Автор: Дубенецкая Надежда Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП им. В.И. Десяткова
Населённый пункт: г. Белая Холуница Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Текст как средство изучения языка и обучения речи"
Раздел: полное образование
Текст как средство изучения языка и обучения речи
Изучение языка и обучение речи осуществляется на основе работы с текстом.
Текст – это любое по объему высказывание,
подчиненное
единой
теме
и
излагаемое
в
соответствии
с
авторским
замыслом
с
определенной целью.
Признаки текста:
−
тематическая и композиционная цельность (наличие одной темы, идеи,
возможность подобрать заголовок);
−
структурная упорядоченность и членимость (деление на предложения,
абзацы);
−
смысловая
и
грамматическая
связность
(последовательность
изложения, наличие средств связи);
−
стилистическое единство и жанровая форма (отнесенность текста к
какому-либо функциональному стилю речи и определенному жанру
речи).
Коммуникативные качества речи как
критерии хорошей организации текста
1.
Правильность
–
соблюдение
в
речи
норм
языка
(произношения,
правописания, грамматики).
2.
Богатство – разнообразие языковых средств (большой словарный запас и
объем грамматических форм и конструкций).
3.
Чистота
речи
–
устранение
из
речи
диалектных,
просторечных,
жаргонных,
вульгарных,
а
также
употребляемых
без
надобности
заимствованных слов и слов-паразитов.
4.
Логичность – последовательность речи, композиционная четкость.
5.
Точность – достоверность словоупотребления, соответствие слов и
мыслей автора рассматриваемой теме.
6.
Уместность – соответствие содержания речи целям и условиям общения.
7.
Доступность – ясность для понимания читающим или слушающим.
язык
речь
текст
единица языка (высший
уровень языковой системы)
речевое произведение,
коммуникативно обусловленное
8.
Выразительность – использование выразительных средств языка.
Важнейшей характеристикой всех учебных курсов филологического
цикла является ориентированность на текст, раскрытие «того духовного мира,
который скрывается за словами» (Л.В. Щерба). На материале текста возможно
усвоение всех функций языка. Анализ текста углубляет знание языка и
способствует развитию речи. На базе текста изучается язык в действии. Именно
в процессе работы с текстом рождается «языковая индивидуальность» (М.М.
Бахтин).
Текстоцентрический принцип
(текстоцентризма) выступает одним из
ведущих принципов обновления современной методики преподавания русского
языка. Теоретическая разработка данного принципа обучения началась еще в
70-80е годы (труды Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова). Позднее текст
становится предметом изучения и единицей обучения
речи.
Обучаясь
построению текста, ученик осознает его особенности (тип речи, стиль речи,
идейное содержание и т.д.), овладевает предметными умениями, и вместе с тем
такая работа служат средством развития коммуникативных умений.
Современные направления реализации текстоцентрического принципа:
-
-
текст – средство познания языка как полифункционального явления;
-
-
текст – средство приобщения к русской культуре;
-
-
на основе текста происходит познание грамматических категорий,
языковых явлений;
-
-
текст – речевое произведение, результат использования системы языка,
на его основе усваиваются закономерности функционирования языка в
речи;
-
-
текст – средство овладения устной и письменной формами речи,
овладения речевой деятельностью во всех ее видах;
-
-
текст – средство созданий ситуаций, на основе которых осуществляется
реальное общение.
Общий план анализа текста
1
1.
Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания,
выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2.
Вспомните, что вы знаете об авторе текста. (Когда он жил, в какую эпоху? К
какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?)
Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3.
К какому стилю речи принадлежит текст?
4.
Какого типа речи текст?
5.
К какому жанру относится текст?
1
При анализе текста разъясняем учащимся, что рассмотреть все вопросы на материале
одного текста невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого
текста и его особенностями.
6.
Какое настроение преобладает в тексте?
7.
Определите тему текста.
8.
Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть,
подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9.
Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10.
Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и
синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические
параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций
и интонации, на порядок слов в предложениях.)
11.
Как соотносятся начало и конец текста?
12.
На
каком
приеме
/приемах
построен
текст
(сопоставление,
противопоставление;
постепенное
усиление
чувства,
постепенное
развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое
созерцание и пр.)?
13.
Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14.
Понаблюдайте над лексикой текста:
-
Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение
по словарю.
-
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их
выбор?
-
Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами,
лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они
обусловлены?
-
Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или
антонимы.
-
Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
-
Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в
переносном значении.
-
Обратите
внимание
на
стилевую
принадлежность
лексики,
на
употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, терминов; на
оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слова
возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
-
Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
-
Обратите внимание на средства художественной выразительности и
фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры,
сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, градации, оксюморон).
15.
Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется
автор (повторение определенных согласных звуков – аллитерация,
повторение гласных звуков – ассонанс). Чего достигает автор их
употреблением?
16.
Какими
морфологическими
средствами
пользуется
автор
(обилие
глаголов
или
деепричастий
для
передачи
действия
или
для
динамического
описания
чего-либо
изменяющегося,
движущегося;
обилие существительных и прилагательных при описании предметов или
пейзажа; употребление частиц и т.д.)?
17.
Понаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста (употребление
предложений определенной структуры – коротких, лаконичных или
пространных, простых или сложных, назывных и пр. – употребление
инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточий,
перечислений, прямой речи, диалога и пр.).
18.
Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал
этот текст). Помните, что идея может быть не только в выражении
определенной мысли (рациональная идея), но и в передаче какого-то
чувства, настроения, состояния (экспрессивная идея).
19.
Каково ваше впечатление от текста?
20.
Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другими, данными
учителем для сравнения.
Литература:
1.
Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся
общеобразов. учреждений. Ч. С / О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. – М.:
Просвещение, 2009.
2.
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М.:
Флинта, Наука, 1998.
3.
Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И.
Капинос и др. – М.: Дрофа, 2004.
4.
Основы проектной деятельности. Искусство речи: учебное пособие для
учащихся / под ред. А.С. Рыловой. – Киров: КИПК и ПРО, 2008.
5.
Основы проектной деятельности. Роль стилистики в коммуникации: учебное
пособие для учащихся / под ред. А.С. Рыловой. – Киров: КИПК и ПРО, 2008.
6.
Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и
литературы: Учебно-методическое пособие. – М.: Вербум-М, 2005.