Напоминание

Образовательные терренкуры


Автор: Ида Андреевна Маркина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: село Атаманово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образовательные терренкуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования администрации

Новокузнецкого муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Атамановский детский сад» комбинированного вида

«Образовательные терренкуры»

методические рекомендации

по оформлению развивающей предметно-пространственной

среды

на прогулочных площадках ДОУ

Новокузнецкий район, 2020г.

Автор: И.А. Маркина, воспитатель высшей квалификационной категории

Данные методические рекомендации «Образовательные терренкуры»

представляют

собой

систему

организации

детской

активности

и

познавательно-исследовательской деятельности на прогулке. Разработка

содержит описание маршрутов следования по территории детского сада.

Разумное чередование данных станций (спокойная деятельность сменяет

двигательную активность) способствует всестороннему развитию ребенка.

А от того, интеграция каких станций будет задействована, зависит уклон

развития ребенка каждый день. Материал адресован воспитателям для

организации образовательной деятельности с детьми младшего и старшего

дошкольного возраста на прогулке.

2

Содержание

Пояснительная записка………………………………….....….………...…

4

Особенности организации прогулки по терренкуру…………………….

5

Описание станций образовательных терренкуров………………….…..

8

Метеостанция………………………………………………………………

8

Спортивная станция……………………………………………………….

9

Школа художников………………………………………………………..

10

Тропа здоровья……………………………………………………………..

11

Цветущий сад……………………………………………………………… 12

Игры на асфальте………………………………………………………….

13

Птичья столовая…………………………………………………………… 14

«В гостях у сказки»………………………………………………………… 15

«Веселые пальчики»……………………………………………………….

16

Царство мыльного пузыря………………………………………………… 17

Заключение………………………………………………………………… 18

3

Пояснительная записка

Требования

к

развивающей

предметно-пространственной

среде

выдвинутые в стандарте делают акцент на территории,

прилегающей к

Организации. Включая: участок, материалы, оборудование и инвентарь для

развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями

каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта

особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей

разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также

возможности для уединения.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной.

Трансформируемость

пространства

предполагает

возможность

изменений предметно-пространственной среды территории прилегающей к

Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от

меняющихся интересов и возможностей детей.

Таким образом, с целью решения поставленных стандартом задач, в

МБДОУ «Атамановский детский сад» комбинированного вида разработана

система организации детской активности и познавательно-исследовательской

деятельности на прогулке. Эта система – «образовательные терренкуры» -

специально

организованные

маршруты

для

детей

по

территории

дошкольного

образовательного

учреждения

с

посещением

различных

центров активности.

Прогулки

по

терренкуру

проводятся

в

естественных

природных

условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа

и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению

4

физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности

детей.

Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой

проложено

несколько

маршрутов

для

пеших

прогулок

(терренкуров)

представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-

гигиеническими

условиями,

предназначенная

для

игр,

развлечений,

физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного

возраста.

Цель

образовательного

терренкура —

оздоровление

организма

воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-

исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются:

упражнение детей в основных движениях;

развитие у них выносливости, ловкости, координации движений,

навыков самоорганизации, мыслительных способностей;

воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам

на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.

Особенности организации прогулки по терренкуру

Терренкур2 (пешие прогулки) – это специально организованная

оздоровительная ходьба по территории дошкольного образовательного

учреждения, с посещением специально организованных центров для

позновательно-исследовательской деятельности детей.

Маршрут

терренкура

разбивается

на

несколько

станций.

Продолжительность похода для старших дошкольников составляет 1,5

часа и для младших 1 час.

Начало похода – 10.00. Маршрут начинается с построения парами на

улице. Воспитатель идет впереди и определяет темп движения.

Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно, желательно

ежедневно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет

5

времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на

воздухе.

Непосредственно в проведении пеших прогулок участвуют 2-3

взрослых (воспитатель группы, инструктор по физической культуре,

помощник воспитателя).

Перед проведением прогулки-похода дошкольникам сообщается цель

предстоящей

деятельности.

Образовательный

маршрут

выбирается

совместно с детьми: либо берется готовый разработанный маршрут, либо

составляется новый с учетом пожеланий детей.

Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики,

времени года и погоды.

