Автор: Хроменкова Светлана Сергеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ-Доброводская СОШ Севского района Брянской области
Населённый пункт: Село Доброводье Севского района Брянской области
Наименование материала: Исследовательская работа учащегося
Тема: Исследовательская работа о творчестве Л.А.Амелина
Раздел: полное образование
МБОУ Доброводская СОШ
242447, Брянская область, Севский район, с.Доброводье, улица им.Ульянова,
д.63
Конкурс исследовательских работ по школьному краеведению.
Номинация: «Земляки».
Тема: «Творчество Л.А.Амелина»
Выполнил: Ивакина Татьяна Юрьевна
27.01.2016г. 8 класс
МБОУ-Доброводская СОШ,
Брянская обл.,Севский район,
с.Доброводье,ул. им.Ульянова, д.88
242447 т.8 9532788356
Руководитель:Хроменкова Светлана
Сергеевна-учитель русского языка и
Литературы МБОУ-Доброводская
СОШ,Брянская обл.,Севский район,
с.Доброводье , ул.им.Ульянова,д.63
242447.т. 89532741876
с.Доброводье
2016 г.
1
Оглавление.
I. Введение ………………………………………………………………………………….. Стр.3
II.Основная часть……………………………………………………………………………Стр.4-15
1. Биография Л.А.Амелина……………………………………………………….. Стр 5-7
2. Публицистические произведения…………………………………………. Стр7-8
3. Стихи……………………………………………………………………………………….. Стр. 9-11
4. Перевод «Слова о полку Игореве»………………………………………….Стр11-14
5. Об авторе великой поэмы………………………………………………………..Стр.14-1
III.Заключение…………………………………………………………………………………… Стр. 14
IV. Список источников и использованной литературы……………………… Стр-15
I. Введение.
2
В последние годы многие мои ровесники мало знают о том, чем интересно то
место, где мы живем. Какие люди составляют славу родной земли, кем мы
можем гордиться? Если мы считаем себя патриотами , то должны дать ответы
на эти вопросы ,вспомнить имена и дела своих земляков, оставивших
заметный след в истории своего села или города. Если не дорожить славой
своих предков, потеряется связь времен, ведь без настоящего и прошлого
невозможно и будущее.
Старшее поколение жителей села Доброводье оставило о себе хорошую
память. Это герои войны и труда, врачи и учителя, знатные хлеборобы и
животноводы, рядовые колхозники и руководители хозяйства.
О многих из них можно рассказать ,но мне особенно интересен человек ,
жизнь которого связана с литературным творчеством. Его подвижническая
деятельность
служит
ярким
примером
любви
к
своей
малой
родине ,неравнодушного отношения к людям, жизни, истории своей страны.
Цель
работы:
Изучить
творчество
Л.А.Амелина
,понять
особенности
мировоззрения, донести до современников значимость его идей и открытий.
Задачи исследования:
1.Познакомиться с биографией Л.Амелина.
2.Развить интерес к его творчеству и уважительное отношение к личности
поэта.
Методы исследования: в процессе исследования используется собирательный
подбор ,поиск необходимого материала, чтение произведений поэта, их
анализ. В качестве исследовательских материалов были взяты источники:
книги стихотворений Л.А.Амелина, статьи.
3
Научно-практическая значимость.
Материалы моего исследования можно
использовать на уроках литературы, посвященных изучению поэмы «Слово о
полку
Игореве»,
во
внеклассных
мероприятиях
ко
Дню
Славянской
письменности, на уроках истории о родном крае, во время проведения
экскурсий в комнате Боевой Славы. Обоснование выбора темы: Названная
тема позволяет соприкоснуться с творчеством интересного самобытного поэта-
земляка.
4
Основная часть
1.Биография Л.А.Амелина.
Доброводье – село на Руси,-
Нет на свете другого села
Ни вдали от него, ни вблизи,
Где так жизнь мне тревожно мила,
Потому что с этих полей
Начал я по планете шагать,
Здесь прощальную грусть журавлей
Мое сердце сумело понять.
