Напоминание

Социальная адаптация детей дошкольного возраста


Автор: Кривецкая Тамара Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом-школа № 95"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Социальная адаптация детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование театрализованной деятельности для развития эмоциональной сферы детей

младшего дошкольного возраста в условиях детского дома-школы

Младший дошкольный возраст наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.

В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память,

мышление,

воображение

и

речь.

В

этот

же

период

происходит

формирование

основных

качеств

личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов

развития и воспитания, как младший дошкольный.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания в младшем дошкольном возрасте

является театр и театрализованные представления. Театр – один из самых демократичных и доступных

видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии,

связанные с художественным и нравственным, эстетическим воспитанием, развитием коммуникативных

качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Воспитательные возможности театрализованных представлений широки. Участвуя в ней, дети

знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованные представления не

только расширяют представления детей, обогащают их знания о действительности, главное – они вводят

их в особый, исключительный мир сказки, чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Сила театра в эмоциональном воспитании огромна. Театр особенно пробуждает активность

детей, т.к. она настраивает на сопереживание, сочувствие. Дети на какое-то мгновение даже забывают,

что находятся, например, в группе, вскакивают с мест, смеются, плачут, то есть пытаются вмешаться в

ход событий. Есть дети, которые, смотря театрализованную сказку, застывают в напряженной позе – не

шевелясь и как бы не дыша. Они также переживают, содействуют персонажам не менее активно, чем

эмоционально подвижные и открытые дети. Театр активизирует воображение детей, заставляет их

сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у малышей

появляются не только новые знания, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к

окружающему, к людям, предметам, явлениям.

Всё вышесказанное особенно актуально для детей, воспитывающихся с младенчества в условиях

детского дома.

Эти дети часто не распознают и не выражают, либо выражают неадекватно, даже основной

спектр

эмоций,

дают

слабый

эмоциональный

отклик

на

окружающие

события.

Ограниченные

в

материнской

ласке

и,

следовательно,

испытывающие

сенсорную

и

эмоциональную

депривацию

(нехватку, дефицит), эти малыши остро нуждаются в дополнительном источнике положительных, ярких

эмоций, чувств. На наш взгляд театрализованная деятельность в условиях детского дома, начинающаяся

с младшего дошкольного возраста служит одним из таких источников.

Занимаясь с малышами основами театрализованной деятельности, мы делаем жизнь наших

воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью.

Рекомендации педагогам по использованию театрализованной деятельности

для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

в условиях детского дома-школы

Кривецкая Т.А., Михайлова Л.В.

Занятия по развитию и обогащению эмоциональной сферы детей посредством театрализованной

деятельности

рекомендуется

проводить

1

раз

в

неделю.

Регулярность

проведения

способствует

закреплению положительного эффекта в развитии эмоций малышей.

Следует также учитывать, что дети младшего дошкольного возраста любят повторно проживать

эмоционально

насыщенные

события.

Поэтому

целесообразно

иногда

повторять

театрализованные

этюды.

В группе раннего возраста длительность занятия

не более 5-7 минут. В отдельных случаях

временные рамки занятий могут немного меняться. В тех случаях, когда театр захватывает детей,

взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности (пообщаться с

персонажем, позвонить в колокольчик и т.п.)

Театрализованные представления рекомендуется проводить в конце недели с использованием

ТСО, костюмов для взрослых (сказочница, бабушка-загадушка и т.п.). При этом использовать виды

театров, соответствующие возрасту детей. На группе раннего возраста – это театр мягкой и резиновой

игрушки, би-ба-бо, плоскостной.

Занятия театрализованной деятельностью должны не только предоставлять возможность детям

познавать окружающий мир посредством сказок, но и получать удовлетворение от занятий детям и

педагогам.

С

этой

точки

зрения

большое

значение

имеет

организация

«театрализованного

пространства»,

что

обеспечивает

творческая

мотивация

педагогов,

а

также

заинтересованность

администрации детского дома-школы в реализации инновационной деятельности, т.к. в данное время на

базе

детского

дома-школы

реализуется

областная

экспериментальная

площадка

«Модель

духовно-

нравственного образования воспитанников в условиях детского дома-школы на основе национальных

культурных традиций».

Творческих Вам успехов!



В раздел образования