Автор: Медунова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 25
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: методический материал
Тема: Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе
«Правила ухода за комнатными растениями»
Автор разработки:
Медунова Наталья Николаевна
воспитатель МДОУ №25г.Ярославля
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Тип ситуации: «Открытие» нового знания.
Цель: формирование обобщенных представлений о дифференцированных
потребностях комнатных растений в солнечном свете и влаге.
Задачи:
Обучающие:
1.
Познакомить детей с различиями в потребностях растений в воде и
свете.
2.
Закрепить
знание
названий
комнатных
растений,
знаний об
основных потребностях комнатных растений, приемах ухода за ними.
3.
Учить
сравнивать
растения,
находить
сходство
и
различия
во
внешних признаках.
4.
Дать представления
о
приспособленности
растений к
с р е д е
обитания.
5.
Содействовать
формированию
у
детей
умения
взаимодействовать
друг с другом, работать в парах.
Развивающие:
1.
Содействовать развитию:
познавательного интереса к комнатным растениям;
любознательности и наблюдательности;
умений и навыков ухода за комнатными растениями;
коммуникативных
умений
(умение
участвовать
в
диалоге,
работать в паре, учитывать мнение партнера);
мыслительных
операций: обобщение,
сравнение,
понимание
взаимозависимостей, умение
устанавливать
причинно-
следственные связи, фиксация причинно-следственных связей в
речи;
самостоятельного
преодоления
затруднения
под
руководством
воспитателя.
Воспитательные:
1.
Содействовать развитию:
1
бережного
отношения
к
комнатным
растениям,
желание
ухаживать за ними, приходить на помощь в трудной ситуации;
чувства ответственности и гордости от совместно выполненной
работы;
чувства
эмоционального
сопричастия
к
объектам
живой
природы
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
1.
Фотографии комнатных растений (кактус, бегония, папоротник,
бальзамин, фиалка) с наклеенными на обратной стороне магнитными
полосками (формат А-4):
2.
Комнатные
растения:
фиалка,
герань,
бальзамин,
алоэ,
кактус,
традесканция, папоротник, орхидея.
3.
Листы форматом А4 желтого, бледно-зеленого, зеленого цветов.
4.
Карточки-символы размером А5
Раздаточный материал:
1.
Конверты (по количеству пар детей) с разрезными картинками, на
которых изображены комнатные растения (формат А-4)
2
2.
Карточки-подсказки «Что нужно растению для роста»
Свет
Игрушки
Воздух
Удобрения
Земля
Забота и любовь
Холод
Тепло
Вода
Опрыскивание
3.
Комплект прямоугольников размером А5 (на пару детей) 3 цветов:
желтого, бледно-зеленого, зеленого цветов.
4.
Картинки комнатных растений на пару (набор из 9 штук).
5.
Схемы-карточки размером 15см х 6см к фотографиям комнатных
растений по 4 штуки на каждого ребенка.
3
Оборудование:
1.
Ноутбук
2.
Колонки
3.
Электронные ресурсы к занятию с изображением слайдов.
4.
Аудиозаписи: «Полёт» Г. Гладкова
(из мультфильма "Малыш и
Карлсон"),
«Музыка
пустыни»,
«Музыка
субтропиков»,
«Музыка
джунглей», музыка для релаксации.
5.
Стульчики для детей – 10 шт.
6.
Магнитная доска.
Герои: Кукла Карлсон.
Предварительная работа с детьми:
1.
Экскурсии в «Зимний сад» ДОУ.
2.
Серия наблюдений за комнатными растениями и совместная трудовая
деятельность по уходу за растениями,
3.
Беседы
и чтение стихотворений, загадок, экологических сказок о
комнатных растениях.
4.
Дидактические
игры:
«Угадай
растение
по
описанию»
«Найди
растение по названию» «Что растениям необходимо для роста?»
5.
Знакомство с природными зонами Земли.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в группу, произносят с воспитателем слова приветствия:
«Солнечные лучики»
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принес в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
Воспитатель и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как
лучи солнца.
- Ребята, почувствуйте себя теплым солнечным лучом и поделитесь теплом
с друзьями.
