Авторы: Калмыкова Людмила Николаевна, Федотова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Вопросу « в школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок
искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!».
Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в современном
детском саду играют мало. Причин и объяснений тому множество. Однако
ещё Эльконин отмечал, что немало педагогов предпочтут шумной, трудно
управляемой детской игровой деятельности спокойное организованное
занятие. А ведь дошкольное детство – уникальный период в жизни человека,
время когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс
развития личности. О значении игры для своевременного и полноценного
развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация
Оъбединенных Наций провозгласила игру неотъемлимым правом ребёнка.
Учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их
классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей
игровому взаимодействию с детьми.
Игра имеет разностороннее влияние на личность ребёнка, можно
использовать её как одно из самых эффективных педагогических средств.
Она влияет на развитие психических и познавательных процессов, на
умственную деятельность, способствует появлению адекватной самооценки
ребёнка дошкольного возраста. Детская игра – средство активного
обогащения личности, представляет, свободный выбор разнообразных
общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребёнка
деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в
наиболее целесообразном применении. Игра – вид непродуктивной
деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью
является получение удовлетворения играющим.
Начиная организацию игры в детском саду, воспитатели опираются уже на
достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности,
а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей на
желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над
их духовным ростом. Воспитателям в детском саду важно опираться на роль
игры в воспитании. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с
развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные
любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты
делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь
игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники
их организации, от стиля игры, а главное от её качества. Только таким
образом реализуется роль игры в воспитании. Роль игры в воспитании
состоит в том, что в играх дети раскрывают свои положительные и
отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять
на всех детей вместе и на каждого ребёнка в отдельности. Если игры
действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и
необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за
нарушение правил, за плохое поведение. Несмотря на большую роль игры в
воспитании и развитии детей, её нельзя обособлять, считать моносредством,
рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей. Велика роль игры в
воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно
скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает
постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и
работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на
выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования
дисциплины. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это
способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в
игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по
своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и
использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности,
логически связанные с сюжетом игры, её правилами.
Цель игровой терапии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить
его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность
«прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и
сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном
процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью,
уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную
обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребёнка. Только в этом
случае игра будет полезна для развития ребёнка и создания положительной
атмосферы сотрудничества со взрослым. Игровые моменты проникают во все
виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра,
повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и
игра. С помощью игровых технологий у детей развиваются психические
процессы. Для детей 3-х лет возможна организация игровой ситуации типа
«Что катится?»- воспитанники при этом организованы в веселую игру –
соревнование: «Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?».
Игровые технологии могут быть направлены на развитие внимания. В
дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного
внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение
сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому
необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. К примеру,
игровая ситуация на внимание: «Найди такой же» или игра «Найди ошибку».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и
внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры
типа «Магазин», «Запомни узор» и «Нарисуй, как было и др. игровые
технологии способствуют развитию мышления ребёнка. Развитие мышления
ребёнка происходит при овладении тремя формами мышления: наглядно-
действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное – это
мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых
приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с
предметами и игрушками. Образное мышление – когда ребёнок научился
сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять
свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены на многие
дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе
обучения ребёнка умению рассуждать, находить причинно-следственные
связи, делать умозаключения. С помощью игровых технологий развиваются и
творческие способности ребёнка. В том числе, речь идет о развитии
творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и
методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора
решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное
мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной
литературой (совместный пересказ художественных произведений или
сочинение новых сказок, историй)воспитанники получают опыт, который
позволит им играть затем в игры-придумки, игры-фантазирования.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой
направленности помогает подготовить ребёнка к школе. С точки зрения
формирования мотивационной и волевой готовности к школе, каждая игровая
ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является
для ребёнка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться
успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое
поведение в соответствии с социальными требованиями. Таким образом,
игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Если
с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают
способность управлять своим поведением, легче переносить запреты,
становятся более гибкими в общении менее застенчивыми, легче вступают в
сотрудничество, более ,,пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В
их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игра с
отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов
игротерапевтических средств используется народные игры с куклами,
потешками, хоровадами, играми-шутками. Используя в педагогическом
процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и
развевающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные
функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре.
театрально-игровая деятельность обогощает детей в целом новыми
впечатлениями, наниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру,
формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует
словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого
ребенка. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать- познать-
творить гармонично вписываться в естественную среду ребёнка – игру,
которая для него одновременно является и развлечением, и способом
познания мира людей, предметов, природы, а так же сферой приложения
своей фантазии. Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией
игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и
разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную
психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и
родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами
отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь –
в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия
окружающей ребёнка среды ( Барби, роботы, монстры, киборги и т.п.) может
привести к кризису игровой культуры. Поэтому от педагога требуется умение
ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между
желанием ребёнка и пользой для него, больше внимания уделяя современным
нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм,
способствуя адекватной социализации ребёнка. Из опыта работы мы можем
сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей,
формированию предпосылок учебной деятельности способствуют
следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки
Кьюзинера, игры Воскобовича, интерактивные, интеллектуальные игры.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того,
что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое
поведение. С одной стороны ребёнку предлагается пища для подражания, а с
другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества.
Благодаря играм у ребёнка развиваются все психические процессы,
мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и
конструированию, формируются представления о математических понятиях,
идет успешная подготовка к школе.