Автор: Дегтярева Валентина Михайловна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ОГАПОУ "Алексеевский колледж"
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика вредных привычек: цель, средства, мероприятия
Раздел: среднее профессиональное
Профилактика вредных привычек: цель, средства, мероприятия
Дегтярева В.М.,
преподаватель общеобразовательных дисциплин
ОГАПОУ «Алексеевский колледж» Алексеевского района
Белгородской области, куратор учебной группы
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и
педагоги.
А.С. Макаренко
Вредные привычки и их последствия – это тема, которая все больше волнует и
тревожит наше общество. Наиболее активно поднимают ее те люди, которые имеют
непосредственное отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения.
Значимое место, если не одно из главных в работе кураторов Алексеевского
колледжа, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации
и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя,
никотина, ПАВ среди подростков. Данная работа в нашем колледже проводится не
отдельным обособленным направлением. Она является основополагающим элементом
всей
работы
кураторов,
проходит
“сквозным
действием”
через
весь
учебно-
воспитательный процесс, направленный на развитие студента.
Ведь именно куратор несет ответственность за целевую воспитательную работу в
коллективе группы, моделирует, организует и стимулирует развитие личности студентов
своей группы. Являясь посредником между социумом и обучающимся, организует
систему отношений через разнообразные виды деятельности коллектива группы, создает
условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей,
защиты интересов своих подопечных.
Целью моей работы, в этом направлении, как куратора является воспитание
физически здоровой, психически и нравственно устойчивой, духовно богатой, социально
активной, ответственной личности, способной к дальнейшей социализации в обществе.
Основными задачами в достижении данной цели являются:
формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни студентов группы;
активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к
здоровью как ценности;
формирование у студентов ориентиров на общечеловеческие ценности, любовь к своей
родине, народу, семье;
создание благоприятного воспитательного фона, способствующего осмыслению и
усвоению нравственных норм, духовной культуры человечества;
формирование коммуникативной культуры.
Реализация этих задач осуществляется с учетом мнений и запросов всех участников
учебно-воспитательного процесса.
Все студенты разные и в работе по профилактике вредных привычек и
формированию культуры здорового образа жизни, стандарта работы нет. Поскольку
каждый куратор применяет в профилактической работе с детьми формы, приёмы и
методы, адекватные ситуации, сложившейся в группе.
К примеру, в своей работе со студентами группы я использую следующие
приемы и методы:
Индивидуальные: такие как беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение
совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения
проблемы.
Групповые: такие как советы дел, творческие группы, органы самоуправления.
Коллективные: такие как коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, экскурсии,
соревнования, участие в общеколледжных акциях и мероприятиях.
Важно отметить, что в данной работе необходимо учитывать, то что:
студенты уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей,
взрослой;
нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и
половым особенностям обучающихся реальная жизнь с разнообразными видами
деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно-
значимыми, досуговыми) имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-
волевую, действенно-практическую направленность;
каждый студент должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха,
уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную
устойчивость человека.
в своей работе нужно ориентироваться на приоритетные, наиболее популярные формы
работы с сегодняшней молодежью, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и
зарубежной практикой и методикой воспитания.
Мне хотелось бы остановиться на наиболее важных аспектах профилактики
асоциальных явлений.
1. Ликвидация пробелов в знаниях студентов является важным компонентом в
системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового
образа жизни. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны куратора позволяет
своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения
индивидуальной работы с такими студентами.
Если студент по каким-либо причинам не
усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, он
отвлекается, отвлекает других, что приводит к нарушению дисциплины на занятии.
2.Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной
и
учебной
работе,
обеспечивающим
успешную
профилактику
правонарушений.
Необходимо учитывать, что у студента, прогулявшего хотя бы одно занятие, если не
принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое
подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного
прогульщика.
3.Организация досуга студентов, широкое вовлечение студентов в занятия
спортом,
художественное творчество,
кружковую работу -
одно
из
важнейших
направлений
воспитательной
деятельности,
способствующее
развитию
творческой
инициативы студента, активному полезному проведению досуга.
4.Пропаганда здорового образа жизни. К программе формирования здорового
образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать специалистов: медиков,
наркологов, психологов,
социальных педагогов.
