Автор: Макарова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ "ЮЯТК"
Населённый пункт: г.Нерюнгри РС(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Практическое использование элементов блочно- модульного обучения на уроках русского языка в системе СПО (из опыта работы)"
Раздел: среднее профессиональное
Т.А.Макарова, преподаватель русского языка и
литературы
ГОУ
СПО
«Южно-Якутский
технологический колледж»
Практическое использование элементов блочно- модульного обучения на уроках русского
языка в системе СПО (из опыта работы)
Современные
требования
к
образованию
диктуют
новые
подходы
к
методике
преподавания
как
общеобразовательных,
так
и
специальных
дисциплин
в
системе
СПО.
Применение инновационных педагогических технологий должно способствовать не только
углубленному
изучению
дисциплины,
ибо
и
-
а
это
важно!-
развитию
навыков
самообразования
и
самообучения,
формированию
у
будущих
специалистов
навыков
саморазвития.
Технология блочно модульного обучения отвечает всем этим требованиям и привлекает
следующими особенностями содержания:
наличием мотивационного этапа;
законченностью блоков содержания;
сжатием информационного материала в модуле;
сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей;
возможностью самостоятельной работы обучающихся с предложенной программой,
включающей целевой план действий, банк информации и методическое руководство по
достижению поставленных дидактических целей; переходом умений в навыки путём
многократно повторяющейся деятельности обучающихся.
Модульная система обладает определёнными преимуществами:
1)
гибкостью с учётом индивидуальных способностей обучаемых и их особенностей;
2)
ориентированностью на чёткую конечную цель.
Формирование
профессионально
значимых
качеств
обучающихся
в
модульном
обучении
может
осуществляться
более
эффективно
благодаря
специфическим
психодидактическим условиям, которые способствуют следующему:
развитию профессионально- личностной направленности;
формированию устойчивой мотивации профессиональных достижений;
ориентации на самостоятельность в профессионально- личностном становлении;
монотипности групповой направленности и форм совместной деятельности;
формированию
адекватной
самооценки
и
высоких
показателей
профессиональной
самоактуализации;
регламентируемой и контролируемой индивидуализации обучения;
полимодальности в восприятии материала;
приобретению навыков деятельностного самоконтроля;
психологической
оптимизации
профессиональной
подготовки,
базирующейся
на
индивидуальном плане обучения.
Итак,
модульное
обучение
является
комплексной
психолого-педагогической
технологией, предлагающей оптимальное решение вопросов профессионального обучения,
учитывающего личностные особенности.
Модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основе блочно-
модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в
том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно – методические
блоки – модули. Рейтинговая система оценки знаний –это необходимый элемент модульного
обучения.
Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?
Во- первых, содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение
которых
осуществляется
в
соответствии
с
целью.
Дидактическая
цель
формируется
для
обучающегося и содержит в себе не только указание на объём изучаемого содержания, но и на
1
уровень его усвоения. Кроме того, каждый обучающийся получает от преподавателя советы в
письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный материал и т.д.
Во – вторых, меняется форма общения преподавателя и студента. Она осуществляется
через модули и плюс личное индивидуальное общение.
В-третьих,
студент
работает
максимум
времени
самостоятельно,
учится
самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт возможность ему
осознавать
себя
в
деятельности,
самому
определять
уровень
усвоения
знаний.
Видеть
проблемы в своих знаниях и умениях.
В-четвёртых,
наличие
модулей
с
печатной
основой
позволяет
преподавателю
индивидуализировать работу с отдельными студентами.
Что даёт модульное обучение?
Активную и эффективную учебно-познавательную деятельность каждого студента;
Работу с дифференцированной по содержанию программой;
Индивидуализацию контроля, самоконтроля, консультирования;
Возможность самореализации преподавателя и студента;
Путь профессионального самосовершенствования преподавателя.
Реализация всех этапов урока может быть представлена следующим образом. Весь
материал подразделяется на блоки – разделы лингвистики, а блоки – на модули. Рассмотрим
методическое обеспечение модуля и рекомендации к проведению конкретного занятия.
