Авторы: Эверстов Христофор Андреевич, Григорьева Матрена Ильинична
Должность: преподаватель дисциплины деловая речь
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: доклад
Тема: Этические аспекты работы среднего медицинского персонала с пациентами
Раздел: среднее профессиональное
Этические аспекты работы среднего медицинского персонала с пациентами.
Выполнил Эверстов Христофор Андреевич, 3 курс «Сестринское дело»,
Республика Саха (Якутия) ГБПОУ РС (Я) «Якутский медицинский колледж», г. Якутск
Руководитель: Григорьева Матрена Ильинична, преподаватель дисциплины Деловая речь.
Республика Саха (Якутия) ГБПОУ РС (Я) «Якутский медицинский колледж», г. Якутск
Научная статья
Актуальность
темы.
В
современных
условиях,
когда
общественность,
средства
массовой
информации
подвергают
медицину
и,
прежде
всего
ее
практическую
деятельность негативной критике, когда раздаются голоса о кризисе доверия к медицине,
падении престижа медицинской деятельности и т. п., проблемы этики и деонтологии в
медицине, проблемы нравственности профессии медицинского работника приобретают
особую остроту и актуальность.
Основной
задачей
модернизации
здравоохранения
является
обеспечение
оказания
качественной
и
доступной
медпомощи
населению,
современному
обществу
нужны
медицинские
сестры,
сочетающие
в
себе
прочные
профессиональные
знания
с
нравственными принципами медицинской профессии.
Цель
исследования:
Исследование
уровня
общительности,
коммуникативных
способностей
медицинской
сестры,
оценки
взаимоотношения
«медицинская
сестра
-
пациент»,
выявление
закономерностей,
способствующие
эффективному
общению
пациента с медицинскими сестрами.
Задачи исследования:
На основе изучения вопросов теории «Этики и деонтологии медработников»
-Проанализировать
взаимоотношения
«медицинская
сестра-
пациент»
на
примере
хирургического отделения №1 ГБУ РС(Я) РБ№2;
-Разработать рекомендации для медицинских сестер, способствующие к эффективному
общению с пациентами.
Объект исследования: ГБУ РС(Я) РБ №2 - Центр экстренной медицинской помощи
хирургическое отделение №1.
Предмет
исследования:
Взаимоотношения
медицинских
сестер
с
пациентами
стационарного лечения хирургического отделения №1 ГБУ РС(Я) РБ №2.
Метод
исследования:
метод
анкетирования,
статистическая
обработка
полученных
результатов.
Практическая значимость: Разработка рекомендаций для медицинских сестер для
эффективного общения с пациентами стационарного лечения хирургического отделения
№1 ГБУ РС(Я) РБ №2.
ГБУ РС(Я) «Республиканская больница №2 – Центр экстренной медицинской помощи»
(далее
-
РБ
№2-ЦЭМП)
является
правопреемником
ГУ
«Республиканский
центр
экстренной
медицинской
помощи»,
созданного
на
основании
Постановления
Правительства
РС(Я)
от
15
января
2000
года
№
18
«О
мерах
по
реализации
Указа
Президента Республики Саха (Якутия)» от 20 октября 1999 года № 876 «О мерах по
совершенствованию организации системы здравоохранения, подготовки кадров и развития
медицинской науки», Постановления Правительства РС(Я) от 26 марта 2001 года № 179
“О
переименовании
учреждений
здравоохранения
Министерства
здравоохранения
Республики Саха (Якутия)» и приказа Министерства здравоохранения РС(Я) № 01-8/7 от
16 апреля 2001 года «О переименовании учреждений здравоохранения».
Согласно Уставу
целью деятельности РБ№2-ЦЭМП является обеспечение реализации предусмотренных
законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти
Республики Саха (Якутия) в сфере здравоохранения.
В состав хирургического отделения №2 входит: палаты круглосуточного пребывания
больных,
перевязочная,
2
процедурных
кабинета,
кабинет
заведующего
отделением,
старшей
медсестры,
2
ординаторские,
комната
хранения
сильнодействующих
и
наркотических препаратов, комната для среднего и младшего медицинского персонала,
кладовая, комната сестры-хозяйки, раздаточная и столовая для больных, материальная,
санитарная, комната личной гигиены, душевые для больных, туалеты, вспомогательные
санитарные помещения.
Для
выявления
оценки
взаимоотношений
«пациент-медсестра»
среди
пациентов
хирургического отделения
№1 РБ №2-ЦЭМП было проведено анкетирование из 10
вопросов
(приложение
№1).
В
данном
исследовании
приняли
участие
30
больных,
находящиеся на стационарном лечении.
Первый вопрос анкеты выявление возраста больных, находящихся на стационарном
лечении.
В хирургическом отделении
№1 РБ №2-ЦЭМП находятся на лечении до 30 лет 7
больных, от 30-39 -3, от 40-49 -4 , от 50-59 – 7, от 60 лет и старше 7 больных. Как видно из
анкетных данных поступают с различными заболеваниями больные в возрасте до 30 лет и
старше 60 лет.
Из 30 опрошенных, 4 (14%) респондента ответили, что не удовлетворены качеством
работы медицинской сестры, а 26 (86%) – дали положительный ответ.
Пациенты, неудовлетворенные качеством работы среднего медперсонала, не смогли
указать причину своего ответа, но мы предполагаем, что на это влияет робость пациента
(излишняя скромность, необщительность; а также загруженность работы медсестры).
На вопрос общаетесь ли вы с другими пациентами, большинство опрошенных 27 (90%)
ответили «да», 3 (10%) пациента ответили «нет».