Здесь добрые воды глубинных ключей
Наполняют колодцы и быстрый ручей;
Здесь
в
вечных
трудах
мои
земляки
Водят добро, не кладя в сундуки,
В
сердце
хранят
они
крепче
холстин
Горе и радость житейских годин;
Здесь предки мои -доброводцы в
веках
Имели одно серебро - на висках.
Русь укрепляли в трудах и боях,
У корней доброводских ракит
Себе находили покоящий скит.
А
я,
доброводец,
свой
вечный
покой
Найду ль у околицы этой родной?
Так проникновенно написал о своей малой родине мой земляк, врач,
мыслитель и поэт Амелин Леонид Андреевич. « Доброводье –моя родина,
красивое имя села, многозначительное слово –символ добрых дел русского
народа и неприятия дел негодных» , - написал он в предисловии к своей книге
стихов «Доброводье».Я хочу рассказать о нем, о его работах, стихотворениях;
раскрыть
суть его мировоззрения и горячую любовь к
Родине. Жизнь
Л.А.Амелина заслуживает внимания современников, особенно должны о нем
знать его земляки. Деятельность Амелина поистине подвижническая: не
претендуя ни на какие звания и награды, славу и популярность, он своими
стихами,
историческими
и
философс4кими
изысканиями
служил
5
распространению в России благородных мыслей, патриотических чувств и идей
нравственного самоусовершенствования.
Леонид Андреевич родился в 1035 году в селе Доброводье Севского района в
семье горного инженера Амелина Андрея Дмитриевича и домохозяйки Ольги
Андреевны.
Отец
был
человеком
образованным:
закончил
Севское
педагогическое училище; некоторое время учительствовал в Чемлыжской
сельской школе, но считал, что этого образования ему недостаточно, поэтому в
середине тридцатых годов поехал в Москву и поступил в Горный институт,
который закончил за год до войны. Сын Леонид перенял у отца тягу к знаниям.
С увлечением учился в Доброводской начальной, а затем семилетней школе.
Особенно нравились ему уроки
русского языка и литературы. Любимая
учительница Соколова Мария Алексеевна сумела пробудить в мальчике живой
интерес к родному слову. Леонид Андреевич с благодарностью вспоминает
эту строгую и
справедливую учительницу. В остальном же был самым
обыкновенным ребенком: шаловливым, подвижным; бывало, что огорчал
родителей. Но с детства в нем
сформировалось неприятие
жестокости,
насилия над человеком.
В предвоенный год отца - горного инженера- направили на Донбасс, затем –
фронт. После войны семья вернулась в родное село. Незаметно подошло
время прощаться с домом, школой: Леонид уезжал в Калугу учиться в
медицинском техникуме, который закончил с отличием. Следующая ступень –
Смоленский медицинский институт. И тоже –с отличием. По распределению
Леонид попал в Псков, здесь состоялся как врач: хирург-ортопед, создал
семью. Выйдя на пенсию, вернулся на родину, некоторое время
жил в
Доброводье, ухаживая за престарелой матерью, которая наотрез отказалась
переезжать к сыну в Псков. В беседе со мной Леонид Андреевич признался,
что нерадостным и горьким стало его пребывание на родной земле, потому
6
что и сюда, в российскую глубинку, проникли метастазы всех социальных и
нравственных язв современности.
2.Публицистические произведения.
В зрелом возрасте человеку свойственно задумываться о смысле жизни.
Вопросы справедливости, добра и правды не дают покоя Амелину, потому что
он не равнодушен к своему народу, стране ,будущему молодого поколения. В
книге «Философия сильной нехищности», которую он адресует ,ни много ни
мало, Земному человечеству, читаем: «Мой идеал- нехищная планета, и Русь
на ней- счастливая страна.» Леонид Андреевич считает, что «жизнь людей на
планете
Земля
трудна
и
опасна
,её
нормальному
развитию
мешают
нерукотворные
и
рукотворные
причины,
особенно
людская
хищность
(агрессия), давно проявляющаяся в уничтожении людей людьми посредством
каннибализма. Войн. Революций, террора, рабства, эксплуатации, голода,
болезней и прочих способов открытого и
замаскированного геноцида».
