Напоминание

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики


Автор: Коптелова Людмила Федоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №80
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики
Раздел: полное образование





Назад




«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики».

Цель моей профессиональной деятельности создать условия для развития познавательных, творческих, коммуни-

кативных и рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета физика, формирование и развитие

активной творческой личности.

Задачи, обеспечивающие достижение цели:

1.формировать уверенность в собственных силах и самоуважение;

2.преодолевать отрицательный учебный опыт;

3.снижать повышенную тревожность и агрессию;

4.формировать адекватную самооценку;

5.учить самостоятельно мыслить, логически рассуждать;

6.развивать интеллектуально-эвристические способности учащихся;

7.формировать умение самостоятельно переносить приобретенные знания в новые ситуации;

8.воспитывать умение критически оценивать свои знания;

9.показывать необходимость межпредметной связи между основами наук для более успешного усвоения физического

материала;

10.в целом формировать позитивное отношение к предмету и веру в свои силы;

11.сформировать на базе физических знаний, методах научного познания окружающей действительности научную

картину мира как компонента общечеловеческой культуры.

Сфера образования в последнее время ощущает на себе всё возрастающее влияние комплексных по своей приро-

де факторов: политико-экономических, социально-культурных, научно-технических, приводящих к глобализации, ин-

форматизации и открытости образования, к созданию информационно-коммуникативной среды, делающей для обуча-

ющихся доступной информацию любого вида.

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым

условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов. Проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуа-

ции неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нрав-

1

ственным. В рамках ФГОС (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897)

школьники в процессе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны быть

готовы к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориенти-

ровки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также

на основе формирования уважительного отношения к труду. Это требует подготовки ученика, обладающего необхо-

димым набором современных знаний, умений и качеств, которые позволят ему уверенно чувствовать себя в самостоя-

тельной жизни. Эти качества обучающиеся приобретают, изучая различные школьные дисциплины, в том числе и фи-

зику.

Я работаю в школе, которая ещё недавно называлась «вечерняя школа». Здесь существует ряд специфических

проблем. Многие, пришедшие к нам подростки по тем или иным причинам не горят желанием учиться, у них слабо

сформированы базовые знания по математике и другим предметам, на занятия опаздывают, пропускают, к урокам ча-

сто не готовы. Начинаешь разбираться в причинах и выясняется, что у одних неполные семьи, (или малообеспечен-

ные, либо многодетные) где они недополучают внимания, психологической поддержки и помощи в учёбе. Либо при-

чины в психологической запущенности.

Учащихся приходиться заново приучать к систематическому учебному труду. Разнородность обучающихся,

сложность их характеров и судеб заставляет меня искать самые эффективные и приемлемые для каждого пути обуче-

ния и воспитания. Приходиться работать сразу по нескольким направлениям: учить, воспитывать и перевоспитывать:

серьёзно заниматься психолого-педагогической реабилитацией. Большинство таких ребят имеют неустойчивое состо-

яние нервной системы (особенно 7-9 классы), малый объём динамической памяти, слабую концентрацию внимания,

быструю утомляемость, большие пробелы в базовых знаниях и завышенную самооценку.

2

Исходя из этих особенностей нашей школы, организую учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные

условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стан-

дарту образования.

Целью моей педагогической деятельности является эффективное построение учебного процесса на любой ступени

обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к внеклассной проектной работе, под-

готовка к поступлению и учёбе в других учебных заведениях.

Для любого учителя начало всех начал – это кабинет, в котором он работает. Поэтому, с самого начала одной из

задач, поставленных мной, была: оснастить кабинет так, чтобы любой в него вошедший, не прочитав таблички на

двери, сразу же понимал, для изучения какого предмета он предназначен.

Со стен на ребят смотрят портреты великих учёных, в учении им помогают несколько стендов с основными физи-

ческими формулами, периодическая система Д.И. Менделеева, шкала электромагнитных излучений. В кабинете есть

уголок сменной информации (о явлениях, приборах, биографические данные учёных, причём как в прозе, так и в сти-

хах, физические кроссворды и другое), стенд «Пища для ума» - изречения выдающихся людей разных профессий, па-

триотический стенд «Отечества великие умы», греческий и латинский алфавиты, таблица единиц измерения (СИ), та-

блица основных физических констант. А над доской цитата (как девиз) «Образование - есть то, что остаётся после

того, когда забывается всё, чему нас учили» - А. Эйнштейн.

Во многом при оснащении кабинета помогала и помогает администрация школы, но особую гордость у учени-

ков (и у меня) вызывают работы, стенды, выполненные своими руками, которые не только функциональны, но и де-

лают кабинет более уютным, родным.

