Автор: Татьяна Александровна Дзюба
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: ГБДОУ №122 Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Хлеб - всему голова"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Хлеб - всему голова»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Образовательные задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать
развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продукт
питания.
Воспитательные задачи:
Формировать у детей бережное отношение к хлебу.
Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Активизация словаря: тракторист, комбайнер, мукомолы, пекари.
Предварительная работа:
Деятельность педагога: игровая развивающая среда по теме НОД,
составление презентации на тему: «Хлеб – всему голова».
Деятельность
педагога
с
детьми:
рассматривание
слайдовых
презентаций о выращивания хлеба.
Формы организации совместной деятельности:
беседа, игровая
деятельность, самостоятельная творческая продуктивная деятельность,
самоанализ.
Материалы:
Демонстрационный –материал колосья ржи,
пшеницы,
овса,
початок
кукурузы, горсть муки. «Уборка урожая»- картинки с изображением
зерноуборочной техники. Хлебобулочные изделия ( булочки, печенье, рулет,
тесто, баранка), мяч
.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Физическое развитие.
Ход деятельности.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я- твой друг, и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Доброе утро! А вот о чем мы будем сейчас говорить, вы узнаете, когда
отгадаете загадку:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
-Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе.
- А почему говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей).
- Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, чай
ссахаром). А что ели вчера на ужине? (Каша с молоком, хлеб чай). А что вы
кушаете на обед? (Суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб).
- Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в
обед и на ужин?
- Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт
на вашем столе.
- Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (ответы детей).
-Дети,
у
меня
для
вас
сюрприз.
(Воспитатель
вносит
поднос
с
хлебобулочными изделиями накрытый салфеткой).
- Как вы думаете, что у меня на подносе? (Ответы детей). А как одним
словом мы можем назвать эти изделия?
- Не знаете? Они называется хлебобулочные изделия, повторите все вместе.
- Назовите хлебобулочные изделия, которые вы видите (батон, баранка,
каравай, булочка, пирожок, печенье, сухари). Вот как много хлебобулочных
изделий!
- Ребята, а как к ним нужно относиться? К хлебу нужно относиться бережно.
- Ребята, а хлебобулочные изделия одинаковой формы? (ответы детей).
- Я предлагаю вам подойти по одному к столу, взять любое хлебобулочное
изделие: назвать его и сказать какой оно формы. (например:хлеб –
прямоугольной формы).
- Умники, вы у меня.
- А теперь, я предлагаю вам встать в круг.
Дидактическая игра: «Какой он наш хлеб?»
- Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб?
(вкусный, мягкий, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
(Дети передают по кругу хлеб, при этом называют какой он).
- Молодцы, садитесь, да конечно, хлеб бывает разный, но он обязательно
вкусный и полезный.
- Ребята, а кто знает, как к нам на стол попадет хлеб? (Ответы детей).
- Конечно, же, его покупают в магазине.
- А, как хлеб попал в магазин? Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
- Хлеб пекут из муки.
- А, из чего ее получают? (Ответы детей).
- Правильно, из зерен. Чтобы получить из зерен муки, нужно затратить очень
много труда и сил: сначала вырастить зерно, потом собрать урожай. Этим
занимаются хлеборобы.
- Ребята, так что такие хлеборобы? (Ответы детей).
- Хлеборобы – это люди, которые выращивают хлеб.
- Наступила весна. Снег сошел.
- Какие машины выходят на поля? Кто ведет эти машины? (Ответы детей).
- У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю –
подготовить теплую постель для зерен.
- Какими семенами засеивают поля? Ребята, посмотрите на картинке, что
показано? Кто знает, что это за зернышко? (пшеница, кукуруза, ячмень).
Физкультминутка «Оладушки».
- Ой, ладушки – ладушки
Мы печем оладушки (хлопки ладонями).
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно (имитирует помешивание по кругу).
Тесто выпало на стол,
Тесто шлепнулось на пол (присели)
Тесто убежало,
Начинай сначала (легкий бег).
- Быстро прорастаютсемена, тянутся зелеными стебельками к солнышку.
Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за
всходами.Вот и созрело наше зерно и превратилось в…? (ответы детей)
(картинка «хлебное поле»). После того, как колосья вырастут, их убирают с
помощью специальных машин. Как они называются?(картинка «Комбайн»)
Комбайн срезает колосья и достает из них зерна – молотит и потом эти зерна
по трубе высыпаются в грузовые машины. Грузовики везут зерно на
зернохранилище, там зерно сушат и хранят. После этого зерна везут на
мельницу, чтобы перемолоть их в муку (картинка «мельница»).
- Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь
(рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая).После муку с мельницы отправляют в
пекарню. Что делает пекарь?
- Пекарь из муки делает тесто и печет хлебобулочные изделия. В пекарне
стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль,
сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для
хлебобулочных изделий.
Игра «Скажи правильно» (с мячом)
- Назови хлеб ласково (хлебушек).
-Крошки хлеба, какие (хлебные)
-Посуда для хлеба (хлебница)
-Кто выращивает хлеб (хлебороб)
-Кто печет хлеб (хлебопек)
-Как называются изделия из теста (хлебобулочные изделия).
- Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое
путешествие совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
- Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо
обращаться с хлебом?
o
Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
o
Хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя
кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье.
o
Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если случайно роняли хлеб на
пол, его поднимали и просили прощения за это.
o
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
- Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Хлеб – всему голова.
Без хлеба – нет обеда.
Хлеб – батюшка, а вода – матушка.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Практическая работа с тестом.
- Ребята, я принесла вам тесто с пекарни. Я раздам каждому по кусочку теста,
а вы сделаете из него шарики и поместите их в форму для баранки (дети
работают с тестом ).
- Молодцы, какие ровные и красивые у вас получились шарики. Мы их
сейчас отдадим на кухню нашему повару, она нам испечет баранки. После
того как они испекутся, мы их обязательно попробуем.
Анализ работы:
Воспитатель: Ну вот ребята, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел
наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей
страны и его нужно беречь.