1
Поскольку Леонид Андреевич врач, он
считает, что все социальные и
нравственные пороки человечества –это своего рода болезни, следовательно,
их можно лечить. Он создал философию сильной нехищности, которая
является всеобщей медициной. Своей книгой автор привлекает « внимание
людей к главному вопросу жизни: как посредством всеобщей медицины
нормализовать человечество»
2
. По мнению автора, хищность –«существование
и взаимодействие людей
с присвоением матери-энергии других людей
посредством их поглощения истребления, разрушения (сильная степень –
явный каннибализм и геноцид); паразитирование (средняя степень); попытки
паразитирования(слабая степень)
3
.Хищность–это все пороки человеческого
общества:агрессивность,несправедливость,нечестность,
ложь,
коварство,
корысть, разврат, жестокость, рабство, войны, гибель. Хищности противостоит
нехищность - здоровье, справедливость, совесть, честь ,добро, милосердие,
7
ясность ума, трудолюбие, мир, жизнь. Нехищность – «существование и
взаимодействие людей без присвоения материи –энергии других людей, без
поглощения , истребления, разрушения ,подавления их»
4
. Победить хищность
призвана всеобщая медицина. Проблемам добра и зла посвящена созданная
на основе «Философии сильной нехищности» книга «Антиагрессиология».
Автор считает, что «антиагрессиология- единственное средство создания
мирной
цивилизации
на
земле»
5
.
Книга
представляет
собой
краткие
высказывания (их 150) о патриотизме, о духовном и физическом здоровье
человека, о справедливости и милосердии. Например, такое: «Нормальное
здоровье тела, чувств, потребностей, ума и поведения –основа человеческого
гения», или: «Честный люд ест свой хлеб –свой труд: люди-паразиты едят
чужой
труд,
чужое
жито»
6
.
Некоторые
высказывания
рифмованы,
по
интонации, строю, лексике напоминают пословицы и агитационные куплеты.
Это обусловлено тем, что Амелину важно достучаться до сердец миллионов
сограждан.
1
стр.3 Л.А.Амелин «Философия сильной нехищности». Псков 2001.
2
там же,
3
там же,
4
стр. 5 там же.
8
3. Стихи
Книгу стихов «Нехищный зов» поэт посвятил молодежи: «Представьте себе
Землю во Вселенной: такой маленький вертящийся шарик, а сколько на нем
великих бед
из-за людской хищности, и чем дальше, тем больше. Одна
надежда на трезвую, нехищную силу молодых поколений. Молодежь Руси и
мира, осуществи высший смысл жизни –устрани хищность на планете ради
безграничного человеческого совершенства»
7
. Л.А.Амелин глубоко убежден в
способности молодого поколения планеты исправить « ошибки стариков»
8
,
остановить всех, «шагающих путем усобиц, рабства, водки и свинца»
9
.
Обращаясь к молодым, поэт призывает не успокаиваться, потому что:
О, други, без душевного волнения
Нет в мире ни любви, ни вдохновения,
И равнодушия достигших философов
Сравню я с деревом засохшим.
10
Кроме нравоучительных стихов, автор пишет полные любви к родной земле
трепетные строки о красоте природы, её гармонии и величии:
На высоком берегу русская деревня,
Тишину в ней берегут избы и деревья.
А над нею в синей выси кони мчатся облаков
В даль неведомой России с незапамятных веков.
11
6
стр.20 Л.А.Амелин « Антиагрессиология» Псков 2002 г.
7
стр.3 Л.А.Амелин « Нехищный зов .Стихи для молодежи». Псков 1999г.
8
стр. 10 там же.
9
стр.6 там же.
10
стр.14 – 15 там же.
11
стр.16 там же.
9
***
О ночи белые чудесной красоты!
Притихли яблонь чуткие листы,
Фиалок благородный аромат
Вдыхаю я, вдыхает сад;
И
соловьиных
трелей
звонкие
колена
Забрали сердце в сети плена.
