Напоминание

"Неорганические вещества"


Автор: Людмила Владимировна Дъячук
Должность: Преподаватель химии
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Барабинский медицинский колледж"
Населённый пункт: барабинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Неорганические вещества"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол № ____от________________

Председатель_____________________

(Ф.И.О)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)

Учебный предмет ОУП.11. Химия

Раздел 1. Основные классы органических и неорганических веществ

Тема 1.3. Неорганические вещества

Разработчик: преподаватель химии Дъячук Людмила Владимировна

2020

Содержание

Методический лист …………………………………………………………..4

Примерная хронокарта занятия……………………………………………...6

Исходный материал…………………………………………………………..9

Контроль знаний по предыдущей теме…………………………………….13

Задания для закрепления и систематизации знаний……………………….14

Предварительный контроль знаний………………………………………...15

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов………...16

Список использованных источников……………………………………….18

2

Выписка из рабочей программы

учебного предмета ОУП.11. Химия

для специальности 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)

Тема 1.3.

Неорганические

вещества

Содержание учебного материала

2

Оксиды. Кислоты. Основания. Соли.

Химические свойства основных классов

неорганических соединений. Расчёты по

определению молярной массы веществ.

1,2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение заданий по образцу,

составление таблицы «Основные классы

неорганических соединений» [3, с.15-32]

1

3

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Тип занятия – комбинированный урок

Вид занятия – лекция, объяснение с демонстрацией наглядных пособий,

выполнения упражнений.

Продолжительность – 90 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Учебные цели:

- сформировать знания об оксидах, кислотах, основаниях, солях,

химических

свойствах

основных

классов

неорганических

соединений.

Сформировать умения осуществлять расчёты по определению молярной массы

веществ.

2. Развивающие цели:

- развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять

самостоятельный поиск информации в различных источниках, организовывать

собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных

задач; развивать навыки познавательной деятельности, способность и готовность

к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания; владение навыками познавательной рефлексии как

осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и

оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и

средств их достижения.

3. Воспитательные цели:

- формирование готовности и способности к образованию, в том числе

самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к

непрерывному

образованию

как

условию

успешной

профессиональной

и

общественной деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и

корректировать деятельность.

Методы обучения

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

частично – поисковый.

Место проведения занятия – кабинет биологии, анатомии и генетики

человека с основами медицинской генетики.

МОТИВАЦИЯ

Все известные вещества делят на неорганические и органические. К

органическим

веществам

относят

углеводороды

и

их

производные,

к

неорганическим все остальные.

Все неорганические вещества делят на простые и сложные – образованные

несколькими химически связанными элементами.

Чтобы разобраться в огромном количестве неорганических соединений,

необходимо их классифицировать.

4

Данная тема является базой для усвоения следующих дисциплин:

1)

фармакология: названия лекарственных веществ, изучение видов взаимодействия

лекарственных веществ и виды лекарственной несовместимости;

2)

клиническая

фармакология

название,

способы

применения

лекарственных веществ, особенности их действия на организм.

3) основы латинского языка с медицинской терминологией – названия

лекарственных веществ.

Знание принципов составления названий веществ, их свойств, а также

умение

составлять

названия

веществ

по

формуле

соединений

позволит

медицинскому

работнику

организовывать

собственную

деятельность

для

эффективного

выполнения

профессиональных

задач,

развивать

навыки

познавательной деятельности, способность и готовность к самостоятельному

поиску методов решения практических задач, применению различных методов

познания.

5

ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

1.

Организационный

этап

2 мин.

Организация начала занятия,

подготовка рабочего места студентов

Отмечает

отсутствующих

студентов в журнале

Староста

называет

отсутствующ

их студентов.

Студенты

приводят в

соответствие

внешний вид,

готовят

рабочие

места.

Журнал,

тетради

2.

Контроль знаний по

предыдущей теме

15 мин.

Оценка уровня сформированности

знаний по теме «Соединения

химических элементов»

Инструктирует и

проводит контроль

Индивидуаль

ный опрос

Приложение 1

контрольные

вопросы, упр.

3.

Мотивационный

этап

2 мин.

Развитие интереса к новой теме

Объясняет

студентам важность

изучения данной

темы

Слушают,

задают

вопросы

Методическая

разработка

теоретического

занятия

4.

Цели занятия

2 мин

Установка приоритетов при изучении

темы

Озвучивает цели

занятия

Слушают,

записывают в

тетрадь

новую тему

Методическая

разработка

теоретического

занятия,

презентация

5.

