Автор: Марченко Оксана Фёдоровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Дс № 23
Населённый пункт: город Камышин Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Возможности инклюзивного образования в дошкольных учреждениях"
Раздел: дошкольное образование
Возможности инклюзивного образования в дошкольных учреждениях.
Марченко Оксана Фёдоровна
старший воспитатель,
МБДОУ Дс № 23, Камышин
Волгоградская область
«Образование
–
право
каждого
человека,
имеющее
огромное
значение
и
потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и
устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии,
кроме образования для всех…»- Кофи Аннан
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный
образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и
науки России от 17.10.2013 № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых
возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том
числе
и
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(далее
ОВЗ),
Одна
из
основных
целей
модернизации
инфраструктуры
ДОУ
является:
обеспечение
прав
граждан
на
получение
качественного
дошкольного
образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без
барьерной
среды,
позволяющей
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья
получить
современное
дошкольное
образование,
развитие
сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Сегодня в России
насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде
обычных
дошкольников.
При
этом
всем
детям
инклюзивной
группы
предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно
-образовательный процесс.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о
детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным
навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их
дефицитов
в
развитии.
Включение
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
в
образовательный
процесс
ДОУ
изменяет,
прежде
всего,
установки взрослых на
детей
–у
всех
детей
есть
особенности,
особые
образовательные
потребности
не
только
у
«особых».
До
сих
пор
мы
в
педагогической
практике
привыкли
нивелировать
эти
особенности,
ведь
управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей
нивелировать
невозможно
приходится
изменять
педагогическую
практику,
чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с
другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей,
то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его,
особенности.
Существует
восемь
основных
принципов
инклюзивного
образования:
1.
Ценность
человека
не
зависит
от
его
способностей
и
достижений.
2 .
К а ж д ы й
ч е л о в е к
с п о с о б е н
ч у в с т в о в а т ь
и
д у м а т ь .
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4 .
В с е
л ю д и
н у ж д а ю т с я
д р у г
в
д р у г е .
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
6 .
В с е
л юд и
н уж д а ют с я
в
п од д е р ж ке
и
д ружбе
р о в е с н и ко в .
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что
о н и
м о г у т
д е л а т ь ,
ч е м
в
т о м ,
ч т о
н е
м о г у т .
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Недостатками
инклюзивного
образования
является
психологическая
неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями
здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких
лиц и инвалидов.
Основной целью создания инклюзивных групп является щадящее, постепенное
вхождение
ребенка
в
коллектив
сверстников,
формирование
системы
взаимоотношений
с
детьми
и
взрослыми.
В
основу
ставится
социально
-
эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.
Специалисты принимают активное участие в составлении и разработке на
каждого
ребенка
с
ОВЗ
индивидуальной
образовательной
программы
и
индивидуального образовательного маршрута
В рамках реализации индивидуальной образовательной программы ребенка,
коррекционно-развивающие
занятия
проводят
педагог-психолог,
учитель-
дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог. Необходимо отметить, что
при планировании коррекционных занятий специалисты должны учитывать
содержание
общеобразовательной
программы
данной
возрастной
группы
и
строить
коррекционно-
развивающие
занятия
так,
чтобы
темы
занятий
перекликались и дополняли друг друга.
В связи с тем, что основным видом детской деятельности является игра – вся
деятельность
подчинена
именно
игре,
будь
то
индивидуальные
занятия,
групповые или подгрупповые
На
занятиях
игры
и
упражнения
выбираются
с
учетом
индивидуальных
программ обучения ребенка.
Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, в рамках единого
временного
отрезка варьируют
время,
затраченное
на
тех
или
иных
воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. При
этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, т.к.
для них характерно:
-плохая координация движений,
-медленное усвоение материала,
-достаточно быстрая утомляемость,
-неустойчивость внимания,
-трудности физического плана, мешающие, например: рисовать, лепить.
Специалисты, работающие в группе должны регулярно использовать в своей
работе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.
Например: музыкальный работник проводит ритмику; инструктор по ФИЗО-
коррегирующую
гимнастику; педагог-психолог – психогимнастику; учитель-
логопед – дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, точечный
массаж.
Педагог
лишь
создает
условия,
в
которых
ребенок
может
самостоятельно
развиваться
во
взаимодействии
с
другими
детьми.
Совместное
обучение
и
развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в
первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией
последних.
В
детском
сообществе
воспитывается
толерантность
и
равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным
становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен,
ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт
сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Список литературы:
-Методические рекомендации по организации
инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва.
Центр «Школьная книга».2010
-Интернет материалы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.