Напоминание

Исследовательская работа о творчестве Л.А.Амелина


Автор: Хроменкова Светлана Сергеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ-Доброводская СОШ Севского района Брянской области
Населённый пункт: Село Доброводье Севского района Брянской области
Наименование материала: Исследовательская работа учащегося
Тема: Исследовательская работа о творчестве Л.А.Амелина
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ Доброводская СОШ

242447, Брянская область, Севский район, с.Доброводье, улица им.Ульянова,

д.63

Конкурс исследовательских работ по школьному краеведению.

Номинация: «Земляки».

Тема: «Творчество Л.А.Амелина»

Выполнил: Ивакина Татьяна Юрьевна

27.01.2016г. 8 класс

МБОУ-Доброводская СОШ,

Брянская обл.,Севский район,

с.Доброводье,ул. им.Ульянова, д.88

242447 т.8 9532788356

Руководитель:Хроменкова Светлана

Сергеевна-учитель русского языка и

Литературы МБОУ-Доброводская

СОШ,Брянская обл.,Севский район,

с.Доброводье , ул.им.Ульянова,д.63

242447.т. 89532741876

с.Доброводье

2016 г.

1

Оглавление.

I. Введение ………………………………………………………………………………….. Стр.3

II.Основная часть……………………………………………………………………………Стр.4-15

1. Биография Л.А.Амелина……………………………………………………….. Стр 5-7

2. Публицистические произведения…………………………………………. Стр7-8

3. Стихи……………………………………………………………………………………….. Стр. 9-11

4. Перевод «Слова о полку Игореве»………………………………………….Стр11-14

5. Об авторе великой поэмы………………………………………………………..Стр.14-1

III.Заключение…………………………………………………………………………………… Стр. 14

IV. Список источников и использованной литературы……………………… Стр-15

I. Введение.

2

В последние годы многие мои ровесники мало знают о том, чем интересно то

место, где мы живем. Какие люди составляют славу родной земли, кем мы

можем гордиться? Если мы считаем себя патриотами , то должны дать ответы

на эти вопросы ,вспомнить имена и дела своих земляков, оставивших

заметный след в истории своего села или города. Если не дорожить славой

своих предков, потеряется связь времен, ведь без настоящего и прошлого

невозможно и будущее.

Старшее поколение жителей села Доброводье оставило о себе хорошую

память. Это герои войны и труда, врачи и учителя, знатные хлеборобы и

животноводы, рядовые колхозники и руководители хозяйства.

О многих из них можно рассказать ,но мне особенно интересен человек ,

жизнь которого связана с литературным творчеством. Его подвижническая

деятельность

служит

ярким

примером

любви

к

своей

малой

родине ,неравнодушного отношения к людям, жизни, истории своей страны.

Цель

работы:

Изучить

творчество

Л.А.Амелина

,понять

особенности

мировоззрения, донести до современников значимость его идей и открытий.

Задачи исследования:

1.Познакомиться с биографией Л.Амелина.

2.Развить интерес к его творчеству и уважительное отношение к личности

поэта.

Методы исследования: в процессе исследования используется собирательный

подбор ,поиск необходимого материала, чтение произведений поэта, их

анализ. В качестве исследовательских материалов были взяты источники:

книги стихотворений Л.А.Амелина, статьи.

3

Научно-практическая значимость.

Материалы моего исследования можно

использовать на уроках литературы, посвященных изучению поэмы «Слово о

полку

Игореве»,

во

внеклассных

мероприятиях

ко

Дню

Славянской

письменности, на уроках истории о родном крае, во время проведения

экскурсий в комнате Боевой Славы. Обоснование выбора темы: Названная

тема позволяет соприкоснуться с творчеством интересного самобытного поэта-

земляка.

4

Основная часть

1.Биография Л.А.Амелина.

Доброводье – село на Руси,-

Нет на свете другого села

Ни вдали от него, ни вблизи,

Где так жизнь мне тревожно мила,

Потому что с этих полей

Начал я по планете шагать,

Здесь прощальную грусть журавлей

Мое сердце сумело понять.