В кабинете есть компьютер и проектор. Постепенно растёт медиатека. В ней собраны не только учебные видео-

фильмы, но и творческие работы учащихся в виде мини-презентаций, мини-проектов, кроссвордов, ребусов и т.д.

3

Учебный кабинет оснащён комплектами учебников, учебных пособий, справочной литературой, сборниками задач,

научно-популярной литературой (в том числе журналами «Наука и жизнь», подшивка приложения к газете «Первая

сентября», «Физика в школе»).

Кабинет физики укомплектован дидактическими материалами (карточками для самостоятельной работы,

контрольно-измерительными материалами по темам и разделам, в том числе разработанными мною самостоятельно).

Обучение осуществляется в соответствии с рабочими программами, являющимися частью Основной образователь-

ной программы школы, составленной с учётом требований Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ

«Об образовании», ФГОС и ФК ГОС и других нормативных документов.

Программы по физике построены с учётом принципов системности, научности и доступности, а также

преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программ лежит принцип

единства. Программы предусматривают поурочное усвоение материала.

В своей работе использую учебники и учебные пособия, включенные в Федеральный перечень учебников, реко-

мендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Учебники, используемые в учебном процессе:

на уровне основного общего образования: 7-9 классы –

Перышкин А.В. Физика-7,8 – М.: ООО «Дрофа»,

Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-9- М.: ООО «Дрофа»;

на уровне среднего (полного) образования: 10-11 классы –

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика – 10 (базовый уровень), М: «Просвещение»,

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика -11 (базовый уровень), М: «Просвещение»

4

Учебно-методический комплект включает в себя весь необходимый теоретический материал для изучения курса фи-

зики в общеобразовательных учреждениях, разноуровневые задания, описание к лабораторным работам. К учебникам

есть методические пособие, варианты контрольных работ, тестов.

В своей работе учитываю тот факт, что учеников очень средние способности и зачастую бессистемность в

знаниях. Поэтому, повторение пройденного (в начале и в конце), становится важнейшей составляющей каждого

урока. Такое повторение - не только средство проверки, но и важный стимул для напряжённой учебной работы

школьников на уроке.

Учебный материал разделяю на зачётные разделы (пример варианта письменного зачёта - приложение 1), каж-

дый из которых является определенным этапом в формировании знаний и умений школьников, каждый раздел имеет

свои образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Анализируя и систематизируя изученный материал, мы

с учащимися составляем опорные конспекты (как «опорные сигналы» у В.Ф. Шаталова). Это наглядное выделение

главного, что надо знать по данной теме. Проведение зачёта сочетается с текущей ежеурочной проверкой и позволя-

ет мне выявлять, контролировать уровень знаний (умений) учащихся об основных вопросах зачётного раздела, стиму-

лировать их познавательную деятельность.

На уроках физики немаловажное значение имеет слово учителя, как одно из средств обучения. Варьируя гром-

костью речи (говорить достаточно громко, чтобы слышали, и достаточно тихо, чтобы слушали), богатством использу-

емых речевых и неречевых приёмов (изменениями громкости голоса, интонаций, ударений, темпа и ритма произнесе-

ния фраз, выразительностью мимики и жестов, изменениями позы и места нахождения в учебном помещении и т.п.), я

стараюсь управлять аудиторией, поддерживать её активный настрой.

С помощью наглядных пособий, демонстрационного и лабораторного эксперимента учебный процесс оживляет-

ся, поддерживается внимание и интерес к изучаемому, активизируется мышление ребят.

5

На своих уроках я использую следующую наглядность:

- все виды физического эксперимента;

- из объёмных пособий - модели приборов;

- модели-макеты (например, модели кристаллических решеток, модель броуновского движения, модель генератора);

- графические средства: портреты ученых, плакаты, таблицы, некоторые из которых сделаны самими учащимися;

- графики – нагляднейшее и важнейшее средство, способствующее развитию функционального мышления школьни-

ков, побуждает их к исследованию;

- рисунки, чертежи и схемы помогают мне при объяснении нового материала;

- дидактические индивидуальные карточки.

Для закрепления и контроля знаний учащихся использую физические диктанты, тесты, кроссворды, контроль-

ные работы, викторины, физическое домино и т.д. Причём, даю задание не только разгадать ребус, кроссворд, но са-

мим составить кроссворд (с вопросами и ответами) или физическое домино (работа в микрогруппах). Подобные зада-

ния во-первых, выявляют и развивают эстетические и художественные задатки учащихся, во-вторых – данная фор-

ма работы позволяет разнообразить деятельность учащихся, качественнее усвоить учебный материал.

