Напоминание

Методика художественно-эстетического воспитания дошкольников


Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика художественно-эстетического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика

художественно-эстетического воспитания дошкольников

Настоящая методика позволяет воспитателю раскрыть основные средства и методы

художественно - эстетического воспитания дошкольников.

К выше названным средствам и методам относятся самые разнообразные способы и

возможности художественно-эстетического воспитания дошкольников. Они зависят от

многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и

видов деятельности, возраста ребенка. В ходе того, как дети получают эстетическую

информацию, выше названные средства и методы эстетического воспитания то их условно

можно разделить на наглядные и словесные. Например, наблюдая с детьми за красивыми

движениями плавающих в аквариуме рыбок, воспитатель использует наглядный метод.

Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный

метод. Привлекая, например внимание детей к украшению, педагог пользуется и методом

практических действий. В результате комплексного, умелого воплощения всех средств и

методов эстетического воспитания повышается эстетическая культура личности,

обеспечивается полноценное художественное развитие ребёнка.

Классифицировать средства и методы художественно - эстетического воспитания детей

дошкольников очень трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи. Тем

не менее, педагогическая наука и сложившаяся учебно-воспитательная практика

позволяют определить среди них ряд наиболее эффективных, способствующих

формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических

действий. Назовем лишь некоторые из них.

Метод убеждения - направлен на развитие эстетического восприятия, оценки,

первоначальных проявлений вкуса;

Особенность метода убеждения состоит в том, что использовать его можно только тогда,

когда эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном его участии в

общественных праздниках и т. д. Этот метод, можно считать, как методом наглядного

приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается

одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль

ребенка. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные

произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Для этого

педагогу необходимо хорошо подобрать предлагаемый для усвоения детям наглядный

материал. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах,

воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое

плохо».

Метод приучения – это практические действия, предназначенные выработки навыков

у ребенка культуры поведения. Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы

ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно

активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности,

посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют

активность детей. Этот метод требует многократного повторения. Многократные

упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых

результатов. Приучая, например, детей к штриховке рисунка, воспитатель в одном случае

предлагает не выходить за границы контура рисунка, в другом — штриховать так, чтобы

получились «пушистая травка», «острые стебельки». Убеждая ребенка в значении добрых

поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним.

Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть

разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие

слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Сущность проблемно-поискового метода заключается в развитии самостоятельности,

инициативы, творчества.

Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на

прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Одним из важных условий реализации данных методов художественно - эстетического

воспитания у дошкольников художественно-эстетических навыков является правильная

организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждение. Окружающая в

нем предметная среда повышает активность, проявлять творчество художественно-

эстетической деятельности дошкольников и её результативность, где непосредственной

задачей педагога является необходимость подобрать материал для разных её видов. Чтобы

он обеспечивал свободу и вариации действий, находился в доступном для ребенка месте,

и чтобы его не было слишком много, так как это рассеивает внимание дошкольника.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со

всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса и проявляется во всех видах

деятельности ребёнка дошкольного возраста. Дети в этом возрасте способны реагировать

на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного

искусства, природу. Они уже сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять

стихи. Поэтому изначально от своей природы они в этом деле настоящие творцы и задача

воспитателя, помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него индивидуальный

потенциал, его индивидуальных творческих способностей. Результатом же эстетического

воспитания является его развития, которое напрямую влияет на нравственное, физическое,

психическое и умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной

сферы его развивающейся личности. При этом необходимо помнить, что эстетическое

воспитание ребенка невозможно осуществлять без овладения им элементарными нормами

поведения, которые впоследствии позволяют подвести к более глубоким нравственным

переживаниям. Поэтому необходимо учить детей в этом возрасте здороваться со всеми по-

разному. В ходе занятий дети познают разные формы приветствия и прощания, а

воспитатель в игровой форме поощряет их попытки выражать в общественных местах

общепринятые приветственные обращения (здравствуйте, до свидание, доброе утро

(вечер), привет, рад видеть тебя и т. д.), а в близком окружение сверстников здороваться с

помощью жестов или мимики.

