Напоминание

Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.(Осенний период)


Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.(Осенний период)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"Детский сад №54№" общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию дошкольников

методическая разработка

Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по

экологическому воспитанию.

(Осенний период )

Автор: воспитатель Северинова Наталья Владимировна

г.Новокузнецк 2020

В данном пособии предоставлена работа по экологическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста. Перспективный план работы предоставлен в виде

таблицы. В ней представлено примерное содержание работы, проводимой в процессе

экскурсий, наблюдений, бесед, трудовой, опытно-исследовательской и продуктивной

деятельности, а также при чтении художественной литературы, использовании

аудиовизуальных средств, в процессе общения детей , в играх, праздниках и развлечениях.

Последовательность работы по данному плану определяется воспитателем в

соответствии с педагогической целесообразностью, условиями работы в группе и

индивидуальными особенностями детей.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление

детей с окружающей средой.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующее:

формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и

животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней

взаимосвязях;

развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе,

бережное отношение к ней;

бережное отношение к своему здоровью.

Цели и задачи экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

Основными задачами экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте

являются следующее:

развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке

своего поведения в природе;

продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях

природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя

представления детей об окружающем мире;

воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;

закреплять умение правильно вести себя в природе;

научить называть 7-10 видов деревьев, 3-4 кустарника, 5-6лесных и садовых

ягод, грибов, 5-6 комнатных растений, наиболее распространенные виды

животных дикой природы, по8-10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых;

дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и

животный мир;

познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного

размножения (черенкованием, усами, листьями).

Советы и рекомендации. Целесообразно упражнять детей в самостоятельности в

процессе ухода за растениями и животными. Необходимо выработать у детей интерес и

потребность познавать явления природы. Для этого нужно познакомить детей с

физической картой, опасностях для природы, необходимость ее защиты.

Примерный тематический план обучения детей старшего дошкольного возраста по

экологическому воспитанию на осенний период времени.

Месяц

Тематика мероприятия

Задачи

Сентябрь

Целевая прогулка по участку

детского сада

Обратить внимание детей на то, какие

осенние изменения происходят в природе;

обсудить причины этих изменений.

НОД «Золотая осень»

Провести наблюдение за осенней природой,

развивать познавательные интересы,

воспитывать устойчивое внимание,

наблюдательность, стремление заботиться о

ней и беречь ее.

Наблюдение за сезонными

изменениями

Формировать понятия о смене времен года;

уточнять представления об особенностях

каждого сезона.

Дидактическая игра «Когда

это бывает?»

Закреплять представления детей о сезонных

изменениях в природе; развивать умение

сравнивать различные периоды осени;

формировать умение делать элементарные

умозаключения о взаимосвязи в природе.

Подвижная игра «Погода»

Развивать творческие способности и

мыслительные операции (анализ, синтез) на

основе представлений детей о явлениях

природы и погоды и их влиянии на жизнь

людей, растений и животных.

Исследовательская

деятельность (Собрать

листья осины и березы для

гербария)

Закреплять умения детей отличать листья (по

форме, размеру, длине черенка).

Продуктивная деятельность

Рисование: «Золотая осень»

Закрепить умения детей отражать в рисунке

впечатления от золотой осени, передавать ее

колорит. Закреплять умение рисовать

разнообразные деревья, используя разные

цвета для стволов (темно-коричневый,

темно-серый, черный, зеленовато-серый) и

приемы работы кистью (всем ворсом и

концом). Учить располагать изображение по

всему листу: выше, ниже, правее, левее.

Развивать творчество.

Ознакомление с

художественной литературой

Стихотворение Е.Тургеневой

«Осень»

Закреплять умения детей выразительно

читать наизусть стихотворение,

интонационно передавать спокойную грусть

осенней природы. Формировать умение

чувствовать, понимать и воспроизводить

образный язык стихотворения.

Активизировать употребление в речи

глаголов.

Опытно-экспериментальная

деятельность

Почему цветы осенью вянут?

Помочь установить зависимость роста

растений от температуры и поступаемой

влаги.

Труд в природе (труд в

огороде и цветнике)

Учить детей выкапывать и убирать на

хранение клубни и луковицы цветов,

собирать созревшие семена. Продолжать

учить детей аккуратно пользоваться

инвентарем: учить работать внимательно,

сосредоточенно, не отвлекаясь и не

размахивая инструментами, учиться

высаживать луковицы тюльпанов.

Культурно- досуговая

деятельность Развлечение

«В гостях у осени»

Закреплять представления детей о сезонных

изменениях в природе; развивать умение

сравнивать различные периоды осени.

Развивать творческие способности детей,

смекалку и сообразительность детей, их

эрудицию.

Воспитывать в детях любовь и бережное

отношение к природе, умение видеть и

откликаться на красивое в природном

окружении.

Октябрь

НОД «Подарки осени»

Закреплять знания о явлениях осеней

природы; обратить внимание на красоту

этого времени года; воспитывать

экологическую культуру, любовь к природе и

доброе отношение друг к другу; развивать

любознательность, творческое воображение,

связную речь, логическое мышление.

Наблюдение за рябиной

Продолжать наблюдение за рябиной осенью;

Учить находить сходство и различия красной

и черной рябины.

Дидактическая игра

«Где спрятался зайчик!»

Закрепить умения детей описывать и

называть растения по характерным

признакам и их связи с окружающей средой.

