Автор: Козлова Эльмира Инзелевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Набережные Челны.Татарстан
Наименование материала: открытый урок
Тема: " Изделия из жидкого теста"
Раздел: среднее образование
Открытый урок по технологии .Учитель Козлова Эльмира Инзелевна
Тема урока: «Изделия из жидкого теста»
Тип урока: комбинированный, урок открытия нового знания
Цель урока: способствовать организации деятельности учащихся по формированию
знаний о видах изделий из жидкого теста, рецептуре и технологии их приготовления.
Задачи:
а) образовательные: изучить различные способы изготовления блюд из жидкого теста:
блинов, блинчиков, оладий, блинных пирогов
б) развивающие: находить и представлять информацию о рецептах блинов, блинчиков и
оладий, о народных праздниках, сопровождающихся выпечкой блинов
в) воспитательные: воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других и
объективно оценивать труд своих товарищей;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знания о видах изделий из жидкого теста, рецептуре и технологии их
приготовления; умения приготовить изделия из жидкого теста, дегустировать и
определять качество готового блюда.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и
преобразования информации, умение проводить сравнительный анализ.
Регулятивные: умение анализировать познавательные объекты; определять учебные
задачи каждого этапа урока; выбирать наиболее рациональную последовательность
действий по выполнению практической работы, теста; выполнять сравнения, соотносить
результаты своей деятельности с успешным освоением материала.
Коммуникативные: диалог, сотрудничество.
Личностные УУД: умение работать в группе, умение вести сотрудничество с учителем,
разрешать конфликтные ситуации уважительно относится к сверстникам в ходе
совместной работы.
Основные термины, понятия: блины, блинчики, оладьи, блинные пироги, блины с
припёком, разрыхлитель
Оборудование:
компьютер, мультипроектор, презентация,
учебник Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технологии ведения дома 7 класс» М:
Издательский центр «Вентана Граф», 2018 г, 160 стр.;
Ход урока:
1) организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку.
Настраивает учащихся на работу.
2) актуализация знаний
1. Назовите виды молочных продуктов
2. Назовите виды кисломолочных продуктов
3. Какие виды молока вы знаете?
4. Молоко каких животных мы можем использовать в пищу?
5. Перечислите органолептические методы для определения качества молока и молочных
продуктов
3) мотивационный момент
Подведение учащихся к определению темы и целей урока.
Отгадайте загадку:
На горячей сковородке
Нужно печь их очень ловко.
Зазевался разговором,
И они вмиг станут комом.
С мёдом как они вкусны -
Эти круглые... (Блины)
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
История происхождения
Историки утверждают что слово «блин» происходит от славянского «млин» - молоть.
Согласно этой версии блины появились после того как древние славяне научились молоть
муку и добавляя в неё воду из теста выпекать пышные и румяны блинчики. Существует
еще одна версия происхождения этого блюда, когда в печи был случайно забыт
популярный в то время овсяный кисель, он немного пригорел, и на нем появилась
вкусная, аппетитная корочка, а сам он превратился в лепешку. Этот и был первый блин,
очень всем понравившийся.
История блинов исчисляется веками. Предполагается, что это блюдо было известно еще с
Античности, а возможно, и ранее. Многие считают, что блины придумали русские. Хотя,
есть те, кто готовы с этим поспорить. Китайцы, например, приписывают авторство себе.
Но китайские блины похожи, скорее, на простые лепешки, и глядя на них, ни за что не
приходит в голову слово «блин». Есть мнение, что родина блинов - Древний Египет, но
готовили их там совершенно по другому рецепту. При этом своими вариациями на тему
запеченого теста обладают многие национальные кухни. Немцы и французы отдавали
предпочтение тонким блинкам, свернутым в рулетики с различной начинкой. Англичане
начали добавлять в тесто для блинов эль и солодовую Муку. Мексиканцы пополнили
мировое собрание рецептом тортильяс, в которые заворачивали фасолевую или мясную
начинку с томатным соусом. Ну а в целом за рубежом блины состоят из тех же продуктов,
что и в России Так что же это такое – русский блин?
Блин - это тонкая лепёшка из жидкого теста, испечённая на сковороде.
Для приготовления теста необходимы следующие продукты: молоко, яйца, мука, сода или
дрожжи, соль, сахар и растительное масло;
Блины выпекаются из самой разной муки пшеничной, ячменной, овсяной, ржаной, гречишной
и даже гороховой. Сегодня мы обычно используем пшеничную муку, м между тем, истинно
русские блины – из гречишной муки, она придает им большую рыхлость и пышность, да ещё
слегка кисловатый привкус.
Блины пекли в русских печах, и их не надо было переворачивать, поэтому о блинах говорят
печь, а не жарить.
Ребята, а как вы думаете, из какого вида теста можно приготовить блины? Блины готовят из жидкого
теста. Классификация текста: - дрожжевое - бездрожжевое (пресное)
Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы горячий воздух при выпечке проникал
в изделие. Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями. Дрожжи и сода
для теста являются разрыхлителем.
- А какой праздник связан с блинами?
Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование
которого длится семь дней. Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече
весны.
Блины, блинчики, оладьи – это традиционно любимые блюда.
- Что же их объединяет?
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня на уроке?
- Попробуйте сформулировать тему урока?
