Автор: Коптелова Людмила Федоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №80
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики
Раздел: полное образование
«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики».
Цель моей профессиональной деятельности создать условия для развития познавательных, творческих, коммуни-
кативных и рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета физика, формирование и развитие
активной творческой личности.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
1.формировать уверенность в собственных силах и самоуважение;
2.преодолевать отрицательный учебный опыт;
3.снижать повышенную тревожность и агрессию;
4.формировать адекватную самооценку;
5.учить самостоятельно мыслить, логически рассуждать;
6.развивать интеллектуально-эвристические способности учащихся;
7.формировать умение самостоятельно переносить приобретенные знания в новые ситуации;
8.воспитывать умение критически оценивать свои знания;
9.показывать необходимость межпредметной связи между основами наук для более успешного усвоения физического
материала;
10.в целом формировать позитивное отношение к предмету и веру в свои силы;
11.сформировать на базе физических знаний, методах научного познания окружающей действительности научную
картину мира как компонента общечеловеческой культуры.
Сфера образования в последнее время ощущает на себе всё возрастающее влияние комплексных по своей приро-
де факторов: политико-экономических, социально-культурных, научно-технических, приводящих к глобализации, ин-
форматизации и открытости образования, к созданию информационно-коммуникативной среды, делающей для обуча-
ющихся доступной информацию любого вида.
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым
условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов. Проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуа-
ции неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нрав-
1
ственным. В рамках ФГОС (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897)
школьники в процессе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны быть
готовы к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориенти-
ровки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также
на основе формирования уважительного отношения к труду. Это требует подготовки ученика, обладающего необхо-
димым набором современных знаний, умений и качеств, которые позволят ему уверенно чувствовать себя в самостоя-
тельной жизни. Эти качества обучающиеся приобретают, изучая различные школьные дисциплины, в том числе и фи-
зику.
Я работаю в школе, которая ещё недавно называлась «вечерняя школа». Здесь существует ряд специфических
проблем. Многие, пришедшие к нам подростки по тем или иным причинам не горят желанием учиться, у них слабо
сформированы базовые знания по математике и другим предметам, на занятия опаздывают, пропускают, к урокам ча-
сто не готовы. Начинаешь разбираться в причинах и выясняется, что у одних неполные семьи, (или малообеспечен-
ные, либо многодетные) где они недополучают внимания, психологической поддержки и помощи в учёбе. Либо при-
чины в психологической запущенности.
Учащихся приходиться заново приучать к систематическому учебному труду. Разнородность обучающихся,
сложность их характеров и судеб заставляет меня искать самые эффективные и приемлемые для каждого пути обуче-
ния и воспитания. Приходиться работать сразу по нескольким направлениям: учить, воспитывать и перевоспитывать:
серьёзно заниматься психолого-педагогической реабилитацией. Большинство таких ребят имеют неустойчивое состо-
яние нервной системы (особенно 7-9 классы), малый объём динамической памяти, слабую концентрацию внимания,
быструю утомляемость, большие пробелы в базовых знаниях и завышенную самооценку.
2
Исходя из этих особенностей нашей школы, организую учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные
условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стан-
дарту образования.
Целью моей педагогической деятельности является эффективное построение учебного процесса на любой ступени
обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к внеклассной проектной работе, под-
готовка к поступлению и учёбе в других учебных заведениях.
Для любого учителя начало всех начал – это кабинет, в котором он работает. Поэтому, с самого начала одной из
задач, поставленных мной, была: оснастить кабинет так, чтобы любой в него вошедший, не прочитав таблички на
двери, сразу же понимал, для изучения какого предмета он предназначен.
Со стен на ребят смотрят портреты великих учёных, в учении им помогают несколько стендов с основными физи-
ческими формулами, периодическая система Д.И. Менделеева, шкала электромагнитных излучений. В кабинете есть
уголок сменной информации (о явлениях, приборах, биографические данные учёных, причём как в прозе, так и в сти-
хах, физические кроссворды и другое), стенд «Пища для ума» - изречения выдающихся людей разных профессий, па-
триотический стенд «Отечества великие умы», греческий и латинский алфавиты, таблица единиц измерения (СИ), та-
блица основных физических констант. А над доской цитата (как девиз) «Образование - есть то, что остаётся после
того, когда забывается всё, чему нас учили» - А. Эйнштейн.
Во многом при оснащении кабинета помогала и помогает администрация школы, но особую гордость у учени-
ков (и у меня) вызывают работы, стенды, выполненные своими руками, которые не только функциональны, но и де-
лают кабинет более уютным, родным.