Подвижная игра

«Мир природы»

Развивать быстроту движений, двигательной

реакции, память, внимание и

сосредоточенность на выполнении задания;

приучать действовать организованно;

воспитывать честность и справедливость при

оценке личных и общекомандных

результатов; расширять кругозор знаний о

мире животных и растений.

Продуктивная деятельность

Рисование с натуры

Культурно- досуговая

деятельность Развлечение

Ветка рябины»

Формировать умение передавать

характерные особенности натуры: форму

частей, строение ветки и листа, их цвет.

Закреплять умение красиво располагать

изображение на листе. Учить сопоставлять

рисунок с натурой, добиваться большей

точности изображения.

Ознакомление с

художественной литературой

А.Пушкин «Уж небо осенью

дышало..»

Закреплять умения детей выразительно

читать наизусть стихотворение, чувствовать,

понимать и воспроизводить образность

поэтического языка; расширять

представления о пейзажной лирике

А.Пушкина.

Труд в природе

Приведение в порядок клумб

на участке; сбор семян.

Развивать познавательную активность детей

в процессе формирования представлений о

семенах растений, о правилах их сбора,

хранения и применения. Продолжать учить

детей аккуратно пользоваться инвентарем:

учить работать внимательно,

сосредоточенно, не отвлекаясь и не

размахивая инструментами. Развивать

трудолюбие, желание помогать взрослым.

Опытно- экспериментальная

деятельность

Помочь установить связь видоизменений

частей растения с выполнениями ими

Куда тянуться корни?

функциями и факторами внешней среды.

Культурно- досуговая

деятельность Развлечение

«В гости к Берендею»

Закрепить знания детей о природе, о

бережном и заботливом отношении к

природе. Развивать творческие способности

детей, смекалку и сообразительность детей,

их эрудицию. Воспитывать в детях любовь и

бережное отношение к природе, умение

видеть и откликаться на красивое в

природном окружении.

Ноябрь

НОД «Жизнь зверей осенью»

Развитие интереса к объектам природы,

расширение кругозора и представлений детей

об изменениях в жизни зверей осенью,

развитие речи, обогащение словарного запаса

детей.

Беседа. Животные их

отношение к пище.

Развивать у детей представления о видах

животных по типу их питания; развивать

бережное отношение к животным; развивать

представления о способах приспособления

животных к среде.

Дидактическая игра

«Накорми зверей и птиц»

Закрепить знания детей о животных и птицах

и том, чем они питаются, развивать

познавательные способности.

Подвижная игра

«Мир животных»

Развивать быстроту, скорость двигательной

реакции, ловкость, равновесие; воспитывать

организованность, инициативу;

способствовать развитию логического

мышления, фантазии; расширять кругозор

знаний о животном мире.

Ознакомление с

художественной литературой

Г.Скребицкий «Заботливая

мама»

Закрепить знания детей, что нельзя брать

диких животных домой. Наблюдать за

повадками животных нужно в дикой

природе, не мешая им, не разлучая малышей

с их мамами.

Труд в природе.

Развешивание кормушек на

территории детского сада.

Формирование навыков осуществления

биотехнических мероприятий (подкормка

птиц), экологических представлений о

зимующих птицах. Уточнить и расширять

представления детей о жизни птиц осенью.

Воспитывать заботливое отношение к

птицам.

Опытно- экспериментальная

деятельность

Могут ли животные жить в

земле?

Помочь выяснить, что именно находиться в

почве для жизни живых организмов (воздух,

вода, органические остатки).

Беседа. Как звери к зиме

готовятся.

Расширять представления о диких животных,

знания о том, как звери готовятся к зиме.

Продуктивная деятельность

Рисование: «Белка»

Формировать умения детей рисовать белку.

Расширять знания детей о диких обитателях

леса (белка)

Формировать умение передавать форму и

расположение частей животного. Обогащать

словарный запас детей. Развивать умение

выполнять рисунок белки, опираясь на

алгоритм. Развивать умение рисовать крупно,

на весь лист. Закрепить навыки рисования

всем ворсом кисти и ее концом. Развивать

творческие способности детей. Воспитывать

бережное отношение к животным.

Культурно- досуговая

деятельность Развлечение

«Лесные жители»

Расширение и обогащение знаний детей по

теме «Дикие животные».

Воспитание любви к природе и желания

бережно относиться к ней. Развитие

выразительности речи. Развитие

координации речи с движение.

- Развитие памяти и логического мышления.

- Развитие произвольного внимания,

концентрации и переключаемости внимания.

- Развитие музыкальных

способностей детей в процессе слушания

музыки, пения, движений под музыку.

Литература:

А.И.Новицкая., В.М.Минаева., П.И.Новицкий .,2003 Экологическое Воспитание.

Подвижные игры.

Комплект тематических карт. Сезонные прогулочные карты на каждый день с описанием

организации образовательной деятельности детей 6-7 лет. Осень- подготовительная

группа.

Л.И. Грехова В союзе с природой Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми

.-М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002._288с.

Р.М.Миронова М64 Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя.- Мн.: Нар. асвета,

1989,-176с.

Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова Организация опытно- экспериментальной деятельности

детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост.

Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград: Учитель, 2012.-333с.

Горькова Л.Г., КочергинаА.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому

воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы.- М.: ВАКО, 2008.-240с.-

(Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе

группа. -М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014.-112с.:ЦВ.ВКЛ



В раздел образования