Беседы с подростками,
которые
проводятся совместно с психологами и врачами направлены на борьбу с табакокурением,
алкоголизмом, наркоманией. Во время беседы специалисты показывают наглядные
пособия, видеоматериалы, в которых четко видно угрозу со стороны курения и
наркомании. Кроме того, наши студенты ежегодно проходят добровольное тестирование в
наркологическом кабинете. В работе с молодыми людьми особое внимание уделяется
тому, чтобы сформировать четкие представления о наркомании как о тяжелом, порой
неизлечимом заболевании, быстро приводящем к смерти. Особое внимание уделяется
вредному действию наркотических и токсических средств на психику и механизмам
формирования физической зависимости.
Занятие физической культурой и спортом является еще одним из направлений
профилактики негативных явлений среди молодежи. Физическая культура и спорт
является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, физического
развития, улучшения физической подготовленности и повышения работоспособности;
достижения физического совершенства; формирования потребности в здоровом стиле
жизни;
поддержания
жизненных и творческих сил людей. Поэтому,
студенты
вовлекаются и принимают активное участие в спортивных соревнованиях колледжа,
муниципальных и региональных соревнованиях, занимают призовые места.
5.Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди студентов, их родителей
(законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике
асоциального поведения.
Проведение бесед на кураторских часах,
родительских
собраниях, встреч с представителями правоохранительных органов разъяснительной
работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные
для подростковой среды, виды преступлений, понятий об административной, гражданско-
правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают
мотивацию на ответственность за свои действия.
6.Работа по выявлению студентов и семей, находящихся в социально-опасном
положении. Чаще всего девиантное поведение возникает у подростка от проблем внутри
семейных, и где как не в учебном заведении его научат общечеловеческим ценностям.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном
воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми.
Потому воспитывать необходимо и родителей, что более сложно. Для того, что бы работа
с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи
с ними. Важной частью практической деятельности куратора по поддержанию контактов с
семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное
посещение своих воспитанников дома. Это наиболее распространённая и эффективная
форма индивидуальной работы с родителями. Куратор посещает семьи своих студентов,
изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного
воспитания.
Посещая регулярно семьи своих студентов, как куратор, я накапливаю ценный
материал, изучаю взаимоотношения между детьми и родителями. Благодаря этому
родители становятся моими ближайшими помощниками в формировании у детей
моральных качеств. К сожалению, родители не всегда поддерживают требования
образовательного учреждения, куратора. Приглашать родителей следует не только после
того, как студент нарушил дисциплину или стал плохо учиться. Иногда он ведет себя
неплохо, хорошо учится, но не участвует в общественно полезной работе. Не занятое
свободное время порождает лень, замкнутость, нарушение поведенческих качеств.
Я считаю необходимо информировать родителей не только об учебных делах
детей, но и о взаимоотношениях в коллективе группы. Ведь важно вместе с родителями
искать пути закрепления у подростков положительных качеств и преодоления недостатков
в их поведении.
7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших
направлений профилактической деятельности является выявление, постановка на внутри
колледжный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них
индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Индивидуальные формы
пронизывают всю внеучебную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в
групповых и коллективных формах и, в конечном счёте, определяют успешность всех
других форм, особенно с трудными детьми. К ним относятся: беседа, задушевный
разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание
индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы,
задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они
сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит
одна из важнейших задач: разгадать студента, открыть его таланты, обнаружить все
ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С
каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный,
индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы
заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для
ребёнка полезнее нескольких коллективных дел.
Подросток в силу психологических
особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно
назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на
свободу, попытку «влезть в душу». Поэтому, считаю очень важным индивидуальный
подход при проведении профилактических мероприятий.
Необходимо
отметить,
что
количество
форм
коллективной
и
групповой
деятельности бесконечно. Но при этом важнейшей задачей остается актуализация
содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию
подростков с девиантным поведением, его речи, интеллекта; формированию навыков
критического отношения к информации. Проверено многолетним педагогическим
опытом, что какие бы формы работы с трудными подростками не использовались
куратором, важно чтобы работа носила системный характер.
Профилактика вредных привычек у молодых людей - задача, которая должна стоять
не только перед куратором, но и перед всеми преподавателями образовательного
учреждения.