Автор: Ида Андреевна Маркина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: село Атаманово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образовательные терренкуры
Раздел: дошкольное образование
Управление образования администрации
Новокузнецкого муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Атамановский детский сад» комбинированного вида
«Образовательные терренкуры»
методические рекомендации
по оформлению развивающей предметно-пространственной
среды
на прогулочных площадках ДОУ
Новокузнецкий район, 2020г.
Автор: И.А. Маркина, воспитатель высшей квалификационной категории
Данные методические рекомендации «Образовательные терренкуры»
представляют
собой
систему
организации
детской
активности
и
познавательно-исследовательской деятельности на прогулке. Разработка
содержит описание маршрутов следования по территории детского сада.
Разумное чередование данных станций (спокойная деятельность сменяет
двигательную активность) способствует всестороннему развитию ребенка.
А от того, интеграция каких станций будет задействована, зависит уклон
развития ребенка каждый день. Материал адресован воспитателям для
организации образовательной деятельности с детьми младшего и старшего
дошкольного возраста на прогулке.
2
Содержание
Пояснительная записка………………………………….....….………...…
4
Особенности организации прогулки по терренкуру…………………….
5
Описание станций образовательных терренкуров………………….…..
8
Метеостанция………………………………………………………………
8
Спортивная станция……………………………………………………….
9
Школа художников………………………………………………………..
10
Тропа здоровья……………………………………………………………..
11
Цветущий сад……………………………………………………………… 12
Игры на асфальте………………………………………………………….
13
Птичья столовая…………………………………………………………… 14
«В гостях у сказки»………………………………………………………… 15
«Веселые пальчики»……………………………………………………….
16
Царство мыльного пузыря………………………………………………… 17
Заключение………………………………………………………………… 18
3
Пояснительная записка
Требования
к
развивающей
предметно-пространственной
среде
выдвинутые в стандарте делают акцент на территории,
прилегающей к
Организации. Включая: участок, материалы, оборудование и инвентарь для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
Трансформируемость
пространства
предполагает
возможность
изменений предметно-пространственной среды территории прилегающей к
Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
Таким образом, с целью решения поставленных стандартом задач, в
МБДОУ «Атамановский детский сад» комбинированного вида разработана
система организации детской активности и познавательно-исследовательской
деятельности на прогулке. Эта система – «образовательные терренкуры» -
специально
организованные
маршруты
для
детей
по
территории
дошкольного
образовательного
учреждения
с
посещением
различных
центров активности.
Прогулки
по
терренкуру
проводятся
в
естественных
природных
условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа
и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению
4
физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности
детей.
Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой
проложено
несколько
маршрутов
для
пеших
прогулок
(терренкуров)
представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-
гигиеническими
условиями,
предназначенная
для
игр,
развлечений,
физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного
возраста.
Цель
образовательного
терренкура —
оздоровление
организма
воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-
исследовательская деятельность детей и взрослых.
Задачами образовательного терренкура являются:
упражнение детей в основных движениях;
развитие у них выносливости, ловкости, координации движений,
навыков самоорганизации, мыслительных способностей;
воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам
на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.
Особенности организации прогулки по терренкуру
Терренкур2 (пешие прогулки) – это специально организованная
оздоровительная ходьба по территории дошкольного образовательного
учреждения, с посещением специально организованных центров для
позновательно-исследовательской деятельности детей.
Маршрут
терренкура
разбивается
на
несколько
станций.
Продолжительность похода для старших дошкольников составляет 1,5
часа и для младших 1 час.
Начало похода – 10.00. Маршрут начинается с построения парами на
улице. Воспитатель идет впереди и определяет темп движения.
Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно, желательно
ежедневно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет
5
времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на
воздухе.
Непосредственно в проведении пеших прогулок участвуют 2-3
взрослых (воспитатель группы, инструктор по физической культуре,
помощник воспитателя).
Перед проведением прогулки-похода дошкольникам сообщается цель
предстоящей
деятельности.
Образовательный
маршрут
выбирается
совместно с детьми: либо берется готовый разработанный маршрут, либо
составляется новый с учетом пожеланий детей.
Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики,
времени года и погоды.