12
Как бы ни была прекрасна псковская земля с её белыми ночами, ставшая
второй
родиной
Леонида
Андреевича,
все-таки
сердцем
он
с
родным
Доброводьем. Ему близки и понятны чаяния крестьян, знаком сельский труд.
Поэтический сборник «Доброводье» отличается крестьянским мироощущением,
тонким проникновением в народную жизнь. Герой Амелина -
крестьянин,
труженик, хозяин земли – и нет ничего важнее этого.
Шагает по пашне хозяин земли,
Сеет горстями зернышки ржи;
Семя ржаное , на почве родимой
Взойди и расти невредимо;
Солнце, не выжги всходы лучом,
Не тупись, железный серп,
Разгорелась жатва, -
Ох, убрать бы с поля хлеб
Хотя бы денька за два!
Пока дождики не льют,
Бабы жнут – не отдохнут.
13
12
стр. 16 там же.
13
стр.8 Л.Амелин «Доброводье. Стихи о родине».Псков 1998г.
10
Мужики хлеба косят,
Ребятишки жнецам
Добру воду носят
И с дедами заодно
Снопы возят на гумно.
14
В сборник «Слово о Руси – России» вошли стихи гражданского звучания, в них
воедино слит голос поэта – гражданина ,историка, целителя. « Мы - русские! Не
забывайте это!» -пожалуй, эти слова являются основным лейтмотивом книги
стихов «Девясил» и трагедии « Иван Болотников».
4.Перевод поэмы «Слово о полку Игореве».
Л.Амелин неутомимый искатель. Он в досконально изучил историю родного
края. Остается только удивляться разносторонности и глубине его познаний.
«Слово о полку Игореве»… Казалось бы, столько много уже написано об этой
сокровищнице древнерусской литературы, столько известных ученых посвятили
ей свои труды! А уж сколько переводов бессмертной поэмы! Имена громкие, не
чета Амелину. И все же он рискнул заняться изучением поэмы, потому что, как
он пишет в статье «Вещее слово», посвященной 200-летию первого печатного
издания «Слова о полку Игореве», «…нам надо осознать, что «Слово о полку
Игореве»
не
памятник
древнерусской
письменности,
как
внушают
нам
некоторые
«слововеды»,
принижающие
его
значение,
но
русский
национальный эпос – учебник единства, сильного миролюбия и безопасности
для народа. Пока мы все не поймем этого, будут продолжаться и увеличиваться
беды русского, да и других народов».
15
14
стр.9 Л.Амелин «Доброводье. Стихи о родине». Псков 1998г.
15
стр.55 Л.Амелин «Юбилейная поэма. «Слово о полку Игореве».Сценарий фильма, спектакля,
статьи».»Псков .2002г.
11
Читая эти слова, понимаешь, что обращение Л.Амелина к бессмертной поэме
органично и закономерно: ведь все его сборники стихов, философские,
исторические работы проникнуты пафосом борьбы против проявления любого
зла, и «Слово о полку Игореве», как никакая другая книга, по мнению Амелина,
является уникальным «учебником единства». Всю свою творческую жизнь
Л.Амелин шел к этой поэме, многолетняя работа над ней – главное для него. Вот
что
он пишет в обращении к
читателям
: «Обращаюсь к народу с просьбой
поддержать мое предложение о признании « Слова о полку Игореве» русским
национальным эпосом на государственном уровне с введением ежегодного Дня
национального русского национального эпоса – 6 мая с днем Георгия
Победоносца .
Всем надо запомнить: русский патриотизм не убежище для негодяев, а
убежище для честных людей! Это уважение русских людей к самим себе и
другим народам. Без крепкого русского патриотизма никто уважать русских не
будет».
16
Амелин считает, что автор «Слова» явил нам пример истинного ,
равноправного
для всех народов интернационализма, призывает людей к
внутринациональному
и
межнациональному
миру,
справедливости
и
единству».