Жизнь ребенка в детском саду, в своей группе включает задачу учить гордиться своей

группой, садиком, дружбой, ценить добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми.

С этой целью необходимо проводить с ними беседы на темы «Наша группа хороша»,

«Почему ты любишь детский сад?»; мини-викторины «Нравится ли тебе наша группа? Что

красивого в ней? Хочется ли тебе изменить что-нибудь?», «Что такое красота?»; конкурсы

«Минута славы», «Лучшие друзья».

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех

этапах его развития, позволяет глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее

проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. Искусство как специфическая

форма познания действительности вызывает у дошкольников сильный эмоциональный

отклик. По отношению к познающему искусство ребенку оно выполняет воспитательную

и образовательную функцию, доставляет радость, формирует чувство прекрасного.

Художественная деятельность детей обладает большими возможностями для

осуществления многих задач и развития таких качеств личности, как самостоятельность,

творческая активность. При этом необходимо заботиться о разнообразии деятельности

детей, в сочетание различных видов художественной деятельности: изобразительной,

художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной. Поэтому большое внимание

уделяем выразительному чтению стихов. Эмоциональным детям лучше удается

выразительное рассказывание, многим мешает скованность, стеснение. Этих детей

стимулируем к участию в театрализованной деятельности, где учим детей четко

показывать характерные черты сказочных героев. Например, зайка трусливый – голос

дрожащий, трясущийся; лиса хитрая – голос ласковый, заискивающий и т. д.

Так же актуальны просмотры видеофильмов, мультфильмов, аудиозаписи (сказок,

рассказов, песен, музыки). Сказочные поэтические обороты речи сравнения, метафоры

значительно обогащают речь детей, делая их образной и выразительной. Необходимо

всячески поощрять проявление творчества у детей – придумывание рассказов, сказок,

песенок. Детям очень нравится играть в «музыкальные занятия», где они повторяют

задания, напевки и песни, разученные на занятии. Можно придумывать свою мелодию к

знакомым коротким стихам.

Важным средством эстетического воспитания является народное искусство, через

которое ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа и

приобщается к его культуре. В процессе рассматривания и прослушивания воспитывается

уважение к своему народу, труду народных мастеров, гордость за их талант и труд.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники учатся бережно относиться

к художественным материалом, у них формируется начало культуры труда.

Чтение народных сказок, воздействует на ребенка благодаря средствам выразительности,

образному языку. Читая, надо помочь детям понять не только идейное содержание, но и

вызвать у детей эмоциональный отклик на действия героев.

Устный фольклор – пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, обогащает образную

сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия

народного искусства более ярким, глубоким, осознанным.

Воспитание эстетического отношения ребенка к жизни, искусству достаточно сложная

и тонкая педагогическая работа. Предметный мир активно воздействует на детей.

Рассматривая произведения изобразительного искусства дети рассказывают о том, что

изображено, а взрослые направляют внимание детей на выразительность изображаемых

событий, цветовую гамму, что подводит к умению оценивать воспринятое. Так они

узнают назначение вещей, сравнивают, обращая внимание на их форму, цвет, пропорции,

материал. Дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они не только пользуются

всем для них созданным, но и сами учатся создавать необходимую обстановку.

Необходимо создать условия для того, чтобы ребенок мог сравнивать используемые им

выразительные средства, которые побуждают его к разнообразию детских игр:

- «Комплименты», «Связующая нить», «Конкурс Хвастунов», где дети по очереди

хвастаются своим соседом, называя о нем что-нибудь хорошее;

- чтения художественной литературы, замечательные рассказы В. Осеевой «Волшебное

слово», «Синие листья», «Три товарища»;

- игры-упражнения на решение проблемных ситуаций, таких как «Ты увидел плачущую

девочку», «Твой товарищ грустит на скамейке», «У подружки потерялась кукла».

Очень действенны, используемые в работе игровые ситуации типа «Что ты сделал

хорошего сегодня?», «Чем порадуешь маму?» т. д.