Обеспечение занятия:
1.
Сборник информационных карт «Универсальный модуль успеха».
Данное учебное пособие является основным информационным элементом системной
подготовки по русскому языку. Его цель – сформировать базу теоретических знаний по
предмету
с
помощью
универсального
инструмента
из
блоков
и
модулей,
помочь
преподавателю организовать работу на занятиях по блочно- модульной технологии.
Теоретический материал представлен с учётом требований ГОСТ СПО и включает все
аспекты программы. Обобщающие таблицы и опорные сигналы составлены в доступной
форме, последовательность их усвоения даёт представление о языке как системе.
Пособие состоит из семи блоков:
Лексика и фразеология;
Фонетика;
Морфемика;
Словообразование;
Морфология;
Синтаксис;
Культура речи.
Блок
(раздел
лингвистики)
подразделяется
на
модули
(темы
занятий),
каждый
из
которых отражён в информационной карте (далее ИК). Здесь же помещён текст входного
контроля, выявляющий пробелы в занятиях студентов, которые требуют коррекции. Этап
работы с картой включает самостоятельное ознакомление с таблицами и опорными схемами,
осмысление информации и беседу по содержанию теоретического материала. После этого
студенты делают графические пометки в картах.
Последующая отработка учебного материала на занятии в виде карты заданий строится
на многократном обращении к ИК или фрагментам. В дальнейшем курсе «Русский язык и
культура
речи»
для
студентов
СПО
базируется
на
данных
блоках,
наполняя
их
новым
содержанием.
2.
Программа деятельности студента при изучении определённого модуля, содержащая цели
и
задачи,
дидактический
материал
(карту
заданий,
карту
текущего
контроля
и
тест
итогового контроля).
2
3.
Индивидуальная
карта
самооценки позволяет
студенту
оценить
не
только
самостоятельно
выполненную
работу
на
всех
этапах
деятельности
на
уроке,
но
и
собственный уровень усвоения материала.
Этапы блочно-модульного урока.
Мотивационный этап. Целеполагание (должен знать, можешь знать, должен уметь,
можешь уметь).
Входной контроль с последующей самопроверкой по ключам.
Анализ содержания материала.
Выделение главного в информационной карте.
Отработка практических умений и навыков, систематизация материала.
Самоконтроль.
Контроль.
Установление внутрипредметных и межкурсовых связей (выявление связи данного
учебного материала с ранее изученным и последующим в рамках блоков).
Эффективность использования элементов блочно- модульной системы.
Замена лекционного материала сборником информационных карт позволяет больше
времени на уроке использовать для отработки практических умений и навыков;
Для
преподавателя
решается
проблема
отбора
учебно-методического
обеспечения
уроков;
Студент выбирает для себя на уроке оптимальный объём учебного материала, получает
объективную
оценку
своего
труда,
имеет
пособие
для
самостоятельного
усовершенствования своих знаний;
Методика проведения и дидактический материал данных уроков могут быть положены
в основу создания электронного методического пособия, в таком случае компьютер
станет средством активного изучения.
Внедрение элементов блочно-модульной технологии на примере темы «Правописание
причастий, деепричастий» (4 часа, модуль 5.6)
Этапы построения урока:
1.
Мотивационный этап. Целеполагание.
Даётся название занятия (модуля), формируются цели и задачи студентов: «должен
знать»-
«должен
уметь»
(нормативные)
и
«можешь
знать»-
«можешь
уметь»
(дополнительные). Указывается значимость знаний и умений для изучения темы, связь
содержания данного урока с ранее изученным материалом, уровень его усвоения.
Должен знать: Должен уметь:
Отличительные лексико- 1)Отличать причастия от других
грамматические признаки частей речи;
причастий и деепричастий; 2) Применять правила правописания
Смысловое деление причастий причастий и деепричастий,
на две группы: действительные и учитывая их образование;
страдательные; 3) Пользоваться правилами
Образование и правописание написания, совершенствуя навыки
причастий грамотного письма
4)Грамматически правильно использо-
Правила написания НН
в суффиксах причастий; вать действительные и
Слитное и раздельное написание страдательные причастия и
НЕ с причастиями и деепричастиями, деепричастия.