В своей работе использую и комбинирую различные формы организации учебных занятий: лекции и фронталь-

ные беседы, традиционный урок и групповые (или индивидуальные) консультации, контрольные работы и викторины.

Это обеспечивает активность (мысли и действий) и сознательности в обучении физике, выявляет познавательный ин-

терес учащихся, их личностные качества, способствует развитию их творческого потенциала.

6

Мотивы учения – существенная сторона процесса обучения. Она во многом определяет направленность личности

ученика, его успехи и неудачи. Основой развития и формирования положительных мотивов является учебная деятель-

ность, развитие познавательного интереса в обучении.

Опираюсь в своей работе на основные идеи педагогики сотрудничества: деятельность учащихся необходимо ор-

ганизовать так, чтобы внешние мотивы успешной учёбы переросли во внутренние, когда учение становится естествен-

ной потребностью каждого подростка.

Известно, что в подростковом возрасте наблюдается угасание интереса к учёбе, а физика вообще считается труд-

ным предметом. Задача заинтересовать ученика всё чаще встаёт перед учителем, особенно в «вечёрке».

Для возбуждения и удержания интереса учащихся мне помогают следующие методические приёмы:

выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им;

создание новизны;

создаю на уроках проблемные ситуации (технология проблемного обучения):

В 8 классе учащимся задаю такой вопрос: «Как определить массу деревянного шарика, имея в распоряжении только

мензурку с водой?» Таким образом, выдвигается проблема в связи с поиском нового метода измерения физической ве-

личины (массы).

Либо ставлю проблемный вопрос с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практиче-

ского характера, например: «Что надо сделать, чтобы охладить молоко летом, не имея холодильника?» Или как опре-

делить число витков обмотки трансформатора?

В 10 классе: Как определить диаметр молекулы масла, если его капля (известного объёма), растеклась по поверхно-

сти воды?

В 9 классе - разрешаем противоречие между житейским и научным пониманием термина «вес тела».

7

связь с современностью (научные достижения);

конкретизация (переход от теоретических рассуждений к фактам);

персонификация (обращение к жизненным реальным ситуациям, к личному опыту ученика). Это всегда сближа-

ет конкретный учебный материал, теорию с практикой, актуализирует полученные знания.

соучастие («давайте подумаем...», «как вы считаете?», «представьте, что вы находитесь...» и пр.);

работа в малых группах: составление небольшого кроссворда или вопросов к прочитанному тексту, принятие

друг у друга зачёта. При подобном коллективном способе работы осуществляется взаимоконтроль, и развива-

ются коммуникативные умения, одна из важнейших черт личности.

использование игровых форм в обучении и контроле: физические загадки, ребусы, «Физическое домино», «Сле-

ды к победе», «Зашифрованное слово», «Крестики – нолики» (приложение 1);

создание на уроке ситуации занимательности:

(приведу пример синтеза физики и литературы: «Нарочно поднимал Вакула руку почесать голову, а чёрт, думая, что

его собираются крестить, летел еще быстрее». Как при этом изменилась кинетическая энергия Вакулы и чёрта?)

Подобная интеграция учебных дисциплин обогащает знания, расширяет кругозор учащихся.

- Почемучкины задачи:

Пример:

(для 8, 10 класса) Почемучка провел новым мелом несколько горизонтальных линий на классной доске и потрогал мел

пальчиком. «Почему мел нагрелся?» - спросил он стоявшего рядом товарища. Тот задумался. Что он должен ему отве-

тить?

(Ответ. Над мелом была совершена работа. Частично эта работа превратилась в его внутреннюю энергию, а увеличение внутренней энер-

гии тела с повышением температуры.)

8

оценки и накопленные отметки;

(Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывает-

ся на мотивах, стимулирует его деятельность и поведение в будущем).

создание условий для саморазвития (учитель ничего не делает из того, что ученик может выполнить хорошо

сам);

выполнение творческих заданий, рефератов, докладов (из истории открытий и изобретений; о жизнедеятельно-

сти учёных).

Как известно, сейчас идёт информатизация образования, цель которой состоит в глобальной интенсификации

интеллектуальной деятельности за счёт использования новых информационных технологий: компьютерных и

коммуникационных.

На уроках я формирую у учащихся информационные компетенции, используя информационные средства обу-

чения. Компьютерные технологии представляют мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании - эф-

фективный инструмент развития творческих способностей ученика. Презентация даёт возможность проявить творче-

ство, индивидуальность как учителя, так и учащегося. Они сами охотно создают презентации и используют их в своих

ответах.