Мощным источником эстетического воспитания является природа, потому что именно

через нее человек познает законы красоты. Природа это самый богатейший источник

эстетических переживаний дошкольников, так как она натуральна и подвижна. Картины

природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно

меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. Вот почему невероятно весомым

средством художественно – эстетического воспитания является окружающая нас природа.

Наблюдать красоту природы помогают наблюдения за осенними деревьями,

листопадом, снегопадом, любование заснеженными деревьями, следами птиц на снегу и т.

д. В каждый момент в ней есть что-то необыкновенное и прекрасное. При этом

воспитатель дает детям задание: из группы деревьев найти, какое дерево самое грустное,

почему так решил, по каким чертам дерева это заметно? Так простая наблюдательность

перерастает в художественно-эстетическое воображение, помогает учиться видеть нечто

такое, что отвечает душевным человеческим чувствам, способна их вызывать и выражать.

Кроме этого, во время наблюдений на прогулке у детей формируем интерес к явлениям

природы. Они начинают самостоятельно вслушиваясь в звуки природы – пение птиц

весной и летом, шум дождя, ветра осенью, скрип снега под ногами зимой.

Осенью – наиболее актуален сбор самых красивых листьев на участке, рассматривание

их, обведение по контуру, искали листочки одинаковые по цвету и окрашенные не одним

цветом, а несколькими и определение, на что похож каждый листок. Ответы могут быть

самые разнообразные – платочек, шарик, треугольник, мышку и т. д. Это развивает

воображение и воспитатель может обыгрывать ситуацию с листочками, задает например

им вопрос: «Который из этих листьев – лист – путешественник?» И помогая развивать

детям фантазию и воображение, продолжает: « Может быть этот, он самый запыленный,

может другой, он отличается от других контуром и цветом?» и т. д. В группе из

собранных листьев воспитатель заставляет воспитанников выкладывать узор из листочков

так, чтобы картинка ожила. А потом выставляли в уголке природы.

Познание красоты природы детьми позволяют поэтические строки, прочитанные им

воспитателем во время наблюдений за её явлениями таких поэтов как: М. Исаковского

«Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше…», Е.

Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!», Н. Беренгда «К нам

в заплаканные окна дождь стучится», С. Козлова «Ах, капель, капель…» и т. д.

Одним из средств эстетического воспитания является его личного труда. Разные виды

труда активно влияют на эстетическое развитие дошкольников самим процессом. Ребенка

радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеет совместный труд со

взрослыми. Наряду с этим оказывать и предлагать свою помощь товарищам, заботливо

относиться к окружающим, не мешать соседям, занимаясь своими делами. Этому

способствуют тематические дни. Например: «День вежливости», «День добра» или «День

помощников». Учить следить за чистотой на участке, этому помогают так называемые «5

минут труда», организованные перед играми на прогулке.

Во время дежурств дети учатся договариваться, распределять свои обязанности, советуясь

друг с другом. Этому способствует игра-упражнение, где дети называют предложения, как

можно пригласить к столу? Ответы могут быть разные: проходите; милости просим;

садитесь, пожалуйста и т. д. Работу по дежурству сочетаем с самообслуживанием.

Интерес к труду взрослых поддерживается через чтение художественной литературы,

дидактические игры, иллюстративный материал. С этой целью предлагается чтение книг,

рассказов (с последующей беседой) «Кто построил этот дом?» С. Баруздин, «Все для

всех» Ю. Тувим, «Кто водит самолеты?» И. Винокуров, «Маяк» А. Некрасов; организация

выставки иллюстраций с изображением людей разных профессий.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что с одной

стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека,

с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет

внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных

привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.

Важным средством эстетического воспитания детей являются праздники. Основное в

празднике – идея, оформление в музыке, изобразительном искусстве, художественном

слове. С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя

в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его

программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое

предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто

привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Все эти средства способствуют интеграции разных видов художественно-эстетической

деятельности дошкольников, и самое главное – единству интеллектуального и

чувственного в процессе эстетического воспитания детей.



В раздел образования