В содержание прогулки – терренкура педагоги могут включить
познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями,
сбор природного материала, знакомые детям подвижные и дидактические
игры, игры на внимание, спортивные игры, комплекс оздоровительных
физических упражнений в зависимости от времени года и погодных
условий, возрастных особенностей детей.
Структура пеших прогулок:
сбор и движение до следующей остановки терренкура;
остановка,
привал,
познавательно-исследовательская
деятельность
детей и взрослых;
комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
самостоятельная деятельность детей;
сбор дошкольников и возвращение в группу.
Станции могут меняться: добавляться или заменяться в зависимости
от сезонных и погодных условий.
При проведении прогулок – походов с детьми педагоги соблюдают
определенные правила безопасности.
Четко
планируется
содержание
мероприятия
и
подбирается
соответствующее
оборудование
и
атрибуты
для
организации
6
спортивных,
дидактических
игр,
самостоятельной
деятельности
дошкольников с учетом времени года и погодных условий.
Обязательно наличие аптечки.
Одежда
и
обувь
воспитанников
для
пеших
прогулок
должны
соответствовать сезону года и погодным условиям.
Таким образом, форма работы совместной деятельности специалистов
с детьми позволяет формировать у детей навыки поведения на природе,
воспитывать заинтересованность к окружающей среде.
7
Описание станций
образовательных терренкуров
На
территории
МБДОУ
«Атамановский
детский
сад»
комбинированного
вида
расположено
10
станций:
метеостанция, спортивная станция,
школа художников, тропа здоровья,
цветущий сад, игры на асфальте,
птичья
столовая,
«В
гостях
у
сказки»,
«Веселые
пальчики»,
«Царство мыльного пузыря».
Метеостанция
Представляет собой небольшую площадку с установленным на ней
флюгером, компасом, термометром.
Метеостанция предназначена для определения погодных условий.
Воспитатель с детьми снимают данные
с приборов и заносят их в дневник
наблюдений.
Спортивная станция
8
На
этой
станции
реализуются
оздоровительные
цели:
укрепление
здоровья,
развитие
ловкости,
выносливости,
координации
движения
с
помощью
организации подвижных игр. При проведении спортивных и подвижных
игр на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую
активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них
осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и
преимущество хорошего самочувствия, позволяет им участвовать в общих
играх, развлечениях.
9
Школа художников
Эта
станция
развивает
творческие
способности
воспитанников. Тут находится
большое
разнообразие
материалов
художественно-
эстетической
направленности:
мольберты,
бумага,
карандаши,
фломастеры, мелки, кисти, мука, трафареты для рисования на асфальте.
Здесь ребенок может себя проявить, используя различные техники
рисования: как на бумаге, так и на асфальте. Особенно привлекает детей
р
исование
в
нетрадиционном
стиле,
оно
увлекает,
завораживает,
восхищает и удивляет детей. Педагог с детьми используют такие техники
рисования на асфальте, как мукой или песком по трафаретам, водой с
помощью кистей и валиков, пальчиковыми красками.
10
Тропа здоровья
Представляет
собой
дорожку,
выложенную
из
спилов
деревьев,
песка, камней, резинового покрытия,
мозаики.
Тропа
здоровья
позволяет
проводить профилактику отклонений
здоровья детей в игровой форме.
Основными
задачами
тропы
здоровья
являются:
профилактика
плоскостопия,
улучшить
координацию движений, улучшить
эмоционально-психическое
состояние детей, приобщить детей к
здоровому образу жизни.
Тропа здоровья начинает функционировать в середине июня, когда
дневная температура воздуха устанавливается от +18
С и нет ветра.
Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:
ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой,
хождение босиком по траве, выполнение упражнений на осанку.
11
Цветущий сад
Данная станция самая большая по размеру,
так как включает в себя все цветочные
клумбы и аллею деревьев на территории
детского
сада.
В
клумбах
цветут
лекарственные и декоративные цветы. В
аллее растут кустарники (смородина белая,
черная, красная, жимолость), деревья (дуб,
сосна горная, береза, клен, черемуха).
Педагог формирует у воспитанников
представления о необходимости создания
благоприятных
условий
для
роста
и
развития растений; воспитывает интерес к
природе,
способность
любоваться,
стремление охранять ее.