В кабинете есть компьютер и проектор. Постепенно растёт медиатека. В ней собраны не только учебные видео-
фильмы, но и творческие работы учащихся в виде мини-презентаций, мини-проектов, кроссвордов, ребусов и т.д.
3
Учебный кабинет оснащён комплектами учебников, учебных пособий, справочной литературой, сборниками задач,
научно-популярной литературой (в том числе журналами «Наука и жизнь», подшивка приложения к газете «Первая
сентября», «Физика в школе»).
Кабинет физики укомплектован дидактическими материалами (карточками для самостоятельной работы,
контрольно-измерительными материалами по темам и разделам, в том числе разработанными мною самостоятельно).
Обучение осуществляется в соответствии с рабочими программами, являющимися частью Основной образователь-
ной программы школы, составленной с учётом требований Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
«Об образовании», ФГОС и ФК ГОС и других нормативных документов.
Программы по физике построены с учётом принципов системности, научности и доступности, а также
преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программ лежит принцип
единства. Программы предусматривают поурочное усвоение материала.
В своей работе использую учебники и учебные пособия, включенные в Федеральный перечень учебников, реко-
мендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Учебники, используемые в учебном процессе:
на уровне основного общего образования: 7-9 классы –
Перышкин А.В. Физика-7,8 – М.: ООО «Дрофа»,
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-9- М.: ООО «Дрофа»;
на уровне среднего (полного) образования: 10-11 классы –
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика – 10 (базовый уровень), М: «Просвещение»,
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика -11 (базовый уровень), М: «Просвещение»
4
Учебно-методический комплект включает в себя весь необходимый теоретический материал для изучения курса фи-
зики в общеобразовательных учреждениях, разноуровневые задания, описание к лабораторным работам. К учебникам
есть методические пособие, варианты контрольных работ, тестов.
В своей работе учитываю тот факт, что учеников очень средние способности и зачастую бессистемность в
знаниях. Поэтому, повторение пройденного (в начале и в конце), становится важнейшей составляющей каждого
урока. Такое повторение - не только средство проверки, но и важный стимул для напряжённой учебной работы
школьников на уроке.
Учебный материал разделяю на зачётные разделы (пример варианта письменного зачёта - приложение 1), каж-
дый из которых является определенным этапом в формировании знаний и умений школьников, каждый раздел имеет
свои образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Анализируя и систематизируя изученный материал, мы
с учащимися составляем опорные конспекты (как «опорные сигналы» у В.Ф. Шаталова). Это наглядное выделение
главного, что надо знать по данной теме. Проведение зачёта сочетается с текущей ежеурочной проверкой и позволя-
ет мне выявлять, контролировать уровень знаний (умений) учащихся об основных вопросах зачётного раздела, стиму-
лировать их познавательную деятельность.
На уроках физики немаловажное значение имеет слово учителя, как одно из средств обучения. Варьируя гром-
костью речи (говорить достаточно громко, чтобы слышали, и достаточно тихо, чтобы слушали), богатством использу-
емых речевых и неречевых приёмов (изменениями громкости голоса, интонаций, ударений, темпа и ритма произнесе-
ния фраз, выразительностью мимики и жестов, изменениями позы и места нахождения в учебном помещении и т.п.), я
стараюсь управлять аудиторией, поддерживать её активный настрой.
С помощью наглядных пособий, демонстрационного и лабораторного эксперимента учебный процесс оживляет-
ся, поддерживается внимание и интерес к изучаемому, активизируется мышление ребят.
5
На своих уроках я использую следующую наглядность:
- все виды физического эксперимента;
- из объёмных пособий - модели приборов;
- модели-макеты (например, модели кристаллических решеток, модель броуновского движения, модель генератора);
- графические средства: портреты ученых, плакаты, таблицы, некоторые из которых сделаны самими учащимися;
- графики – нагляднейшее и важнейшее средство, способствующее развитию функционального мышления школьни-
ков, побуждает их к исследованию;
- рисунки, чертежи и схемы помогают мне при объяснении нового материала;
- дидактические индивидуальные карточки.
Для закрепления и контроля знаний учащихся использую физические диктанты, тесты, кроссворды, контроль-
ные работы, викторины, физическое домино и т.д. Причём, даю задание не только разгадать ребус, кроссворд, но са-
мим составить кроссворд (с вопросами и ответами) или физическое домино (работа в микрогруппах). Подобные зада-
ния во-первых, выявляют и развивают эстетические и художественные задатки учащихся, во-вторых – данная фор-
ма работы позволяет разнообразить деятельность учащихся, качественнее усвоить учебный материал.
