Напоминание

Использование деловых игр при изучении дисциплин химии


Автор: Быкова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава РФ, колледж
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Использование деловых игр при изучении дисциплин химии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование деловых игр при изучении дисциплин химии

Т.В. Быкова,

преподаватель ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, колледж

В сложившихся социально – экономических условиях в России основой образования должны быть не

столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только

выпускать специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включать его уже на стадии

обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной

среды, сделать его проводником новых решений.

Современные приоритеты образования - доступность, качество, эффективность. Реализации этих

приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной

деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения

результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью.

Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений относятся к разработке

технологий. По настоящему продуктивными являются технологии, ориентированные на личность

обучающегося, его интересы, способности, позволяющие организовать учебный процесс с учетом

профессиональной направленности обучения.

Главная задача российского профессионального образования – обеспечение современного качества

образования

на основе сохранения его фундаментальности

и соответствия

актуальным

и

перспективным потребностям личности, общества и государства. Исходя из этого, учебный процесс

требует применения инновационных технологий. В современном обществе востребованным

становится высококачественное профессиональное образование.

Инновационные технологии - необходимое условие для формирования у обучающихся способностей

разбираться в профессиональных ситуациях, своевременно реагировать на социально-экономические

изменения, уметь нестандартно мыслить, стремиться к постоянному обновлению знаний.

Не секрет, что химия относится к тем дисциплинам, которые вызывают у обучающихся большие

затруднения при изучении. Использование активных (деятельных) педагогических технологий для

преодоления барьера «непонимания» является одним из вариантов решения этой проблемы. Потому

что

основное

назначение

деятельных

технологий

-

подготовка профессионала-специалиста,

способного квалифицированно и творчески решать профессиональные задачи.

Деловая

игра

зародилась

как

инструмент

поиска

управленческих

решений

в

условиях

неопределенности и многофакторности. В настоящее время она используется в учебном процессе

образовательных учреждений, как педагогическая технология, или один из методов активного

обучения

Особенно широко деловые игры стали использоваться в последние годы. В настоящее время в мире

используется более 2000 видов и разновидностей деловых игр.

Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной

деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики

Деловая игра - это средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности,

аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, нахождения оптимальных путей

решения разнообразных проблем, алгоритмов на основании которых, можно спрогнозировать

подобные ситуации и успешно их избежать.

К тому же, деловая игра является методом поиска новых способов ее выполнения, и методом

эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного

предмета и реальным характером профессиональной деятельности

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом

каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в

деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом —

общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой

деятельности. Деловая игра - это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам

сотрудничества

Сущность деловой игры – это творческая деятельность участников, которым нужно отыскать

проблему и способы ее решения.

Опыт использования деловой игры в образовательном процессе позволяет выделить ряд её

преимуществ по сравнению с традициональными формами обучения:

игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения

поставленных проблем и т.д.;

в деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в

реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике

развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации;

деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

деловая игра дает возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях;

деловая игра позволяет концентрировать внимание студентов на главных аспектах проблемы и

устанавливать причинно-следственные связи;

деловая игра способствует развитию взаимопонимания между участниками игры.

Вместе с тем, ни одна форма учебного занятия не может являться идеальной. Деловая игра не

выступает исключением. Как основные недостатки деловых игр можно

рассматривать: относительную сложность её подготовки и проведения, отсутствие четкого алгоритма

проведения игры, отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную

оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат.

При организации деловых игр необходимо выполнять ряд условий:

внимательность участников игры;

включенность в игру каждого участника;

сопричастность, уважение точки зрения других;

мотивация студентов к самовыражению.

Деловая игра должна содержать игровую и учебную задачи. Игровая задача – выполнение играющим

определенной профессиональной деятельности. Учебная задача – овладение знаниями и умениями.

К игре преподаватель разрабатывает инструкции, которые включают:

описание должностных обязанностей специалистов;

перечень основных знаний и умений, которыми должен оперировать студент, исполняя

конкретную роль;

требования к оформлению и обоснованию задания.

Практикуем чаще всего структуру деловой игры, приведенную в таблице 1:

Таблица 1

Структура деловой игры

Этап игры

Деятельность участников игры

Деятельность

преподавателя

1

2

3

1 этап –

формулирование цели

игры и сообщение

необходимой

информация

Четко представить себе проблему или

структуру задач, соотнести проблему с

поставленной целью

Организовать работу в

малых группах. Лучше

предложить участникам

игры самостоятельно

выбрать проблему и

группу.

2 этап –

самостоятельная

работа слушателей в

командах

Вникают в проблему, пытаются понять ее,

вырабатывают навыки к анализу ситуации и

проявляют способности личности.

Коллективное обсуждение: используется

Оказывает помощь

практический опыт, уточняются позиции,

вырабатываются выводы или решения путем

соглашения. Возможно существование

отдельной точки зрения кого- либо из

участников.

3 этап – межгрупповая

дискуссия

Каждая группа предлагает свой вариант

разрешения рассматриваемой проблемы.

Участники других групп выступают в качестве

оппонентов: задают вопросы, выступают с

критическими замечаниями или в поддержку

проекта

Управляет дискуссией,

при помощи наводящих

вопросов старается

привести к

правильному решению

проблемы. Запрещено:

высказывать свою

точку зрения,

связанную с анализом

ситуации или проблемы

В деловых играх на занятиях по дисциплинам химии обучающиеся играют роли лаборантов,

технологов, экспертов, экологов, руководителей.

В образовательном процессе при изучении дисциплин химии используем тематику деловых игр:

«Общественный смотр знаний».

Мозговой штурм «Узнай меня» (распознавание катионов и анионов) при изучении раздела

«Качественный анализ» по дисциплине: «Аналитическая химия»;

«Вещества в твоей жизни» (титриметический анализ);

Основные задачи деловой игры:

дидактическая (учебная) – формирование теоретических знаний в области принятия решений,

развитие навыков логического мышления, профессиональных навыков и умений.

учебно-производственная игровая задача определяется ролью, которую выполняет студент.

Игровая ситуация - это условия и сценарий игры, дается в виде описания ситуации.

Игровой результат – это показатели, по которым присуждается победа в игре, оценивается качество

действий играющих. Показателями качества игрового результата являются правильность

принимаемых решений, минимум ошибок, быстрота выполнения заданий.

Деловая игра при изучении дисциплин химии позволяет найти решение сложных проблем путем

применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников

как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с

помощью модеративной работы преподавателя, обеспечивающих продуктивное общение.

Таким образом, деловые игры являются одним из наиболее эффективных методов обучения,

позволяющим снять противоречия между теоретическим характером учебной дисциплины и

практическим характером профессиональной деятельности обучаемого.



В раздел образования