Здесь добрые воды глубинных ключей

Наполняют колодцы и быстрый ручей;

Здесь

в

вечных

трудах

мои

земляки

Водят добро, не кладя в сундуки,

В

сердце

хранят

они

крепче

холстин

Горе и радость житейских годин;

Здесь предки мои -доброводцы в

веках

Имели одно серебро - на висках.

Русь укрепляли в трудах и боях,

У корней доброводских ракит

Себе находили покоящий скит.

А

я,

доброводец,

свой

вечный

покой

Найду ль у околицы этой родной?

Так проникновенно написал о своей малой родине мой земляк, врач,

мыслитель и поэт Амелин Леонид Андреевич. « Доброводье –моя родина,

красивое имя села, многозначительное слово –символ добрых дел русского

народа и неприятия дел негодных» , - написал он в предисловии к своей книге

стихов «Доброводье».Я хочу рассказать о нем, о его работах, стихотворениях;

раскрыть

суть его мировоззрения и горячую любовь к

Родине. Жизнь

Л.А.Амелина заслуживает внимания современников, особенно должны о нем

знать его земляки. Деятельность Амелина поистине подвижническая: не

претендуя ни на какие звания и награды, славу и популярность, он своими

стихами,

историческими

и

философс4кими

изысканиями

служил

5

распространению в России благородных мыслей, патриотических чувств и идей

нравственного самоусовершенствования.

Леонид Андреевич родился в 1035 году в селе Доброводье Севского района в

семье горного инженера Амелина Андрея Дмитриевича и домохозяйки Ольги

Андреевны.

Отец

был

человеком

образованным:

закончил

Севское

педагогическое училище; некоторое время учительствовал в Чемлыжской

сельской школе, но считал, что этого образования ему недостаточно, поэтому в

середине тридцатых годов поехал в Москву и поступил в Горный институт,

который закончил за год до войны. Сын Леонид перенял у отца тягу к знаниям.

С увлечением учился в Доброводской начальной, а затем семилетней школе.

Особенно нравились ему уроки

русского языка и литературы. Любимая

учительница Соколова Мария Алексеевна сумела пробудить в мальчике живой

интерес к родному слову. Леонид Андреевич с благодарностью вспоминает

эту строгую и

справедливую учительницу. В остальном же был самым

обыкновенным ребенком: шаловливым, подвижным; бывало, что огорчал

родителей. Но с детства в нем

сформировалось неприятие

жестокости,

насилия над человеком.

В предвоенный год отца - горного инженера- направили на Донбасс, затем –

фронт. После войны семья вернулась в родное село. Незаметно подошло

время прощаться с домом, школой: Леонид уезжал в Калугу учиться в

медицинском техникуме, который закончил с отличием. Следующая ступень –

Смоленский медицинский институт. И тоже –с отличием. По распределению

Леонид попал в Псков, здесь состоялся как врач: хирург-ортопед, создал

семью. Выйдя на пенсию, вернулся на родину, некоторое время

жил в

Доброводье, ухаживая за престарелой матерью, которая наотрез отказалась

переезжать к сыну в Псков. В беседе со мной Леонид Андреевич признался,

что нерадостным и горьким стало его пребывание на родной земле, потому

6

что и сюда, в российскую глубинку, проникли метастазы всех социальных и

нравственных язв современности.

2.Публицистические произведения.

В зрелом возрасте человеку свойственно задумываться о смысле жизни.

Вопросы справедливости, добра и правды не дают покоя Амелину, потому что

он не равнодушен к своему народу, стране ,будущему молодого поколения. В

книге «Философия сильной нехищности», которую он адресует ,ни много ни

мало, Земному человечеству, читаем: «Мой идеал- нехищная планета, и Русь

на ней- счастливая страна.» Леонид Андреевич считает, что «жизнь людей на

планете

Земля

трудна

и

опасна

,её

нормальному

развитию

мешают

нерукотворные

и

рукотворные

причины,

особенно

людская

хищность

(агрессия), давно проявляющаяся в уничтожении людей людьми посредством

каннибализма. Войн. Революций, террора, рабства, эксплуатации, голода,

болезней и прочих способов открытого и

замаскированного геноцида».

