Автор: Сахаров Александр Вадимович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №6 имени М.А. Булатова"
Населённый пункт: г. Курска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Новгородская республика"
Раздел: среднее образование
Тема
Новгородская республика
Цель темы
Познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики; оценить особенности
жизни новгородцев; характеризовать культуру Новгородской земли.
Основное содержание
темы, термины и
понятия
Определение причин формирования республиканского строя в данном регионе, создание представление о жителях,
природе Новгородской Руси, установление ведущих промыслов.
Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
Характеризовать социально-экономическое
положение Новгородской республики;
применять понятийный аппарат
исторического знания и приемы
исторического анализа; описывать
особенности географического положения,
экономики, политического строя,
культурного развития Новгородской земли;
соотносить и систематизировать
информацию из различных исторических
источников.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение; отрабатывать умение работать
в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с
учетом конечного результата, формировать целевые установки учебной
деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи,
использовать таблицы и схемы, анализировать материал учебника и
дополнительный материал.
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к
изучению истории России, оценивать исторические события.\
Формы работы
Индивидуальная, групповая.
Ресурсы
Карты, Интернет-ресурсы, презентация, раздаточный материал, набор предметов, схема развернутого ответа, схема
рефлексии
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формирование УУД
Используемые ресурсы
1.Организационны
й момент.
2.Мобилизация
Приветствие.
- Ус л ы ш а в
ш к о л ь н ы й
звонок, все ученики бегут
на урок, а несколько веков
н а з а д ,
у с л ы ш а в
з в о н
вечевого
колокола,
люди
бежали
на
площадь
для
решения важных вопросов.
Как вы думаете, символом
какого
города
был
этот
предмет? Сегодня на уроке
мы это и узнаем.
-
На
предшествующем
за ня т ии
в ы
у зна ли
о
раздробленности
Руси,
о
поя влении
м н ож е с т в а
о т д е л ь н ы х
к н я ж е с т в ,
о б ъ е д и н е н н ы х
в
т р и
основных
политических
центра:
на
юго-западе
–
Галицко-Волынское
княжество;
на
с еверо-
востоке
–
Владимиро-
Суздальское
княжество
и
Приветствуют учителя
и гостей. Отвечают на
вопрос учителя,
выдвигают гипотезы
Выдвигают гипотезы
Коммуникативные:
слушают учителя
Регулятивные:
учатся
самостоятельно
анализировать
условия достижения
цели на основе учета
выделенных
учителем ориентиров
действия в новом
учебном материале,
преобразованию
практической задачи
Учитель показывает
колокольчик
Презентация, экран
Н о в г о р о д с к а я
… . ? ? ?
П о ч е м у
в е з д е
б ы л и
княжества, а в Новгороде -
республика???
-Как
вы
догадались,
тема
у р о ка
« Н о в г о р о д с к а я
республика». Отталкиваясь
от слов в теме, скажите, на
к а к и е
в о п р о с ы
н а м
предстоит ответить?
-Прочитай, пожалуйста,
что говорится в словаре о
происхождении слова
«республика».
-Соединим две части. Что
же означает слово
«республика»?
-Откройте
учебник
на
странице 123 и прочитайте
в словарике терминов, что
такое республика.
Формулируют
вопросы (Что из себя
представляло
Новгородское
княжество?
Что такое
республика?)
Читают фрагмент
словаря, составляют
дословный перевод
термина.
Буквально –
«всенародное дело»
Читают
следующее:
«Республика
-
форма
государственного
п р а в л е н и я ,
п р и
которой
ве р хо в н а я
власть
принадлежит
выборным лицам».
Отвечают на вопросы
в познавательную
Словарь
Учебник
3.Целеполагание
4.Решение
проблемы,
открытие новых
знаний.
Физкультминутка
-Напрашивается
еще
один
очень важный вопрос:
-
П о ч е м у
т о л ь к о
в
Новгородском
княжестве
сложилась
республиканская
система
правления?
Можем
ли
сразу
дать
ответ
на
этот
вопрос?
-Что надо узнать, чтобы
ответить на этот вопрос?
- П о з н а к о м ь т е с ь
с о
справочной
информацией.
Индивидуально
п р о ч и т а й т е
т е к с т ы .
Обсудите
информацию
в
г р у п п е ,
в ы п о л н и т е
задания,
определите,
кто
выступает от группы. Если
будет нужна моя помощь,
п о д н и м а й т е
к р а с н ы е
карточки.
О т в е ч а ю т ,
ч т о
необходимо
больше
узнать о Новгороде
Работают в 5 группах
с раздаточным
материалом.
Отмечают, что важную
роль имели черты
характера
новгородцев, род
занятий жителей
Сельское
хозяйство:
занимались
( ма л о )
с к о т о в о д с т в о м
и
земледелием,
выращивали
просо
и
Познавательные:
учатся проводить
наблюдения
Регулятивные:
учатся планировать
пути достижения
цели
Коммуникативные:
учатся
формулировать
собственное мнение
Познавательные:
учатся осуществлять
выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий
Регулятивные:
учатся основам
Раздаточный материал
-Почему поиск ответа на
вопрос мы начали с
изучения территории и
природных условий? Как
это влияет на людей?
-Рассмотрите свои таблицы
и репродукции картин
Некрасова и Васнецова и
после обсуждения в
группах определите род
занятий новгородцев.
рожь, но урожаи были
скудными и хлеба не
хватало.
Промыслы:
бортничество,
охота,
р ы б н а я
л о в л я ,
собирательство
ягод,
заготовка
древесины,
д о б ы ч а
ж е м ч у г а ,
моржовой кости.
