Напоминание

Четыре основания реализации системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы: учиться знать, учиться делать, учиться жить, учиться быть


Автор: Коршко Лариса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п. Нагорный, Елизовский р-н, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Четыре основания реализации системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы: учиться знать, учиться делать, учиться жить, учиться быть
Раздел: полное образование





Назад




Четыре основания реализации системно - деятельностного подхода в обучении на

уроках русского языка и литературы:

учиться знать, учиться делать,

учиться жить, учиться быть

В романе американского писателя И. Стоуна «Муки радости» о величайшем итальянском

скульпторе, живописце, архитекторе и поэте эпохи Возрождения Микеланджело

Буонарроти есть диалог, отражающий суть разговора о современном уроке и роли учителя

и ученика в нём. Тринадцатилетний Микеланджело пришёл поступать в знаменитую

итальянскую школу живописцев под руководством Доменико Гирландайо. Между ними

состоялся диалог, фрагмент которого отвечает на многие вопросы:

— Умеешь ты рисовать?

— Я умею учиться.

Учитель и ученик поняли друг друга, и талант Микеланджело, его слава, трудолюбие,

желание учиться пережили века.

Как это соотносится с теорией и практикой урока? Урок — это мастерская, где

создаются условия для того, чтобы каждый ребенок смог сам создать те знания, которые

явились бы знаниями самостоятельного поиска. Как же это сделать?

Поиск ответа на этот вопрос определил во многом мои педагогические взгляды,

заставил

по-новому

осмыслить

личный

и

профессиональный

опыт,

который

формировался при взаимодействии с учителями различных предметов, педагогами и

специалистами образовательных учреждений, родителями учеников.

На мой взгляд, деятельностный подход к обучению решает задачу эффективности

процесса обучения, так как способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и

практических знаний, формированию общекультурных и метапредметных умений,

социальной адаптации и успешности личности. При таком подходе во главу угла ставится

развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и применения знаний в

соответствии с личностными целями и потребностями. Большое значение в этом случае

отводится формированию у учащихся способов деятельности, применяемых как в рамках

образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных

ситуациях. Другими словами, это и есть 4 основания системно - деятельностного подхода:

учиться знать, учиться делать, учиться жить, учиться быть.

Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в

преподавании

русского

языка

и

литературы. И

первое

основание

системно

-

деятельностного подхода -

учиться знать. Именно на уроках русского языка и

литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей

составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений;

аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное

отношение к слову.

Уроки русского языка и литературы являются простором для творческой

деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха» ученики

составляли свои поучения: это поучения сестре, брату, одноклассникам, самому себе.

Тема урока А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным

человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От

собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные

А.С.Пушкина»,

пониманию

стихотворения

«Няне».

Урок — это мастерская, где ребенок сам создает знания через самостоятельный поиск.

Большое внимание на таком уроке уделяется формированию у учащихся умений

высказывать и проверять свои предположения. Я стараюсь приучать школьников давать

обоснованные ответы не только на вопрос «почему?», но и «почему именно так, а не

иначе», учить детей обмениваться мыслями о способах решения учебных задач не только

с товарищами, но и в «споре с самим собой».

Многообразие современных технологий позволяет учителю конструировать

современный урок, определять оптимальную форму взаимодействия учитель - учащийся,

учащийся - учащийся, соответствующую целям и задачам каждого конкретного урока.

Осмысление, рождение нового знания, выражение новых идей и информации

собственными словами - это второе основание

обучения

-учиться делать. Учиться

делать- это значит учиться применять Применение инновационных технологий с учетом

возрастных особенностей, Я считаю, что наиболее соответствующими задачам курсов

русского языка и литературы при системно – деятельностном подходе являются

следующие технологии:

технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), в

которой рассматриваются 3 этапа:

1

этап - вызов —- пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной ин-

формации, актуализация жизненного опыта – и здесь учитель умелый рулевой

и

направляющий.

Ученик

делает

предположения,

систематизирует

информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить

ответ.

Этап вызова при систематизации знаний о принципах русской пунктуации. Пример:

Известно, что до XV в. в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков

препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы использовать

возможности, которые представляет стройная система знаков препинания?

Задание

Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты

«Аргументы и факты» о необходимости внимательного изучения того, что написано на

упаковке товара), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания:

«Хватит жевать давайте читать». Варианты расстановки знаков: Хватит! Жевать давайте,

читать. Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать — давайте читать.

- Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?

- Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?

- Какую функцию выполняет в авторском варианте тире?

- Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?

- Какова функция каждого из 10 знаков препинания?