1

Поскольку Леонид Андреевич врач, он

считает, что все социальные и

нравственные пороки человечества –это своего рода болезни, следовательно,

их можно лечить. Он создал философию сильной нехищности, которая

является всеобщей медициной. Своей книгой автор привлекает « внимание

людей к главному вопросу жизни: как посредством всеобщей медицины

нормализовать человечество»

2

. По мнению автора, хищность –«существование

и взаимодействие людей

с присвоением матери-энергии других людей

посредством их поглощения истребления, разрушения (сильная степень –

явный каннибализм и геноцид); паразитирование (средняя степень); попытки

паразитирования(слабая степень)

3

.Хищность–это все пороки человеческого

общества:агрессивность,несправедливость,нечестность,

ложь,

коварство,

корысть, разврат, жестокость, рабство, войны, гибель. Хищности противостоит

нехищность - здоровье, справедливость, совесть, честь ,добро, милосердие,

7

ясность ума, трудолюбие, мир, жизнь. Нехищность – «существование и

взаимодействие людей без присвоения материи –энергии других людей, без

поглощения , истребления, разрушения ,подавления их»

4

. Победить хищность

призвана всеобщая медицина. Проблемам добра и зла посвящена созданная

на основе «Философии сильной нехищности» книга «Антиагрессиология».

Автор считает, что «антиагрессиология- единственное средство создания

мирной

цивилизации

на

земле»

5

.

Книга

представляет

собой

краткие

высказывания (их 150) о патриотизме, о духовном и физическом здоровье

человека, о справедливости и милосердии. Например, такое: «Нормальное

здоровье тела, чувств, потребностей, ума и поведения –основа человеческого

гения», или: «Честный люд ест свой хлеб –свой труд: люди-паразиты едят

чужой

труд,

чужое

жито»

6

.

Некоторые

высказывания

рифмованы,

по

интонации, строю, лексике напоминают пословицы и агитационные куплеты.

Это обусловлено тем, что Амелину важно достучаться до сердец миллионов

сограждан.

1

стр.3 Л.А.Амелин «Философия сильной нехищности». Псков 2001.

2

там же,

3

там же,

4

стр. 5 там же.

8

3. Стихи

Книгу стихов «Нехищный зов» поэт посвятил молодежи: «Представьте себе

Землю во Вселенной: такой маленький вертящийся шарик, а сколько на нем

великих бед

из-за людской хищности, и чем дальше, тем больше. Одна

надежда на трезвую, нехищную силу молодых поколений. Молодежь Руси и

мира, осуществи высший смысл жизни –устрани хищность на планете ради

безграничного человеческого совершенства»

7

. Л.А.Амелин глубоко убежден в

способности молодого поколения планеты исправить « ошибки стариков»

8

,

остановить всех, «шагающих путем усобиц, рабства, водки и свинца»

9

.

Обращаясь к молодым, поэт призывает не успокаиваться, потому что:

О, други, без душевного волнения

Нет в мире ни любви, ни вдохновения,

И равнодушия достигших философов

Сравню я с деревом засохшим.

10

Кроме нравоучительных стихов, автор пишет полные любви к родной земле

трепетные строки о красоте природы, её гармонии и величии:

На высоком берегу русская деревня,

Тишину в ней берегут избы и деревья.

А над нею в синей выси кони мчатся облаков

В даль неведомой России с незапамятных веков.

11

6

стр.20 Л.А.Амелин « Антиагрессиология» Псков 2002 г.

7

стр.3 Л.А.Амелин « Нехищный зов .Стихи для молодежи». Псков 1999г.

8

стр. 10 там же.

9

стр.6 там же.

10

стр.14 – 15 там же.

11

стр.16 там же.

9

***

О ночи белые чудесной красоты!

Притихли яблонь чуткие листы,

Фиалок благородный аромат

Вдыхаю я, вдыхает сад;

И

соловьиных

трелей

звонкие

колена

Забрали сердце в сети плена.