Изложение исходной

45 мин.

Формирование знаний об оксидах,

Излагает новый

Слушают,

6

информации

кислотах, основаниях, солях,

химических свойствах основных

классов неорганических соединений.

Формирование умения осуществлять

расчёты по определению молярной

массы веществ.

материал

записывают

6.

Выполнение заданий

для закрепления

знаний

12мин.

Закрепление знаний, формирование

умения осуществлять расчёты по

определению молярной массы

веществ.

Развитие

навыков познавательной

деятельности, способности и

готовности к самостоятельному

поиску методов решения

практических задач, применению

различных методов познания

навыков познавательной

деятельности, способности и

готовности к самостоятельному

поиску методов решения

практических задач.

Инструктирует и

контролирует

выполнение заданий,

обсуждает

правильность

ответов

Выполняют

задания,

слушают

правильные

ответы,

после

выполнения,

вносят

коррективы

Приложение 2

Задания для

закрепления

знаний

7.

Предварительный

контроль новых

знаний и проверка

10 мин.

Оценка эффективности занятия и

выявление недостатков в новых

знаниях,

формирование готовности и

способности к образованию, в том

числе самообразованию,

сознательного отношения к

Инструктирует и

проводит контроль

Выполняют

задания

Приложение 3

7

непрерывному образованию как

условию успешной

профессиональной и общественной

деятельности.

8.

Подведение итогов

занятия

1 мин

Развитие эмоциональной

устойчивости,

дисциплинированности

Оценивает работу

группы в целом.

Объявляет оценки,

мотивирует

студентов, выделяет

наиболее

подготовленных

Слушают,

участвуют в

обсуждении,

задают

вопросы

Журнал

9.

Задание для

самостоятельной

внеаудиторной

работы студентов

1 мин.

Формирование и закрепление знаний,

формирование готовности и

способности к образованию, в том

числе самообразованию при работе с

учебной литературой и выполнении

заданий по образцу, составлению

таблицы

Дает задание для

самостоятельной

внеаудиторной

работы студентов,

инструктирует

Записывают

задание

Приложение 4

8

Исходный материал

План

1. Оксиды, их свойства

2. Кислоты, их свойства

3. Основания, их свойства

4. Соли, их свойства

5. Расчёты по определению молярной массы вещества

1.

Оксиды, их свойства

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из атомов двух химических

элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2

Химические свойства оксидов

Химические свойства основных оксидов

Взаимодействуют с водой, если в результате реакции образуются щелочи.

CaO + H

2

O = Ca(OH)

2

Взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.

CaO + H

2

SO

4

= CaSO

4

+ H

2

O

Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли.

CaO + CO

2

= CaCO

3

Не взаимодействуют с основными оксидами и щелочами.

Химические свойства амфотерных оксидов

Взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.

ZnO + 2HCl = ZnCl

2

+ H

2

O

Взаимодействуют со щелочами с образованием соли и воды.

ZnO + 2NaOH = Na

2

ZnO

2

+ H

2

O

Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли.

ZnO + СO

2

= ZnСO

3

Взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли.

ZnO + СaO = CaZnO

2

Не взаимодействуют с водой.

Химические свойства кислотных оксидов

Взаимодействуют с водой с образованием кислот.

SO

2

+ H

2

O = H

2

SO

3

(исключение: SiO

2

+ H

2

O ≠)

Взаимодействуют со щелочами с образованием соли и воды.

SO

2

+ Ca(OH)

2

= CaSO

3

+ H

2

O

Взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли.

СaO + SO

3

= CaSO

4

Не взаимодействуют с кислотами и кислотными оксидами.

2.

Кислоты, их свойства

Кислоты – это сложные вещества, содержащие атомы водорода, которые

могут замещаться атомами металлических элементов, и кислотные остатки.

Химические свойства кислот

Изменяют цвет индикаторов

Кислота + лакмус (фиолетовый)красный

Кислота + метиловый оранжевыйрозовый

Взаимодействуют с основаниями (реакция нейтрализации) с образованием

соли и воды

NaOH + HCl = NaCl + H

2

O

Взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли и воды

CuO + 2HCl = CuCl

2

+ H

2

O

Взаимодействуют с металлами (если металлы стоят в ряду активности до

Н

2

) с образование соли и водорода

2HCl + Zn = ZnCl

2

+ H

2

↑ исключения: HNO

3

, H

2

SO

4

(конц.)

