Автор: Харитонов Андрей Геннадьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Раздел: полное образование
ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ
ФИЗКУЛЬТУРЫ
Вниманием называется процесс избирательного
сосредоточения
сознания на предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах,
мыслях и чувствах самого человека.
Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно всегда
включено в другие психические процессы:
ощущения
и восприятия,
представления,
память,
мышление,
воображение,
эмоции
и
чувства,
проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности
двигательные действия людей, в их поведенческие акты - поступки, Это
обеспечивает ясность и отчетливость отражении действительности, что
является одним из необходимых условий успешности любой деятельности.
Различают
внимание
внешнее
и
внутреннее,
произвольное
(преднамеренное),
непроизвольное
(непреднамеренное)
и
послепроизвольное.
Внешним
вниманием
называется
направленность
сознания
на
предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой
существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.
Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль
во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в
познании им самого себя, в умении управлять собой.
Примеры могут быть взяты из практики обучения технике движения
на уроках физической культуры, из уроков по другим предметам. В них
отчетливо выступает организующая и регулирующая роль произвольного
внимания.
Оно
возникает
и
сохраняется
легко
в
силу
интереса,
вызываемого
самой
деятельностью,
высокой
художественностью
ее
предмета.
Произвольное внимание нередко требует проявления
волевых
усилий. Это отметил еще К. Маркс, анализируя процесс труда. Он писал:
"Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение
всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во
внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает
рабочего своим содержанием и способом исполнении, следовательно, чем
меньше
рабочий
наслаждается
трудом
как
игрой
физических
и
интеллектуальных сил". В таких случаях человеку приходится преодолевать
себя, лишь усилием воли он может заставить себя сосредоточить внимание
и взяться за работу. В жизни они встречаются сплошь и рядом. Скажем,
ученику приходится заставить себя сосредоточиться на подготовке уроков
вопреки желанию смотреть по телевизору хоккейный матч. Таким образом,
произвольное сосредоточение сознания на процессах обучения,
труда,
тренировочных
занятий
обусловлено
в
основном
целями,
задачами,
требованиями деятельности и пониманием необходимости ее выполнения.
Волевые
же усилия мобилизуют на достижение цели,
помогают
отвлекаться, способствуют длительному сохранению внимания.
Непроизвольное
внимание
возникает
без
предварительно
поставленной цели - как реакция на сильный звук (скажем, сигнал сирены
<Скорой помощи>), яркий свет (например, движущаяся электрореклама
о новом кинофильме), новизну предмета (новая марка автомобиля, новая
форма маски вратаря хоккейной команды, новая книга в витрине магазина).
Следовательно,
внимание
является
не
только
фактором,
организующим психическую деятельность, но и само может регулироваться
извне, в частности в педагогическом процессе.
Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это
значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете
или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам
процесс рассматривания
предмета
или сама деятельность вызывает
нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без
всякого усилия.
Все три вида внимания - это динамичные процессы, связанные
взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время
становится преобладающим.
Как
я
уже
сказал,
внимание
неразрывно
связано
с
другими
психическими
процессами,
протекающими
у
подростков
на
уроках
физкультуры. Причем, я считаю, что внимание наиболее сильно связано с
наблюдением.
Процесс
наблюдения
на
учебно-тренировочных
занятиях
и
соревнованиях служит основным каналом познания спортсменом самого
себя, партнеров и особенно противников с целью разгадывания
их
тактических замыслов и реализации собственных тактических действий.
Например,
в
специальном
исследовании,
проведенном
на
борцах,
установлена важность создания на основе наблюдения образа противника. В
структуру образа входят знания о технике, тактике, стиле ведения поединка,
опытности
борца,
о
его
физических
качествах
(силе,
быстроте,
выносливости,
ловкости),
об
эмоционально-волевых
особенностях
(соревновательном на строении, смелости, решительности, настойчивости,
упорстве) и др. В оценке перечисленных характеристик больше всего
затруднений вызывают эмоционально-волевые особенности,
и тем в
большей мере, чем ниже спортивная квалификация оценивающего борца.
Составленный на основе наблюдения образ противника сопоставляется с
представлением спортсмена о себе самом. Это позволяет наметить
тактический план действия в предстоящей схватке с данным противником.
В физическом
воспитании
и спорте, как в любой другой
деятельности, внимание является обязательным компонентом.
Без этого деятельность не может быть продуктивной.
Однако в
условиях учебных занятий, спортивной тренировки, соревнований формы
проявления и функционирования внимания не одинаковы.
В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та или иная
общая цель. Однако основное значение имеют вытекающие из общей цели
частные задачи.
Они связаны с овладением спортивной техникой,
развитием физических, волевых, моральных качеств,
разучиванием
определенных тактических комбинаций и др. Конкретными задачами,
которые ставит учитель, тренер или сам спортсмен,
и определяется
направленность сознания - внимание занимающихся. Например, на занятиях
по легкой атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учитель
ставит перед группой старших школьников задачу:
совершенствовать
технику отталкивания.
Тем самым он определяет и направленность
сознания занимающихся на восприятие собственных движений в момент
отталкивания.
Вслед за тем учитель ставит новую задачу:
овладеть
координацией движений в фазе полета. Этим он направляет внимание
учеников на восприятие собственных движений в полете. Все шло хорошо.
Но у двух человек почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель,
выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в каждой
попытке другую, свою, задачу: они были сосредоточены на выполнении
отталкивания, которое им не удавалось.
Эти факты не только определяют значение задачи в направленности
и проявлении внимания. Они говорят о том, что, поставив задачу перед
учащимися, необходимо убедиться, что она принята всеми.
В условиях соревнований направленность сознания соревнующихся
определяется уже не частными учебными и воспитательными задачами, а
главной целью - достижением возможно более высокого спортивного
результата.
Особенность
же
проявления
внимания
зависит
от
специфических для каждого вида спорта условий деятельности. Это можно
проследить, сравнив, например, два вида спорта - стрельбу и футбол.
В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие свойства
внимания,
как его концентрация и устойчивость.
Но на линии огня
одновременно находятся несколько стрелков. Каждый из них производит
выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для любого из них <чужие>
выстрелы должны служить фактором,
отрицательно влияющим на
концентрацию внимания. Но данные условия для стрелков - постоянно
действующий,
привычный фактор. Концентрация же внимания столь
интенсивна, что они, как правило, даже не слышат выстрелов соседей.
Нужно,
правда, оговориться,
что это относится к спортсменам,
находящимся в состоянии полной готовности к соревнованиям.
Совершенно иначе все обстоит в футболе. Объективные условия игры
таковы, что от игроков постоянно требуется проявление всех свойств
внимания.
Прежде всего, это относится к полной сосредоточенности на процессе
игры в целом. Внимание футболистов динамично.
Игра требует его распределения, при котором в сознании отражаются
и противники, и партнеры, и мяч, и границы поля, и ворота, а также
частых
переключений,
изменяющегося
объема,
варьирующей
устойчивости. Внимание включено в процесс наглядно действенного
мышления при решении тактических задач.
Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с целью
контроля
и
саморегуляции
собственных
действий,
поступков,
самочувствия.
Таким образом, внимание в физическом воспитании и спорте - один из
важных факторов успешности деятельности. Но условия деятельности,
требующие проявления внимания,
в то же время способствуют его
развитию.
Список использованной литературы
1. Психология, Под. ред. Пуни А.Ц., М.:1984.
2. Хрестоматия по психологии, Под. ред. Петровского А.В., М.:
1987.
3. Фресс, Поль, Экспериментальная психология.
4. Кляйн, Ганс, Внимание и спорт, М.:1996.