Напоминание

Застенчивый ребенок в детском саду


Авторы: Колчева Юлия Николаевна, Вохмянина Ольга Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Застенчивый ребенок в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Застенчивый ребенок в детском саду

То, что ребенка необходимо подготовить к посещению дошкольного

учреждения заранее, понимают все. Но, как бы хорошо ни был готов малыш,

ему все рано потребуется некоторое время, чтобы и на психологическом, и на

физическом уровне привыкнуть к новым условиям. Адаптация в детском

саду – это тот период времени, который потребуется ребенку для полного

привыкания. И, чем лучше малыш будет подготовлен, тем быстрее он

привыкнет к режиму и тем легче ему будет найти общий язык с

воспитателями и сверстниками в группе. Особенно, если ребенок застенчив.

Что такое застенчивость? Это состояние человека, характерными чертами

которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость,

скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или

отсутствия социальных навыков.

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от

мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там, где все дети играют, это он

тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает. Что может происходить с

ребенком? Напряжение сковывает малыша, не дают ему расслабиться. В

результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется

тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш

осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться

незаметным. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне.

Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности,

так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.

Закрытые дети есть в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в

общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются

отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество. Любой ребенок

будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в

тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для

него — это стресс. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая

незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он

чувствует себя спокойно только в привычной обстановке. Такому ребенку

тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных

поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет.

Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения. Эти дети в

обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают

— стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и

тревога могут привести к заиканию, запинанию речи.

Причин застенчивости несколько.

Генетическая предрасположенность.

На сегодняшний день в силу

проведения многих научных исследований было доказано, что

наследственность достаточно часто является главным и единственным

пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных

мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка,

рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной

склонности.

Природные факторы. Здесь стоит упомянуть наличие у каждого

человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно

интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого

качества, как застенчивость. Исследования гласят, что чрезмерная активность

в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в

застенчивость далее.

Социальная среда. В эту группу включают всевозможные связи

ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является

воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека

или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в

состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него

или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется

стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в

отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других

детей может подавить желание к общению с ними.

Нарушение адаптации. Каждые несколько лет в жизни ребенка он

переживает какие-либо приспособительные реакции — к ползанию, ходьбе,

самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих

других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и

отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение

сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет

неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и

застенчивости.

Соматическая патология. Имеется в виду наличие заболеваний

внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу

остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития,

следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле.

Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже

дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов.

Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от

окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает

оставаться наедине.

Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь

формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком

много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и

нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится

более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности,

возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает

себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

Таким

образом,

можно

сказать,

что

застенчивость

-

очень

распространенное и разностороннее качество личности человека. Она может

считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой.

Как же родителям помочь застенчивому ребенку адаптироваться к

детскому саду?

Общаться по душам. Для этого нужно перестать оценивать ребенка и

освоить так называемое «активное слушание» и «Я-высказывания». Эти

методики позволят вести с ребенком заинтересованный и неравнодушный

диалог, выстраивать отношения, в которых нет места робости, вине или

стеснению.

Чаще хвалить, но за действительно реальные достижения, даже если они

выглядят незначительными.

Больше доверять. Поручайте сыну или дочке дела, которые требуют

ответственного отношения. И обязательно благодарите за их выполнение.

Проявлять уважение. Не надо повышать голос, кричать, ругать – тут

уместно вспомнить классическое «Относитесь к другим так же, как хотите,

чтобы относились к вам». Да, это стоит учитывать, даже если собеседник –

дошкольник.

Поддерживать. Особенно это важно это для пап, которые убеждены, что

храброго и мужественного сына можно вырастить только благодаря

родительской воле. В то время, как ребенок должен просто знать: за его

спиной крепкий отцовский тыл, и папа всегда придет на помощь и

поддержит. Именно это ощущение безопасности вселит в малыша и

храбрость, и мужественность.

Проконсультироваться у психолога. В случае, если застенчивость сильно

мешает в жизни и обучении, имеет смысл обратиться к детскому психологу,

чтобы понять причину такого поведения и понять, как преодолеть детскую

робость.

Заботливые родители не мечтают о смелом и активном малыше, глядя на

своего застенчивого сына или робкую дочь. Они внимательны к своим

реальным детям. Стеснительному ребенку очень важно знать, что любовь его

родителей – безусловна. Чаще говорите о своих чувствах ребенку, будьте ему

надежной опорой, и однажды он удивит вас своей смелостью.

В свою очередь, педагог в детском саду должен создать для ребенка

атмосферу безопасности, теплых эмоциональных отношений,

доверительного контакта с взрослым. Работать над повышением самооценки

ребенка. Для детей, плохо адаптирующихся в детском саду, попросить

фотографию мамы, которая будет всегда с ребенком. Воспитателю стараться

не диктовать свои условия, а советоваться с ребенком.

Вовлекать таких детей в сюжетно-ролевые игры, в которых давать

возможность попробовать разные роли. Создание ситуации успешности

ребенка в каком-либо деле. Занизить требования к ребенку. Стараться не

упрекать и не стыдить ребенка. Не сравнивать таких детей с другими.

Установить щадящий оценочный режим.

Застенчивость у ребенка — это проблема, которая возникает довольно

часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть

ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые

должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления

от такого качества также достаточно просты и не требуют применения

дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому

следить за детьми — самый главный и полезный совет в данном случае.

Детская застенчивость вполне естественна, но она не должна

становиться препятствием в развитии личности, не должна мешать

ребенку заводить дружбу с другими детьми, общаться с людьми, чтобы не

вырасти человеком с низкой самооценкой и неадекватными навыками

общения в социуме.

С годами застенчивость у большинства детей уменьшается, однако,

может сохраниться чувство обиды из-за того, что, робея, они упустили

возможности в жизни. Именно поэтому, если ребенок застенчив, ему нужна

своевременная помощь, и чем раньше она будет оказана, тем полноценнее

будет жизнь человека в дальнейшем, и он не будет сожалеть о бесцельно

прожитых годах.

Литература:

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика,

рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.

2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы

психологии. - 1989. - №1. - С.57-64.

3. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. 2011. № 4. С. 116-120.

4. Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости // Педагогический калейдоскоп. 2012. №5. 4.

5. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. /

Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.4.

6. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад

7. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - №3. - С.16-18.



В раздел образования