Взаимодействуют с солями (если образуется осадок ↓ или газ ↑, соль более

слабой или летучей кислоты) с образованием новой соли и новой кислоты

HCl + AgNO

3

= AgCl↓ + HNO

3

3.

Основания, их свойства

Основания – это сложные вещества, содержащие атомы металлического

элемента (Ме) и одну или несколько гидроксогрупп (ОН).

Общая формула оснований:

,

где n – валентность металлического элемента.

Химические свойства оснований

Растворимые основания (щелочи)

Изменяют цвет индикаторов

NaOH + лакмус (фиолетовый) → синий

NaOH + метиловый оранжевый → желтый

NaOH + фенолфталеин (бесцветный) → малиновый

Взаимодействуют с кислотами (реакция нейтрализации) с образованием

соли и воды

2NaOH + H

2

SO

4

= Na

2

SO

4

+ 2Н

2

O

Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли и воды

2NaOH + SO

3

= Na

2

SO

4

+ Н

2

O

10

Взаимодействуют с амфотерными оксидами с образованием соли и воды

2NaOH + ZnO

Na

2

ZnO

2

+ Н

2

O

Взаимодействуют с амфотерными гидроксидами:

а) с образованием соли: Zn(OH)

2

+ 2NaOH

Na

2

[Zn(OH)

4

]

б) с образованием соли и воды: Zn(OH)

2

+ 2NaOH

Na

2

ZnO

2

+2H

2

O

Взаимодействуют с растворами солей (если образуется осадок ↓, или газ ↑)

с образованием соли и воды

2NaOH + CuSO

4

= Cu(OH)

2

↓ + Na

2

SO

4

Не разлагаются при нагревании

Нерастворимые в воде

Не изменяют цвет индикаторов

Взаимодействуют с кислотами (реакция нейтрализации) с образованием

соли и воды

Cu(OH)

2

+ H

2

SO

4

= CuSO

4

+ 2Н

2

O

Взаимодействуют с некоторыми кислотными оксидами при нагревании с

образованием соли и воды

Mg (ОН)

2

+ SiO

2

MgSiOg + Н

2

O

Не

взаимодействуют

с

амфотерными

оксидами,

амфотерными

гидроксидами и растворами солей

Разлагаются при нагревании с образованием оксида и воды

Cu(OH)

2

СuО + Н

2

O

4. Соли, их свойства

Солиэто

сложные

вещества,

содержащие

ионы

металлических

элементов и кислотные остатки.

Химические свойства солей

Взаимодействуют с металлами (реакция замещения) при условиях:

реагирующий металл активнее металла, который образовал соль;

соль растворима в воде

CuSO

4

+ Fe = FeSO

4

+ Сu, FeSO

4

+ Сu

Взаимодействуют со щелочами (реакция обмена)

CuSO

4

+ 2NaOH = Cu(OH)

2

↓ + Na

2

SO

4

Взаимодействуют с солями (реакция обмена) при условиях:

реагирующие соли растворимы;

одна из образовавшихся солей нерастворима

11

Na

2

SO

4

+ ВаСl

2

= BaSO

4

↓ + 2NaCl

Взаимодействуют с кислотами при условиях:

реагирующая кислота сильнее, чем та, которая образовала соль;

образуется газ ↑ или осадок ↓

Na

2

SiO

3

+ H

2

SO

4

= Na

2

SO

4

+ H

2

SiO

3

CaCO

3

+ 2НСl = СаСl

2

+ H

2

О + СО

2

Термическое разложение солей с образованием веществ более простого

состава

СаСO

3

СаО + СO

2

Са(НСO

3

)

2

CaCO

3

+CO

2

↑+H

2

O

NH

4

NO

2

N

2

+ 2H

2

O

2KClO

3

2KCl + 3O

2

5. Расчёты по определению молярной массы вещества

Молярная масса вещества (М) – это отношение массы вещества (m) к

количеству вещества (n)

M= m\n = г\моль

Задачи:

Вычислите молярную массу а) гидроксида натрия; б) сульфата алюминия; в)

карбоната кальция

Решение:

М(NaOH) =23+16+1= 40 г/моль

М(Al

2

(SO

4

)

3

) = 54+96+192=342 г/моль

М(СаСО

3

) = 40+12+48=100г/моль

12

Приложение 1

Контроль знаний по предыдущей теме

1. Контрольные вопросы

1) Что называют простыми веществами и сложными веществами, приведите

примеры

2) На какие группы делятся простые и сложные вещества?

3) Назовите отличительные свойства состава оксидов, оснований, солей и кислот

4) Каковы особенности классификации оксидов и кислот?