В содержание прогулки – терренкура педагоги могут включить

познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями,

сбор природного материала, знакомые детям подвижные и дидактические

игры, игры на внимание, спортивные игры, комплекс оздоровительных

физических упражнений в зависимости от времени года и погодных

условий, возрастных особенностей детей.

Структура пеших прогулок:

сбор и движение до следующей остановки терренкура;

остановка,

привал,

познавательно-исследовательская

деятельность

детей и взрослых;

комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;

самостоятельная деятельность детей;

сбор дошкольников и возвращение в группу.

Станции могут меняться: добавляться или заменяться в зависимости

от сезонных и погодных условий.

При проведении прогулок – походов с детьми педагоги соблюдают

определенные правила безопасности.

Четко

планируется

содержание

мероприятия

и

подбирается

соответствующее

оборудование

и

атрибуты

для

организации

6

спортивных,

дидактических

игр,

самостоятельной

деятельности

дошкольников с учетом времени года и погодных условий.

Обязательно наличие аптечки.

Одежда

и

обувь

воспитанников

для

пеших

прогулок

должны

соответствовать сезону года и погодным условиям.

Таким образом, форма работы совместной деятельности специалистов

с детьми позволяет формировать у детей навыки поведения на природе,

воспитывать заинтересованность к окружающей среде.

7

Описание станций

образовательных терренкуров

На

территории

МБДОУ

«Атамановский

детский

сад»

комбинированного

вида

расположено

10

станций:

метеостанция, спортивная станция,

школа художников, тропа здоровья,

цветущий сад, игры на асфальте,

птичья

столовая,

«В

гостях

у

сказки»,

«Веселые

пальчики»,

«Царство мыльного пузыря».

Метеостанция

Представляет собой небольшую площадку с установленным на ней

флюгером, компасом, термометром.

Метеостанция предназначена для определения погодных условий.

Воспитатель с детьми снимают данные

с приборов и заносят их в дневник

наблюдений.

Спортивная станция

8

На

этой

станции

реализуются

оздоровительные

цели:

укрепление

здоровья,

развитие

ловкости,

выносливости,

координации

движения

с

помощью

организации подвижных игр. При проведении спортивных и подвижных

игр на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую

активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них

осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и

преимущество хорошего самочувствия, позволяет им участвовать в общих

играх, развлечениях.

9

Школа художников

Эта

станция

развивает

творческие

способности

воспитанников. Тут находится

большое

разнообразие

материалов

художественно-

эстетической

направленности:

мольберты,

бумага,

карандаши,

фломастеры, мелки, кисти, мука, трафареты для рисования на асфальте.

Здесь ребенок может себя проявить, используя различные техники

рисования: как на бумаге, так и на асфальте. Особенно привлекает детей

р

исование

в

нетрадиционном

стиле,

оно

увлекает,

завораживает,

восхищает и удивляет детей. Педагог с детьми используют такие техники

рисования на асфальте, как мукой или песком по трафаретам, водой с

помощью кистей и валиков, пальчиковыми красками.

10

Тропа здоровья

Представляет

собой

дорожку,

выложенную

из

спилов

деревьев,

песка, камней, резинового покрытия,

мозаики.

Тропа

здоровья

позволяет

проводить профилактику отклонений

здоровья детей в игровой форме.

Основными

задачами

тропы

здоровья

являются:

профилактика

плоскостопия,

улучшить

координацию движений, улучшить

эмоционально-психическое

состояние детей, приобщить детей к

здоровому образу жизни.

Тропа здоровья начинает функционировать в середине июня, когда

дневная температура воздуха устанавливается от +18

С и нет ветра.

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:

ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой,

хождение босиком по траве, выполнение упражнений на осанку.

11

Цветущий сад

Данная станция самая большая по размеру,

так как включает в себя все цветочные

клумбы и аллею деревьев на территории

детского

сада.

В

клумбах

цветут

лекарственные и декоративные цветы. В

аллее растут кустарники (смородина белая,

черная, красная, жимолость), деревья (дуб,

сосна горная, береза, клен, черемуха).

Педагог формирует у воспитанников

представления о необходимости создания

благоприятных

условий

для

роста

и

развития растений; воспитывает интерес к

природе,

способность

любоваться,

стремление охранять ее.

