Напоминание

" Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Ермолова Александра Сергеевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский торгово - экономический колледж
Населённый пункт: Ярославская область город Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: " Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




А.С. Ермолова

ИКТ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация: В статье рассматривается проблема использования

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках учебной

практике

как

способ

активизации

познавательной

деятельности

обучающихся. Рассматриваются виды наиболее эффективных ИКТ и способы

их применения для решения поставленной проблемы.

Ключевые слова:

ИКТ, урок

учебной практике, компьютерные

технологии,

Интернет,

активизация

познавательной

деятельности

обучающихся.

На сегодняшний день в современном образовании одной из главных

проблем является снижение познавательной деятельности обучающихся.

Возникает

потребность

на

уроках

учебной

практике

применять

разнообразные

способы

разрешения

данной

ситуации.

Активизация

познавательной деятельности возможна при комплексном подходе по

развитию творческих и исследовательских способностей у обучающихся.

Важно

заинтересовывать

студентов,

предоставлять

возможность

быть

активными участниками учебного процесса. В связи с этим актуален поиск

новых методов и способов обучения, в том числе и выбор эффективных

технологий, способствующих решению данной проблемы.

Обратимся к научным трудам Г.И. Щукиной, где познавательная

деятельность

рассматривается

как

«ценное

и

сложное

личностное

образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы»,

которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к

деятельности» [1]. Отметим, что активизация познавательной деятельности

является,

безусловно,

двусторонним

процессом,

так

как

условия,

позволяющие активизировать процесс познавательной деятельности, создает

педагог, а результат демонстрирует обучающийся. Важно понимать, что

каждый

ученик имеет

индивидуальную

степень

включенности

в

образовательный процесс и этот показатель динамический, изменяющийся,

поддается корректировке, в том числе с помощью ИКТ.

В

Современных

словарях

можно

встретить

следующее

определение:

информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий

спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и

распространения информации и оказания услуг» [1]. В этот спектр входит

компьютерное оборудование и программное обеспечение, электронная почта,

сотовые и спутниковые технологии, телефонные линии, сотовая связь, сети

беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, Интернет [5].

На уроках учебной практике в целях активизации познавательной

деятельности

целесообразно

применять

следующие

элементы

ИКТ:

электронные книги, энциклопедии, справочники, тренажеры, программы

тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с

информацией, видеотехнику, аудиотехнику. С их помощью на уроках

учебной практике можно тренировать различные виды речевой деятельности,

развивать

лингвистические

способности,

создавать

разнообразные

коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия,

а также обеспечивать реализацию индивидуального подхода и уделять

внимание самостоятельной работе обучающихся [3].

Также рекомендуется использование мультимедийных презентаций

(ММП), с помощью которых можно донести любую информацию в

доступной и наглядной форме не только для объяснения новой темы, но и в

целях контроля знаний, либо создания проблемной ситуации [5]. Педагог

может

проводить

урок,

дополняя

свои

комментарии

рисунками,

фотографиями, схемами, аудиозаписями, видеороликами, что способствует

лучшему

запоминанию

материала,

активизации

внимания,

повышает

учебную мотивацию. В свою очередь педагогу не нужно тратить время на

размещение материала на обычной доске, благодаря чему урок проходит

более организованно.

Значительную роль в активизации познавательной деятельности на

уроках учебной практике играет использование интерактивной доски.

Обучающиеся с большим желанием включаются в учебный процесс, так как

появляется возможность поработать с доской, выполняя разнообразные

упражнения и задания. Например, фонетическая зарядка помогает вспомнить

звуки, звукосочетания и правила чтения. Интерактивные кроссворды,

«рассыпанные слова», интерактивные тесты, электронные физкультминутки

добавляют азарт, активизируют даже самых пассивных обучающихся [4].

На уроках учебной

практике также могут

быть

использованы

различные Интернет-ресурсы, способствующие активизации познавательной

деятельности учащихся. С помощью Интернета закрепляются навыки чтения,

пополняется

словарный

запас,

формируется

устойчивая

мотивация

к

изучению учебной практике, появляется возможность находить необходимый

текстовый и графический материал, аудио и видеоматериалы по любым

интересующим темам.

1) Бихевиористическая фаза – основана на практических тренировках и

практике, где роль преподавателя выполняет компьютер: предоставление

материала, инструкций, оценивание ответа.

2)

Коммуникативная

фаза

учит

грамматике,

развивает

коммуникативные методы обучения, создает естественную среду для

использования языка.

3) Интегрированная фаза – базируется на двух технологических

разработках:

компьютерных

программах

и

Интернете,

позволяют

обучающимся воспринимать визуальную аудиоинформацию.

Обучение

английскому

языку

с

использованием

компьютерных

технологий в целях активизации познавательной деятельности обучающихся

основывается на принципах:

1) индивидуализации – возможность работать персонально с каждым

обучающимся, учитывая его особенности, уровень знаний, умений, навыков;

2) дифференциации – можно предлагать обучающимся варианты

заданий определенной сложности, в необходимой последовательности;

3) интенсификации - могут быть использованы различные средства

презентации

учебного

материала,

его

структурирование

с

широким

привлечением интерактивных видов и форм работ [7].

Таким образом, использование информационно-коммуникационных

технологий на уроках учебной практике помогает привлекать внимание

пассивных обучающихся. Педагог, применяя компьютерные технологии,

обеспечивает учебный процесс различными новыми материалами, делая

занятия разнообразными, интересными. Обучающиеся начинают работать

самостоятельно, развиваются, на уроках ведущими становятся методы

познавательной, поисковой и творческой деятельности. Этот фактор в свою

очередь способствует формированию и развитию языковой компетенции

обучающихся: навыков аудирования, говорения, чтения, письменной речи.

Обучение в современных условиях, безусловно, необходимо осуществлять с

использованием ИКТ, но со стороны педагога требуется специальная

подготовка и грамотное владение данными технологиями.

Библиографический список

1. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических

терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. - М.: Изд-во РАО,

2019. - 496 с.

2. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы

и перспективы / Б.С. Гершунский – М.: Педагогика, 1987. – 264 с.

3. Пахомова, Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.

4. Ушакова С. В. Компьютер на уроках учебной практике. ИЯШ, №5,

1997г с. 40-41.

Сведения об авторе:

1.

ФИО полностью: Мандрикина Татьяна Павловна

2.

Место работы: государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области Ярославский торгово-

экономический колледж

3.

Должность: преподаватель

4.

Ученая степень: нет

5.

Ученое звание: нет



В раздел образования