5) На какие группы делят основания и соли?

Критерии оценки за устный опрос (контрольные вопросы):

Оценка «5» ставится, если обучающийся: показывает глубокое и полное

знание и понимание материала; полное понимание сущности рассматриваемых

понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить

полный

и

правильный

ответ;

правильно

и

обстоятельно

отвечает

на

дополнительные вопросы; допускает не более одного недочёта, который легко

исправляет.

Оценка

«4»

ставится, если обучающийся: показывает знание всего

изученного

материала;

даёт

полный

и

правильный

ответ;

допускает

незначительные ошибки и недочёты; небольшие неточности в формулировке

понятий; материал излагает в логической последовательности, допуская негрубую

ошибку или два недочёта, которые может исправить.

Оценка

«3»

ставится,

если

обучающийся:

излагает

материал

фрагментарно; не всегда последовательно, допускает ошибки при формулировке

выводов, ошибки при определении понятий; отвечает неполно на вопросы

преподавателя.

Оценка

«2»

ставится, если обучающийся: не раскрывает основное

содержание материала; не делает выводов и обобщений; допускает более двух

грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

2. Проверка выполнения письменного домашнего задания

1) Вычислить массовую долю (в%) железа в Fe2O3, Fe3O4

Эталоны ответа:

Решение: w (Fe) = 112\160 = 70%

W(Fe) = 168\232 = 72%

Задача решается по формуле: w(Э) = nAr (Э)\ Mr

n – число атомов данного элемента

Критерии оценок

Оценка «5» ставится, если правильно выполнено всё задание

13

Оценка «4» ставится, если допущена одна несущественная

ошибка

(небольшая ошибка в математических расчётах)

Оценка «3» ставится, если допущена 1 существенная ошибка (правильно

определена только одна массовая доля)

Оценка «2» ставится, если задание не выполнено или допущено более одной

существенной ошибки

2) Какое количество вещества содержится:

а) в 4,9 г Cu(OH)2,

б) в 0,2 г NaOH

Эталоны ответа:

а) n (Cu(OH)

2

= m\M = 4,9\98 = 0,05 моль

б) n (NaOH) = m\M = 0,2\40 = 0,005 моль

Критерии оценок

Оценка «5» ставится, если правильно выполнено всё задание

Оценка «4» ставится, если допущена одна несущественная

ошибка

(небольшая ошибка в математических расчётах)

Оценка «3» ставится, если допущена 1 существенная ошибка (правильно

выполнено только одно из заданий)

Оценка «2» ставится, если задание не выполнено или допущено более одной

существенной ошибки

Приложение 2

Задания для закрепления и систематизации знаний

Задание 1.

Распределите вещества, формулы которых даны ниже, по классам соединений,

назовите вещества:

CuO, HNO

3

, SO

2

, HCl, CaCO

3

, Na

2

SO

4

, Mg(OH)

2

, CO, H

3

PO

4

, N

2

O

5

, KOH, H

2

S

Эталоны ответа:

Оксиды:

CuO – оксид меди (II)

SO

2

–оксид серы (IV)

CO – оксид углерода (II)

N

2

O

5

– оксид азота (V)

Кислоты:

HNO

3

- азотная

HCl - соляная

H

3

PO

4

- фосфорная

14

H

2

S – сероводородная

Основания:

Mg(OH)

2

– гидроксид магния

KOH – гидроксид калия

Соли:

CaCO

3

– карбонат кальция

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимально – 11 баллов)

Задание 2.

Допишите до конца уравнения реакций:

1) СаО + HCl →

2) H

2

SO

4

+ K

2

O →

3) Cu(OH)

2

+ HNO

3

4) K

2

O + SO

2

5) NaOH + FeSO

4

6) NaOH + CO

2

7) Fe + CuSO

4

8) ZnO + KOH→

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимально – 8 баллов)

Эталоны ответа:

1) СаО + 2HCl →CaCl

2

+ H

2

O

2) H

2

SO

4

+ K

2

O → K

2

SO

4

+ H

2

O

3) Cu(OH)

2

+ 2HNO

3

→ Cu(NO

3

)

2

+ 2H

2

O

4) K

2

O + SO

2

→ K

2

SO

3

5) 2NaOH + FeSO

4

→ Na

2

SO

4

+ Fe(OH)

2

6) 2NaOH + CO

2

→ Na

2

CO

3

+ H

2

O

7) Fe + CuSO

4

→ FeSO

4

+ Cu

8) ZnO + KOH→ K

2

ZnO

2

+ H

2

O

Приложение 3

Предварительный контроль новых знаний

Найдите и исправьте ошибки:

1) К оксидам относят – Na

2

O, CaO, KOH, MgO, H

2

O

2

2) Кислотами называют сложные вещества, состоящие из атомов металлов и

кислотных остатков.