В своей работе использую и комбинирую различные формы организации учебных занятий: лекции и фронталь-
ные беседы, традиционный урок и групповые (или индивидуальные) консультации, контрольные работы и викторины.
Это обеспечивает активность (мысли и действий) и сознательности в обучении физике, выявляет познавательный ин-
терес учащихся, их личностные качества, способствует развитию их творческого потенциала.
6
Мотивы учения – существенная сторона процесса обучения. Она во многом определяет направленность личности
ученика, его успехи и неудачи. Основой развития и формирования положительных мотивов является учебная деятель-
ность, развитие познавательного интереса в обучении.
Опираюсь в своей работе на основные идеи педагогики сотрудничества: деятельность учащихся необходимо ор-
ганизовать так, чтобы внешние мотивы успешной учёбы переросли во внутренние, когда учение становится естествен-
ной потребностью каждого подростка.
Известно, что в подростковом возрасте наблюдается угасание интереса к учёбе, а физика вообще считается труд-
ным предметом. Задача заинтересовать ученика всё чаще встаёт перед учителем, особенно в «вечёрке».
Для возбуждения и удержания интереса учащихся мне помогают следующие методические приёмы:
выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им;
создание новизны;
создаю на уроках проблемные ситуации (технология проблемного обучения):
В 8 классе учащимся задаю такой вопрос: «Как определить массу деревянного шарика, имея в распоряжении только
мензурку с водой?» Таким образом, выдвигается проблема в связи с поиском нового метода измерения физической ве-
личины (массы).
Либо ставлю проблемный вопрос с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практиче-
ского характера, например: «Что надо сделать, чтобы охладить молоко летом, не имея холодильника?» Или как опре-
делить число витков обмотки трансформатора?
В 10 классе: Как определить диаметр молекулы масла, если его капля (известного объёма), растеклась по поверхно-
сти воды?
В 9 классе - разрешаем противоречие между житейским и научным пониманием термина «вес тела».
7
связь с современностью (научные достижения);
конкретизация (переход от теоретических рассуждений к фактам);
персонификация (обращение к жизненным реальным ситуациям, к личному опыту ученика). Это всегда сближа-
ет конкретный учебный материал, теорию с практикой, актуализирует полученные знания.
соучастие («давайте подумаем...», «как вы считаете?», «представьте, что вы находитесь...» и пр.);
работа в малых группах: составление небольшого кроссворда или вопросов к прочитанному тексту, принятие
друг у друга зачёта. При подобном коллективном способе работы осуществляется взаимоконтроль, и развива-
ются коммуникативные умения, одна из важнейших черт личности.
использование игровых форм в обучении и контроле: физические загадки, ребусы, «Физическое домино», «Сле-
ды к победе», «Зашифрованное слово», «Крестики – нолики» (приложение 1);
создание на уроке ситуации занимательности:
(приведу пример синтеза физики и литературы: «Нарочно поднимал Вакула руку почесать голову, а чёрт, думая, что
его собираются крестить, летел еще быстрее». Как при этом изменилась кинетическая энергия Вакулы и чёрта?)
Подобная интеграция учебных дисциплин обогащает знания, расширяет кругозор учащихся.
- Почемучкины задачи:
Пример:
(для 8, 10 класса) Почемучка провел новым мелом несколько горизонтальных линий на классной доске и потрогал мел
пальчиком. «Почему мел нагрелся?» - спросил он стоявшего рядом товарища. Тот задумался. Что он должен ему отве-
тить?
(Ответ. Над мелом была совершена работа. Частично эта работа превратилась в его внутреннюю энергию, а увеличение внутренней энер-
гии тела с повышением температуры.)
8
оценки и накопленные отметки;
(Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывает-
ся на мотивах, стимулирует его деятельность и поведение в будущем).
создание условий для саморазвития (учитель ничего не делает из того, что ученик может выполнить хорошо
сам);
выполнение творческих заданий, рефератов, докладов (из истории открытий и изобретений; о жизнедеятельно-
сти учёных).
Как известно, сейчас идёт информатизация образования, цель которой состоит в глобальной интенсификации
интеллектуальной деятельности за счёт использования новых информационных технологий: компьютерных и
коммуникационных.
На уроках я формирую у учащихся информационные компетенции, используя информационные средства обу-
чения. Компьютерные технологии представляют мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании - эф-
фективный инструмент развития творческих способностей ученика. Презентация даёт возможность проявить творче-
ство, индивидуальность как учителя, так и учащегося. Они сами охотно создают презентации и используют их в своих
ответах.
