Напоминание

"Взаимодействие специалистов ДОУ по формированию культуры безопасности дошкольников"


Автор: Бояджи Ольга Александровна
Должность: инструткор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: Ростовская область, город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие специалистов ДОУ по формированию культуры безопасности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 51»

Статья

«Взаимодействия специалистов ДОУ

по формированию культуры безопасности

дошкольников»

Подготовила:

Инструктор по ФК

Бояджи О.А.

2017 г.

Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста – приоритетная задача

учреждения и каждого педагога, как профессионала своего дела. Очень важно не

просто обеспечить безопасность ребёнка, но и научить его безопасному поведению,

бережно относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих.

Уже

в

дошкольном

возрасте

дети

осваивают

модели

поведения,

при

этом

образцами служат значимые для ребенка взрослые. В ходе общения со сверстниками и

взрослыми людьми дети осознают, "что такое хорошо и что такое плохо", усваивают

определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в

обществе. По мере расширения контактов с миром предметов и явлений дети осознают

их качества, назначение, ценность, потенциальную угрозу. В процессе личностного

становления

ребенок

постепенно

обретает

самостоятельность

как

способность

к

автономному существованию и социальную активность как способность создавать и

поддерживать свои отношения с окружающей средой. Путем проверки своих сил в

реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих

возможностей. Таким образом, можно говорить о том, что в образовательном процессе

при условии его грамотного построения осуществляется поддержка и оптимизация

естественного

хода

социализации

ребенка.

В

свете

задач

поддержки

становления

личности

безопасного

типа

можно

выделить

несколько

базовых

направлений

деятельности педагогов ДОУ: воспитание у воспитанников мотивации к безопасности;

формирование у детей: –  системы знаний об источниках опасности и средствах их

предупреждения

и

преодоления;

–  компетенций

безопасного

поведения;

физической

готовности

к

преодолению

опасных

ситуаций;

–  готовности

к

эстетическому

восприятию

и

оценке

действительности;

–  психологической

готовности к безопасному поведению; – качеств, способствующих предупреждению

и преодолению опасных ситуаций.

Для

того

чтобы

безопасно

действовать

в

самых

различных

ситуациях,

необходимо иметь представления о свойствах предметов и явлений, об особенностях

поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме и о многом другом. В

процессе

усвоения

знаний

также

осуществляется

интеллектуальная

подготовка

воспитанников

к

безопасной

жизнедеятельности,

направленная

на

формирование

готовности к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность связана с

умением совершать логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация,

обобщение),

переносить

полученные

ранее

знания

и

опыт

в

новые

ситуации,

прогнозировать события и их последствия, выявлять причинно-следственные связи.

Решение

данных

задач

должно

осуществляться

в

ходе

освоения

содержания

образовательных

областей

«Познание»,

«Социализация»,

«Художественно-

эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Формируя

умения

действовать

в

конкретных

обстоятельствах

на

основе

приобретенных ранее знаний и опыта, целесообразно обсуждать с детьми варианты их

поведения в различных ситуациях. Обучающие проблемные или игровые ситуации

могут

стать

частью

занятия,

внеурочной

деятельности

(наблюдения,

проекта,

экскурсии). Использование данного метода формирования компетенций безопасного

поведения позволяет обеспечивать готовность дошкольников действовать в опасных

ситуациях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.

Опираясь

на

психологическую

структуру

деятельности

человека

в

опасных

ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста,

можно выделить два направления психологической подготовки детей к преодолению

опасных

ситуаций:

формирование

опыта

планирования

действий

и

готовности

к

самоконтролю;

коммуникативная

и

волевая

подготовка

к

опасным

ситуациям.

Формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю должно

осуществляться

в

ходе

решения

детьми

образовательных

задач,

разрешения

проблемных ситуаций, которые могут быть построены на материале любой НОД.

Можно

сказать,

что

данный

компонент

культуры

безопасности

формируется

"автоматически" при условии организации образовательного процесса в соответствии

с современными требованиями.

Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с развитием у

ребенка силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. Сегодня как

никогда

актуально

стимулировать

повышение

двигательной

активности

детей,

обогащать их двигательный опыт, формировать культуру движений, повышать интерес

к двигательной деятельности. С этой целью на занятиях по физической культуре,

необходимо,

обеспечить

специальную

подготовку

формирование

двигательных

умений, которые могут пригодиться в опасных ситуациях. К ним можно отнести:

умение плавать, преодолевать различные препятствия, владение разными техниками

бега и др. Значительным потенциалом для развития культуры движений обладает

трудовая

деятельность,

в

ходе

которой

обучающиеся

знакомятся

со

свойствами

различных предметов, осваивают безопасные способы их использования. Важнейшие

физические качества и основные виды движений получают свое развитие в творческих

видах

деятельности:

инсценировании

и

драматизации,

играх

имитационного

характера, танцах, продуктивной деятельности.

Готовность

к

эстетическому

восприятию

и

оценке

действительности

предполагает овладение обучающимися системой эстетических ценностей. Развитие

эмоциональной

сферы

ребенка

важный

фактор

и

вместе

с

этим

условие

его

разностороннего

развития.

Дети

дошкольного

возраста

активно

усваивают

представления

в

образной,

чувственной

форме,

поэтому

эстетическая

культура

является

для

них

важным

источником

познания,

опыта

по

предупреждению

и

преодолению

опасных

ситуаций.

Формирование

готовности

к

эстетическому

восприятию и оценке действительности осуществляется преимущественно за счет

содержания музыкальной деятельности и изобразительной деятельности.

Опираясь

на

психологическую

структуру

деятельности

человека

в

опасных

ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста,

можно выделить два направления психологической подготовки детей к преодолению

опасных

ситуаций:

формирование

опыта

планирования

действий

и

готовности

к

самоконтролю; коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям.

Формирование

опыта

планирования

действий

и

готовности

к

самоконтролю

должно осуществляться в ходе решения детьми образовательных задач, разрешения

проблемных ситуаций. Можно сказать, что данный компонент культуры безопасности

формируется "автоматически" при условии организации образовательного процесса в

соответствии с современными требованиями.

Коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям крайне важна, т. к.

в

силу

возрастных

особенностей

психики

при

попадании

в

нестандартные

обстоятельства

дошкольники

теряются,

не

могут

адекватно

оценить

ситуацию.

Значительное преимущество в подобных обстоятельствах получают дети, освоившие

определенные схемы, модели поведения в конкретных ситуациях.

Планомерная

и

систематическая

деятельность

взрослых,

направленная

на

воспитание

безопасности

жизнедеятельности

детей

является

важным

условием

подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит

профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не

время от времени.

Деятельность

особенно

совместная,

является

своего

рода

школой

передачи

социального

опыта.

Не

на

словах,

а

на

деле

ребенок

видит

и

понимает,

какие

опасности

окружают

его

вокруг,

какие

правила

и

рекомендации

необходимо

выполнять.

Ребенок

учится

сопереживанию,

овладевает

умением

проявлять

свое

отношение

и

отражать

это

в

поступках

и

на

деле

в

разных

опасных

ситуациях.

Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Раннее

включение

ребёнка

в

ситуации

осознанного

проживания

опасных

ситуаций,

вооружение

необходимыми

знаниями

по

распознанию

опасности

и

умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья в конечном

результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.



В раздел образования