2

этап- осмысление содержания — постепенное продвижение от старого знания к

новому,

сохранение

интереса

к

теме

при

непосредственной

работе

с

информацией, и здесь учитель советчик и помощник. Ученик читает

(слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения,

делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой

информации.

Этот приём на этапе осмысления — маркировка текста значками по ходу чтения —

«инсерт» — есть и в моей копилке данной технологии. По ходу чтения параграфа

учебника, фрагмента текста произведения учащиеся ставят на полях значки: «V» — уже

знал; «+» — новая информация, «—» — думал иначе, есть противоречия с тем, что знал

ранее, «?» — не понял, есть вопросы. Такая маркировка текста позволяет удерживать

внимание на протяжении всего чтения; даёт возможность ученику классифицировать

информацию в зависимости от собственного опыта и знаний; позволяет отслеживать по

значкам процесс чтения.

Технологический приём чтение с остановками я использую на уроках развития

речи. Я читаю текст, заранее разделив его на сюжетные эпизоды, фрагменты. На основе

заглавия ученики предполагают, о чём будет текст. Далее читается первый фрагмент.

После

остановки

учащиеся

прогнозируют,

что

будет

дальше.

Предположения

обсуждаются во время следующей остановки чтения, и так до конца текста. До начала

чтения текста (или его части учащиеся должны пройти стадию вызова. Это можно

осуществить на основе заглавия текста, минимальной информации об авторе. Затем,

ознакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале

(стадия осмысления). Особенность приёма в том, что момент уточнения (стадия

осмысления) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим

фрагментом материала. Я считаю, что на этапе осмысления данный приём оптимален, так

как даёт возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста. Это

отличный материал для обсуждения взаимосвязи эпизодов внутри текста. А самое

главное- процесс чтения становится увлекательным и интересным.

3 этап- рефлексия — возвращение учащихся к первоначальным записям —

предположениям, внесение изменений, дополнений; творческие, исследовательские,

практические задания на основе изученной информации, и опять учитель рулевой и

направляющий. Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя

знания, полученные на стадии осмысления.

Методы и приёмы технологии развития критического мышления через чтение и

письмо (РКМЧП), которые я использую не только на уроках русского языка и

литературы, но и во внеурочной деятельности:

Заполнение кластеров, таблиц, создание синквейна, работа с тестами,

написание мини-сочинений , метод письменного контроля, открытый диалог,

самообучение;

возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на

поставленные вопросы;

организация устных и письменных круглых столов, различных видов

дискуссий; написание творческих работ;

исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

Используя

вышеперечисленные

методы,

я

стараюсь

создать

условия

для

самостоятельной

индивидуальной

работы

учеников

на

уроках

с

дидактическим

материалом, энциклопедиями, справочными пособиями. В этом случае моя роль – роль

консультанта.

Я выбираю из всего перечня технологических приёмов те, которые кажутся мне

наиболее подходящими для конкретного урока, конкретного класса, материала, с которым

предстоит работать. Для разных разделов и этапов обучения я применяю наглядность -

схемы-опоры или рисунки – опоры, лингвистические визитки.

Схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его

"устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного

усвоения.

Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической

образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития

речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения. Такая опорная картинка

помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. Схемы-опоры и опоры-

рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту

мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее

подачи или новые условия ее действия.

Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи,

например, причастия, с "именем, отчеством, фамилией" (причастие = глагол +

прилагательное),

"местом

работы"

(предложение),

"занимаемой

должностью"

(определение или часть сказуемого), условиями проживания (обособление в определенной

позиции).

Технологические приёмы (чтение с остановками, создание кластера, разметка текста,

«тонкие» и «толстые» вопросы и др.) могут использоваться на каждом из этапов работы.

Технология групповой работы способствует развитию познавательной активности

учащихся, создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, позволяет

предусмотреть

приобщение

к

процессу

познания.

Работая

в

группе,

учащиеся

«примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов,

рецензентов, составителей словарей или кроссвордов, что помогает ребятам раскрыть

свои возможности, воспитывает умение обосновывать свою позицию, умение слушать и

понимать других. Это уроки – путешествия, уроки – семинары, уроки – практикумы,

уроки – зачёты.

