Автор: Швецова Инна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: Ростовская область, город Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "Как подготовить ребенка к детскому саду"
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
Подготовила: Швецова Инна Сергеевна
Адаптационный период – один из самых сложных в жизни малыша. Его
страшит
внезапность
изменения
происходящего,
неизвестность
держит
в
нервном
напряжении,
связи
с
родными
неожиданно
прерываются.
Проявляется
инстинкт
самосохранения,
и
ребенок
начинает
активно
обороняться доступными для него способами.
Наше дошкольное учреждение всегда готово прийти на помощь:
воспитатели, медицинские работники проводят консультации для родителей о
режиме дня в д/саду, о санитарно-гигиенических требованиях, закаливании
ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей, ознакомят с
примерным
меню
детского
учреждения.
Родителям
необходимо
прислушаться к советам дошкольных работников.
Адаптационный период условно можно разделить на этапы.
Подготовительный этап следует начинать за 1-2 месяца до приема
ребенка в д/сад. Задачи этого периода – сформировать такие стереотипы в
поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для
него условия жизни.
В первую очередь необходимо привести в соответствие домашний
распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения.
Так же необходимо уделить внимание рациону питания, приучить
ребенка есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное
суфле и т.д. Тогда в д/саду он не будет отказываться от незнакомой пищи, не
останется голодным.
Необходимо обратить серьезное внимание на формирование навыков
самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться, занять
себя игрой, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых,
что положительно скажется на его самочувствии. Самостоятельность ребенка
создает
предпосылки
для
более
быстрого
установления
контактов
со
взрослыми и сверстниками.
Основной
этап адаптационного периода начинается с приходом
ребенка в группу детского сада. Основная задача мамы – помочь малышу в
создании положительного образа воспитателя. Не следует торопить ребенка,
пусть он осмотрится в новых условиях! Мама поможет ребенку быстрее
освоиться, если поддержит его интерес к окружающему: «Как мне здесь
нравится!», «Какие забавные игрушки сидят за столом!» и т.д.
Первые визиты длятся не более часа. Освоившись, ребенок делает
первые попытки приблизиться к воспитателю. Мама при этом подбадривает
ребенка улыбкой, жестами. Когда малыш увлечется совместными действиями
с воспитателем, мама может на некоторое время отойти в сторону из поля
зрения ребенка (но не далеко, чтобы не дать лишнего повода для волнения).
Интересно, что в это время малыш не замечает сверстников. Ему сейчас
трудно
«распылять»
свое
внимание.
Носителем
нового,
интересного,
увлекательного видится только воспитатель и малыш устремляется к нему.
Во время заключительного этапа адаптационного периода ребенок
начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Следует знать, что в процессе
привыкания
в
первую
очередь
нормализуется
настроение,
самочувствие
малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон.
Поэтому малыша в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после
чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет, гуляет в течение 2-3
часов,
а
на
обед
и
сон
возвращается
домой.
Позже,
если
самочувствие
ребенка хорошее, можно предложить ему остаться в детском саду после
обеда.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с
аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении,
играет один или со сверстниками.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка.
Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания,
научить
играть,
общаться
со
сверстниками,
если
домашний
режим
дня
малыша
совпадает
с
детсадовским
и
наметился
эмоциональный
контакт
ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и
коротким (10-12 дней).
Если у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок,
он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при
укладывании спать. В новых условиях не отходит от мамы, тут же начинает
плакать,
если
не
видит
ее.
Период
адаптации
такого
ребенка
может
растянуться до месяца.
Ребенок, который дома находится на попечении всех родных по очереди,
не привык самостоятельно занимать себя ни на минуту, в условиях детского
сада требует к себе постоянного внимания. Фактически он переходит из рук в
руки от мамы к воспитателю и наоборот. Он постоянно хандрит, насторожен,
угнетен, подвержен заболеваниям. Адаптация такого малыша может длиться
до трех месяцев, а то и больше.