12

Как бы ни была прекрасна псковская земля с её белыми ночами, ставшая

второй

родиной

Леонида

Андреевича,

все-таки

сердцем

он

с

родным

Доброводьем. Ему близки и понятны чаяния крестьян, знаком сельский труд.

Поэтический сборник «Доброводье» отличается крестьянским мироощущением,

тонким проникновением в народную жизнь. Герой Амелина -

крестьянин,

труженик, хозяин земли – и нет ничего важнее этого.

Шагает по пашне хозяин земли,

Сеет горстями зернышки ржи;

Семя ржаное , на почве родимой

Взойди и расти невредимо;

Солнце, не выжги всходы лучом,

Не тупись, железный серп,

Разгорелась жатва, -

Ох, убрать бы с поля хлеб

Хотя бы денька за два!

Пока дождики не льют,

Бабы жнут – не отдохнут.

13

12

стр. 16 там же.

13

стр.8 Л.Амелин «Доброводье. Стихи о родине».Псков 1998г.

10

Мужики хлеба косят,

Ребятишки жнецам

Добру воду носят

И с дедами заодно

Снопы возят на гумно.

14

В сборник «Слово о Руси – России» вошли стихи гражданского звучания, в них

воедино слит голос поэта – гражданина ,историка, целителя. « Мы - русские! Не

забывайте это!» -пожалуй, эти слова являются основным лейтмотивом книги

стихов «Девясил» и трагедии « Иван Болотников».

4.Перевод поэмы «Слово о полку Игореве».

Л.Амелин неутомимый искатель. Он в досконально изучил историю родного

края. Остается только удивляться разносторонности и глубине его познаний.

«Слово о полку Игореве»… Казалось бы, столько много уже написано об этой

сокровищнице древнерусской литературы, столько известных ученых посвятили

ей свои труды! А уж сколько переводов бессмертной поэмы! Имена громкие, не

чета Амелину. И все же он рискнул заняться изучением поэмы, потому что, как

он пишет в статье «Вещее слово», посвященной 200-летию первого печатного

издания «Слова о полку Игореве», «…нам надо осознать, что «Слово о полку

Игореве»

не

памятник

древнерусской

письменности,

как

внушают

нам

некоторые

«слововеды»,

принижающие

его

значение,

но

русский

национальный эпос – учебник единства, сильного миролюбия и безопасности

для народа. Пока мы все не поймем этого, будут продолжаться и увеличиваться

беды русского, да и других народов».

15

14

стр.9 Л.Амелин «Доброводье. Стихи о родине». Псков 1998г.

15

стр.55 Л.Амелин «Юбилейная поэма. «Слово о полку Игореве».Сценарий фильма, спектакля,

статьи».»Псков .2002г.

11

Читая эти слова, понимаешь, что обращение Л.Амелина к бессмертной поэме

органично и закономерно: ведь все его сборники стихов, философские,

исторические работы проникнуты пафосом борьбы против проявления любого

зла, и «Слово о полку Игореве», как никакая другая книга, по мнению Амелина,

является уникальным «учебником единства». Всю свою творческую жизнь

Л.Амелин шел к этой поэме, многолетняя работа над ней – главное для него. Вот

что

он пишет в обращении к

читателям

: «Обращаюсь к народу с просьбой

поддержать мое предложение о признании « Слова о полку Игореве» русским

национальным эпосом на государственном уровне с введением ежегодного Дня

национального русского национального эпоса – 6 мая с днем Георгия

Победоносца .

Всем надо запомнить: русский патриотизм не убежище для негодяев, а

убежище для честных людей! Это уважение русских людей к самим себе и

другим народам. Без крепкого русского патриотизма никто уважать русских не

будет».

16

Амелин считает, что автор «Слова» явил нам пример истинного ,

равноправного

для всех народов интернационализма, призывает людей к

внутринациональному

и

межнациональному

миру,

справедливости

и

единству».

