Напоминание

Тема: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»


Автор: Травкина Ольга Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: село Раздор Камызякского района Астраханской области
Наименование материала: Урок физики в 8 классе
Тема: Тема: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
Раздел: полное образование





Назад




8класс

Тема: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»

План урока:

1)Организационный этап (ознакомление с планом урока)-1 мин.

2)Физический диктант (взаимоконтроль)-5мин.

3)Проверка домашнего задания (самоконтроль)-10 мин.

4)Самостоятельное решение задачи (самоконтроль)-15 мин.

5)Работа в группах (самоконтроль)-10мин.

6)Домашнее задание и рефлексия-4мин.

Цели урока:

1)проверить усвоение учащимися физических формул для расчета количества

теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и

конденсации; выявить уровень сформированности умений учащихся решать задачи

на тепловые процессы, находить табличные данные в справочной литературе, давать

ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям;

2)продолжать учиться анализировать условия заданий, обобщить изученный

материал при решении задач на несколько тепловых процессов; анализировать и

оценивать

ответ

одноклассников;

продолжать

развивать

монологическую

речь

с

использованием физических терминов;

3)приучать детей к аккуратности при решении задач в тетради, оформлении

классной

доски; к

доброжелательному общению,

взаимопомощи, взаимопроверке,

самооценки.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Про теплоту начнем рассказ,

Все вспомним, обобщим сейчас

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье

Мозги не доведем мы до плавленья!

Их тренируем до изнеможенья!

В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!

Задачу мы любую одолеем!

И другу подсобить всегда сумеем!

Но как же жизнь бывает непроста

С той дамой, что зовется: «Теплота»!

Учитель

вызывает

1ученика

для

оформления

домашней

работы

на

дополнительной доске (№908) и знакомить учащихся с темой, целями и этапами

урока, используя рабочую карту (имеется на доске и у каждого на парте). Ученики

записывают дату, тему урока в тетрадь.

Рабочая карта урока.

Тема урока: « Изменение агрегатных состояний вещества».

Цели урока: закрепление знаний и применение их при решении задач.

Фамилия,

имя ученика

Этапы урока (способ оценки), продолжительность.

1

2

3

4

физический

диктант

(взаимооценка)

5 мин.

проверка

домашнего

задания

(самооценка)

10 мин.

самостоятельное

решение задачи

(самооценка)

15 мин.

самостоятельная

работа в группах

(оценка группы)

10 мин.

1 этап. Физический диктант.

Учитель (повторяет задание 2 раза). Запишите в тетрадях формулу для

расчета количества теплоты, которое:

1.поглащается при нагревании вещества или выделяется при его охлаждении;

2. поглощается при плавлении вещества

3. выделяется при кристаллизации вещества

4.поглащается при парообразовании вещества

5. выделяется при конденсации вещества

Учитель: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверяем работу

(ручкой другого цвета).

Вывешивает формулы на готовых панелях, приговаривая еще раз задание.

• Ученики ставят + или -

• Ученики еще раз меняются, тетрадями и каждый сам выставляет, себе

оценку в рабочую карту.

4 «+» - оценка «4»

5 «+» - оценка «5»

3 и меньше «-»

Учитель: Кто получил «5»? Поднимите руки. Кто получил «4»? У кого прочерк?

Какие допущены ошибки? У кого такие же ошибки?

(Учитель выявляет типичные ошибки, каждый ученик должен понять, где он

ошибся и что еще надо вычесть?)

2 этап. Проверка домашнего задания.

(Ученик уже должен оформить задачу)

Учитель: Откройте домашнее задание и внимательно слушайте. Сейчас вы

проверите работу и проанализируете устный ответ одноклассника по плану (на

доске).

Анализ устного ответа при решении задач у доски.

1.Соблюдение алгоритма решения задач: дано, СИ, формулы, проверка решения

по размерности, вычисления, ответ.

2.Правильные формулировки физических закономерностей.

3.Культура речи.

4.Аккуратность оформления.

