Напоминание

"Возможности инклюзивного образования в дошкольных учреждениях"


Автор: Марченко Оксана Фёдоровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Дс № 23
Населённый пункт: город Камышин Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Возможности инклюзивного образования в дошкольных учреждениях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Возможности инклюзивного образования в дошкольных учреждениях.

Марченко Оксана Фёдоровна

старший воспитатель,

МБДОУ Дс № 23, Камышин

Волгоградская область

«Образование

право

каждого

человека,

имеющее

огромное

значение

и

потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и

устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии,

кроме образования для всех…»- Кофи Аннан

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный

образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и

науки России от 17.10.2013 № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых

возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том

числе

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(далее

ОВЗ),

Одна

из

основных

целей

модернизации

инфраструктуры

ДОУ

является:

обеспечение

прав

граждан

на

получение

качественного

дошкольного

образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без

барьерной

среды,

позволяющей

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья

получить

современное

дошкольное

образование,

развитие

сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Сегодня в России

насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде

обычных

дошкольников.

При

этом

всем

детям

инклюзивной

группы

предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно

-образовательный процесс.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о

детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным

навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их

дефицитов

в

развитии.

Включение

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

в

образовательный

процесс

ДОУ

изменяет,

прежде

всего,

установки взрослых на

детей

–у

всех

детей

есть

особенности,

особые

образовательные

потребности

не

только

у

«особых».

До

сих

пор

мы

в

педагогической

практике

привыкли

нивелировать

эти

особенности,

ведь

управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей

нивелировать

невозможно

приходится

изменять

педагогическую

практику,

чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с

другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей,

то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его,

особенности.

Существует

восемь

основных

принципов

инклюзивного

образования:

1.

Ценность

человека

не

зависит

от

его

способностей

и

достижений.

2 .

К а ж д ы й

ч е л о в е к

с п о с о б е н

ч у в с т в о в а т ь

и

д у м а т ь .

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4 .

В с е

л ю д и

н у ж д а ю т с я

д р у г

в

д р у г е .

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных

взаимоотношений.

6 .

В с е

л юд и

н уж д а ют с я

в

п од д е р ж ке

и

д ружбе

р о в е с н и ко в .

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что

о н и

м о г у т

д е л а т ь ,

ч е м

в

т о м ,

ч т о

н е

м о г у т .

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Недостатками

инклюзивного

образования

является

психологическая

неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями

здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких

лиц и инвалидов.

Основной целью создания инклюзивных групп является щадящее, постепенное

вхождение

ребенка

в

коллектив

сверстников,

формирование

системы

взаимоотношений

с

детьми

и

взрослыми.

В

основу

ставится

социально

-

эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.

Специалисты принимают активное участие в составлении и разработке на

каждого

ребенка

с

ОВЗ

индивидуальной

образовательной

программы

и

индивидуального образовательного маршрута

В рамках реализации индивидуальной образовательной программы ребенка,

коррекционно-развивающие

занятия

проводят

педагог-психолог,

учитель-

дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог. Необходимо отметить, что

при планировании коррекционных занятий специалисты должны учитывать

содержание

общеобразовательной

программы

данной

возрастной

группы

и

строить

коррекционно-

развивающие

занятия

так,

чтобы

темы

занятий

перекликались и дополняли друг друга.

В связи с тем, что основным видом детской деятельности является игра – вся

деятельность

подчинена

именно

игре,

будь

то

индивидуальные

занятия,

групповые или подгрупповые

На

занятиях

игры

и

упражнения

выбираются

с

учетом

индивидуальных

программ обучения ребенка.

Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, в рамках единого

временного

отрезка варьируют

время,

затраченное

на

тех

или

иных

воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. При

этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, т.к.

для них характерно:

-плохая координация движений,

-медленное усвоение материала,

-достаточно быстрая утомляемость,

-неустойчивость внимания,

-трудности физического плана, мешающие, например: рисовать, лепить.

Специалисты, работающие в группе должны регулярно использовать в своей

работе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

Например: музыкальный работник проводит ритмику; инструктор по ФИЗО-

коррегирующую

гимнастику; педагог-психолог – психогимнастику; учитель-

логопед – дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, точечный

массаж.

Педагог

лишь

создает

условия,

в

которых

ребенок

может

самостоятельно

развиваться

во

взаимодействии

с

другими

детьми.

Совместное

обучение

и

развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в

первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией

последних.

В

детском

сообществе

воспитывается

толерантность

и

равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным

становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен,

ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт

сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Список литературы:

-Методические рекомендации по организации

инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва.

Центр «Школьная книга».2010

-Интернет материалы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.



В раздел образования