Напоминание

Этические аспекты работы среднего медицинского персонала с пациентами


Авторы: Эверстов Христофор Андреевич, Григорьева Матрена Ильинична
Должность: преподаватель дисциплины деловая речь
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: доклад
Тема: Этические аспекты работы среднего медицинского персонала с пациентами
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Этические аспекты работы среднего медицинского персонала с пациентами.

Выполнил Эверстов Христофор Андреевич, 3 курс «Сестринское дело»,

Республика Саха (Якутия) ГБПОУ РС (Я) «Якутский медицинский колледж», г. Якутск

Руководитель: Григорьева Матрена Ильинична, преподаватель дисциплины Деловая речь.

Республика Саха (Якутия) ГБПОУ РС (Я) «Якутский медицинский колледж», г. Якутск

Научная статья

Актуальность

темы.

В

современных

условиях,

когда

общественность,

средства

массовой

информации

подвергают

медицину

и,

прежде

всего

ее

практическую

деятельность негативной критике, когда раздаются голоса о кризисе доверия к медицине,

падении престижа медицинской деятельности и т. п., проблемы этики и деонтологии в

медицине, проблемы нравственности профессии медицинского работника приобретают

особую остроту и актуальность.

Основной

задачей

модернизации

здравоохранения

является

обеспечение

оказания

качественной

и

доступной

медпомощи

населению,

современному

обществу

нужны

медицинские

сестры,

сочетающие

в

себе

прочные

профессиональные

знания

с

нравственными принципами медицинской профессии.

Цель

исследования:

Исследование

уровня

общительности,

коммуникативных

способностей

медицинской

сестры,

оценки

взаимоотношения

«медицинская

сестра

-

пациент»,

выявление

закономерностей,

способствующие

эффективному

общению

пациента с медицинскими сестрами.

Задачи исследования:

На основе изучения вопросов теории «Этики и деонтологии медработников»

-Проанализировать

взаимоотношения

«медицинская

сестра-

пациент»

на

примере

хирургического отделения №1 ГБУ РС(Я) РБ№2;

-Разработать рекомендации для медицинских сестер, способствующие к эффективному

общению с пациентами.

Объект исследования: ГБУ РС(Я) РБ №2 - Центр экстренной медицинской помощи

хирургическое отделение №1.

Предмет

исследования:

Взаимоотношения

медицинских

сестер

с

пациентами

стационарного лечения хирургического отделения №1 ГБУ РС(Я) РБ №2.

Метод

исследования:

метод

анкетирования,

статистическая

обработка

полученных

результатов.

Практическая значимость: Разработка рекомендаций для медицинских сестер для

эффективного общения с пациентами стационарного лечения хирургического отделения

№1 ГБУ РС(Я) РБ №2.

ГБУ РС(Я) «Республиканская больница №2 – Центр экстренной медицинской помощи»

(далее

-

РБ

№2-ЦЭМП)

является

правопреемником

ГУ

«Республиканский

центр

экстренной

медицинской

помощи»,

созданного

на

основании

Постановления

Правительства

РС(Я)

от

15

января

2000

года

18

«О

мерах

по

реализации

Указа

Президента Республики Саха (Якутия)» от 20 октября 1999 года № 876 «О мерах по

совершенствованию организации системы здравоохранения, подготовки кадров и развития

медицинской науки», Постановления Правительства РС(Я) от 26 марта 2001 года № 179

“О

переименовании

учреждений

здравоохранения

Министерства

здравоохранения

Республики Саха (Якутия)» и приказа Министерства здравоохранения РС(Я) № 01-8/7 от

16 апреля 2001 года «О переименовании учреждений здравоохранения».

Согласно Уставу

целью деятельности РБ№2-ЦЭМП является обеспечение реализации предусмотренных

законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти

Республики Саха (Якутия) в сфере здравоохранения.

В состав хирургического отделения №2 входит: палаты круглосуточного пребывания

больных,

перевязочная,

2

процедурных

кабинета,

кабинет

заведующего

отделением,

старшей

медсестры,

2

ординаторские,

комната

хранения

сильнодействующих

и

наркотических препаратов, комната для среднего и младшего медицинского персонала,

кладовая, комната сестры-хозяйки, раздаточная и столовая для больных, материальная,

санитарная, комната личной гигиены, душевые для больных, туалеты, вспомогательные

санитарные помещения.

Для

выявления

оценки

взаимоотношений

«пациент-медсестра»

среди

пациентов

хирургического отделения

№1 РБ №2-ЦЭМП было проведено анкетирование из 10

вопросов

(приложение

№1).

В

данном

исследовании

приняли

участие

30

больных,

находящиеся на стационарном лечении.

Первый вопрос анкеты выявление возраста больных, находящихся на стационарном

лечении.

В хирургическом отделении

№1 РБ №2-ЦЭМП находятся на лечении до 30 лет 7

больных, от 30-39 -3, от 40-49 -4 , от 50-59 – 7, от 60 лет и старше 7 больных. Как видно из

анкетных данных поступают с различными заболеваниями больные в возрасте до 30 лет и

старше 60 лет.

Из 30 опрошенных, 4 (14%) респондента ответили, что не удовлетворены качеством

работы медицинской сестры, а 26 (86%) – дали положительный ответ.

Пациенты, неудовлетворенные качеством работы среднего медперсонала, не смогли

указать причину своего ответа, но мы предполагаем, что на это влияет робость пациента

(излишняя скромность, необщительность; а также загруженность работы медсестры).

На вопрос общаетесь ли вы с другими пациентами, большинство опрошенных 27 (90%)

ответили «да», 3 (10%) пациента ответили «нет».