Можешь знать: Можешь уметь:
Правописание словарных слов, Определять синтаксическую роль
исключений из правил. причастий в предложении;
пользоваться дополнительными
3
источниками.
Этап 2. Входной контроль с последующей проверкой по ключам.
Тест 1. В предложениях есть причастия:
1)
В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему
чашку чаю.
2)
Волоса
были
обстрижены
в
кружок;
на
нём
был
оборванный
армяк
и
татарские
шаровары.
3)
Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь.
4)
Я увидел мужчину росту высокого. Но уже сгорбленного старостию.
5)
Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны.
6)
Река
ещё
не
замёрзла,
и
её
свинцовые
волны
чернели
в
однообразных
берегах,
покрытых белым снегом.
7)
У ворот я увидел старую чугунную пушку.
8)
В
клевете
его
видел
я
досаду
оскорблённого
самолюбия
и
отвергнутой
любви
и
великодушно извинял своего несчастного соперника.
Тест
2.
Вставь
пропущенные
суффиксы.
Укажи
действительные
и
страдательные
причастия.
1)
Зна……ий (……………) разведчик опаснее врага.
2)
Пересох…ий (……………) пласт урожая не даст.
3)
Паш……..ий (……………) вол дороже ленивого человека.
4)
Развали……ийся (……………) дом не подопрёшь одним кирпичом.
5)
Обиж………ый (……………..) народ хуже ос жжёт.
6)
Хорошая дружба лучше, чем укрепл………ая (……………) башня.
7)
В яму, тобой выры…ую (…………), сам и упадёшь.
Тест 3. В каких предложениях выделенные слова являются краткими причастиями?
Номера обведи кружком. Какими частями речи являются остальные?
1)
Стихи прочитаны ею великолепно.
2)
Корреспонденция уже отправлена.
3)
Лошади ещё не кормлены.
4)
Все взволнованы полученным известием.
5)
Всходы зелены и на диво хороши.
6)
Я ветрено, быть может, поступила.
7)
Она единственна в моей жизни.
8)
Дорога длинна и утомительна.
9)
Твоя сестра ветрена.
Тест 4. Раскройте скобки согласно правилам правописания НЕ с причастиями.
1)
Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник.
2)
Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным
пеплом.
3)
А двоечников- человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год
бляха.
Тест 5. В каких словосочетаниях пишется –Н-?
1)
Кипячё……ое молоко;
2)
Кипячё……ое на медленном огне молоко;
3)
Вскипячё……ое молоко;
4)
Некипячё……ое молоко.
Тест 6. Слитно или раздельно?
4
Не?говоря ни слова, не?сомкнув глаз, громко не?годуя, не?решаясь сказать об этом, не?
навидя всех и вся, не?стараясь ни?кого убедить, не?умея довести дело до конца, не?
причиняя ни?кому зла.
Этап 3. Анализ содержания учебного материала.
Из сборника «Универсальный модуль успеха» выбирается нужная информационная
карта, изучается студентами самостоятельно с последующей беседой:
- Что называется причастием?
-Какие бывают причастия?
-От каких частей речи образуются причастия и деепричастия?
-Назовите признаки глагола у деепричастия.
-Сформулируйте правило правописания причастий и деепричастий с НЕ.
-Расскажите о правописании – Н-НН в причастиях.
Этап 4. Выделение главного в ИК. Графическая работа. На основании результатов входного
контроля и анализа содержания учебного материала каждый студент при помощи знаков,
рамочных
и
цветовых
обозначений
выделяет
в
ИК
части,
требующие
дополнительной
проработки или специального изучения.
Этап5. Отработка практических умений и навыков, систематизация материала.
Выполнение ряда упражнений по «Карте заданий». На данном этапе урока может быть
использован как репродуктивный метод обучения, так и частично-поисковый. Базовые знания
не всегда усвоены обучаемым полностью, поэтому часто возникает потребность в обращении
к предыдущим информационным картам сборника. Многократное повторение способствует
систематизации материала, более высокой прочности его усвоения. Студенты выполняют
задания,
исходя
из
своих
способностей.
