
проходило в способствующих данному процессу
условиях. Знание уровня развития студенческой
группы
поможет
успешно
сформировать
адекватные представления о свободе личности.
Учитывая все выше сказанное, можно считать
тему исследования актуальной.
В исследовании принимала участие группа
Курского
государственного
университета
факультета педагогики и психологии в составе 20
человек. Студентам было предложено 4 блока с
пятибалльной
шкалой,
каждый
из
которых
содержал
по
11
конкретных
качеств,
характеризующих
интегративные
свойства
группы. Параметрами уровня развития группы
являются
направленность
активности,
организованность,
интеллектуальная
коммуникативность, психологический климат.
Направленность – это содержание тех целей,
интересов и моральных ценностей группы, вокруг
которых объединяется большинство ее членов. К
направленности
относится
также
готовность
группы оказывать помощь другим группам и
вступать в сотрудничество с ними, готовность
поступиться своими интересами ради интересов
всей группы (в противном случае группе присущ
«групповой эгоизм»).
Направленность активности в данной группе
находится на среднем уровни, то есть группа
проявляет
активность,
прежде
всего
в
собственных интересах, но при необходимости
всегда придёт на помощь другим группам. Члены
группы ответственно относятся к поручениям,
проявляют
высокую
принципиальность
и
моральную
чистоту
в
разнообразных
формах
поведения. Полученные группой задачи решаются
не шаблонно, есть попытки найти наилучший
вариант их выполнения. Из таблицы 3 видно, что
данное свойство имеет наивысший бал (3,9) и 80%
членов
группы
данный
параметр
относят
к
высшему
уровню.
Организованность
–
это
характеристика
способности
группы
к
самоуправляемости,
умение
самостоятельно
создавать
организацию
в
трудных
или
непредвиденных
ситуациях,
согласованно
выдвигать
лидеров
организаторов,
умение
подчиняться
требованиям
своих
товарищей
(лидеров).
Организованность
предполагает
согласованность мнений и действий, готовность
каждого взять на себя инициативу и повышенную
ответственность.
Организованность
группы,
также
как
и
направленность находится на среднем уровне.
Таким образом, это достаточно организованная и
сплоченная группа. Это можно доказать тем, что
когда
перед
данной
группой
стаяла
задача
поставить на сцене новогоднюю сказку, то члены
группы собрались вместе и успешно справились с
поставленной
задачей.
Она
способа
самостоятельно решать разнообразные задачи,
перейти на уровень самоуправления. Личность в
группе психологически защищена; в деловых
отношениях
–
высокая
требовательность
к
каждому члену
группы и непримиримость к
нарушителям
групповых
норм
и
ценностей.
Распоряжения
вышестоящих
организаций
воспринимаются без сопротивления, оговорок и
жалоб, но допускается разумная критика в их
оценке. Однако ей бывает трудно до конца
собрать свою волю, найти во всём общий язык,
проявить
настойчивость
в
преодолении
трудностей, у некоторых членов группы не
всегда хватает сил подчиниться коллективным
требованиям. Данный параметр 75% членов
группы
оценивают
как
высокий.
Интеллектуальная
коммуникативность
–
это
характеристика способности группы быстро и
легко находить общий язык, приходить к общему
мнению, устанавливать сходство суждений.
Группа активизирует своих членов, когда ищет
общее решение. К мнению каждого внимательно
прислушиваются, добиваясь «общего языка» и
побуждая друг друга к активному обсуждению
различных точек зрения. Примером является
игра «Что? Где? Когда», где члены группы
отвечая на вопросы совещались, выслушивали
мнение каждого из участников и вели команду к
победе. Данное свойство находится на среднем
уровне
развития, но группой оно оценено не
самым высоким баллом по сравнению с другими
параметрами.
Психологический климат – характеристика
психологического настроя, преобладающего в
данной
группе
(мажорный,
приподнятый,
пессимистический,
подавленный);
степень
психологической
защищенности
каждого
студента
(доброжелательность
во
взаимоотношениях,
поддержка
в
трудной
ситуации
или
напряженность
во
взаимоотношениях,
упреки,
попытки
унизить
достоинства личности, равнодушие).
Данное свойство находится на среднем уровне
(3,8).
Группе
характерно
приподнятое
психологическое настроение и доброжелательное
отношение ко всем её членам. Этот аспект заметин
на семинарских занятиях, когда члены группы
стараются помочь друг – другу, а если кто- то
получил плохую отметку то всячески стараются
подбодрить и утешить. Группа психологически
сплочена, сплочённость базируется на социально
ценных
мотивах
и
целях.
Психологическое
единство
вырабатывается
в
ходе
активного
обсуждения
различных
сторон
деятельности
группы, в решении групповых задач. Каждый из
студентов чувствует себя легко и свободно.
В результате вычисления суммарного балла по
всем интегративным свойствам, который равен 3,8
и
соотношения с типовыми
характеристиками
групп, мы получаем, что исследуемая студенческая
группа находится на среднем уровне развития,
таким образом перед нами
«группа - кооперация» (Таблица 7). Это группа
активно
взаимодействующих
людей,
добивающихся определенного результата в своей
деятельности, но проявляют активность прежде
всего в собственных интересах, противопоставляют
себя
другим
группам,
строят
межгрупповые
отношения на основе конкуренции, соперничества.
На
этом
уровне
происходит
принятие,
интериоризация
каждым
членом
группы
общей
цели с учётом собственных целей и интересов.
Характерными для группы являются процессы
лидерства
и
конкуренции.
Лидерство
идет
успешно и эффективно: в группе определяются
лидеры, способные организовать ее для решения
следующих, более сложных задач. Ее структура
четко
обозначается.
Каждый
член
группы
занимает свою статусную позицию и играет
соответствующую этой позиции роль. Группа
достигает состояния организованности. Структура
группы кристаллизуется и четко оформляется в
результате процесса конкуренции между членами
группы,
что
способствует
повышению
общегрупповой активности. Динамика группы на
этом этапе характеризуется началом выработки
внутригрупповой
морали
–
сложных
норм
регуляции поведения, групповых ценностей и
ценностных ориентации, с применением санкций
за нарушение групповых норм и правил. От того,
какое направление приобретет внутригрупповая
мораль, зависит дальнейшее развитие группы. В
целом данную группу можно охарактеризовать
как
группу
сотрудников
–
людей,
которые
совместными усилиями добиваются общих целей.
Таким образом, формирование социальных
представлений о свободе личности происходит в
социально-значимых группах.