Дети садятся на стулья. Звучит музыка (Г.Гладков «Полет Карлсона»).
В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка).
Карлсон: Здравствуйте, ребята! (Здравствуй, Карлсон!)
Я,
друзья,
решил
устроить
у
себя
на
крыше
«Зимний
сад».
В
день
рождения мне подарили комнатные растения, но никто не рассказал, как за
ними ухаживать. Вот я и решил приземлиться у вас, потому что увидел в
окне много красивых цветов.
- Карлсон, а какие у тебя растения?
Карлсон: Вот такие. Я принес их фотографии.
Карлсон показывает фотографии комнатных растений (кактус, бальзамин,
алоэ, каланхоэ, герань, бегония, орхидея, традесканция, папоротник,
фиалка).
- Как ты за ними ухаживаешь?
4
Карлсон: Поливаю каждый день, брызгаю, выставляю на яркое солнце, а
они болеют и погибают. Я так расстроился…
- Не расстраивайся, Карлсон! Наши ребята тебе помогут!
- Ребята, вы хотите помочь нашему другу Карлсону? (Да, хотим!)
-
Ребята,
а
что
нам
для
этого надо? (Необходимо определить - какие
комнатные растения живут у Карлсона) (Нужно рассказать о правилах
ухода за ними.)
-
А
в ы можете
это
сделать?
(Да,
сможем
–
ведь
мы
знаем
много
комнатных
растений)
(Мы
читали
много
рассказов,
сказок,
стихотворений о комнатных растениях) (Мы умеем ухаживать за ними в
уголке природы)
- Тогда отправимся в наш уголок природы!
Дети вместе с воспитателем и Карлсоном идут под речёвку.
Уголок природы
в гости ждет ребят.
Наблюдать, ухаживать
здесь каждый будет рад.
Много здесь у нас растений:
Фиалок, фикусов, калерий.
Нужен растеньям хороший уход –
Радовать будут они нас весь год!
2. Актуализация.
- Вот, ребята, мы пришли в наш уголок природы!
Карлсон: Ребята, как много здесь разных растений! Зачем они вам?
Дети рассказывают Карлсону о значении комнатных растений в нашей
жизни, пользуясь картинкой-схемой (слайд 2).
(Комнатные
растения
украшают
нашу
группу,
поднимают
нам
настроение.) (Очищают воздух, поглощая вредные вещества и выделяя
кислород, которым мы дышим.) (Комнатные растения обирают пыль.)
(Они помогают человеку быть здоровым, некоторые из растений лечат
людей.)
Карлсон:
Теперь
я
знаю,
как
много
пользы
приносят
нам
комнатные
растения! Ребята, на день рожденья мне подарили книжку о комнатных
растениях, но щенок Малыша нечаянно порвал в ней картинки. Помогите
мне их собрать и узнать названия растений.
5
2.1.
Дидактическая игра «Собери комнатное растение и назови»
Дети работают в парах. Каждой паре выдается конверт с разрезными
картинками.
Дети
проходят
за
столы.
Нужно
собрать
картинку-пазл
и
правильно назвать комнатное растение. Если пара затрудняется назвать
растение, ему помогают остальные дети.
Карлсон: Ребята, спасибо вам! Теперь я знаю – что это за растения.
- Да, наши дети молодцы! Но чтобы растение хорошо росло необходимо
для них создать условия.
2.2. Дидактическая игра «Что растениям нужно для роста?»
Детям
на
столе
предлагаются
карточки-подсказки
с
условными
обозначениями
того,
что
нужно
для
жизни
и
роста
растений.
Дети
самостоятельно выбирают из предложенных карточек нужную и дают свои
объяснения. Карточки выставляются детьми на магнитную доску.
«Для роста растения нужен солнечный
свет»
«Для роста растения нужен воздух, они им
дышат»
«Для роста растения нужно тепло»
«Для роста растения нужна вода»
«Для роста растения нужна земля»
«Чтобы растения хорошо росли и цвели
нужны удобрения»
6
«Растения любят «умываться»- их надо
опрыскивать»
«И обязательно растениям нужна наша
забота и любовь!»