5.Оценка за устный ответ у доски.

Учитель: Как вы оцениваете ответ у доски? Почему?

• Кто согласен? У кого другое мнение? Кто хочет что-то добавить?

(Учитель высказывает «свое мнение, формируется коллективная оценка).

• У кого задача решена так же? Есть ли ошибки? Какие? Поняли, как исправить?

Ученики оценивают выполнение домашней работы сами по карте (у каждого на

карте).

Учитель: Поставьте свои оценки в свои рабочие карты урока. Поднимите руки, у

кого «5», «4», «3», «-». Все исправили ошибки? Тем, у кого «-», эту задачу надо

оформить к следующему уроку.

3 этап. Самостоятельное решение задачи.

Учитель открывает текст задачи на доске, читает его и кратко обсуждает

задание с классом: Какие процессы происходят? Сколько?

• Все решают задачу самостоятельно. Если возникнут затруднения, можно

попросить помощи у меня, поднять руку. Те, кто быстро и правильно выполнят

задание, могут помочь товарищам. Старайтесь работать самостоятельно, без ошибок.

Тишина!

Сильный ученик, кто первый справился, оформляет решение на дополнительной

доске (невидно). Ответ у доски оценивает учитель или ученики.

Задача: Какое количество теплоты необходимо, чтобы изо льда массой 3

килограмма, взятого при температуре -5 градусов, получить воду (пар) при 100

градусах.

Учитель: Поставьте свою оценку (самооценку) себе в рабочую карту урока. Кто

получил «5», «4», «3», «-»?

4 этап. Работа в группах по 4 человека.

Учитель: Давайте обсудим в группах задания из сборника задач В.И. Лукашика

№ 886, № 887, № 888.

• На обсуждение даётся 2 минуты (идет обсуждение).

• Кто хочет ответить из группы?

• Поставьте оценки в рабочие карты (оценка).

• У кого «5», «4», «3»?

На этом этапе учитель не просит поднять руки тех, у кого нет оценки, т.к.,

возможно, ученики не были активны из-за проблем, связанных с общением в

группе (их легко выявить по рабочей карте).

Итог.

Учитель итоговую оценку мы ставим не выше оценки за самостоятельное

решение задачи. Если хотя бы 1 «-», то итоговую оценку выше «3» ставить

нельзя.

Домашние задание

№ 912 (кратко обсуждается)

Рефлексия

Учитель. Заканчивается урок по теме «Изменения агрегатных состояний

веществ». Подумайте и ответьте: как каждый из вас усвоил эту тему? Какие

были трудности?

Характерные ответы (лист рефлексии у каждого)

Урок закончен. Молодцы! До свидания.

Показатели самооценки решения задач.

1. Если ученик решил задачу самостоятельно и правильно - оценка «5».

2. Если использовал тетрадь, учебник, помощь товарища, учителя, но всё решено,

верно, «4».

3. Если ученик работал самостоятельно, но ошибся в вычислениях, или забыл

сделать проверку решений по размерности, то оценка «4».

4. Если ошибся в формулах, или не смог выполнить вычисления, то оценка «3».

5. Если не решил задачу, то «-» (двойки не ставим).

Показатели оценки работы ученика в группе.

1. Если ученик был активен и предлагал правильные ответы - оценка «5».

2. Если были ошибки в суждениях - оценка «4».

3. Если ученик был малоактивный при обсуждении или не уверен в знаниях,

оценка не ставится.

Показатели самооценки домашнего задания.

1. Если вы самостоятельно решили задачу дома, и ошибок нет, то поставьте себе

в учебную карту «5».

2. Если вам помогали товарищи, родители, ошибок нет, и вы поняли, как решать

задачу, то ставьте «4».

3. Если нет проверки по размерности или есть неточности, то поставьте себе «4».

4. Если есть хотя бы одна ошибка в домашней работе - «3».

5. Если две и более ошибок (двойки не ставим) - «-».

6. Если не сделали домашнюю работу, то ставьте - «-».



В раздел образования