Тема
«Правописание
причастий»
-
одна
из
труднейших в разделе «Морфология», поэтому некоторым обучаемым можно рекомендовать
выполнить каждое задание частично, а более продвинутым – предложить дополнительно
ознакомиться с мини – словарём «Правописание причастий деепричастий».
Карта заданий
1.
Раскройте скобки:
(Не) увидев ошибки. (Не) приятный для всех сосед. Стоять (не) подвижно. Работа (не)
выполнена. (Не) установленные до конца причины. (Не) улыбающееся лицо. (Не) сказав ни
слова. (Не) возмутимый человек. (Не) успокоившееся море. Калитка (не) закрыта. (Не)
написанное вовремя сочинение. (Не) выполненная, а списанная в классе работа.
2.
Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ- (-ющ-) или –ащ-
(-ящ-).
1) Ре…щий, кол…щий, стел…щий;
2) Стро…щий, гон…щий, мол…щий;
3.
Укажите гласную в причастиях прошедшего времени перед формообразующими
суффиксами.
1)
Закач…нный- закач…вший (газ в баллон);
2)
Прове…нное – прове…вший (на току зерно).
4.
Каким словам – причастиям или прилагательным – принадлежат краткие формы
в цепочках?
1)
Девочка умна и воспита……а; дети невежливы необразова……ы;
5
2)
Девочка воспита……а, к сожалению, одной мамой. Фирма не образова……а вновь,
а реконструирова……а.
5.
Вставь пропущенные буквы:
Постро…в дом, увид…в корабль, посмотр…в вверх, возненавид…в людей,
обид…
вшись на друга, во всём завис… от родителей, почу…в добычу, услыш…в разговоры,
громко зала…в, уничтож…в все следы.
Этап 6. Самоконтроль.
Самостоятельное
выполнение
задание
«Карты
текущего
контроля»
с
применением
полученных
знаний
(4
варианта).
Самопроверка
по
ключам,
заполнение
«Кары
самооценки»: выставление баллов за каждый этап работы, отметки (+ - ) выполнения
поставленных задач («Должен уметь»).
Карта текущего контроля
1.
Образуйте все возможные формы причастий от глагола читать.
2.
Спишите, графически объяснив условия выбора суффикса:
Умира……ие
звёзды;
бодр……ий
морской
воздух;
запах
распуска……ейся
зелени;
брезж……ий свет звёзд; сверка……ий снег; улыба……ееся детское лицо; утопляя……
ее боль лекарство; стро……ийся дом; приближа……аяся ночь; плыв……ие облака;
развева……ийся флаг; вед……ая к садам дорога; переплыва……ий реку; загора……
ееся солнце.
3.
Замени глаголы причастными оборотами по образцу.
Лампа, которая горит (ярко горящая лампа).
1)
Кит,
который
плавает
(……………………………………………………)
посреди
красного водного поля, кажется гигантским. 2) На борту корабля или на носу
ш л ю п к и
у с т а н а в л и в а е т с я
о с о б а я
п у ш к а ,
к о т о р а я
с т р е л я е т
(………………………………………………….) разрывными пулями. 3) Полосатик
будто не замечает шлюпки, которая описывает (…………………………………….)
круг, обходя его. 4) Такая же мысль мелькнула у боцмана, который рассматривает
(………………………………………………………….) другой бок кита. 5) Компас,
который
всегда
находится
(………………………………….)
перед
его
глазами,
позволяет вести судно по курсу.
4.
Есть
несколько
советов,
как
в
сомнительном
случае
отличить
причастие
от
прилагательного.
1)
Причастие всегда можно заменить глаголом, от которого оно образовано.
По полю рассеяны семена. По полю рассеяли семена.
2)
Прилагательные нельзя заменить глаголом, от них можно образовать сравнительную
степень.
Эти мальчики на уроках рассеянны. Сегодня они рассеяннее, чем вчера.
