Автор: Бояджи Ольга Александровна
Должность: инструткор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: Ростовская область, город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие специалистов ДОУ по формированию культуры безопасности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51»
Статья
«Взаимодействия специалистов ДОУ
по формированию культуры безопасности
дошкольников»
Подготовила:
Инструктор по ФК
Бояджи О.А.
2017 г.
Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста – приоритетная задача
учреждения и каждого педагога, как профессионала своего дела. Очень важно не
просто обеспечить безопасность ребёнка, но и научить его безопасному поведению,
бережно относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих.
Уже
в
дошкольном
возрасте
дети
осваивают
модели
поведения,
при
этом
образцами служат значимые для ребенка взрослые. В ходе общения со сверстниками и
взрослыми людьми дети осознают, "что такое хорошо и что такое плохо", усваивают
определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в
обществе. По мере расширения контактов с миром предметов и явлений дети осознают
их качества, назначение, ценность, потенциальную угрозу. В процессе личностного
становления
ребенок
постепенно
обретает
самостоятельность
как
способность
к
автономному существованию и социальную активность как способность создавать и
поддерживать свои отношения с окружающей средой. Путем проверки своих сил в
реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих
возможностей. Таким образом, можно говорить о том, что в образовательном процессе
при условии его грамотного построения осуществляется поддержка и оптимизация
естественного
хода
социализации
ребенка.
В
свете
задач
поддержки
становления
личности
безопасного
типа
можно
выделить
несколько
базовых
направлений
деятельности педагогов ДОУ: воспитание у воспитанников мотивации к безопасности;
формирование у детей: – системы знаний об источниках опасности и средствах их
предупреждения
и
преодоления;
– компетенций
безопасного
поведения;
–
физической
готовности
к
преодолению
опасных
ситуаций;
– готовности
к
эстетическому
восприятию
и
оценке
действительности;
– психологической
готовности к безопасному поведению; – качеств, способствующих предупреждению
и преодолению опасных ситуаций.
Для
того
чтобы
безопасно
действовать
в
самых
различных
ситуациях,
необходимо иметь представления о свойствах предметов и явлений, об особенностях
поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме и о многом другом. В
процессе
усвоения
знаний
также
осуществляется
интеллектуальная
подготовка
воспитанников
к
безопасной
жизнедеятельности,
направленная
на
формирование
готовности к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность связана с
умением совершать логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация,
обобщение),
переносить
полученные
ранее
знания
и
опыт
в
новые
ситуации,
прогнозировать события и их последствия, выявлять причинно-следственные связи.
Решение
данных
задач
должно
осуществляться
в
ходе
освоения
содержания
образовательных
областей
«Познание»,
«Социализация»,
«Художественно-
эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Формируя
умения
действовать
в
конкретных
обстоятельствах
на
основе
приобретенных ранее знаний и опыта, целесообразно обсуждать с детьми варианты их
поведения в различных ситуациях. Обучающие проблемные или игровые ситуации
могут
стать
частью
занятия,
внеурочной
деятельности
(наблюдения,
проекта,
экскурсии). Использование данного метода формирования компетенций безопасного
поведения позволяет обеспечивать готовность дошкольников действовать в опасных
ситуациях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.
Опираясь
на
психологическую
структуру
деятельности
человека
в
опасных
ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста,
можно выделить два направления психологической подготовки детей к преодолению
опасных
ситуаций:
формирование
опыта
планирования
действий
и
готовности
к
самоконтролю;
коммуникативная
и
волевая
подготовка
к
опасным
ситуациям.
Формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю должно
осуществляться
в
ходе
решения
детьми
образовательных
задач,
разрешения
проблемных ситуаций, которые могут быть построены на материале любой НОД.
Можно
сказать,
что
данный
компонент
культуры
безопасности
формируется
"автоматически" при условии организации образовательного процесса в соответствии
с современными требованиями.
Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с развитием у
ребенка силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. Сегодня как
никогда
актуально
стимулировать
повышение
двигательной
активности
детей,
обогащать их двигательный опыт, формировать культуру движений, повышать интерес
к двигательной деятельности. С этой целью на занятиях по физической культуре,
необходимо,
обеспечить
специальную
подготовку
–
формирование
двигательных
умений, которые могут пригодиться в опасных ситуациях. К ним можно отнести:
умение плавать, преодолевать различные препятствия, владение разными техниками
бега и др. Значительным потенциалом для развития культуры движений обладает
трудовая
деятельность,
в
ходе
которой
обучающиеся
знакомятся
со
свойствами
различных предметов, осваивают безопасные способы их использования. Важнейшие
физические качества и основные виды движений получают свое развитие в творческих
видах
деятельности:
инсценировании
и
драматизации,
играх
имитационного
характера, танцах, продуктивной деятельности.
Готовность
к
эстетическому
восприятию
и
оценке
действительности
предполагает овладение обучающимися системой эстетических ценностей. Развитие
эмоциональной
сферы
ребенка
–
важный
фактор
и
вместе
с
этим
условие
его
разностороннего
развития.
Дети
дошкольного
возраста
активно
усваивают
представления
в
образной,
чувственной
форме,
поэтому
эстетическая
культура
является
для
них
важным
источником
познания,
опыта
по
предупреждению
и
преодолению
опасных
ситуаций.
Формирование
готовности
к
эстетическому
восприятию и оценке действительности осуществляется преимущественно за счет
содержания музыкальной деятельности и изобразительной деятельности.
Опираясь
на
психологическую
структуру
деятельности
человека
в
опасных
ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста,
можно выделить два направления психологической подготовки детей к преодолению
опасных
ситуаций:
формирование
опыта
планирования
действий
и
готовности
к
самоконтролю; коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям.
Формирование
опыта
планирования
действий
и
готовности
к
самоконтролю
должно осуществляться в ходе решения детьми образовательных задач, разрешения
проблемных ситуаций. Можно сказать, что данный компонент культуры безопасности
формируется "автоматически" при условии организации образовательного процесса в
соответствии с современными требованиями.
Коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям крайне важна, т. к.
в
силу
возрастных
особенностей
психики
при
попадании
в
нестандартные
обстоятельства
дошкольники
теряются,
не
могут
адекватно
оценить
ситуацию.
Значительное преимущество в подобных обстоятельствах получают дети, освоившие
определенные схемы, модели поведения в конкретных ситуациях.
Планомерная
и
систематическая
деятельность
взрослых,
направленная
на
воспитание
безопасности
жизнедеятельности
детей
является
важным
условием
подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит
профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не
время от времени.
Деятельность
особенно
совместная,
является
своего
рода
школой
передачи
социального
опыта.
Не
на
словах,
а
на
деле
ребенок
видит
и
понимает,
какие
опасности
окружают
его
вокруг,
какие
правила
и
рекомендации
необходимо
выполнять.
Ребенок
учится
сопереживанию,
овладевает
умением
проявлять
свое
отношение
и
отражать
это
в
поступках
и
на
деле
в
разных
опасных
ситуациях.
Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Раннее
включение
ребёнка
в
ситуации
осознанного
проживания
опасных
ситуаций,
вооружение
необходимыми
знаниями
по
распознанию
опасности
и
умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья в конечном
результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.