Напоминание

ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ


Автор: Харитонов Андрей Геннадьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Раздел: полное образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ

ФИЗКУЛЬТУРЫ

Вниманием называется процесс избирательного

сосредоточения

сознания на предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах,

мыслях и чувствах самого человека.

Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно всегда

включено в другие психические процессы:

ощущения

и восприятия,

представления,

память,

мышление,

воображение,

эмоции

и

чувства,

проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности

двигательные действия людей, в их поведенческие акты - поступки, Это

обеспечивает ясность и отчетливость отражении действительности, что

является одним из необходимых условий успешности любой деятельности.

Различают

внимание

внешнее

и

внутреннее,

произвольное

(преднамеренное),

непроизвольное

(непреднамеренное)

и

послепроизвольное.

Внешним

вниманием

называется

направленность

сознания

на

предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой

существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль

во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в

познании им самого себя, в умении управлять собой.

Примеры могут быть взяты из практики обучения технике движения

на уроках физической культуры, из уроков по другим предметам. В них

отчетливо выступает организующая и регулирующая роль произвольного

внимания.

Оно

возникает

и

сохраняется

легко

в

силу

интереса,

вызываемого

самой

деятельностью,

высокой

художественностью

ее

предмета.

Произвольное внимание нередко требует проявления

волевых

усилий. Это отметил еще К. Маркс, анализируя процесс труда. Он писал:

"Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение

всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во

внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает

рабочего своим содержанием и способом исполнении, следовательно, чем

меньше

рабочий

наслаждается

трудом

как

игрой

физических

и

интеллектуальных сил". В таких случаях человеку приходится преодолевать

себя, лишь усилием воли он может заставить себя сосредоточить внимание

и взяться за работу. В жизни они встречаются сплошь и рядом. Скажем,

ученику приходится заставить себя сосредоточиться на подготовке уроков

вопреки желанию смотреть по телевизору хоккейный матч. Таким образом,

произвольное сосредоточение сознания на процессах обучения,

труда,

тренировочных

занятий

обусловлено

в

основном

целями,

задачами,

требованиями деятельности и пониманием необходимости ее выполнения.

Волевые

же усилия мобилизуют на достижение цели,

помогают

отвлекаться, способствуют длительному сохранению внимания.

Непроизвольное

внимание

возникает

без

предварительно

поставленной цели - как реакция на сильный звук (скажем, сигнал сирены

<Скорой помощи>), яркий свет (например, движущаяся электрореклама

о новом кинофильме), новизну предмета (новая марка автомобиля, новая

форма маски вратаря хоккейной команды, новая книга в витрине магазина).

Следовательно,

внимание

является

не

только

фактором,

организующим психическую деятельность, но и само может регулироваться

извне, в частности в педагогическом процессе.

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это

значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете

или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам

процесс рассматривания

предмета

или сама деятельность вызывает

нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без

всякого усилия.

Все три вида внимания - это динамичные процессы, связанные

взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время

становится преобладающим.

Как

я

уже

сказал,

внимание

неразрывно

связано

с

другими

психическими

процессами,

протекающими

у

подростков

на

уроках

физкультуры. Причем, я считаю, что внимание наиболее сильно связано с

наблюдением.

Процесс

наблюдения

на

учебно-тренировочных

занятиях

и

соревнованиях служит основным каналом познания спортсменом самого

себя, партнеров и особенно противников с целью разгадывания

их

тактических замыслов и реализации собственных тактических действий.

Например,

в

специальном

исследовании,

проведенном

на

борцах,

установлена важность создания на основе наблюдения образа противника. В

структуру образа входят знания о технике, тактике, стиле ведения поединка,

опытности

борца,

о

его

физических

качествах

(силе,

быстроте,

выносливости,

ловкости),

об

эмоционально-волевых

особенностях

(соревновательном на строении, смелости, решительности, настойчивости,

упорстве) и др. В оценке перечисленных характеристик больше всего

затруднений вызывают эмоционально-волевые особенности,

и тем в

большей мере, чем ниже спортивная квалификация оценивающего борца.

Составленный на основе наблюдения образ противника сопоставляется с

представлением спортсмена о себе самом. Это позволяет наметить

тактический план действия в предстоящей схватке с данным противником.

В физическом

воспитании

и спорте, как в любой другой

деятельности, внимание является обязательным компонентом.

Без этого деятельность не может быть продуктивной.

Однако в

условиях учебных занятий, спортивной тренировки, соревнований формы

проявления и функционирования внимания не одинаковы.

В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та или иная

общая цель. Однако основное значение имеют вытекающие из общей цели

частные задачи.

Они связаны с овладением спортивной техникой,

развитием физических, волевых, моральных качеств,

разучиванием

определенных тактических комбинаций и др. Конкретными задачами,

которые ставит учитель, тренер или сам спортсмен,

и определяется

направленность сознания - внимание занимающихся. Например, на занятиях

по легкой атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учитель

ставит перед группой старших школьников задачу:

совершенствовать

технику отталкивания.

Тем самым он определяет и направленность

сознания занимающихся на восприятие собственных движений в момент

отталкивания.

Вслед за тем учитель ставит новую задачу:

овладеть

координацией движений в фазе полета. Этим он направляет внимание

учеников на восприятие собственных движений в полете. Все шло хорошо.

Но у двух человек почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель,

выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в каждой

попытке другую, свою, задачу: они были сосредоточены на выполнении

отталкивания, которое им не удавалось.

Эти факты не только определяют значение задачи в направленности

и проявлении внимания. Они говорят о том, что, поставив задачу перед

учащимися, необходимо убедиться, что она принята всеми.

В условиях соревнований направленность сознания соревнующихся

определяется уже не частными учебными и воспитательными задачами, а

главной целью - достижением возможно более высокого спортивного

результата.

Особенность

же

проявления

внимания

зависит

от

специфических для каждого вида спорта условий деятельности. Это можно

проследить, сравнив, например, два вида спорта - стрельбу и футбол.

В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие свойства

внимания,

как его концентрация и устойчивость.

Но на линии огня

одновременно находятся несколько стрелков. Каждый из них производит

выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для любого из них <чужие>

выстрелы должны служить фактором,

отрицательно влияющим на

концентрацию внимания. Но данные условия для стрелков - постоянно

действующий,

привычный фактор. Концентрация же внимания столь

интенсивна, что они, как правило, даже не слышат выстрелов соседей.

Нужно,

правда, оговориться,

что это относится к спортсменам,

находящимся в состоянии полной готовности к соревнованиям.

Совершенно иначе все обстоит в футболе. Объективные условия игры

таковы, что от игроков постоянно требуется проявление всех свойств

внимания.

Прежде всего, это относится к полной сосредоточенности на процессе

игры в целом. Внимание футболистов динамично.

Игра требует его распределения, при котором в сознании отражаются

и противники, и партнеры, и мяч, и границы поля, и ворота, а также

частых

переключений,

изменяющегося

объема,

варьирующей

устойчивости. Внимание включено в процесс наглядно действенного

мышления при решении тактических задач.

Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с целью

контроля

и

саморегуляции

собственных

действий,

поступков,

самочувствия.

Таким образом, внимание в физическом воспитании и спорте - один из

важных факторов успешности деятельности. Но условия деятельности,

требующие проявления внимания,

в то же время способствуют его

развитию.

Список использованной литературы

1. Психология, Под. ред. Пуни А.Ц., М.:1984.

2. Хрестоматия по психологии, Под. ред. Петровского А.В., М.:

1987.

3. Фресс, Поль, Экспериментальная психология.

4. Кляйн, Ганс, Внимание и спорт, М.:1996.



В раздел образования