3) К солям относят – СaCO

3

, MgSO

4

, KCl, NaOH, CuS

4) В результате реакции взаимодействия кислоты и основания образуются соль и

вода.

15

5) Основные оксиды взаимодействуют с кислотами и основаниями.

6) CaCO

3

+ 2HNO

3

= Ca(NO

3

)

2

+ H

2

CO

3

Эталоны

ответа

:

1) К оксидам относят – Na

2

O, CaO, KOH, MgO, H

2

O

2

2) Кислотами называют сложные вещества, состоящие из атомов металлов

(водорода) и кислотных остатков.

3) К солям относят – СaCO

3

, MgSO

4

, KCl, NaOH, CuS

4) В результате реакции взаимодействия кислоты и основания образуются соль и

вода.

5) Основные оксиды взаимодействуют с кислотами и основаниями.

6) CaCO

3

+ 2HNO

3

= Ca(NO

3

)

2

+ H

2

CO

3

2

О + СО

2

)

Критерии оценок

Оценка «5» ставится, если правильно выполнено всё задание

Оценка «4» ставится, если допущена одна – две ошибки

Оценка «3» ставится, если допущена более 2 ошибок

Критерии оценок за работу по новой теме

Оценка «5»: обучающийся набирает 10 баллов

Оценка «4»: обучающийся набирает 7-9 баллов

Оценка «3»: обучающийся набирает 5-6 баллов (ставится по желанию).

Приложение 4

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Выполните письменно задания:

1. С какими из ниже перечисленных

веществ будет взаимодействовать

разбавленная серная кислота, напишите уравнения реакций: KOH, Fe(OH)

3

, SO

2

,

H

3

PO

4

, AgNO

3

, Cu

Эталоны

ответа

:

H

2

SO

4

+ 2KOH = K

2

SO

4

+ 2H

2

O

3H

2

SO

4

+ 2Fe(OH)

3

= Fe

2

(SO

4

)

3

+ 6H

2

O

H

2

SO

4

+ 2AgNO

3

= Ag

2

SO

4

+ 2HNO

3

Критерии оценок

Оценка «5» ставится, если правильно выполнено всё задание

Оценка «4» ставится, если допущена 1 небольшая ошибка

Оценка «3» ставится, если правильно составлено 2 уравнения реакции

Оценка «2» ставится, если задание не выполнено

16

2. Заполните пустые графы таблицы:

Класс соединения

Химическая формула

Название вещества

Кислотный оксид

CO

2

Оксид углерода (IV)

KOH

Соль

Карбонат меди (II)

Fe(OH)

2

Угольная кислота

H

2

SO

3

Растворимое основание

LiOH

H

2

SiO

3

Эталоны ответа:

Класс соединения

Химическая формула

Название вещества

Кислотный оксид

CO

2

Оксид углерода (IV)

Растворимое основание

KOH

Гидроксид калия

Соль

CuCO

3

Карбонат меди (II)

Нерастворимое основание

Fe(OH)

2

Гидроксид железа (II)

Кислота

H

2

CO

3

Угольная кислота

Кислота

H

2

SO

3

Сернистая кислота

Растворимое основание

LiOH

Гидроксид лития

Кислота

H

2

SiO

3

Кремниевая кислота

Критерии оценок

Оценка «5» ставится, если правильно выполнено всё задание

Оценка «4» ставится, если допущено 1 -2 ошибки

Оценка «3» ставится, если допущено 3-5 ошибок

Оценка «2» ставится, если задание не выполнено или допущено более 5 ошибок

17

Список использованных источников

1. Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Углубленный уровень [Текст]: учебник/ О.С.

Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарёв; под. ред. Т.Д. Гамбурцева. – 5-е

изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 368 с.

2. Ерохин, Ю.М. Химия [Текст]: учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Ю.М.

Ерохин; под ред. В.Н.Николаева. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр

«Академия», 2007. – 384 с.

3. Радецкий, А.М., Горшкова, В.П., Кругликова, Л.Н. Дидактический материал по

химии для 10-11 классов [Текст]: пособие для учителя / под ред. Е.К. Липкина. –

М.: Просвещение, 2008. – 79 с.

18



В раздел образования