С 2020 году использую в своей педагогической деятельности возможности инновационного образователь-

ного ресурса « ЯКласс», а также «Учи.ру», «РЭШ». Задаю детям на этих платформах домашние провероч-

ные работы. Ребята с интересом выполняют задания дистанционно, особенно те, кто в силу личностных ха-

рактеристик медленно осваивает новый материал. Так и задание учителя выполнено ( пусть потрачено на

это чуть больше времени) , и не угасает мотивация к изучению предмета.

9

Хочу остановиться на применяемой мною системе оценки знаний, умений, и навыков.

Естественно, что основной помощник в этом – программа по физике, в которой изложен минимальный

перечень знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики после изучения того или иного раздела.

Также я учитываю индивидуальные умственные способности и личностные качества учеников.

Поощряется в работе учащегося аккуратность, самостоятельность, личная требовательность и любого рода достиже-

ния. Этот качественный анализ направлен на формирование у учеников адекватной самооценки своей работы, её ре-

флексии.

Получаемые учениками оценки я разделяю на 6 групп:

оценки за индивидуальные устные опросы;

оценки за самостоятельные письменные работы;

оценки за контрольные работы;

оценки, полученные на зачётах;

оценки за выполненные лабораторные работы;

оценки за выполнение различного рода творческих заданий: составление кроссвордов, подготовка тематических стенгазет,

разгадывание ребусов.

В каждой группе вычисляется средний балл. После чего выставляется итоговая оценка, которая, в свою оче-

редь, является средним арифметическим средних баллов каждой из групп.

Такой режим оценки знаний не даёт с одной стороны «расслабляться» ученикам на всём протяжении учебного

периода, а с другой, позволяет им развиваться в процессе обучения разносторонне.

Помимо выше сказанного, составляю по методике Н.К. Винокуровой очень полезные и развивающие задания на

анализ, синтез и обобщение, на сравнение и причинно-следственные связи (приложение 2).

10

И как бы ни менялось общество, учебный процесс всегда будет строиться на основе фундаментальных принципов

обучения: научности, последовательности, наглядности, практической направленности, ведущей идеи развития мыш-

ления и способов познания, особой духовной и образовательной значимости активности и самостоятельности ребёнка.

Для получения достоверной информации о качестве обучения и развитии провожу проверку знаний учащихся

через входной контроль (в начале года) срезовые, полугодовые и годовые контрольные работы.

Выбранная мной система обучения и воспитания приносит свои плоды: процент качества знаний по физике до-

стигает 59%, абсолютная успеваемость - 100%, сохранность контингента - до 100%.

11

(Приложение 1)

В своей работе использую игровые формы обучения

(Физика и лирика)

10.

З а г а д к и:

Сначала — блеск,

За блеском — треск,

За треском — плеск.

Что это? (Молния, гром, дождь.)

________________________________________

Что с земли не поднимешь? (Тень.)

___________________________________

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно.

Без языка — кричит. (Эхо)

_________________________________________

Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. (Весы.)

_________________________________________

Отгадай-ка, Что за строчки?

Буквы в них — тире и точки. (Азбука Морзе.)

12

2.«Физическое домино» (7 класс), для повторения темы: «Движение и силы».

Ниже только часть карточек-домино.

3. Примеры ребусов по физике:

13

физическое тело

равномерное

движение

кило

F=kx

инерция

гекто

m1/m2=υ2/υ1

(Приложение 2)

По методике Н. К. Винокуровой составляю задания

на анализ, синтез и обобщение, на сравнение и причинно-следственные связи.

Пример карточки-задания:

1.

Какое из четырёх слов лишнее:

кулон, метр, ампер, секунда?

2.

Укажите направление движения электронов и направление электрического тока. Нарисуйте в цепи амперметр.

3.

Найдите общее между словами и продолжите ряд:

1 ч – 60 мин – ... ; 0,5 ч – ... – 1800 с.

4.

Вставьте пропущенное:

1 кулон = ... • 1 с.

5.

Установите соответствие между данными в столбцах:

1 мА

1 мкА

1 кА

1 А

1 А

1000 А

0,000001 А

0,01 А

6

.

Впишите недостающие слова в определение:

а) «Электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1 с, есть ... .............»;

б) «Электрическим током называется движение .......... частиц».

7.

Расположите в логической последовательности понятия:

источник тока, свободные электроны, электрический ток, электрическое поле, проводник.

8.

Сделайте вывод:

если есть источник тока и свободные электроны находятся под воздействием электрического поля, то...

14



В раздел образования