Автор: Мудрецова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 51
Населённый пункт: Ростовская область, город Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание безопасного поведения детей в природе"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Воспитание безопасного поведения детей
в природе»
Подготовила: Мудрецова Елена Владимировна
Природа – самое удивительное из того, что нас окружает, в природе нас ждет
немало
интересных
встреч,
но
при
условии
внимательного
и
осторожного
обращения с ней. Природа дарит человеку незабываемые минуты духовного и
физического
отдыха
и
здоровья.
Поэтому
в
процессе
общения
с
ней
дети
осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья.
Они осваивают правила поведения в природе на отдыхе, собирая грибы, ягоды,
лекарственные растения, учатся быть хозяевами своего дома – планеты Земля.
Несчастные
случаи,
которые
происходят
в
природных
условиях,
плохо
освещаются
и
кажутся
редкими.
К
тому
же
городские
жители
могут
из-за
недостатка знаний недооценивать всех опасностей в этой области.
Природа
оставляет
большой
след
в
душе
ребенка,
потому
что
она
своей
яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот
удивительный
мир:
мир
красок,
превращений
и
неожиданностей.
Ребенку
интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать,
увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное,
лечебное
и
простое?
Естественная
любознательность
ребенка
в
познании
окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ
безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и
самому
себе
(например,
ради
интереса
взять
в
руки
змею,
попробовать
незнакомые
ягоды,
кинуть
горящую
спичку
в
лесу).
Детям
необходимо
объяснить последствия такого небезопасного поведения
Пребывание на воде представляет собой повышенную опасность, но не все
имеют четкого представления о том, в чем она заключается. Обследование дна в
местах
ныряния
в
воду
во
избежание
травмирующего
столкновения
с
предметами
и
попадания
воды
в
дыхательные
органы
в
результате
потери
сознания или неверных действий при испуге; слежение за временем купания и
температурой
воды
для
исключения
возможности
переохлаждения
–
эти
и
другие меры безопасности часто игнорируются даже в местах купания детей.
Очень
часто
родители
не
уделяют
достаточного
внимания
обучению
детей
ориентированию на местности и распознаванию ядовитых растений. Бузина,
белена, вороний глаз, ландыш майский, дурман обыкновенный, желтый лютик,
болотистый вех и другие растения могут стать причиной отравления и даже
смерти. Некоторые семьи, не имея представления об опасных растениях своей
местности,
упускают
тот
факт,
что
в
отпуске,
проводимом
в
природных
условиях, отличных от местных, дети могут встретиться с незнакомыми им, но
не менее ядовитыми видами растений.
Пребывание на природе – это еще и контакты с животными и насекомыми.
Познавая
окружающий
мир,
ребенок
может
не
только
сорвать
ядовитое
растение,
но
и,
вступив
в
контакт
с
дикими
или
домашними
животными,
причинить себе вред или ему. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду или
собаки на улице может представлять угрозу здоровью и жизни. Поэтому одна из
важных
задач
в
работе
по
обеспечению
безопасности
жизнедеятельности
в
окружающей среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и
общения с животными, растениями.
Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить
несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и
защитить
природу
и
ее
обитателей. Воспитывая
культуру
безопасности,
необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому,
заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем.
Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе:
Правила поведения на воде
*Находясь у воды, будь очень осторожен.
*Купайтесь только под присмотром взрослых.
*Не купайтесь в незнакомых местах.
*Не заплывай далеко от берега, если еще не умеешь плавать.
*Не плавай в водоеме на предметах – это очень опасно.
*Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.
*Никогда не заходи в воду, не плавай и не играй в воде, если рядом нет
взрослых.
*Купаться можно в специально оборудованных местах.
Правила поведения на природе
*Не разоряй птичьи гнезда.
*Не ломай ветки деревьев.
*Не разоряй муравейники.
*Не лови бабочек ради забавы.
*Не обижай лесных жителей.
*Не рви много цветов.
*В лесу держитесь вместе.
*Не шумите.
*Не оставляй после себя мусор, закопай его.
*После отдыха на природе загасите костер водой.
*Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.
Правила грибников и ягодников
*Не собирайте незнакомые грибы.
*Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
*Не употребляйте в пищу старые, испорченные грибы.
*Не храните необработанные грибы более суток.
*К ядовитым грибам относятся: бледная поганка, мухомор, ложный опенок,
сатанинский
гриб,
желчный
гриб,
говорушка,
энтолома
ядовитая,
вонючий
мухомор.
*Не собирайте незнакомые ягоды.
*Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым.
*К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш майский,
бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый, болотистый вех, белена,
дурман обыкновенный, борщевик.
Правила поведения с животными и насекомыми
*Не убегайте от собаки на улице.
*Не гладьте незнакомых животных.
*Не трогайте собаку или кошку, когда они едят или кого-то охраняют, особенно
своих детенышей.
*Не маши руками перед осой или пчелой.
*Не давай сесть на себя оводам и слепням. Их укусы болезненны.
*Используй средства отпугивающие насекомых, и средства от их укусов.
*Внимательно осмотри свое тело и волосы после прогулки в лесу. Клеща надо
немедленно удалить.
Следование этим рекомендациям поможет обезопасить
жизнь и здоровье ребенка.