Огромные возможности таит в себе технология проектной деятельности, которая

является эффективным методом достижения результатов обучающихся. Метод проектов

предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную

деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся

выполняют в течение определённого отрезка времени, например,

исследовательская

работа по русскому языку «Лексикон учащихся 5 – 6 классов моей школы». При изучении

былин дети готовили мини – проекты «О русских богатырях». При изучении «Песни о

купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова ребята готовили мини- проекты о времени

правления Ивана Грозного, о самом Иване Грозном. Учащиеся видят конечный результат

своей деятельности, который повышает их самооценку и вызывает желание учиться и

совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Большое значение имеет технология проблемного обучения. Это обучение, при

котором знания не сообщаются в готовом виде. Это обучение через открытие. Чтобы у

учащихся

возник

познавательный

интерес,

надо

их

столкнуть

с

«преодолимой

трудностью», то есть создать такую проблемную ситуацию, чтобы решить её, т.е. создать

ситуацию успеха.

Например, при изучении темы «Сложносочиненные предложения» в 8 классе,

возник вопрос: как же так, в одном предложении запятая нужна, а в другом ее ставить не

надо. Учащиеся самостоятельно формулируют проблему в форме вопроса: «В каких

случаях запятая в сложносочиненных предложениях не ставится?» Поставив проблемный

вопрос, последовательно веду детей к выводу: если в предложении есть второстепенный

член, выраженный обстоятельством или дополнением, и в равной мере относящийся к

обеим частям предложения, то запятая не нужна. Например: Весной пришла машина и мы

уехали на ней домой. (Машина пришла (когда?) весной. Мы уехали (когда?) весной. Запятая

не ставится, так как имеется общий второстепенный член - обстоятельство, которое в

равной мере относится к обеим частям.

Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти,

чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья краснели – Листья стали

краснеть – Листья стали красными.

– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому

признаку?

- Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?

Чем

различаются

сказуемые

второй

группы?

- Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему?

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта

учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует

активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей.

Такой тип технологии как

исследовательская деятельность

представляет

собой взаимосвязь технологии проектной деятельности и проблемного обучения. Приведу

пример. В 6 классе при изучении темы «Имя числительное » предлагаю детям узнать

историю чисел (где, зачем, когда они появились, как записывались, какие легенды их

окружают и т.д.) Опыт в освоении данной темы очень важен, так как почти в 100%

текстов устной части ОГЭ встречаются числительные, и правильно их прочитать очень

сложная задача.

При изучении темы «Указательные местоимения» в 6 классе дается исследовательское

задание классу: Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда,

так,

того.

- Что общего во всех этих словах?

- Распределите слова на группы.

Заслушиваются варианты ответов учеников и обоснования предложенного распределения.

Затем я предлагаю ученикам свой вариант и даю задание: объяснить предложенное

распределение слов на 2 группы (местоимения и наречия). Подобное задание позволяет

ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об

указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении

данной темы.

Использование современных информационных технологий позволяет сделать

урок ярким, запоминающимся, интересным для учащихся любого возраста, формирует

эмоционально положительное отношение к предмету.

Для подготовки к урокам я использую «Уроки литературы Кирилла и Мефодия 7-11

классы», «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 5-9 класс», «Интерактивные тесты

Русский язык. Части речи» Русский язык. Уроки развития речи 8-9 классы», «Обучающая

программа – тренажер по русскому языку «Фраза», «Готовимся к ЕГЭ» и другие

программы.

Для активизации деятельности учащихся на разных этапах уроков я использую

различные приемы, например, приём «Шаг за шагом». Ученики, шагая к доске, на

каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Урок русского языка: Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают

перечислением морфологических признаков глагола.

Урок литературы:

Каждый шаг сопровождают перечислением фактов биографии писателя

из домашней статьи, конспекта или иного источника.

Приём «Синквейн». Это особое стихотворение из пяти строк, в котором большая по

объему информация выражается небольшим по объему стихотворением.

Урок литературы в 5 классе по теме «Былинные герои»:

1 строка - имя существительное - Богатырь.

2 строка - 2 имени прилагательных - Бесстрашный, смелый.

3

строка – 3 глагола - Сражается, побеждает, не боится.

4 строка - фраза, выражающая суть проблемы - Смелый, не боится

врагов.

4

строка - существительное, подводящее итог всему стихотворению Герой.

Урок русского языка в 5 классе при изучении раздела «Лексика»:

Паронимы

Разные, но близкие

Обогащают, используются, запутывают

Иногда неправильно употребляются в речи

Коварные слова

Приём «Диктант значений» Я диктую не слова, а их значения. Учащиеся должны по

значениям определить слова и написать их. Например,

«

Крупный чиновник, занимающий

высокое положение» - сановник. «Впечатление, производимое кем-либо или чем-либо на

кого -нибудь» - эффект.

Задания такого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских

умений (на доступном уровне): работать с научно - популярной литературой и

справочниками, анализировать языковые единицы, формулировать выводы, составлять

текст сообщения, реферата, доклада.