12

Игры на асфальте

Игры на асфальте – это отличный способ

поиграть

с

пользой.

Нами

выбраны

и

нарисованы игры: «Математический цветок»

(дети

прыгают

по

пронумерованным

лепесткам,

соблюдая

порядок),

«Найди

букву» (дети перепрыгивают с квадрата на

квадрат, находя названную букву, составляя

слоги и слова), «Лабиринт» (предлагается пройти по лабиринту, найдя

выход), «Крестики - нолики» (для этой игры можно использовать как

мелки, так и различный бросовый материал)

Игры

на

асфальте

способствуют

развитию

у

ребенка

двигательной

активности,

мыслительных

способностей,

умения

взаимодействовать

со

сверстниками.

13

Птичья столовая

Наша птичья столовая – это и кормушки для зимующих птиц, и

скворечники для перелетных птиц.

На этой станции ребята могут наблюдать за жизнью птиц, насыпать

для них корм.

Это позволяет показать роль животных в жизни человека, помогает

воспитывать чувство уважения и сочувствия к животным, прививать

любовь к ним и развивать чувство ответственности за их судьбу.

«В гостях у

сказки»

Эта станция наиболее полюбилась детям,

так как здесь каждый может перевоплотиться в

сказочного героя, очутиться в мире волшебных

сказок.

Предварительно педагог с детьми читают и

обсуждают произведения, распределяют роли,

14

подбирают костюмы и реквизиты (маски, куклы). А на прогулке

организуется показ сказок.

В театрализованных инсценировках мы задействуем стоящий на

одном из участков домик.

Рядом с домиком находится «Царство феи», игры в котором

способствуют развитию воображения и фантазии детей. Сказочный дворик

представляет

собой

яркий

уголок.

Здесь

дети

сочиняют,

играют,

импровизируют.

15

«Веселые пальчики»

Для тренировки моторики, развития

мыслительных способностей и творческого

потенциала на станции «Веселые пальчики»

находятся бизиборд, центр песка и воды.

Доска

бизиборд

создана

своими

руками. Яркая с множеством

бытовых

предметов

(выключатели,

звонки,

крючки,

затворы),

несомненно,

привлекает

ребят.

С помощью манипуляций с

бизибордом

происходит

тренировка

концентрации внимания, дети

становятся

более терпеливыми и усидчивыми

Центр песка и воды играет важную задачу в развитии детей –

самостоятельная

деятельность-экспериментирование

с

различными

предметами. Постройки из песка можно считать началом конструирования,

оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают

положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности.

Обязательными атрибутами к такому центру идут: для игр с песком

совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания

(шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов,

размеров), палочки, грабельки; для игр с водой:

набор резиновых и

16

пластиковых

игрушек,

сачок,

черпачок,

разноцветные

пластиковые

шарики, набор игрушек из различных материалов, набор камешков,

ракушек и т. д.

Царство мыльного пузыря

Пускание мыльных пузырей – одна из самых незатейливых, но при

этом веселых детских забав. На станции царства мыльного пузыря ребята с

удовольствием надувают пузыри из самых разнообразных формочек-

палочек, соломинок.

В младшем возрасте – игры с мыльными пузырями проходят в форме

развлечений для профилактики и снятия напряжения, утомления, а в

старшем возрасте присоединяется экспериментальная направленность.

Дети проверяют пузыри на прочность, наблюдают за цветом и фигурами

пузырей.

17

Заключение

Первостепенной

задачей

в

формировании

элементарных

естественнонаучных

представлений

является

организация

природной

среды, разумная интеграция различных видов деятельности в ее условиях.

Образовательные

терренкуры

такую

задачу

решают,

их

грамотная

организация успешно влияет на все стороны жизнедеятельности детей, в

том числе и на повышение экологической культуры дошкольников.

Разнообразное,

грамотное

использование

природных

элементов

позволяет даже на сравнительно небольшой территории ДОУ предоставить

максимум возможностей для игр и занятий детей на лоне природы. В век

урбанизации первостепенной задачей является организация природной

среды, наиболее успешно влияющей на все стороны жизнедеятельности

детей, умелое развитие и дополнение природных особенностей ландшафта,

использование его в воспитательных целях.

18

19



В раздел образования