17

более того, Амелин убежден в том, что наше отношение к этому

произведению показывает, как мы относимся к себе, как дорожим исторической

памятью страны. Поэтому он пишет: « Нам следовало бы держать «Слово» в

своем сердце и уме, иметь его на письменном столе, знать его наизусть как на

древнерусском языке, так и в лучших его переводах».

18

16

стр.54 Л.Амелин «Доброводье.Стихи о родине». Псков 1998г.

17

стр.54 там же.

18 стр.5

там же.

12

Сам Леонид Андреевич прекрасно знает текст поэмы в древнерусском

варианте и в современных переводах. Объясняя причины, побудившие его

взяться за новый перевод поэмы, автор пишет: « Я, Леонид Амелин, уроженец

села Доброводье, Севского района, что в центре Северской земли. Героическая

история моей родины постоянно волнует меня. Еще в юности прочитал «Слово

о полку Игореве» на древнерусском языке. Оно потрясло меня своей

правдивостью, искренностью, понятностью и болью за Русскую землю и

русский народ, а создатель поэмы показался мне родным человеком. Я ощутил

неразрывную связь со своими предками- русичами. «Слово о полку Игореве»

стало моим любимым произведением и во многом повлияло на моё

мировоззрение. Став врачом, я выбрал для работы Псков – славный русский

город, в котором был переписан текст «Слова». Однако ни один из

многочисленных переводов и ни одно предложение о его авторе меня до

конца не устраивало. Я понял, насколько современно и поучительно вещее

«Слово» для сегодняшней России. Пусть не сразу, но я выполнил свою

транскрипцию и свой перевод «Слова о полку Игореве», обнаружив в самом

тексте поэмы имя её создателя.»

19

Можно соглашаться или спорить с Амелиным о достоверности его перевода,

об имени автора поэмы, но несомненно одно: эта огромная работа проделана

человеком горячего сердца, пытливого ума, бескорыстной заинтересованности

– свой труд он дарит русским людям.Книга Амелина «Слово о полку Игореве,

Игоря, сына Святослава, внука Ольгова» с указанием автора поэмы –Ярослав

Олегович Северский

- вышла

в Пскове в 20000-ом году. В

ней дан

древнерусский текст и версия перевода Амелина .

19

стр.17 «Слово о полку Игореве». Игоря Святославля, внука Ольгова». Древнерусский текст

Ярослава Олеговича Северского. Перевод Л.А.Амелина..Псков 2000г.

13

Кроме того, книга снабжена статьями автора, посвященными поэме: «Кто автор

«Слова о полку Игореве», «Каяла-река русской скорби» , «Мы – русские»,

«Русский русского не обидь…»; предисловиями к первому, второму и третьему

изданиям. Имеется пояснительный словарь и, что особенно важно, отзывы на

перевод Л.Амелина. Они разные: положительные и отрицательные, написаны

журналистами и учителями, сотрудниками музеев и библиографами. Есть отзыв

Д.С.Лихачева.

5.Об авторе великой поэмы.

Конечно, читателям хотелось бы, чтобы ученые ,наконец, разгадали имя

гениального

автора

поэмы.

Амелин

считает,

что

имя

автора

всегда

присутствовало в самом тексте поэмы. «Имя гения, - пишет Леонид Амелин, -

Ярослав Олегович Северский» -и далее он обосновывает свое открытие так: «

Вот моя транскрипция древнерусского текста: « Рек бо я ни ходы на Святослава.

Пестворец старый временем Ярославль Ольгов ,коганя хоти: «Тяжко ти головы

кроме плечю, зло ти телу кроме головы, Русской земли – без Игоря». Мой

перевод на современный русский язык: « Сказал ведь я ни замыслы на

Святослава, песнетворец старый временем Ярослав Олегов, государя любя:

«Тяжко и голове без плеча, зло и телу без головы, Русской земле - без

Игоря.»

