Автор: Гришина Оксана Дмитриевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: АНО СОШ "Баярд"
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: конспект урока по литературе в 10 классе
Тема: "Лицо трагическое" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Раздел: полное образование
Лицо трагическое (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
Задачи и цели урока:
1)
образовательная - раскрыть образ главного героя романа И.С.Тургенева в его
противоречивости, понять, почему это образ трагический, что в мировоззрении
Базарова привело его к трагическому финалу.
2)
развивающая - развитие навыков анализа художественного образа по его портрету,
речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи, навыков
отбора материала для характеристики героя;
3) воспитательная - воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.
Ход урока
1.
В момент опубликования романа 2 точки зрения
Катков Н.Я.: «Если не в апофеозу возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-
то случайно попал на очень высокий пьедестал».
Из отчета 3 жандармского отделения: «Неожиданно для молодого поколения, недавно
ему рукоплескавшего, Тургенев заклеймил наших недорослей – революционеров едким
именем нигилистов и поколебал учение материализма.
2.
Из сочинений учеников:
- Ему не свойственны человеческие чувства. Меня просто пугает Базаров.
- Я не верю, что он нигилист. Он философ. И скептик.
- Нахальный, упрямый спорщик.
- Он противоречит сам себе: не признает принципы, а сам принципиальный человек.
- Человек-загадка, которую хочется разгадать.
- Базаров – жертва того времени.
- Внутри его идет постоянная борьба между двумя «я»: нигилистом и романтиком.
- В каком же деле он станет знаменитым?
- Кто он: «дитя» старой эпохи или «отец» новой?
- Мне жаль его.
Это ваши мнения о Базарове, в чем-то резкие, непримиримые, противоречивые. Фигура,
которая вырисовывается из этих высказываний, грандиозная, неординарная, трагическая.
Вопрос урока: «Почему Базаров лицо трагическое?»
3. Вопрос о прототипе.
Сообщение ученика по книге Пустовойта «Комментарий к роману «Отцы и дети»»
(Доктор Д., Писарев, В.Якушкин, Добролюбов)
- Случайно ли роман посвящен Белинскому?
В Белинском были многие черты Базарова: плебейское происхождение, демократизм,
резкость суждений.
4.
- Отцы и дети… Одна из вечных проблем. Нет семьи, которой бы она не коснулась.
Конфликт между отцами и детьми – это прежде всего противостояние Павла Петровича и
Базарова. Почему именно их сталкивает автор? Ведь ни у того, ни у другого нет и не
будет отцовства?
(Опасно, когда люди, лишенные отцовства, начинают предлагать «новые варианты»
устройства жизни; оба «выпали» из естественного потока жизни.)
- Прочтите эпизод «Первое знакомство с Базаровым».
Найдите значимые художественные детали облика Базарова. Как они помогают определить
социальную принадлежность героя, его психологические черты и свойственную ему манеру
поведения? Почему герой представляется “Евгений Васильев”? В чём смысл такого
“простонародного” (может быть, нарочито эпатирующего) представления? А не сразу
поданной Николаю Петровичу при знакомстве руки? Как здесь работает тургеневский метод
“тайной психологии”?
Знакомство с героем автор начинает с портретной характеристики. Вот что в одном из
писем автор говорит о своем герое: «Базаров – мое любимое детище, на которое я
потратил все находившиеся в моем распоряжении краски».
«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом,
большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
- Где же яркие краски? (а также высокий рост, мужественный голос)
- Какова предыстория героя? Расскажите о его родителях? (реализация
индивидуального задания) Что он вынес из семьи? (работоспособность, ум, знания)
Почему фактически предыстории самого героя нет?
Что же герой воспитал в себе сам? В главе 21 самое главное слово в характеристике
героя «самоломанный»: если история и была, никаких следов не оставила. Или это
отказ от прошлого.
- Герой учится жить заново, оставляя «новые следы». Что главное в его поступках в
начале романа? Охарактеризуйте их.
Демонстративная независимость, активность с примесью агрессии.
«Новые следы Базарова»
- обрывает Николая Петровича, читающего стихи. Почему?
- идет прямо через клумбы. Почему?
- резок в оценках, не интересуется ничьим мнением
- не ищет друзей
- не скрывает неприязни к Павлу Петровичу
- не подает руки
Ради этого стоило себя «ломать»?
- Каковы его убеждения? (материалист)
Сообщение по теме «Студенчество и естественные науки»
Медицинские науки были тогда в величайшем фаворе у молодых разночинцев,
жаждавших материалистических знаний. Уже одно то, Базаров – медик и занимается
научными исследованиями, своего рода удостоверение в принадлежности к
прогрессистам. В воспоминаниях современницы Тургенева Водовозовой,
принадлежавшей к тому же кругу, что и Базаров, это время характеризуется так:
«Первым средством для самообразования, для подготовки себя ко всякого рода
деятельности и к настоящей полезной общественной жизни считалось тогда изучение
естественных наук, на которые смотрели как на необходимый фундамент всех знаний
без исключения». Наибольшим вниманием среди молодежи пользовалась профессия
хирурга как самая «практическая», поскольку именно «практический подход» к делу
казался панацеей от всех бед. Один из ученых, начинавший свою деятельность в 1860-
ые годы, рассказывает о таком эпизоде собственной студенческой жизни. Он
попросил у профессора текст лекций по анатомии. «Да зачем вам лекции? – отвечал
тот. – Возьмите лучше лягушку и анатомируйте ее». Знаменитая работа Сеченова
«Рефлексы головного мозга» (1863) основывалась на опытах, которые ставились на
лягушках. В русской публицистике лягушка становится чуть не символом прогресса.
