Напоминание

Роль игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста


Авторы: Калмыкова Людмила Николаевна, Федотова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Вопросу « в школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок

искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!».

Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в современном

детском саду играют мало. Причин и объяснений тому множество. Однако

ещё Эльконин отмечал, что немало педагогов предпочтут шумной, трудно

управляемой детской игровой деятельности спокойное организованное

занятие. А ведь дошкольное детство – уникальный период в жизни человека,

время когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс

развития личности. О значении игры для своевременного и полноценного

развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация

Оъбединенных Наций провозгласила игру неотъемлимым правом ребёнка.

Учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их

классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей

игровому взаимодействию с детьми.

Игра имеет разностороннее влияние на личность ребёнка, можно

использовать её как одно из самых эффективных педагогических средств.

Она влияет на развитие психических и познавательных процессов, на

умственную деятельность, способствует появлению адекватной самооценки

ребёнка дошкольного возраста. Детская игра – средство активного

обогащения личности, представляет, свободный выбор разнообразных

общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребёнка

деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в

наиболее целесообразном применении. Игра – вид непродуктивной

деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью

является получение удовлетворения играющим.

Начиная организацию игры в детском саду, воспитатели опираются уже на

достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности,

а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей на

желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над

их духовным ростом. Воспитателям в детском саду важно опираться на роль

игры в воспитании. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с

развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные

любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты

делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь

игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники

их организации, от стиля игры, а главное от её качества. Только таким

образом реализуется роль игры в воспитании. Роль игры в воспитании

состоит в том, что в играх дети раскрывают свои положительные и

отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять

на всех детей вместе и на каждого ребёнка в отдельности. Если игры

действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и

необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за

нарушение правил, за плохое поведение. Несмотря на большую роль игры в

воспитании и развитии детей, её нельзя обособлять, считать моносредством,

рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей. Велика роль игры в

воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно

скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает

постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и

работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на

выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования

дисциплины. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это

способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в

игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по

своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и

использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности,

логически связанные с сюжетом игры, её правилами.

Цель игровой терапии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить

его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность

«прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и

сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном

процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью,

уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную

обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребёнка. Только в этом

случае игра будет полезна для развития ребёнка и создания положительной

атмосферы сотрудничества со взрослым. Игровые моменты проникают во все

виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра,

повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и

игра. С помощью игровых технологий у детей развиваются психические

процессы. Для детей 3-х лет возможна организация игровой ситуации типа

«Что катится?»- воспитанники при этом организованы в веселую игру –

соревнование: «Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?».

Игровые технологии могут быть направлены на развитие внимания. В

дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного

внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение

сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому

необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. К примеру,

игровая ситуация на внимание: «Найди такой же» или игра «Найди ошибку».

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и

внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры

типа «Магазин», «Запомни узор» и «Нарисуй, как было и др. игровые

технологии способствуют развитию мышления ребёнка. Развитие мышления

ребёнка происходит при овладении тремя формами мышления: наглядно-

действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное – это

мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых

приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с

предметами и игрушками. Образное мышление – когда ребёнок научился

сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять

свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены на многие

дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе

обучения ребёнка умению рассуждать, находить причинно-следственные

связи, делать умозаключения. С помощью игровых технологий развиваются и

творческие способности ребёнка. В том числе, речь идет о развитии

творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и

методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора

решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное

мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной

литературой (совместный пересказ художественных произведений или

сочинение новых сказок, историй)воспитанники получают опыт, который

позволит им играть затем в игры-придумки, игры-фантазирования.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой

направленности помогает подготовить ребёнка к школе. С точки зрения

формирования мотивационной и волевой готовности к школе, каждая игровая

ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является

для ребёнка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться

успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое

поведение в соответствии с социальными требованиями. Таким образом,

игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и

образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Если

с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают

способность управлять своим поведением, легче переносить запреты,

становятся более гибкими в общении менее застенчивыми, легче вступают в

сотрудничество, более ,,пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В

их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игра с

отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов

игротерапевтических средств используется народные игры с куклами,

потешками, хоровадами, играми-шутками. Используя в педагогическом

процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и

развевающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные

функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре.

театрально-игровая деятельность обогощает детей в целом новыми

впечатлениями, наниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру,

формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует

словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого

ребенка. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать- познать-

творить гармонично вписываться в естественную среду ребёнка – игру,

которая для него одновременно является и развлечением, и способом

познания мира людей, предметов, природы, а так же сферой приложения

своей фантазии. Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией

игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и

разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную

психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и

родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами

отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь –

в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия

окружающей ребёнка среды ( Барби, роботы, монстры, киборги и т.п.) может

привести к кризису игровой культуры. Поэтому от педагога требуется умение

ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между

желанием ребёнка и пользой для него, больше внимания уделяя современным

нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм,

способствуя адекватной социализации ребёнка. Из опыта работы мы можем

сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей,

формированию предпосылок учебной деятельности способствуют

следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки

Кьюзинера, игры Воскобовича, интерактивные, интеллектуальные игры.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того,

что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое

поведение. С одной стороны ребёнку предлагается пища для подражания, а с

другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества.

Благодаря играм у ребёнка развиваются все психические процессы,

мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и

конструированию, формируются представления о математических понятиях,

идет успешная подготовка к школе.



В раздел образования