Ремесла:
ткачество,
так
как
в ы р а щ и в а л и
л е н ,
г о н ч а р н о е
и
плотницкое
ремесла,
так как много глины и
л е с а ,
к у з н е ц к о е
ремесло и т.д.)
Слушают учителя,
смотрят на экран
Выдвигают гипотезы
прогнозирования как
предвидения
будущих событий и
развития процесса
Коммуникативные:
формировать
собственное мнение
и позицию,
аргументировать,
устанавливать и
сравнивать разные
точки зрения,
задавать вопросы,
необходимые для
организации
собственной
деятельности и
сотрудничества,
использовать речь
для регуляции своей
деятельности
Познавательные:
учатся проводить
наблюдение под
руководством
учителя, учатся
основам поискового
чтения,
организовывать
исследование с
Раздаточный материал,
экран, карта
Экран, картина
- Чем же они могли
заниматься?
- Давайте представим, что
торговцы на репродукции
картины Васнецова
заблудились. Помогите по
карте определить, где они
находятся.
-Чего-то было вдоволь, а
чего-то не хватало,
например, хлеба. Плюс
прекрасные водные пути.
Чем же они еще
занимались?
- Не случайно в
новгородских былинах
часто главным героем
является мореплаватель и
купец Садко.
-Давайте проверим наши
выводы. Какую группу
Предполагаемый
ответ: торговлей
Проверка таблицы
«Основные категории
населения
Новгорода».
(не назвали бояр)
Слушают учителя,
смотрят на экран
Выдвигают гипотезы
Выходят к доске,
примеряют элементы
целью проверки
гипотез
Регулятивные:
учатся принимать
решения в
проблемной
ситуации на основе
переговоров, умение
контролировать
время и управлять им
Экран, картина
Экран, изображения
Элементы
реконструкции (лапти,
пояс, меч и т.д.)
населения мы не назвали?
-Таким образом, можем мы
назвать Новгород торгово-
ремесленным центром?
- Новгород – это и
культурный центр Руси,
новгородцы носили
кожаные сапоги, умели
считать, играли в шахматы,
были грамотными и писали
на берестяных грамотах,
строили прекрасные
соборы и церкви.
-Давайте составим портрет
новгородца.
-Как ты думаешь, кто ты?
-Скажите, уважаемые
жители новгородского
княжества, кто из вас мог
присутствовать на
новгородском вече,
главном народном
собрании, на котором
решались важные
вопросы?
реконструкции:
ремесленник, боярин,
купец, землепашец,
две женщины)
Дети отвечают, к какой
категории населения
они относятся.
обосновывают свой
выбор
Выступление
участников группы.
Предполагаемый
ответ:
«По последней версии
археологов: вече
происходило на
Ярославовом дворище
(показать на карте
города), и на вече
приходили 300
«золотых поясов» из
числа самых богатых
и уважаемых бояр.
Они сидели на лавках
и голосовали с
помощью берестяных
грамот (показать).
Рядовые новгородцы
собирались на вечевых
сходах новгородских
концов (как округов) и
Коммуникативные:
учатся учитывать
разные мнения,
работать в группе,
устанавливать
рабочие отношения,
осуществлять
взаимопомощь
Познавательные:
осуществлять
расширенные поиск
информации,
работать с текстом
Раздаточный материал,
экран, карта
-Как же проходило вече,
расскажет 3 группа
-Кого же выбирали на вече
новгородцы, кто управлял
княжеством? Рассмотрите
улиц».
Изучают схему,
выдвигают гипотезы.
Выступление
участников группы.
Предполагаемый
ответ:
«Чтобы власть
приглашенного князя
не усилилась и если
князь не устраивал,
его изгоняли.
Участники группы
показывают сценку
Выдвигают гипотезы,
делают выводы.
Коммуникативные:
учатся использовать
речь для регуляции
своей деятельности,
осуществлять
коррекцию, оценку
действий партнера
Экран, схема
Элементы
реконструкции
5.Контролирующее
задание.
6.Рефлексия
схему.
-Послушаем 4 группу,
которая работала с
историческими
источниками:
«Ипатьевской летописью»
и «Договорной грамотой
Новгорода с князем»
Используя текст из
исторического источника
«Ипатьевкой летописи»,
давайте посмотрим, как
примерно это было.
Приглашаются князь и
представитель вече.
-Итак, попробуйте ответить
на главный вопрос урока:
почему именно в
Новгороде была такая
форма правления, когда
главные вопросы решали
сообща.
Систематизируют
предметы, приносят
на стол, где находится
«музей».
Смотрят на экран,
отвечают на вопросы
Фиксируют домашнее
задание
Оценивают свою
работу, используют
бересту.
Коммуникативные:
осуществляют
взаимоконтроль
Регулятивные:
учатся осуществлять
познавательную
рефлексию,
адекватно оценивать
свои возможности
Наборы с предметами
Экран, обучающая
компьютерная игра
Береста
-Давайте создадим
импровизированный музей
Новгородского княжества.
Первым экспонатом станет
мой колокольчик, а вы
рассмотрите содержимое
ваших корзин и добавьте
экспонаты…
Давайте с помощью
компьютерной игры
проверим, все ли вы
запомнили.
Домашнее задание
1.
14 параграф
2.
П о
ж е л а н и ю
с о о б щ е н и е
о
к у л ь т у р е
в
Новгородской
республике
3.
В тетради составить
словарик терминов
Оцените работу своей
группы, поставив оценку
на берестяной грамоте,
запишите, что
понравилось, что хотели
бы узнать.
-Кто поставил «5», «4»?
Молодцы…Спасибо за
работу на уроке.