17
более того, Амелин убежден в том, что наше отношение к этому
произведению показывает, как мы относимся к себе, как дорожим исторической
памятью страны. Поэтому он пишет: « Нам следовало бы держать «Слово» в
своем сердце и уме, иметь его на письменном столе, знать его наизусть как на
древнерусском языке, так и в лучших его переводах».
18
16
стр.54 Л.Амелин «Доброводье.Стихи о родине». Псков 1998г.
17
стр.54 там же.
18 стр.5
там же.
12
Сам Леонид Андреевич прекрасно знает текст поэмы в древнерусском
варианте и в современных переводах. Объясняя причины, побудившие его
взяться за новый перевод поэмы, автор пишет: « Я, Леонид Амелин, уроженец
села Доброводье, Севского района, что в центре Северской земли. Героическая
история моей родины постоянно волнует меня. Еще в юности прочитал «Слово
о полку Игореве» на древнерусском языке. Оно потрясло меня своей
правдивостью, искренностью, понятностью и болью за Русскую землю и
русский народ, а создатель поэмы показался мне родным человеком. Я ощутил
неразрывную связь со своими предками- русичами. «Слово о полку Игореве»
стало моим любимым произведением и во многом повлияло на моё
мировоззрение. Став врачом, я выбрал для работы Псков – славный русский
город, в котором был переписан текст «Слова». Однако ни один из
многочисленных переводов и ни одно предложение о его авторе меня до
конца не устраивало. Я понял, насколько современно и поучительно вещее
«Слово» для сегодняшней России. Пусть не сразу, но я выполнил свою
транскрипцию и свой перевод «Слова о полку Игореве», обнаружив в самом
тексте поэмы имя её создателя.»
19
Можно соглашаться или спорить с Амелиным о достоверности его перевода,
об имени автора поэмы, но несомненно одно: эта огромная работа проделана
человеком горячего сердца, пытливого ума, бескорыстной заинтересованности
– свой труд он дарит русским людям.Книга Амелина «Слово о полку Игореве,
Игоря, сына Святослава, внука Ольгова» с указанием автора поэмы –Ярослав
Олегович Северский
- вышла
в Пскове в 20000-ом году. В
ней дан
древнерусский текст и версия перевода Амелина .
19
стр.17 «Слово о полку Игореве». Игоря Святославля, внука Ольгова». Древнерусский текст
Ярослава Олеговича Северского. Перевод Л.А.Амелина..Псков 2000г.
13
Кроме того, книга снабжена статьями автора, посвященными поэме: «Кто автор
«Слова о полку Игореве», «Каяла-река русской скорби» , «Мы – русские»,
«Русский русского не обидь…»; предисловиями к первому, второму и третьему
изданиям. Имеется пояснительный словарь и, что особенно важно, отзывы на
перевод Л.Амелина. Они разные: положительные и отрицательные, написаны
журналистами и учителями, сотрудниками музеев и библиографами. Есть отзыв
Д.С.Лихачева.
5.Об авторе великой поэмы.
Конечно, читателям хотелось бы, чтобы ученые ,наконец, разгадали имя
гениального
автора
поэмы.
Амелин
считает,
что
имя
автора
всегда
присутствовало в самом тексте поэмы. «Имя гения, - пишет Леонид Амелин, -
Ярослав Олегович Северский» -и далее он обосновывает свое открытие так: «
Вот моя транскрипция древнерусского текста: « Рек бо я ни ходы на Святослава.
Пестворец старый временем Ярославль Ольгов ,коганя хоти: «Тяжко ти головы
кроме плечю, зло ти телу кроме головы, Русской земли – без Игоря». Мой
перевод на современный русский язык: « Сказал ведь я ни замыслы на
Святослава, песнетворец старый временем Ярослав Олегов, государя любя:
«Тяжко и голове без плеча, зло и телу без головы, Русской земле - без
Игоря.»