Правильно, сегодня мы поговорим об изделиях из жидкого теста.
- Какие цели нашего урока?
Все мы, наши родители .бабушки умеем готовить и блины и оладушки. Но я вас хочу
познакомит с новым веяниям моды в кулинарии. Это панкейки
Панкейк (с англ. «pan» — сковорода, «cake» — пирожное) — кулинарное изделие,
представляющее собой толстый пышный блинчик, по вкусу напоминающий бисквитный корж.
Панкейки это традиционное блюдо Северной Америки, популярное как в США, так и в Канаде.
В этих странах панкейки являются неотъемлемой частью завтрака, но и жители других
континентов давно оценили их по достоинству — сегодня эта вкусная выпечка входит в меню
кафе и ресторанов по всему миру.
Панкейки — это нечто среднее между хорошо известными у нас на родине блинами и
оладьями: по форме и размеру они больше похожи на блины, а по толщине и пышности — на
оладьи. Но готовят их на основе молока и на сухой сковороде, так что с блинами, пожалуй,
все-таки больше общего. В тесто непременно добавляется растопленное сливочное масло —
именно оно придает панкейкам особенную текстуру
физкультминутка.
Мы работали, устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет)
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты вправо и влево)
И кивнем затем по кругу (наклоны вправо и влево)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз)
Груз забот с себя стряхнули (встряхнули кистями рук)
И продолжим путь науки.
Практическая работа
Смешиваем сухие ингридиенты
Рецепт панкейка: Добавляем яица
Молоко топленое- 1 стакан Добавляем молоко
Соль- 1/2ч.л. Добавляем растительное масло
Сода -1/2ч.л. Разогреваем сковороду
Сахар- 1 ст.л.
Масло растительное -2 шт1 ст.л.
Яицо -2 шт.
Что означает выражение «первый блин комом»?
Их бабуля с сахарком
Выпекала, сладкие.
Первый вышел - словно ком,
А другие – гладкие... (Блины)
Почему это происходит?
Замечено, что на плохо прогретой сковороде или при недостатке масла первый блин не
отстаёт от сковороды и получается комом. Это наблюдение перенесли и на повседневную
жизнь. Часто первый результат бывает неудачным.
Пословица «Первый блин комом» изначально не имела отношения к неудачам. В
древнеславянском языке слово «ком» означало медведь, покровитель рода, которому и
посвящали первый блин с целью задабривания. Полностью присказка звучала так:
«Первый блин – комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а
четвёртый мне».
6) закрепление нового материала.
Разгадывание кроссворда (самостоятельная работа учащихся в группах)
Время выполнения 5 мин.
Те, кто верно ответят на вопросы кроссворда, смогут узнать: символом чего являются
блины? (Блины круглые, румяные и горячие являются символом солнца)
1
п
р
о
с
т
о
к
в
а
ш
а
2
с
к
о
в
о
р
о
д
а
3
о
л
а
д
у
ш
к
и
4
б
л
и
н
ы
5
м
а
с
л
е
н
и
ц
а
6
с
м
е
т
а
н
а
По горизонтали:
1) Молоко на всей планете
Любят взрослые и дети.
Если не сварить с ним кашу,
Скиснет – будет …
2) И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё …
3) С простоквашей все непросто,
Нужно пить ее для роста.
А не любишь – бабушка
Испечет …
4) Ах, сметана! Блюд царица!
Ей и суп, и борщ гордится.
И в сметану влюблены
Братья круглые …
5) Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
6) Всяк вареник вверх всплывает.
Каждый повар точно знает,
Что все это не игра –
Доставать его пора.
После этой ванны странной
Окунется он в …
7) итоговый блиц-опрос:
1) Блины, оладьи, блинчики, что у них общего и в чём различия?
2) Что нужно сделать, чтобы первый блин не вышел комом?
3) Какой праздник связан с блинами?
8) рефлексия
1.
Сегодня я узнала…
2.
Теперь я могу…
3.
Было интересно…
4.
Меня удивило…
9) анализ ошибок и сообщение оценки работы учащихся.
Домашнее задание
§ 6 (стр. 31), ответить на вопросы §.
Подготовить информацию:
1.
Какие художники на своих картинах изображали масленицу.
2 В какой день празднуется международный день блина
Технологическая карта
Изготовление панкейка
Мука -1 стакан Смешиваем сухие ингридиенты
Соль- ½ ч.л. Добавляем яица
Сода- ½ ч.л. Добавляем молоко
Сахар- 1 ст.л. Добавляем растительное масло
Молоко топленое -1 стакан Разогреваем сковороду.
Масло растительное -1ст.л Жарим панкейки
Яицо- 2 шт
По горизонтали:
1) Молоко на всей планете
Любят взрослые и дети.
Если не сварить с ним кашу,
Скиснет – будет …
2) И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё …
3) С простоквашей все непросто,
Нужно пить ее для роста.
А не любишь – бабушка
Испечет …
4) Ах, сметана! Блюд царица!
Ей и суп, и борщ гордится.
И в сметану влюблены
Братья круглые …
5) Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
6) Всяк вареник вверх всплывает.
Каждый повар точно знает,
Что все это не игра –
Доставать его пора.
После этой ванны странной
Окунется он в …