12
Игры на асфальте
Игры на асфальте – это отличный способ
поиграть
с
пользой.
Нами
выбраны
и
нарисованы игры: «Математический цветок»
(дети
прыгают
по
пронумерованным
лепесткам,
соблюдая
порядок),
«Найди
букву» (дети перепрыгивают с квадрата на
квадрат, находя названную букву, составляя
слоги и слова), «Лабиринт» (предлагается пройти по лабиринту, найдя
выход), «Крестики - нолики» (для этой игры можно использовать как
мелки, так и различный бросовый материал)
Игры
на
асфальте
способствуют
развитию
у
ребенка
двигательной
активности,
мыслительных
способностей,
умения
взаимодействовать
со
сверстниками.
13
Птичья столовая
Наша птичья столовая – это и кормушки для зимующих птиц, и
скворечники для перелетных птиц.
На этой станции ребята могут наблюдать за жизнью птиц, насыпать
для них корм.
Это позволяет показать роль животных в жизни человека, помогает
воспитывать чувство уважения и сочувствия к животным, прививать
любовь к ним и развивать чувство ответственности за их судьбу.
«В гостях у
сказки»
Эта станция наиболее полюбилась детям,
так как здесь каждый может перевоплотиться в
сказочного героя, очутиться в мире волшебных
сказок.
Предварительно педагог с детьми читают и
обсуждают произведения, распределяют роли,
14
подбирают костюмы и реквизиты (маски, куклы). А на прогулке
организуется показ сказок.
В театрализованных инсценировках мы задействуем стоящий на
одном из участков домик.
Рядом с домиком находится «Царство феи», игры в котором
способствуют развитию воображения и фантазии детей. Сказочный дворик
представляет
собой
яркий
уголок.
Здесь
дети
сочиняют,
играют,
импровизируют.
15
«Веселые пальчики»
Для тренировки моторики, развития
мыслительных способностей и творческого
потенциала на станции «Веселые пальчики»
находятся бизиборд, центр песка и воды.
Доска
бизиборд
создана
своими
руками. Яркая с множеством
бытовых
предметов
(выключатели,
звонки,
крючки,
затворы),
несомненно,
привлекает
ребят.
С помощью манипуляций с
бизибордом
происходит
тренировка
концентрации внимания, дети
становятся
более терпеливыми и усидчивыми
Центр песка и воды играет важную задачу в развитии детей –
самостоятельная
деятельность-экспериментирование
с
различными
предметами. Постройки из песка можно считать началом конструирования,
оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают
положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности.
Обязательными атрибутами к такому центру идут: для игр с песком
совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания
(шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов,
размеров), палочки, грабельки; для игр с водой:
набор резиновых и
16
пластиковых
игрушек,
сачок,
черпачок,
разноцветные
пластиковые
шарики, набор игрушек из различных материалов, набор камешков,
ракушек и т. д.
Царство мыльного пузыря
Пускание мыльных пузырей – одна из самых незатейливых, но при
этом веселых детских забав. На станции царства мыльного пузыря ребята с
удовольствием надувают пузыри из самых разнообразных формочек-
палочек, соломинок.
В младшем возрасте – игры с мыльными пузырями проходят в форме
развлечений для профилактики и снятия напряжения, утомления, а в
старшем возрасте присоединяется экспериментальная направленность.
Дети проверяют пузыри на прочность, наблюдают за цветом и фигурами
пузырей.
17
Заключение
Первостепенной
задачей
в
формировании
элементарных
естественнонаучных
представлений
является
организация
природной
среды, разумная интеграция различных видов деятельности в ее условиях.
Образовательные
терренкуры
такую
задачу
решают,
их
грамотная
организация успешно влияет на все стороны жизнедеятельности детей, в
том числе и на повышение экологической культуры дошкольников.
Разнообразное,
грамотное
использование
природных
элементов
позволяет даже на сравнительно небольшой территории ДОУ предоставить
максимум возможностей для игр и занятий детей на лоне природы. В век
урбанизации первостепенной задачей является организация природной
среды, наиболее успешно влияющей на все стороны жизнедеятельности
детей, умелое развитие и дополнение природных особенностей ландшафта,
использование его в воспитательных целях.
18
19