К 9 (30%) пациентам средний медперсонал обращаются по имени и отчеству, к 8 (26%)
обращаются только по фамилии, к 13 (44%) - по фамилии или по имени и отчеству.
На
вопрос
«Объясняют
ли
медсестры
правила
приема
лекарственных
средств»
большинство респондентов 23 (77%) ответили «да», у 4 (13%) объясняют, если пациент
спрашивает наименование препарата и назначение, а 3 (10%) респондента ответили, что не
объясняют (при этом объяснили, что полностью доверяют медицинским сестрам, т.к. они
выполняют строго все назначения врача).
При поступлении в отделение медперсонал ознакомили с режимом отделения среди
опрошенных 26 (87%) пациентов, а 4 (13%) респондента ответили, что их не ознакомили в
связи с тем, что они поступили в бессознательном состоянии.
По
мнению
17
(57%)
респондентов
медицинские
сестры
соблюдают
принципы
профессиональной этики и деонтологии при осуществлении сестринского ухода, но как
отмечают, 13 (43%) иногда они нарушают медицинскую деонтологию и повышают голос.
Среди опрошенных пациентов хирургического отделения
№1 РБ №2-ЦЭМП 13 (41%)
ответили,
что
медсестры
не
дают
рекомендации
и
инструктаж
перед
выполнением
манипуляций, 17(57%) проводят инструктаж и дают рекомендации перед манипуляциями.
Влияние общения на восстановления здоровья медсестры с пациентами (в %-х)
19
(63%)
пациентов
считают,
что
общение
с
медсестрой
значительно
влияет
на
восстановление здоровья, они также отмечают, что к работе медсестры претензий не
имеют - медсестры относятся хорошо. По мнению 9 (30%) респондентов, общение с
медсестрой
не
оказывает
благотворное
влияние
на
восстановления
здоровья,
2
(7%)
затруднились ответить на данный вопрос.
Отрицательный ответ пациентов на данный вопрос говорит о том, что пациенты не
понимают и не знают о психологии человека и о своем строении в частном.
На
вопрос,
какими
качествами
должна
обладать
медицинская
сестра
XXI
века,
респонденты
отметили
такие
качества,
как
доброта-11
(36%),
чуткость-2
(6%),
ответственность-10 (34%), милосердие и внимательность - 7 (24%), также все 30 (100%)
отвечают, что каждая медсестра должна обладать терпением.
По
ответу
респондентов
мы
можем
отметить,
что
пациенты
понимают
влияние
внешних факторов на работу медсестры, так как с их точки зрения преобладает такое
качество как терпение.
Таким образом, мы пришли к выводу, что
1.
В
системе
взаимоотношений
«медсестра
-
пациент»
большое
значение
имеет
индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми
должна обладать хорошая медсестра, являются знание своего дела, умение слушать и
слышать,
нежность,
ласка,
сострадание,
милосердие,
безграничное
терпение,
ответственность и вежливость.
2. Огромные нагрузки на медсестру в ходе выполнения ею своих профессиональных
обязанностей не всегда позволяют проявить нужные качества в должной степени.
3. Личность медицинской сестры, метод ее работы, умение обращаться с больными,
владение
техникой
эффективного
общения
с
пациентами
-
все
это
должно
служить
лекарством, оказывать исцеляющее действие.
4.
Важнейшими
качествами
медицинской
сестры
считаются:
уважительное
отношение
и
стремление
помогать,
внимание
и
терпимость,
доброта,
вежливость
и
душевность.
Немаловажную
роль
играют
-
внешний
вид,
выражение
лица,
речь
медсестры.
5.
В
условиях
медицинского
учреждения
взаимоотношения
«медсестра-пациент»
определяет чувство доверия, наличие конструктивных отношений.
6. Медицинская сестра должна учитывать и найти индивидуальный подход к каждому
пациенту, обращаться по имени и отчеству, подробно информировать пациента о правилах
приема лекарственных средств.
7. При поступлении пациента в медицинское учреждение медсестра знакомит со
структурой больницы и режимом отделения.
8.
Необходимо
соблюдать
нормы
медицинской
этики
и
деонтологии
при
осуществлении сестринского ухода за пациентами.
9.
Для
предупреждения
профессиональной
деформации
у
медсестер
необходимо
уметь справляться со стрессами.
РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕДИЦИНСКИМ
СЕСТРАМ
ДЛЯ
ЭФФЕКТИВНОГО
ОБЩЕНИЯ
С
ПАЦИЕНТАМИ ГБУ РС(Я) РБ №2 ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ №1
1. Индивидуальный подход к каждому пациенту, обращаться по имени и отчеству,
подробно информировать пациента о правилах приема лекарственных средств.
2. Необходимо быть внимательным, выявить проблемы пациента
3. Избегать употребления медицинских терминов.
4. Соблюдать
нормы
медицинской
этики
и
деонтологии
при
осуществлении
сестринского ухода за пациентами.
5. Уважительное
отношение
и
стремление
помогать,
внимание
и
терпимость,
доброта,
вежливость
и
душевность.
Немаловажную
роль
играют
-
внешний
вид,
выражение лица, речь медсестры.
6. При
общении
стараться
поднять
настроение,
вызвать
доброжелательность,
проявлять внимательность и интерес к проблемам.
7. При
уходе
за
пациентом
необходимо
быть
особенно
тактичными,
постоянно
напоминая о времени приема лекарств.
8. Для профилактики профессиональной деформации у медсестер необходимо уметь
справляться со стрессами, конфликтными ситуациями.