Писарев: «Микроскоп и лягушка – вещи невинные и занимательные. А молодежь –
народ любопытный. Молодежь не утерпит, и не только заглянет, а постарается
завести себе свой микроскоп и незаметно для самой себя проникнется глубочайшим
уважением и пламенной любовью к распластанной лягушке. А только это и нужно.
Тут-то именно, в самой лягушке и заключается опасение и обновление русского
народа».
5. Проверка домашнего задания. Прочитать цитаты по теме «Что отрицал Базаров»
1. Отвлеченные теории и громкие слова: «Мы действуем в силу того, что мы называем
полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем». «Да что нам
логика? Мы и без нее обходимся» «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…
Сколько иностранных и бесполезных слов!»
2. Народолюбие, идеализацию русского мужика. «Народ полагает, что когда гром гремит,
это Илья-пророк в колеснице…разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»
3. Современное общественное устройство: «Я тогда готов согласиться с вами, когда вы
представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, которое бы не
вызвало полного и беспощадного отрицания».
4. Научные и философские взгляды. «Есть науки, как ремесла, знания, а науки вообще не
существует вовсе». «мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не
преклоняемся»
4. Искусство, любовь, природу. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта ».
«Рафаэль гроша медного не стоит». «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее
понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»
6. Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям.
Как объясняют нигилизм герои?
Глава 5 страница 18
Справка о нигилизме №1
Слово «нигилист» не было выдумано Тургеневым. Оно возникло тремя десятилетиями ранее,
чем появилось произведение. Мы находим его в статьях Надеждина «1829», Полевого (1832),
Белинского (1836). Нигилизм отождествлялся с материализмом и революционной
разрушительностью. В статье 1862 года «О нашем нигилизме» Катков писал так:
«Отрицательный догматик ничем не связан; слово его вольно, как птица; в уме его нет
никаких определенных формаций, никаких положительных интересов, которые могли бы
останавливать и задерживать его». Д.Писарев увидел в Базарове знамение времени и чуть ли
не свое второе «я» и трактовал его образ автобиографически. Писарев утверждал: «Базарову
некого любить, потому что вокруг него все мелко, плоско и дрябло, а сам он свеж, умен и
крепок», это «богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать
исполинские силы». Именно под влиянием Писаревских страстных выступлений и стал
складываться в России литературный и философский радикализм 1860-ых годов, исходным
принципом которого была непримиримость. Поскольку в России 20 века победила
«революционная идеология», точка зрения Писарева стала канонической, а прочие мнения
были объявлены реакционными.
Справка №2
«Только МЫ – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нам в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина,
Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности. Кто не забудет своей
первой любви, не узнает последней ».
- Чьи это суждения? Базарова? Эти слова были написаны в 1912 году. Они часть манифеста
«Пощечина общественному вкусу». Под ним подписи нескольких поэтов, в том числе и
Маяковского. Авторы манифеста называли себя футуристами – от латинского futurum –
будущее.
- Достигнут ли те, кто отрицает прошлое, будущего?
Если не видишь дороги в будущее, никогда не увидишь его. В этом трагедия «новых людей».
Сильные люди никогда не видели дома, того будущего, которое они собирались
построить. От того, может быть, и дом получился такой неуютный, враждебный своим
жильцам. В катехизисе революционера Нечаева было записано: «Революционер – человек
обреченный».
Базаров отрицает все, что представляется ему загадочным: природу, искусство,
любовь. Не признает вмешательства роковых сил. Базаров наглухо застегнул
«нигилистический мундир» (Бялый), так как считает, что любовь, природа – некие
универсалии прошлого, которое он отрицает.
Человек ищет пути преобразования жизни, литература отразила эти поиски: теория
нигилизма, теория разумного эгоизма, теория Раскольникова.
Трагедия Базарова в том, что, имея благие цели, он выбирает ложную идею. Жизнь по
теории построить нельзя, она движется по своим законам. В Базарове Тургенев увидел
революционера, пытающегося изменить законы жизни.
Жизнь расстегивает пуговицы на «нигилистическом мундире», и в финале мы читаем
про сердце Базарова. Такая самоломанность противоестественна, поэтому Базаров –
фигура трагическая. В первой половине романа герой – человек достаточных знаний, для
которого не существует тайн и загадок жизни. Но жизнь начинает испытывать героя,
оказывается сильнее теории. И чем ближе к концу романа, все более общечеловеческие,
всеобщие законы жизни, по которым живут «отцы», берут верх над ложной теорией.
Вывод: как важно сильной личности придерживаться теории, не
противоречащей жизни.
Домашнее задание: глава 6, 10. Направления спора ПП и Базарова. Таблица «Я с вами
согласен, ПП; я с вами не согласен, ПП», «Я с вами согласен, Б; я с вами не согласен, Б»
Причина второй дуэли?