20

«Автор

«Слова

о

полку

Игореве»

отчетливо

называет

себя:

песнетворец старый временем Ярослав Олегов. На Руси 12-го века имена

Ярослав

и

Олег

были

княжескими,

что

свидетельствует

о

княжеском

происхождении автора поэмы. По всей видимости, он был сыном Северского

князя Олега и родным дядей князя Игоря, поэтому обоснованно именовать

создателя «Слова о полку Игореве» Ярославом Олеговичем Северским. В 1185

году , когда Игорь

с целью освобождения русского города Тмутороканя

совершил свой дальний и трагический поход на половцев. Ярославу Олеговичу

было не менее 70 лет. Все подробности похода и битвы на реке Каяле стали

14

ему известны из рассказа самого Игоря, бежавшего из половецкого плена в

начале июня 1186 года. Ярослав Олегович являлся сторонником единого

русского государства, поэтому резко осудил князей за усобицы и хотел видеть

энергичного князя Игоря государем всей Русской земли».

21

Возвращаясь к

отзывам читателей на версию перевода Амелина , следует добавить, что в них

подчеркивается значимость изучения поэмы, глубокие познания в области

истории Древней Руси, новизна и бережное отношение к поэме .Выдающийся

русский ученый 20 века Д.С.Лихачев, хотя и не согласен с версией Л.Амелина,

выражает ему благодарность за любовь к поэме и попытку собственного

прочтения. Он, в частности, пишет: « Радостно, что Вы любите «Слово» и

занимаетесь его разбором.»

22

Среди поэтов, известных и не очень, всегда есть

такие, как

Л.А.Амелин –поэты,«мобилизованные и призванные» душевной

потребностью.Они пишут, «когда строку диктует чувство». По разным причинам

их мало или вообще не печатают, им не присваивают звания ,не вручают наград

и литературных премий. Леонид Андреевич Амелин как раз из таких поэтов: его

книги,

вышедшие

небольшим

тиражом

в

мягком

переплете,

больше

напоминают брошюры. Но ведь не качеством переплета и не объёмом книги

определяется ценность и значимость поэта. Пусть не все стихи Амелина

совершенны и блистают мастерством, но в них видна любовь автора к людям,

неподдельная тревога за их судьбы и будущее страны. В них бьется горячее

сердце неравнодушного человека. Я уверена, что своими стихотворениями,

публицистической прозой, новой версией перевода «Слова о полку Игореве»

Л.А.Амелин открыл собственную страницу в большой книге русской литературы,

не менее интересную, чем другие.

20

стр.18 Л.А.Амелин «Слово о полку Игореве».Игоря Святославля внука Ольгова .Древнерусский

текст Ярослава Олеговича Северского.Перевод Л.А.Амелина Псков 2000г

.

21

стр. 19 там же.

22

стр.62 там же.

15

Заключение.

Краеведение помогает познать себя: насколько мы любим родной край, как

много знаем его природу, быт народа, историко-культурное наследие, как

сохраняем память о людях и их делах, что можем взять для себя из опыта жизни

предыдущих поколений. Возвращаясь к теме моего исследования, можно с

уверенностью

сказать, что я

изучила

жизнь

и

творчество

Л.А.Амелина,

выполнила поставленные задачи: прочитала его произведения, разобралась в

особенностях поэтического мировоззрения , проанализировала стихи, создала

электронный и печатный материал по данной теме. Я поняла, что изучение

жизни и творчества своих земляков необходимо, так как полученные знания

можно использовать в разных сферах нашей жизни: в учебной деятельности, на

внеурочных занятиях.

16

V.Список использованной литературы.

1.Л.А.Амелин «Антиагрессиология» Псков 2002.

2.Л.А.Амелин «Доброводье.Стихи о родине» Псков 1998.

3.Л.А.Амелин «Нехищный зов. Стихи для молодежи»Псков 1999.

4 .Л.А.Амелин «Слово о полку Игореве». Игоря Святославля внука

Ольгова.Древнерусский текст Ярослава Олеговича Северского.Перевод

Л.А.Амелина.» Псков 2002.

5.Л.А.Амелин «Философия сильной нехищности». Псков 2001.

6.Л.А.Амелин «Юбилейная поэма «Слово о полку Игореве».Сценарий

фильма, спектакля, статьи.»Псков 2002.

17

18



В раздел образования