Автор: Денисова Гелюся Рашидовна
Должность: Учитель родного языка
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия №37"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ на уроках родного языка
Раздел: полное образование
Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые
технологии,
а то, как это использование способствует повышению его
образования».
С. Эрманн
Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не
только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной
личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности
и как учитель, я обязана формировать творческие способности детей,
развивать логическое мышление и умение адаптироваться к жизни.
Я считаю -главной задачей обучения татарскому языку является развитие
коммуникативной деятельности школьников. Поэтому на первый план в
качестве важнейшей цели обучения я выдвигаю формирование умений и
навыков речевого общения или коммуникации. Основной целью обучения
татарскому языку является формирование, развитие коммуникативной
деятельности школьников и обучение практическому овладению языком.
Результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных
знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их
применять на практике. При изучении любого языка человек старается
научиться его коммуникативной деятельности. Поэтому, будучи учителем
татарского языка и литературы работаю над методической темой
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках
татарского языка и литературы». Согласно Г.К. Селевко, когда компьютеры
стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая
информационная технология обучения». «Вообще говоря, любая
педагогическая технология — это информационная технология, так как
основу технологического процесса обучения составляет информация и ее
движе Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования
в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической
науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии
обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И.
Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г.
Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [2
1
ние (преобразование)» [4, с. 126].
Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми
прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на
практике. Я всегда стараюсь к более высокому уровню результативности в
работе, отстаивая свои позиции, и стараюсь достичь поставленной цели.
Информационно- коммуникативные технологии вовлекают школьников в
познавательную
деятельность.
Применение
информационно
–
коммуникативных технологий позволяет сделать уроки более интересными ,
следовательно активизировать познавательную деятельность .обучающихся ,
проводить занятия на более высоком уровне.
Целью моей педагогической деятельности является интенсификация
обучения татарскому языку с использованием компьютерных технологий.
Одна из основных целей обучения на данном этапе состоит в создании
условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и
состоятельность в процессе обучения татарскому
языку по новым ИК
технологиям.
Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?
Для
достижения заданных целей мне
понадобилось
изучить
теории
современных технологий, изучить возможности компьютера, а затем
использовать ИКТ в процессе обучения татарскому языку. Для этого были
поставлены следующие задачи:
1.
ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ
2.
освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике
3.
апробировать методы информационно –коммуникативных технологий
на уроках татарского языка и литературы
Свою
деятельность
обучения
татарскому
языку
с
применением
информационно –коммуникативных технологий
я составила свой план
самообразования . Который состоит из диагностического, прогностического,
практического и обобщающих этапов.
В диагностическом этапе я
изучила сущность
новых педагогических
технологий.
2
В
прогностическом
этапе
изучила
мотивацию
обучения,
составила
творческий план развития профессиональной компетенции.
В практическом этапе разработала планы уроков с использованием ИКТ.
В обобщающем этапе будет подведение итогов.Распространение опыта
работы . Определение перспектив дальнейшего развития
Урок
с
использованием
ИКТ
технологий
имеет
свои
методические
возможности и преимущества:
*
повышение
эффективности
образовательного
процесса
за
счет
одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа
демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления
возможности моделировать объекты и явления;
*возможность научить школьников применять компьютерную технику для
решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной
информации на компьютере,
*организация
индивидуальной
работы
школьников,
развитие
их
познавательной самостоятельности и творчества,
*повышение мотивации к учению за счет привлекательности
компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,
*развитие
наглядно-образного
мышления,
моторных
и
вербальных
коммуникативных навыков учащихся,
*формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор,
переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание
логических
связей
и
др.),
способствуя
тем
самым
формированию
информационной культуры школьников.
2. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению
занятий, я экономлю
до 30% учебного времени, нежели при работе у
классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока,
обогатить его новым содержанием.
Использование ИКТ на уроках татарского языка и литературы веду по
следующим направлениям :
3
1.Работа в программе Maicrosoft,Pablisher, PowerPoint.
Создание
комплекта
дидактики
по
предмету,
разработка
комплекта раздаточного материала. Дидактический материал,
представленный в компьютерном варианте, решает несколько
задач:
повышает производительность труда учителя и учащихся на
уроке;
увеличивает объем использования наглядности на уроке
Создание онлайн тестов.В школе есть мобильный класс там
проводим онлайн тесты и проверочные работы.
Записываю аудио задания.
2. Работа с мультимедийными презентациями. Работа с мультимедийными
пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет
одновременного
использования
иллюстративного,
статистического,
методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
3. Использованеие ресурсов сети интернет :
1.
Использование электронных энцеклопедий.
2.
Чтение художественной литературы в электронном варианте.
3.
Создание онлайн кроссвордов .
4.
Виртуальные
экскурсии
в
музеи
(Виртуальный
музей
Великой
Отечественной Войны, Виртуальный музей естественной истории
Татарстана).
5.
Электронные словари и энциклопедии.
6.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте.
4.Создание копилки DVD,CD. На уроках татарского языка прослушиваем
аудиодиски по учебнику Р.Р Нигматуллиной «Татарча да яхшы бел», а на
4
уроке татарской литературы произведений с целью демонстрации красоты
звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.
Мною разработаны ряд открытых уроков и мероприятий с использованием
компьютерных технологий.
К преимуществам интерактивных презентаций, на наш взгляд, следует отнести:
1. Наглядность.
2. Быстрота и удобство в использовании.
3. Структурированное предоставление информации.
4. Контроль знаний..
5. Мотивация и креативность
Но существуют и риски применения ИКТ в общеобразовательной школе. Риск –
сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий
[4].
Риски в образовании предсказуемые и aктуальные; по своим последствиям –
моральные и материальные, по масштабу – значительные, по времени
наступления – отсроченные.
Используя информационно- коммуникативные технологии не надо забывать
и о санитарных нормах .Соблюдение баланса между средствами ИКТ и
средствами человеческого общения (Планируя урок с использованием ИКТ,
учитель
должен
уметь
находить
разумное
соотношение
между
мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от
этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам для разных возрастных
категорий учащихся):
Я уверена, что ИКТ на уроках татарского языка и литературы, впрочем, как
и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы
живем
в
информационном
обществе,
в
котором
тот,
кто
владеет
информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим
мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и
5
дисплеев.
Применение
ИКТ
существенно
расширяет
возможности
современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.
6