Напоминание

Использование ИКТ на уроках родного языка


Автор: Денисова Гелюся Рашидовна
Должность: Учитель родного языка
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия №37"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ на уроках родного языка
Раздел: полное образование





Назад




Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые

технологии,

а то, как это использование способствует повышению его

образования».

С. Эрманн

Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не

только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной

личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности

и как учитель, я обязана формировать творческие способности детей,

развивать логическое мышление и умение адаптироваться к жизни.

Я считаю -главной задачей обучения татарскому языку является развитие

коммуникативной деятельности школьников. Поэтому на первый план в

качестве важнейшей цели обучения я выдвигаю формирование умений и

навыков речевого общения или коммуникации. Основной целью обучения

татарскому языку является формирование, развитие коммуникативной

деятельности школьников и обучение практическому овладению языком.

Результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных

знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их

применять на практике. При изучении любого языка человек старается

научиться его коммуникативной деятельности. Поэтому, будучи учителем

татарского языка и литературы работаю над методической темой

«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках

татарского языка и литературы». Согласно Г.К. Селевко, когда компьютеры

стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая

информационная технология обучения». «Вообще говоря, любая

педагогическая технология — это информационная технология, так как

основу технологического процесса обучения составляет информация и ее

движе Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования

в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической

науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии

обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И.

Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г.

Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [2

1

ние (преобразование)» [4, с. 126].

Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми

прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на

практике. Я всегда стараюсь к более высокому уровню результативности в

работе, отстаивая свои позиции, и стараюсь достичь поставленной цели.

Информационно- коммуникативные технологии вовлекают школьников в

познавательную

деятельность.

Применение

информационно

коммуникативных технологий позволяет сделать уроки более интересными ,

следовательно активизировать познавательную деятельность .обучающихся ,

проводить занятия на более высоком уровне.

Целью моей педагогической деятельности является интенсификация

обучения татарскому языку с использованием компьютерных технологий.

Одна из основных целей обучения на данном этапе состоит в создании

условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и

состоятельность в процессе обучения татарскому

языку по новым ИК

технологиям.

Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?

Для

достижения заданных целей мне

понадобилось

изучить

теории

современных технологий, изучить возможности компьютера, а затем

использовать ИКТ в процессе обучения татарскому языку. Для этого были

поставлены следующие задачи:

1.

ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ

2.

освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике

3.

апробировать методы информационно –коммуникативных технологий

на уроках татарского языка и литературы

Свою

деятельность

обучения

татарскому

языку

с

применением

информационно –коммуникативных технологий

я составила свой план

самообразования . Который состоит из диагностического, прогностического,

практического и обобщающих этапов.

В диагностическом этапе я

изучила сущность

новых педагогических

технологий.

2

В

прогностическом

этапе

изучила

мотивацию

обучения,

составила

творческий план развития профессиональной компетенции.

В практическом этапе разработала планы уроков с использованием ИКТ.

В обобщающем этапе будет подведение итогов.Распространение опыта

работы . Определение перспектив дальнейшего развития

Урок

с

использованием

ИКТ

технологий

имеет

свои

методические

возможности и преимущества:

*

повышение

эффективности

образовательного

процесса

за

счет

одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа

демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления

возможности моделировать объекты и явления;

*возможность научить школьников применять компьютерную технику для

решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной

информации на компьютере,

*организация

индивидуальной

работы

школьников,

развитие

их

познавательной самостоятельности и творчества,

*повышение мотивации к учению за счет привлекательности

компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,

*развитие

наглядно-образного

мышления,

моторных

и

вербальных

коммуникативных навыков учащихся,

*формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор,

переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание

логических

связей

и

др.),

способствуя

тем

самым

формированию

информационной культуры школьников.

2. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению

занятий, я экономлю

до 30% учебного времени, нежели при работе у

классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока,

обогатить его новым содержанием.

Использование ИКТ на уроках татарского языка и литературы веду по

следующим направлениям :

3

1.Работа в программе Maicrosoft,Pablisher, PowerPoint.

Создание

комплекта

дидактики

по

предмету,

разработка

комплекта раздаточного материала. Дидактический материал,

представленный в компьютерном варианте, решает несколько

задач:

повышает производительность труда учителя и учащихся на

уроке;

увеличивает объем использования наглядности на уроке

Создание онлайн тестов.В школе есть мобильный класс там

проводим онлайн тесты и проверочные работы.

Записываю аудио задания.

2. Работа с мультимедийными презентациями. Работа с мультимедийными

пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет

одновременного

использования

иллюстративного,

статистического,

методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

- как форма проверки домашнего задания;

- как способ создания проблемной ситуации;

- как способ объяснения нового материала;

- как форма закрепления изученного;

3. Использованеие ресурсов сети интернет :

1.

Использование электронных энцеклопедий.

2.

Чтение художественной литературы в электронном варианте.

3.

Создание онлайн кроссвордов .

4.

Виртуальные

экскурсии

в

музеи

(Виртуальный

музей

Великой

Отечественной Войны, Виртуальный музей естественной истории

Татарстана).

5.

Электронные словари и энциклопедии.

6.

Прослушивание художественной литературы в электронном варианте.

4.Создание копилки DVD,CD. На уроках татарского языка прослушиваем

аудиодиски по учебнику Р.Р Нигматуллиной «Татарча да яхшы бел», а на

4

уроке татарской литературы произведений с целью демонстрации красоты

звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.

Мною разработаны ряд открытых уроков и мероприятий с использованием

компьютерных технологий.

К преимуществам интерактивных презентаций, на наш взгляд, следует отнести:

1. Наглядность.

2. Быстрота и удобство в использовании.

3. Структурированное предоставление информации.

4. Контроль знаний..

5. Мотивация и креативность

Но существуют и риски применения ИКТ в общеобразовательной школе. Риск –

сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий

[4].

Риски в образовании предсказуемые и aктуальные; по своим последствиям –

моральные и материальные, по масштабу – значительные, по времени

наступления – отсроченные.

Используя информационно- коммуникативные технологии не надо забывать

и о санитарных нормах .Соблюдение баланса между средствами ИКТ и

средствами человеческого общения (Планируя урок с использованием ИКТ,

учитель

должен

уметь

находить

разумное

соотношение

между

мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от

этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам для разных возрастных

категорий учащихся):

Я уверена, что ИКТ на уроках татарского языка и литературы, впрочем, как

и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы

живем

в

информационном

обществе,

в

котором

тот,

кто

владеет

информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим

мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и

5

дисплеев.

Применение

ИКТ

существенно

расширяет

возможности

современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.

6



В раздел образования