Автор: Наумова Лариса Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №71
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовской области
Наименование материала: доминантное музыкальное занятие в старшей группе
Тема: "Кто с нами рядом живёт"
Раздел: дошкольное образование
Доминантное музыкальное занятие в старшей группе на тему:
«Кто с нами рядом живёт?»
(раздел «Музыкальное движение»)
Цель: Совершенствование двигательной культуры и танцевального
творчества.
Задачи:
-Побуждать детей выразительно исполнять имитационные движения зверей
и птиц.
-Учить согласовывать танцевальные движения с текстом песни
-Развивать коммуникативные умения, чувство ответственности за
представителей животного мира.
Музыкальный материал:
-А. Жилинский «Мышки»
-М.Дюбуа «Киска»
-Т.Назарова-Метнер, сл.В.Орлова «Цап-цап-цап»
-Эстонская народная мелодия
Оборудование:
-Мультфильм «Варежка» (видео)
-Ритмические таблицы
-Аудиозаписи
-Маски для театрализации
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Варежка»
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал. В это время на экране – мультфильм «Варежка».
Музыкальный руководитель, жестами подзывает детей к себе, они несколько секунд
смотрят на экран, затем его выключают.
Ребята, вам знаком этот мультфильм? Как он называется? О чём мечтала
девочка? Почему девочка мечтала иметь собачку? Правильно, она мечтала
иметь настоящего друга, хотела заботиться о нём. А какие животные есть у
вас дома? Попробуйте сейчас не рассказать, а показать, кто именно у вас
живёт.
Индивидуальный показ пластических этюдов «Угадай, кто я?»
Жалко, что животные не умеют разговаривать, но если к ним внимательно
присмотреться, то можно о многом узнать. Посмотрите, какая история
произошла с этим петушком.
Танцевальная разминка «ПЕТУШОК»
1.
М.Р исполняет танцевальные движения
2.
Дети выполняют движения по показу
А теперь, вставайте в круг, начинаем мы игру!
Игровое упражнение на координацию движений «ВОРОНА»
Еду, еду
(руки вытянуты вперёд, кулачками вниз, «пружинка» на носочках)
Вижу -
(ладонь правой руки прижать ко лбу «Козырьком»
Мост
(соединить обе руки дугой перед собой)
На мосту ворона сохнет
(вытянутые вверх руки скрестить, растопырив пальцы рук)
Я ворону шасть под мост
(резко сбросить обе руки вниз
Пусть ворона мокнет
(махнуть рукой)
Еду, еду, вижу – мост
(те же движения)
Под мостом ворона мокнет
(сбросить руки вниз)
Я ворону шасть на мост
(выбросить руки вверх и скрестить, растопырив пальцы)
Пусть ворона сохнет
(махнуть рукой)
А пока ворона сохнет, давайте пройдём по этому мостику. Только осторожно!
Держитесь крепче за руки!
Игровое упражнение «МОСТИК»
(выворачивание круга)
Положили через речку очень узкую дощечку
(стоят в кругу, взявшись за руки)
Кто пройдёт – провалится, кошка – в воду свалится,
Курица – споткнётся, утка - сковырнётся
(боковой приставной шаг вправо по кругу)
Только мышка перешла, всех с собой перевела
(не расцепляя рук, ведущий
проводит лёгким бегом всех детей через круг в воротца – «выворачивание»)
Вот мы перешли через мостик и попали на эту чудесную полянку.
Расходитесь врассыпную!
(дети расходятся по залу)
Ой, ребята, тише, тише! Что-то, кажется, я слышу!
Ритмическая игра «ДЯТЕЛ»
Дятел сел на толстый сук. Тук-тук-тук!
(хлопки – дети повторяют)
Всем друзьям своим вокруг. Тук-тук-тук!
(шлепки – дети повторяют)
Телеграмму срочно шлёт. Туки-тук! Туки-тук!
(притопы – дети повторяют)
Что весна уже идёт. Туки-тук! Туки-тук!
(Хлопки. Шлепки. Притопы – дети
повторяют)
А давайте вот эту телеграмму почитаем!
Ритмические таблицы
(дети воспроизводят ритмические рисунки хлопками, шлепками, притопами,
щелчками. При чтении ритма используют ритмические слова «мышка» и «кот»)
Музыкальный руководитель показывает детям ноты музыкальной пьесы.
А теперь наши мышки зазвучали в этой книжке!
Звучит музыкальная пьеса Жилинского «МЫШКИ»
ЭТЮД «МЫШКИ» - разучивание
Как ведут себя мышки в начале этой пьесы?
(осторожно, оглядываясь по
сторонам)
Кто может показать?
(индивидуальный, затем подгрупповой и групповой показ)
Всегда ли музыка звучит одинаково или её громкость меняется?
(становится
всё громче и громче).
Послушайте, что случилось с мышатами?
(убежали)
Попробуйте определить, в каком месте этой пьесы мышки испугались и
убежали в норку?
(дети внимательно слушают и выделяют данный момент
хлопком в ладоши).
Изменилось ли настроение мышат в этой части пьесы?
(слушают, отвечают).
Кто может показать, как расхрабрились мышки?
(индивидуальный, затем групповой показ – высокий шаг, размахивая «лапками»)
Снова меняется громкость музыки – мышки опять чего-то испугались и
сжались в комочек вот так
(показать),
оглянулись по сторонам и опять –
быстро в норку. Сидят и пищат под музыку вот так
(показать, такты 29-32)
Теперь покажем всё с самого начала.
ЭТЮД «МЫШКИ» - исполнение
Не зря мышки волновались, ведь как только они спрятались в норку, сразу
появилась
(играю музыкальный фрагмент пьесы М.Дюбуа «Киска»)
Кто это?
(кошка)
Но эта кошка не собиралась охотиться за мышками, а просто решила
прогуляться. Каждая кошка любит гулять сама по себе. Давайте это покажем.
ЭТЮД «КИСКА» -исполнение
С крыльев, стряхивая капли, очень важно ходят… (цапли)
Звучит музыка Т.Назарова-Метнер к песне «Цап-цап-цап». Дети вышагивают высоким,
подчёркнуто медленным шагом, шаг равен половинной ноте. Руки-«крылья» - в
стороны. Они помахивают ими, как бы стряхивая капли дождя.
Цапли медленно шагают, цапельки их догоняют.
Дети-«цапельки» тоже шагают по болоту, раскрыв «крылья», но их шаги в два раза
быстрее, щёлкают «клювами».
А лягушки быстро скачут, как весёлый лёгкий мячик.
Дети ритмично прыгают «по-лягушачьи»
А теперь давайте вместе мы станцуем эту песню!
Дети делятся на три группы: цапли, цапельки, лягушки.
ЭТЮД «ЦАПЛИ И ЛЯГУШКИ»
Живёт на свете очень много животных, рыбок, птиц и змей,
Но человек – хозяин всей природы и должен быть в ответе за зверей!
Я уверена, ребята, в том, что вы всегда будете беречь природу и защищать
наших братьев меньших, тех, кто с нами рядом живёт.