3)
Причастие можно заменить другим причастием.
По полю рассеяны семена. По полю разбросаны семена.
4)
Прилагательное можно заменить другим прилагательным.
Мальчики на уроках рассеянны. Мальчики на уроках невнимательны.
Проанализируй трудные случаи с помощью этих советов.
1)Путешественники озабоче…ы отсутствием проводника. 2) Организован…а группа
специального назначения. 3) Моё внимание сосредоточен…о на решении задачи. 4)
Она всегда слишком озабочен…а. 5) Бурные потоки воды сдержан…ы плотиной. 6)
Бригада организован…а и дружна. 7) Дети воспитан…ы и умны. 8) На лекции все
были
сосредоточен…ы.
9)
Наташа
была
равнодушна,
сдержан…а
и
как
будто
рассеян…а.
10)
Она
была
взволнован…а
его
неожидан…ым
появлением.
11)
Девушка самоуверен…а и горда. 12) Они уверен…ы в своей правоте. 13) Речь её
6
путан…а и непонятна. 14) Нитки запутан…ы. 15) Восстание подавлен…о. 16) Она
устала и подавлен…а.
Этап 7. Контроль.
Итоговый контроль (по вариантам) представляет собой тесты (5-7) закрытого типа с
пятью вариантами ответов, один из которых верный. Итоговая оценка каждого студента
формируется средняя из полученных на каждом этапе урока и выставляется в «Карту
самооценки» (таблица №2).
Итоговый контроль.
Тест 1. Выделенное слово – причастие:
А) Кипящая вода;
Б) Кипучая натура;
В) Летучий газ;
Г) Горючие слёзы;
Д) Лежачий камень.
Тест 2. Пишется У:
А) Леч…щий врач;
Б) Терп…щие бедствие;
В) Скач…щие кони;
Г) Стро…щаяся больница;
Д) Та…щий снег.
Тест 3. Пишется Е:
А) Ненавид…мый всеми;
Б) Передава…мые в руки;
В) Слыш…мые вдалеке;
Г) Завис…мый от доходов;
Д) Муч…мый сомнениями.
Тест 4. Пишется НН:
А) Ране….ый солдат;
Б) Кипячё…ое молоко;
В) Связа…ый свитер;
Г) Вяза….ый шарф;
Д) Некипячё…ая вода.
Тест 5. Пишется Н:
А) Девочка воспита…а мамой;
Б) Девочка воспита…а, образова…а;
В) Малышка весела и взволнова…а;
Г) Собака дрессирова…а;
Д) Студентка сосредоточе…а и внимательна.
Тест 6. НЕ пишется слитно:
А) (Не) решённая мною задача;
Б) (Не)решённая, а списанная задача;
В) Отнюдь (не)решённая задача;
Г) Задача (не)решена;
Д) (Не)решённая задача.
7
Тест 7. Распредели деепричастия отметив, смеясь, слыша, осмыслив, звуча, выросши,
вылетая,
осознавши,
будучи,
знаючи,
принёсши
по
колонкам,
выделяя
суффиксы.
Озаглавь колонки.
Этап 8. Установление внутрипредметных и межкурсовых связей.
Выявление связи данного учебного материала с ранее изученным и последующим в
рамках
блоков
«Морфология»,
«Словообразование»,
«Синтаксис».
Также
указывается
необходимость данных знаний для изучения морфологических норм в курсе «Русский язык
и культура речи».
8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.
общеобразоват. учреждений/ А.И.Власенков. Л.М. Рыбченкова – 9-е изд. – М.:
Просвещение,2003.
2.
Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М.. Принципы модульного обучения.- Вестник
высшей школы, 1987. Н8, с.35-38.
3.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.. Русский язык без репетитора.- М: «Лайда» 1996.
4.
Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. Учеб. Пособие.- М:
Народное образование, 1998 с.256.
5.
Третьяков Л.И., Сенновский И.Б.. Технология модульного обучения в школе.- М:
Новая школа, 1997.
6.
Журнал «Среднее профессиональное образование» №6 2010.
9