Автор: Кривецкая Тамара Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом-школа № 95"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Социальная адаптация детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование театрализованной деятельности для развития эмоциональной сферы детей
младшего дошкольного возраста в условиях детского дома-школы
Младший дошкольный возраст наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.
В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память,
мышление,
воображение
и
речь.
В
этот
же
период
происходит
формирование
основных
качеств
личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов
развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания в младшем дошкольном возрасте
является театр и театрализованные представления. Театр – один из самых демократичных и доступных
видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии,
связанные с художественным и нравственным, эстетическим воспитанием, развитием коммуникативных
качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Воспитательные возможности театрализованных представлений широки. Участвуя в ней, дети
знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованные представления не
только расширяют представления детей, обогащают их знания о действительности, главное – они вводят
их в особый, исключительный мир сказки, чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Сила театра в эмоциональном воспитании огромна. Театр особенно пробуждает активность
детей, т.к. она настраивает на сопереживание, сочувствие. Дети на какое-то мгновение даже забывают,
что находятся, например, в группе, вскакивают с мест, смеются, плачут, то есть пытаются вмешаться в
ход событий. Есть дети, которые, смотря театрализованную сказку, застывают в напряженной позе – не
шевелясь и как бы не дыша. Они также переживают, содействуют персонажам не менее активно, чем
эмоционально подвижные и открытые дети. Театр активизирует воображение детей, заставляет их
сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у малышей
появляются не только новые знания, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к
окружающему, к людям, предметам, явлениям.
Всё вышесказанное особенно актуально для детей, воспитывающихся с младенчества в условиях
детского дома.
Эти дети часто не распознают и не выражают, либо выражают неадекватно, даже основной
спектр
эмоций,
дают
слабый
эмоциональный
отклик
на
окружающие
события.
Ограниченные
в
материнской
ласке
и,
следовательно,
испытывающие
сенсорную
и
эмоциональную
депривацию
(нехватку, дефицит), эти малыши остро нуждаются в дополнительном источнике положительных, ярких
эмоций, чувств. На наш взгляд театрализованная деятельность в условиях детского дома, начинающаяся
с младшего дошкольного возраста служит одним из таких источников.
Занимаясь с малышами основами театрализованной деятельности, мы делаем жизнь наших
воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью.
Рекомендации педагогам по использованию театрализованной деятельности
для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста
в условиях детского дома-школы
Кривецкая Т.А., Михайлова Л.В.
Занятия по развитию и обогащению эмоциональной сферы детей посредством театрализованной
деятельности
рекомендуется
проводить
1
раз
в
неделю.
Регулярность
проведения
способствует
закреплению положительного эффекта в развитии эмоций малышей.
Следует также учитывать, что дети младшего дошкольного возраста любят повторно проживать
эмоционально
насыщенные
события.
Поэтому
целесообразно
иногда
повторять
театрализованные
этюды.
В группе раннего возраста длительность занятия
не более 5-7 минут. В отдельных случаях
временные рамки занятий могут немного меняться. В тех случаях, когда театр захватывает детей,
взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности (пообщаться с
персонажем, позвонить в колокольчик и т.п.)
Театрализованные представления рекомендуется проводить в конце недели с использованием
ТСО, костюмов для взрослых (сказочница, бабушка-загадушка и т.п.). При этом использовать виды
театров, соответствующие возрасту детей. На группе раннего возраста – это театр мягкой и резиновой
игрушки, би-ба-бо, плоскостной.
Занятия театрализованной деятельностью должны не только предоставлять возможность детям
познавать окружающий мир посредством сказок, но и получать удовлетворение от занятий детям и
педагогам.
С
этой
точки
зрения
большое
значение
имеет
организация
«театрализованного
пространства»,
что
обеспечивает
творческая
мотивация
педагогов,
а
также
заинтересованность
администрации детского дома-школы в реализации инновационной деятельности, т.к. в данное время на
базе
детского
дома-школы
реализуется
областная
экспериментальная
площадка
«Модель
духовно-
нравственного образования воспитанников в условиях детского дома-школы на основе национальных
культурных традиций».
Творческих Вам успехов!