К 9 (30%) пациентам средний медперсонал обращаются по имени и отчеству, к 8 (26%)

обращаются только по фамилии, к 13 (44%) - по фамилии или по имени и отчеству.

На

вопрос

«Объясняют

ли

медсестры

правила

приема

лекарственных

средств»

большинство респондентов 23 (77%) ответили «да», у 4 (13%) объясняют, если пациент

спрашивает наименование препарата и назначение, а 3 (10%) респондента ответили, что не

объясняют (при этом объяснили, что полностью доверяют медицинским сестрам, т.к. они

выполняют строго все назначения врача).

При поступлении в отделение медперсонал ознакомили с режимом отделения среди

опрошенных 26 (87%) пациентов, а 4 (13%) респондента ответили, что их не ознакомили в

связи с тем, что они поступили в бессознательном состоянии.

По

мнению

17

(57%)

респондентов

медицинские

сестры

соблюдают

принципы

профессиональной этики и деонтологии при осуществлении сестринского ухода, но как

отмечают, 13 (43%) иногда они нарушают медицинскую деонтологию и повышают голос.

Среди опрошенных пациентов хирургического отделения

№1 РБ №2-ЦЭМП 13 (41%)

ответили,

что

медсестры

не

дают

рекомендации

и

инструктаж

перед

выполнением

манипуляций, 17(57%) проводят инструктаж и дают рекомендации перед манипуляциями.

Влияние общения на восстановления здоровья медсестры с пациентами (в %-х)

19

(63%)

пациентов

считают,

что

общение

с

медсестрой

значительно

влияет

на

восстановление здоровья, они также отмечают, что к работе медсестры претензий не

имеют - медсестры относятся хорошо. По мнению 9 (30%) респондентов, общение с

медсестрой

не

оказывает

благотворное

влияние

на

восстановления

здоровья,

2

(7%)

затруднились ответить на данный вопрос.

Отрицательный ответ пациентов на данный вопрос говорит о том, что пациенты не

понимают и не знают о психологии человека и о своем строении в частном.

На

вопрос,

какими

качествами

должна

обладать

медицинская

сестра

XXI

века,

респонденты

отметили

такие

качества,

как

доброта-11

(36%),

чуткость-2

(6%),

ответственность-10 (34%), милосердие и внимательность - 7 (24%), также все 30 (100%)

отвечают, что каждая медсестра должна обладать терпением.

По

ответу

респондентов

мы

можем

отметить,

что

пациенты

понимают

влияние

внешних факторов на работу медсестры, так как с их точки зрения преобладает такое

качество как терпение.

Таким образом, мы пришли к выводу, что

1.

В

системе

взаимоотношений

«медсестра

-

пациент»

большое

значение

имеет

индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми

должна обладать хорошая медсестра, являются знание своего дела, умение слушать и

слышать,

нежность,

ласка,

сострадание,

милосердие,

безграничное

терпение,

ответственность и вежливость.

2. Огромные нагрузки на медсестру в ходе выполнения ею своих профессиональных

обязанностей не всегда позволяют проявить нужные качества в должной степени.

3. Личность медицинской сестры, метод ее работы, умение обращаться с больными,

владение

техникой

эффективного

общения

с

пациентами

-

все

это

должно

служить

лекарством, оказывать исцеляющее действие.

4.

Важнейшими

качествами

медицинской

сестры

считаются:

уважительное

отношение

и

стремление

помогать,

внимание

и

терпимость,

доброта,

вежливость

и

душевность.

Немаловажную

роль

играют

-

внешний

вид,

выражение

лица,

речь

медсестры.

5.

В

условиях

медицинского

учреждения

взаимоотношения

«медсестра-пациент»

определяет чувство доверия, наличие конструктивных отношений.

6. Медицинская сестра должна учитывать и найти индивидуальный подход к каждому

пациенту, обращаться по имени и отчеству, подробно информировать пациента о правилах

приема лекарственных средств.

7. При поступлении пациента в медицинское учреждение медсестра знакомит со

структурой больницы и режимом отделения.

8.

Необходимо

соблюдать

нормы

медицинской

этики

и

деонтологии

при

осуществлении сестринского ухода за пациентами.

9.

Для

предупреждения

профессиональной

деформации

у

медсестер

необходимо

уметь справляться со стрессами.

РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕДИЦИНСКИМ

СЕСТРАМ

ДЛЯ

ЭФФЕКТИВНОГО

ОБЩЕНИЯ

С

ПАЦИЕНТАМИ ГБУ РС(Я) РБ №2 ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ №1

1. Индивидуальный подход к каждому пациенту, обращаться по имени и отчеству,

подробно информировать пациента о правилах приема лекарственных средств.

2. Необходимо быть внимательным, выявить проблемы пациента

3. Избегать употребления медицинских терминов.

4. Соблюдать

нормы

медицинской

этики

и

деонтологии

при

осуществлении

сестринского ухода за пациентами.

5. Уважительное

отношение

и

стремление

помогать,

внимание

и

терпимость,

доброта,

вежливость

и

душевность.

Немаловажную

роль

играют

-

внешний

вид,

выражение лица, речь медсестры.

6. При

общении

стараться

поднять

настроение,

вызвать

доброжелательность,

проявлять внимательность и интерес к проблемам.

7. При

уходе

за

пациентом

необходимо

быть

особенно

тактичными,

постоянно

напоминая о времени приема лекарств.

8. Для профилактики профессиональной деформации у медсестер необходимо уметь

справляться со стрессами, конфликтными ситуациями.



В раздел образования