Авторы: Колчева Юлия Николаевна, Вохмянина Ольга Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Застенчивый ребенок в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Застенчивый ребенок в детском саду
То, что ребенка необходимо подготовить к посещению дошкольного
учреждения заранее, понимают все. Но, как бы хорошо ни был готов малыш,
ему все рано потребуется некоторое время, чтобы и на психологическом, и на
физическом уровне привыкнуть к новым условиям. Адаптация в детском
саду – это тот период времени, который потребуется ребенку для полного
привыкания. И, чем лучше малыш будет подготовлен, тем быстрее он
привыкнет к режиму и тем легче ему будет найти общий язык с
воспитателями и сверстниками в группе. Особенно, если ребенок застенчив.
Что такое застенчивость? Это состояние человека, характерными чертами
которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость,
скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или
отсутствия социальных навыков.
Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от
мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там, где все дети играют, это он
тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает. Что может происходить с
ребенком? Напряжение сковывает малыша, не дают ему расслабиться. В
результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется
тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш
осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться
незаметным. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне.
Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности,
так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.
Закрытые дети есть в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в
общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются
отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество. Любой ребенок
будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в
тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для
него — это стресс. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая
незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он
чувствует себя спокойно только в привычной обстановке. Такому ребенку
тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных
поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет.
Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения. Эти дети в
обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают
— стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и
тревога могут привести к заиканию, запинанию речи.
Причин застенчивости несколько.
Генетическая предрасположенность.
На сегодняшний день в силу
проведения многих научных исследований было доказано, что
наследственность достаточно часто является главным и единственным
пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных
мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка,
рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной
склонности.
Природные факторы. Здесь стоит упомянуть наличие у каждого
человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно
интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого
качества, как застенчивость. Исследования гласят, что чрезмерная активность
в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в
застенчивость далее.
Социальная среда. В эту группу включают всевозможные связи
ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является
воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека
или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в
состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него
или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется
стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в
отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других
детей может подавить желание к общению с ними.
Нарушение адаптации. Каждые несколько лет в жизни ребенка он
переживает какие-либо приспособительные реакции — к ползанию, ходьбе,
самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих
других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и
отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение
сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет
неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и
застенчивости.
Соматическая патология. Имеется в виду наличие заболеваний
внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу
остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития,
следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле.
Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже
дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов.
Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от
окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает
оставаться наедине.
Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь
формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком
много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и
нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится
более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности,
возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает
себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.
Таким
образом,
можно
сказать,
что
застенчивость
-
очень
распространенное и разностороннее качество личности человека. Она может
считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой.
Как же родителям помочь застенчивому ребенку адаптироваться к
детскому саду?
Общаться по душам. Для этого нужно перестать оценивать ребенка и
освоить так называемое «активное слушание» и «Я-высказывания». Эти
методики позволят вести с ребенком заинтересованный и неравнодушный
диалог, выстраивать отношения, в которых нет места робости, вине или
стеснению.
Чаще хвалить, но за действительно реальные достижения, даже если они
выглядят незначительными.
Больше доверять. Поручайте сыну или дочке дела, которые требуют
ответственного отношения. И обязательно благодарите за их выполнение.
Проявлять уважение. Не надо повышать голос, кричать, ругать – тут
уместно вспомнить классическое «Относитесь к другим так же, как хотите,
чтобы относились к вам». Да, это стоит учитывать, даже если собеседник –
дошкольник.
Поддерживать. Особенно это важно это для пап, которые убеждены, что
храброго и мужественного сына можно вырастить только благодаря
родительской воле. В то время, как ребенок должен просто знать: за его
спиной крепкий отцовский тыл, и папа всегда придет на помощь и
поддержит. Именно это ощущение безопасности вселит в малыша и
храбрость, и мужественность.
Проконсультироваться у психолога. В случае, если застенчивость сильно
мешает в жизни и обучении, имеет смысл обратиться к детскому психологу,
чтобы понять причину такого поведения и понять, как преодолеть детскую
робость.
Заботливые родители не мечтают о смелом и активном малыше, глядя на
своего застенчивого сына или робкую дочь. Они внимательны к своим
реальным детям. Стеснительному ребенку очень важно знать, что любовь его
родителей – безусловна. Чаще говорите о своих чувствах ребенку, будьте ему
надежной опорой, и однажды он удивит вас своей смелостью.
В свою очередь, педагог в детском саду должен создать для ребенка
атмосферу безопасности, теплых эмоциональных отношений,
доверительного контакта с взрослым. Работать над повышением самооценки
ребенка. Для детей, плохо адаптирующихся в детском саду, попросить
фотографию мамы, которая будет всегда с ребенком. Воспитателю стараться
не диктовать свои условия, а советоваться с ребенком.
Вовлекать таких детей в сюжетно-ролевые игры, в которых давать
возможность попробовать разные роли. Создание ситуации успешности
ребенка в каком-либо деле. Занизить требования к ребенку. Стараться не
упрекать и не стыдить ребенка. Не сравнивать таких детей с другими.
Установить щадящий оценочный режим.
Застенчивость у ребенка — это проблема, которая возникает довольно
часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть
ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые
должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления
от такого качества также достаточно просты и не требуют применения
дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому
следить за детьми — самый главный и полезный совет в данном случае.
Детская застенчивость вполне естественна, но она не должна
становиться препятствием в развитии личности, не должна мешать
ребенку заводить дружбу с другими детьми, общаться с людьми, чтобы не
вырасти человеком с низкой самооценкой и неадекватными навыками
общения в социуме.
С годами застенчивость у большинства детей уменьшается, однако,
может сохраниться чувство обиды из-за того, что, робея, они упустили
возможности в жизни. Именно поэтому, если ребенок застенчив, ему нужна
своевременная помощь, и чем раньше она будет оказана, тем полноценнее
будет жизнь человека в дальнейшем, и он не будет сожалеть о бесцельно
прожитых годах.
Литература:
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика,
рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы
психологии. - 1989. - №1. - С.57-64.
3. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. 2011. № 4. С. 116-120.
4. Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости // Педагогический калейдоскоп. 2012. №5. 4.
5. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. /
Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.4.
6. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад
7. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - №3. - С.16-18.