Напоминание

Применение алгоритмизированного обучения как метода эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ


Автор: Ахмедова Ирина Рамисовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: с. Юца, Предгорного района, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Применение алгоритмизированного обучения как метода эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад




Применение алгоритмизированного обучения как метода эффективной

подготовки обучающихся к ЕГЭ

(из опыта работы учителя химии Ахмедовой И. Р.)

Современный человек живет и действует в условиях, требующих высокого

профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных

решений в различных жизненных и рабочих ситуациях. Сегодня перед всеми участниками

образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его

адаптации к складывающимся жизненным реалиям. В связи со спецификой ЕГЭ

(ограниченность времени, возможное стрессовое состояние и т. д.), каждому учителю

необходимо вырабатывать свои собственные методы и подходы при подготовке

обучающихся к экзаменам. По моему убеждению, одним из таких методов является

алгоритмизированное обучение.

Способы реализации алгоритмов в педагогике весьма специфичны, ибо в этой сфере

существенную роль играет человеческий фактор. В связи с этим, в отличие от строго

математического понятия «алгоритм», существует новое понятие «алгоритмическое

предписание». Оно не имеет жёсткой конструкции и менее формализовано. Итак,

алгоритмические предписания – это алгоритмы, предназначенные специально для

развивающегося человека и учитывающие особенности его психики и интеллект

Свойства алгоритма

Слово «алгоритм» произошло от латинской формы написания имени великого

древневосточного математика IX века Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми – algorithmi,

который сформулировал правила выполнения четырёх арифметических действий над

числами. В XX веке понятие «алгоритм» стало объектом математического изучения, затем

перешагнуло за пределы математики и нашло применение в различных областях науки и

техники.

Не может обойтись без алгоритмов и химия. Алгоритмы в обучении химии – это:

правила составления химических формул и уравнений;

последовательность описания химических элементов, свойств веществ,

протекания химических реакций;

рациональный способ решения расчётных, экспериментальных и расчётно-

экспериментальных задач;

оптимальный план проведения химического анализа неорганических и органических

веществ.

Алгоритмы имеют ряд свойств:

1)

Массовость – даёт возможность решать задачи определённого типа, а не

только одну конкретную задачу.

2)

Дискретность (прерывистость) – выполнив одно указание можно перейти к

выполнению следующего.

3)

Детерминированность (однозначная определённость) – последовательность

действий должна вести при одинаковых исходных данных к одинаковому

результату.

4)

Результативность – последовательное выполнение всех предписываемых

действий должно привести к решению задачи за конкретное число шагов.

При разработке и конструировании алгоритмов, применяемых в обучении

химии, необходимо учитывать их базовые структуры, а также возможные их

сочетания.

Пример разветвленного алгоритмического предписания к решению задач 34

1.

Проанализировать условие задачи

2.

Определить количество реакций, предусмотренных условием задачи.

3.

Сформулировать вопрос.

4.

Написать уравнения реакций соответственно процессам и пронумеровать их.

5.

Начать решение задачи с поставленного вопроса при условии того, что известна

формула вещества, расчетную величину для которого следует найти.

6.

Если дана задача на «тип соли», предварительно, опираясь на соотношения

количеств реагентов, определить продукты реакции (образование кислых и

средних солей). Предлагаю написать сначала реакцию образования кислой соли, а

затем вероятную реакцию нейтрализации этой соли возможным избытком щелочи.

Затем решать задачу с поставленного вопроса.

7.

Если в задаче требуется найти массовые доли продуктов в полученном растворе,

то надо:

а) в вопрос вынести массовые доли неизбежных продуктов реакции

б) определиться с массой полученного раствора ( сложить массы реагентов и вычесть

массы газообразных продуктов и выпавших осадков)

в) в процессе нахождения масс продуктов определить реагент, оставшийся в избытке.

Вынести в вопрос и массовую долю оставшегося в избытке реагента.

Алгоритм составления ионных уравнений

Последовательность действий

Примеры

1.

Напишите

уравнение

реакции

в

молекулярном виде. При необходимости

укажите стрелками выпадение осадка или

выделение газа.

1.Al

2

(SO

4

)

3

+ 3BaCl

2

= 2AlCl

3

+ 3BaSO

4

2. Запишите диссоциацию веществ на

ионы с указанием их числа и зарядов.

2. 2Al

3+

+ 3SO

4

2-

+ 3Ba

2+

+ 6Cl

-

= 2Al

3+

+ 6Cl

-

+

3BaSO

4

3.Подчеркните ионы, встречающиеся в

левой и правой части уравнения (они в

реакции участия не приняли). Эти ионы

сокращаются.

3. 2Al

3+

+ 3SO

4

2-

+ 3Ba

2+

+ 6Cl

-

= 2Al

3+

+ 6Cl

-

+

3BaSO

4

4.Запишите

сокращённое

ионное

уравнение,

т.е. все формулы и знаки,

оставшиеся в шаге №3 после сокращения.

4. 3Ba

2+

+ 3SO

4

2-

= 3BaSO

4

Ba

2+

+ SO

4

2-

= BaSO

4

5.Сформулируйте

вывод

о

протекании

реакции на основе сокращённого ионного

уравнения.

5. В реакции приняли участие катион бария и

сульфат-анион с образованием осадка сульфата

бария.

Достоинства алгоритмизированного обучения: создается возможность

индивидуального подхода к ученикам в условиях массового обучения; осуществляется

непрерывная обратная связь от ученика к учителю; ученик постоянно поддерживается в

состоянии активной деятельности. Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой

обработке, ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями;

отсутствует творчество в учебной деятельности; возникает дефицит общения и эмоций в

обучении.

Безусловно, наряду с применением алгоритмизированного обучения необходимо

учить детей анализировать условие предложенной задачи или ситуации и конструктивно

мыслить, включая творческое воображение и логическое мышление.



В раздел образования