20
«Автор
«Слова
о
полку
Игореве»
отчетливо
называет
себя:
песнетворец старый временем Ярослав Олегов. На Руси 12-го века имена
Ярослав
и
Олег
были
княжескими,
что
свидетельствует
о
княжеском
происхождении автора поэмы. По всей видимости, он был сыном Северского
князя Олега и родным дядей князя Игоря, поэтому обоснованно именовать
создателя «Слова о полку Игореве» Ярославом Олеговичем Северским. В 1185
году , когда Игорь
с целью освобождения русского города Тмутороканя
совершил свой дальний и трагический поход на половцев. Ярославу Олеговичу
было не менее 70 лет. Все подробности похода и битвы на реке Каяле стали
14
ему известны из рассказа самого Игоря, бежавшего из половецкого плена в
начале июня 1186 года. Ярослав Олегович являлся сторонником единого
русского государства, поэтому резко осудил князей за усобицы и хотел видеть
энергичного князя Игоря государем всей Русской земли».
21
Возвращаясь к
отзывам читателей на версию перевода Амелина , следует добавить, что в них
подчеркивается значимость изучения поэмы, глубокие познания в области
истории Древней Руси, новизна и бережное отношение к поэме .Выдающийся
русский ученый 20 века Д.С.Лихачев, хотя и не согласен с версией Л.Амелина,
выражает ему благодарность за любовь к поэме и попытку собственного
прочтения. Он, в частности, пишет: « Радостно, что Вы любите «Слово» и
занимаетесь его разбором.»
22
Среди поэтов, известных и не очень, всегда есть
такие, как
Л.А.Амелин –поэты,«мобилизованные и призванные» душевной
потребностью.Они пишут, «когда строку диктует чувство». По разным причинам
их мало или вообще не печатают, им не присваивают звания ,не вручают наград
и литературных премий. Леонид Андреевич Амелин как раз из таких поэтов: его
книги,
вышедшие
небольшим
тиражом
в
мягком
переплете,
больше
напоминают брошюры. Но ведь не качеством переплета и не объёмом книги
определяется ценность и значимость поэта. Пусть не все стихи Амелина
совершенны и блистают мастерством, но в них видна любовь автора к людям,
неподдельная тревога за их судьбы и будущее страны. В них бьется горячее
сердце неравнодушного человека. Я уверена, что своими стихотворениями,
публицистической прозой, новой версией перевода «Слова о полку Игореве»
Л.А.Амелин открыл собственную страницу в большой книге русской литературы,
не менее интересную, чем другие.
20
стр.18 Л.А.Амелин «Слово о полку Игореве».Игоря Святославля внука Ольгова .Древнерусский
текст Ярослава Олеговича Северского.Перевод Л.А.Амелина Псков 2000г
.
21
стр. 19 там же.
22
стр.62 там же.
15
Заключение.
Краеведение помогает познать себя: насколько мы любим родной край, как
много знаем его природу, быт народа, историко-культурное наследие, как
сохраняем память о людях и их делах, что можем взять для себя из опыта жизни
предыдущих поколений. Возвращаясь к теме моего исследования, можно с
уверенностью
сказать, что я
изучила
жизнь
и
творчество
Л.А.Амелина,
выполнила поставленные задачи: прочитала его произведения, разобралась в
особенностях поэтического мировоззрения , проанализировала стихи, создала
электронный и печатный материал по данной теме. Я поняла, что изучение
жизни и творчества своих земляков необходимо, так как полученные знания
можно использовать в разных сферах нашей жизни: в учебной деятельности, на
внеурочных занятиях.
16
V.Список использованной литературы.
1.Л.А.Амелин «Антиагрессиология» Псков 2002.
2.Л.А.Амелин «Доброводье.Стихи о родине» Псков 1998.
3.Л.А.Амелин «Нехищный зов. Стихи для молодежи»Псков 1999.
4 .Л.А.Амелин «Слово о полку Игореве». Игоря Святославля внука
Ольгова.Древнерусский текст Ярослава Олеговича Северского.Перевод
Л.А.Амелина.» Псков 2002.
5.Л.А.Амелин «Философия сильной нехищности». Псков 2001.
6.Л.А.Амелин «Юбилейная поэма «Слово о полку Игореве».Сценарий
фильма, спектакля, статьи.»Псков 2002.
17
18