Автор: Травкина Ольга Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: село Раздор Камызякского района Астраханской области
Наименование материала: Урок физики в 8 классе
Тема: Тема: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
Раздел: полное образование
8класс
Тема: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
План урока:
1)Организационный этап (ознакомление с планом урока)-1 мин.
2)Физический диктант (взаимоконтроль)-5мин.
3)Проверка домашнего задания (самоконтроль)-10 мин.
4)Самостоятельное решение задачи (самоконтроль)-15 мин.
5)Работа в группах (самоконтроль)-10мин.
6)Домашнее задание и рефлексия-4мин.
Цели урока:
1)проверить усвоение учащимися физических формул для расчета количества
теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и
конденсации; выявить уровень сформированности умений учащихся решать задачи
на тепловые процессы, находить табличные данные в справочной литературе, давать
ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям;
2)продолжать учиться анализировать условия заданий, обобщить изученный
материал при решении задач на несколько тепловых процессов; анализировать и
оценивать
ответ
одноклассников;
продолжать
развивать
монологическую
речь
с
использованием физических терминов;
3)приучать детей к аккуратности при решении задач в тетради, оформлении
классной
доски; к
доброжелательному общению,
взаимопомощи, взаимопроверке,
самооценки.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье
Мозги не доведем мы до плавленья!
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем!
И другу подсобить всегда сумеем!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется: «Теплота»!
Учитель
вызывает
1ученика
для
оформления
домашней
работы
на
дополнительной доске (№908) и знакомить учащихся с темой, целями и этапами
урока, используя рабочую карту (имеется на доске и у каждого на парте). Ученики
записывают дату, тему урока в тетрадь.
Рабочая карта урока.
Тема урока: « Изменение агрегатных состояний вещества».
Цели урока: закрепление знаний и применение их при решении задач.
Фамилия,
имя ученика
Этапы урока (способ оценки), продолжительность.
1
2
3
4
физический
диктант
(взаимооценка)
5 мин.
проверка
домашнего
задания
(самооценка)
10 мин.
самостоятельное
решение задачи
(самооценка)
15 мин.
самостоятельная
работа в группах
(оценка группы)
10 мин.
1 этап. Физический диктант.
Учитель (повторяет задание 2 раза). Запишите в тетрадях формулу для
расчета количества теплоты, которое:
1.поглащается при нагревании вещества или выделяется при его охлаждении;
2. поглощается при плавлении вещества
3. выделяется при кристаллизации вещества
4.поглащается при парообразовании вещества
5. выделяется при конденсации вещества
Учитель: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверяем работу
(ручкой другого цвета).
Вывешивает формулы на готовых панелях, приговаривая еще раз задание.
• Ученики ставят + или -
• Ученики еще раз меняются, тетрадями и каждый сам выставляет, себе
оценку в рабочую карту.
4 «+» - оценка «4»
5 «+» - оценка «5»
3 и меньше «-»
Учитель: Кто получил «5»? Поднимите руки. Кто получил «4»? У кого прочерк?
Какие допущены ошибки? У кого такие же ошибки?
(Учитель выявляет типичные ошибки, каждый ученик должен понять, где он
ошибся и что еще надо вычесть?)
2 этап. Проверка домашнего задания.
(Ученик уже должен оформить задачу)
Учитель: Откройте домашнее задание и внимательно слушайте. Сейчас вы
проверите работу и проанализируете устный ответ одноклассника по плану (на
доске).
Анализ устного ответа при решении задач у доски.
1.Соблюдение алгоритма решения задач: дано, СИ, формулы, проверка решения
по размерности, вычисления, ответ.
2.Правильные формулировки физических закономерностей.
3.Культура речи.
4.Аккуратность оформления.
5.Оценка за устный ответ у доски.
Учитель: Как вы оцениваете ответ у доски? Почему?
• Кто согласен? У кого другое мнение? Кто хочет что-то добавить?
(Учитель высказывает «свое мнение, формируется коллективная оценка).
• У кого задача решена так же? Есть ли ошибки? Какие? Поняли, как исправить?
Ученики оценивают выполнение домашней работы сами по карте (у каждого на
карте).
Учитель: Поставьте свои оценки в свои рабочие карты урока. Поднимите руки, у
кого «5», «4», «3», «-». Все исправили ошибки? Тем, у кого «-», эту задачу надо
оформить к следующему уроку.
3 этап. Самостоятельное решение задачи.
Учитель открывает текст задачи на доске, читает его и кратко обсуждает
задание с классом: Какие процессы происходят? Сколько?
• Все решают задачу самостоятельно. Если возникнут затруднения, можно
попросить помощи у меня, поднять руку. Те, кто быстро и правильно выполнят
задание, могут помочь товарищам. Старайтесь работать самостоятельно, без ошибок.
Тишина!
Сильный ученик, кто первый справился, оформляет решение на дополнительной
доске (невидно). Ответ у доски оценивает учитель или ученики.
Задача: Какое количество теплоты необходимо, чтобы изо льда массой 3
килограмма, взятого при температуре -5 градусов, получить воду (пар) при 100
градусах.
Учитель: Поставьте свою оценку (самооценку) себе в рабочую карту урока. Кто
получил «5», «4», «3», «-»?
4 этап. Работа в группах по 4 человека.
Учитель: Давайте обсудим в группах задания из сборника задач В.И. Лукашика
№ 886, № 887, № 888.
• На обсуждение даётся 2 минуты (идет обсуждение).
• Кто хочет ответить из группы?
• Поставьте оценки в рабочие карты (оценка).
• У кого «5», «4», «3»?
На этом этапе учитель не просит поднять руки тех, у кого нет оценки, т.к.,
возможно, ученики не были активны из-за проблем, связанных с общением в
группе (их легко выявить по рабочей карте).
Итог.
Учитель итоговую оценку мы ставим не выше оценки за самостоятельное
решение задачи. Если хотя бы 1 «-», то итоговую оценку выше «3» ставить
нельзя.
Домашние задание
№ 912 (кратко обсуждается)
Рефлексия
Учитель. Заканчивается урок по теме «Изменения агрегатных состояний
веществ». Подумайте и ответьте: как каждый из вас усвоил эту тему? Какие
были трудности?
Характерные ответы (лист рефлексии у каждого)
Урок закончен. Молодцы! До свидания.
Показатели самооценки решения задач.
1. Если ученик решил задачу самостоятельно и правильно - оценка «5».
2. Если использовал тетрадь, учебник, помощь товарища, учителя, но всё решено,
верно, «4».
3. Если ученик работал самостоятельно, но ошибся в вычислениях, или забыл
сделать проверку решений по размерности, то оценка «4».
4. Если ошибся в формулах, или не смог выполнить вычисления, то оценка «3».
5. Если не решил задачу, то «-» (двойки не ставим).
Показатели оценки работы ученика в группе.
1. Если ученик был активен и предлагал правильные ответы - оценка «5».
2. Если были ошибки в суждениях - оценка «4».
3. Если ученик был малоактивный при обсуждении или не уверен в знаниях,
оценка не ставится.
Показатели самооценки домашнего задания.
1. Если вы самостоятельно решили задачу дома, и ошибок нет, то поставьте себе
в учебную карту «5».
2. Если вам помогали товарищи, родители, ошибок нет, и вы поняли, как решать
задачу, то ставьте «4».
3. Если нет проверки по размерности или есть неточности, то поставьте себе «4».
4. Если есть хотя бы одна ошибка в домашней работе - «3».
5. Если две и более ошибок (двойки не ставим) - «-».
6. Если не сделали домашнюю работу, то ставьте - «-».