С 2020 году использую в своей педагогической деятельности возможности инновационного образователь-
ного ресурса « ЯКласс», а также «Учи.ру», «РЭШ». Задаю детям на этих платформах домашние провероч-
ные работы. Ребята с интересом выполняют задания дистанционно, особенно те, кто в силу личностных ха-
рактеристик медленно осваивает новый материал. Так и задание учителя выполнено ( пусть потрачено на
это чуть больше времени) , и не угасает мотивация к изучению предмета.
9
Хочу остановиться на применяемой мною системе оценки знаний, умений, и навыков.
Естественно, что основной помощник в этом – программа по физике, в которой изложен минимальный
перечень знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики после изучения того или иного раздела.
Также я учитываю индивидуальные умственные способности и личностные качества учеников.
Поощряется в работе учащегося аккуратность, самостоятельность, личная требовательность и любого рода достиже-
ния. Этот качественный анализ направлен на формирование у учеников адекватной самооценки своей работы, её ре-
флексии.
Получаемые учениками оценки я разделяю на 6 групп:
оценки за индивидуальные устные опросы;
оценки за самостоятельные письменные работы;
оценки за контрольные работы;
оценки, полученные на зачётах;
оценки за выполненные лабораторные работы;
оценки за выполнение различного рода творческих заданий: составление кроссвордов, подготовка тематических стенгазет,
разгадывание ребусов.
В каждой группе вычисляется средний балл. После чего выставляется итоговая оценка, которая, в свою оче-
редь, является средним арифметическим средних баллов каждой из групп.
Такой режим оценки знаний не даёт с одной стороны «расслабляться» ученикам на всём протяжении учебного
периода, а с другой, позволяет им развиваться в процессе обучения разносторонне.
Помимо выше сказанного, составляю по методике Н.К. Винокуровой очень полезные и развивающие задания на
анализ, синтез и обобщение, на сравнение и причинно-следственные связи (приложение 2).
10
И как бы ни менялось общество, учебный процесс всегда будет строиться на основе фундаментальных принципов
обучения: научности, последовательности, наглядности, практической направленности, ведущей идеи развития мыш-
ления и способов познания, особой духовной и образовательной значимости активности и самостоятельности ребёнка.
Для получения достоверной информации о качестве обучения и развитии провожу проверку знаний учащихся
через входной контроль (в начале года) срезовые, полугодовые и годовые контрольные работы.
Выбранная мной система обучения и воспитания приносит свои плоды: процент качества знаний по физике до-
стигает 59%, абсолютная успеваемость - 100%, сохранность контингента - до 100%.
11
(Приложение 1)
В своей работе использую игровые формы обучения
(Физика и лирика)
10.
З а г а д к и:
Сначала — блеск,
За блеском — треск,
За треском — плеск.
Что это? (Молния, гром, дождь.)
________________________________________
Что с земли не поднимешь? (Тень.)
___________________________________
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно.
Без языка — кричит. (Эхо)
_________________________________________
Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились. (Весы.)
_________________________________________
Отгадай-ка, Что за строчки?
Буквы в них — тире и точки. (Азбука Морзе.)
12
2.«Физическое домино» (7 класс), для повторения темы: «Движение и силы».
Ниже только часть карточек-домино.
3. Примеры ребусов по физике:
13
физическое тело
равномерное
движение
кило
F=kx
инерция
гекто
m1/m2=υ2/υ1
(Приложение 2)
По методике Н. К. Винокуровой составляю задания
на анализ, синтез и обобщение, на сравнение и причинно-следственные связи.
Пример карточки-задания:
1.
Какое из четырёх слов лишнее:
кулон, метр, ампер, секунда?
2.
Укажите направление движения электронов и направление электрического тока. Нарисуйте в цепи амперметр.
3.
Найдите общее между словами и продолжите ряд:
1 ч – 60 мин – ... ; 0,5 ч – ... – 1800 с.
4.
Вставьте пропущенное:
1 кулон = ... • 1 с.
5.
Установите соответствие между данными в столбцах:
1 мА
1 мкА
1 кА
1 А
1 А
1000 А
0,000001 А
0,01 А
6
.
Впишите недостающие слова в определение:
а) «Электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1 с, есть ... .............»;
б) «Электрическим током называется движение .......... частиц».
7.
Расположите в логической последовательности понятия:
источник тока, свободные электроны, электрический ток, электрическое поле, проводник.
8.
Сделайте вывод:
если есть источник тока и свободные электроны находятся под воздействием электрического поля, то...
14