В качестве тренировочных упражнений я использую лингвистические мини –

сочинения.

Написание

сочинение-рассуждение на лингвистическую тему при

подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку – одно из самых сложных заданий, к

которому нужно подготовить девятиклассников. Выпускникам необходимо не только

продемонстрировать теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать

умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из

прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому

типу речи – рассуждению.

Создание предложений по заданному началу, концу. Например, по фотографии

попробуй восстановить то, что было до и после момента, который запечатлел автор;

распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов,

изобразительно -выразительных средств, обращений, вводных слов, однородных членов

предложения; метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста

до

ключевого слова; анализ смысловых оттенков значений слова в контексте: «кусок»,

«закуска», «искусать», «искушение» - все ли эти слова являются однокоренными?

Объясните,

почему.

Данные

приемы

не

только

тренируют

орфографические

и

пунктуационные навыки учащихся, но и повышают интерес к предмету, развивают

творческое воображение и кругозор, воспитывают любовь к слову и непосредственно

готовят к сдаче устного экзамена по русскому языку в 9 классе.

Приём «З-Х-У»

В первой части таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они

знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик

определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые

знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят

узнать, пробуждение интереса к новой информации.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут

стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) или

поисков ответов на поставленные вопросы в тексте учебника в течение урока (если нет

ответа на поставленный вопрос - работа продолжается дома) учащиеся заполняют

третью графу таблицы «Узнал».

Пример (русский язык, 8 класс):

Знаю

Хочу узнать на уроке

Узнал

1.

Словосочетание - два или

несколько самостоятельных

слов, связанных по смыслу и

грамматически.

2.

В словосочетание есть

главное слово и зависимое.

3.

В языке выделяется три

общих типа словосочетаний:

глагольные, именные,

наречные.

4.

Связь в словосочетании -

подчинительная.

1.

Как называется связь с

зависимым словом -

существительным?

2.

Как называется связь с

зависимым словом -

прилагательным?

3.

Как называется связь с

зависимым словом - наречием?

Управление ( зависимое слово

имя существительное и все

слова с признаками

существительного)

Согласование ( зависимое слово

— имя прилагательное и все

слова с признаками

прилагательного)

Примыкание ( зависимое слово

- наречие, деепричастие,

неопределенная форма глагола)

Тематические уроки- это неиссякаемый источник обогащения речи учащихся. Учебная и

речевая тема составляют единое целое. Это такие нестандартные виды уроков как

уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии,

диспуты, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и

предполагающие возможность выбора

учениками и самого текста, и заданий, и

справочного материала, и формы выполнения работы.

На всех видах вышеназванных уроков создается особая образовательная ситуация,

когда через общение ученик-учитель, ученик - ученики происходит осмысление и

усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые

знания,

необходимые

для

организации

дальнейшей

результативной

учебной

деятельности.

Творческое сотрудничество и сотворчество с учащимися позволяет мне добиваться

высоких

показателей

в

работе.

Наблюдается

положительная

динамика

учебных

достижений, что свидетельствует об уровне сформированности у учащихся общеучебных

умений и навыков.

Учиться жить. Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя

отрывать это понятие от воспитательного процесса. В этой работе выделяю следующие

направления: ведение элективных курсов; работа над проектами, экскурсии, посещение

театра; проведение совместных мероприятий с библиотекой, музеями.

Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений

человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого

себя, оценивать себя и самому анализировать свои действия.

Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников.

Учащиеся сдают экзамен по русскому языку и литературе, участвуют в олимпиадах и

конкурсах,

повышают

познавательную

активность,

стимулирующую

проявление

творческих

способностей.

Мои

ученики

становятся

призерами

и

лауреатами

муниципальных конкурсов чтецов «Во славу Отечества нашего» и конкурса сочинений,

побеждают в муниципальных олимпиадах по русскому языку и литературе, представляют

нашу школу и Елизовский район в краевых, региональных и международных конкурсах

«Русский медвежонок», «Пегас», «Молодежное движение», в интеллектуальных очных и

заочных марафонах. Ученица 6 класса Рабичева Наталья заняла 1 место в краевом этапе

всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» и представляла наш край в Санкт –

Петербурге.

Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании – это не

совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода

философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить,

искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на

высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия и

готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития

учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку

и литературе, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом

педагогической дидактики (например, изменение

традиционной структуры урока),

возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и

мотивов учащихся.

Таким образом, все, что направлено на практическое общение, что имеет

мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на

самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-

деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к

достижениям, а это не что иное, как учиться быть.



В раздел образования