3. Затруднение в игровой ситуации.
Карлсон: Да, я тоже это знаю. Я свои растения поливаю каждый день,
опрыскиваю, выставляю на яркое солнце. Но им почему-то все равно
плохо…
- Ребята, а вы как вы думаете, почему болеют растения у Карлсона?
(Карлсон не знает, какие растения у него живут) (Может быть, он не
правильно
ухаживает
за
ними)
(За
разными
растениями
по-разному
ухаживают) и т.д.
- Я правильно поняла вас, вы испытываете затруднение? Что будем делать?
(Найти растения Карлсона в альбоме «Комнатные растения в уголке
природы») (Прочитать о них в энциклопедиях растений) (Спросить о
правилах ухода у эколога в детском саду, или у взрослых, кто выращивает
комнатные растения) (Найти о них информацию в интернете) (Нужно
уточнить, какие растения живут у Карлсона и откуда они к нам пришли)
- А вы знаете, какие растения живут дома у Карлсона? Знаете, Родину этих
растений?
(Нет, мы не знаем.)
4. Открытие нового знания.
- Ребята, внимательно посмотрите на комнатные растения! Когда то они
тоже росли в природе, но человеку захотелось, чтобы они радовали его и
дома и тогда люди посадили их в цветочные горшки и стали ухаживать за
ними. Они – “путешественники”, прибывшие к нам только из теплых
природных зон (слайд 3).
-
Как
вы
думаете,
что
нам
нужно,
чтобы
правильно
ухаживать
за
комнатными растениями?
(Мы должны знать родину этих растений. Мы должны знать какие
условия там для их жизни)
-Как мы можем узнать это?
(Мы можем отправиться в путешествие на родину комнатных растений)
- Отправляемся в путешествие! Готовы? (Да!)
7
Слайд
4.
Звучит
«музыка
пустыни».
Дети
рассматривают
картину
«Пустыня».
– Как вы думаете, куда мы попали? (Мы попали в пустыню).
– Какой климат (погода) в пустыне?
(В пустыне сильная жара, засуха, ветры знойные, дожди редкие, поэтому
мало влаги и мало растений)
– Посмотрите, какое чудо – среди такой жары зеленые великаны стоят. Кто
это? (Это кактусы.)
- Кактус – очень выносливое и неприхотливое растение. Посмотрите, какой
стебель у кактуса?
(Стебель толстый и имеет разную форму: округлую, овальную)
-
На
кактусе
много
колючек
–
это
видоизмененные
листики.
Как
вы
думаете, почему стебель у кактусов толстый, а листики в виде иголочек?
(Чтобы их не съели животные)
– Да, правильно, это средство защиты. А еще, оказывается, листики в виде
шипов не дают испаряться воде, которая находиться в растении. А когда
бывает длительная засуха, долго нет дождей, влага, находящаяся внутри
толстого стебля, помогает растению выжить. Вот так растения пустыни
приспосабливаются к неблагоприятным условиям, которые часто случаются
в природе. Люди полюбили эти удивительные растения и стали выращивать
его в горшочках на подоконниках. Найдите
растения пустыни в уголке
природы.
Дети показывают кактус, алоэ.
-
Давайте
обозначим
природную
зону
«Пустыня»
–
желтым
прямоугольником и подберем карточки-символы для этих растений.
Воспитатель выставляет на магнитную доску желтый прямоугольник.
Дети на столе ищут нужную карточку-символ, выставляют её напротив
желтого прямоугольника, дают пояснения.
«Для роста растениям пустыни необходимо
много света – выберем символ
«яркое солнышко»
«Для роста растениям пустыни необходимо
мало воды – выберем символ
«одна маленькая капля воды»
«Растения пустыни не любят влажный
воздух – выберем символ
«нельзя опрыскивать»
-Молодцы! Правильно подобрали карточки.
8
- Продолжаем наше путешествие. Это природная зона - субтропики.
Звучит «музыка субтропиков» Слайд 5. Дети рассматривают картину.
– Какой здесь климат?
(Круглый год тепло: зимой не очень холодно, а летом не очень жарко,
достаточно солнца, влаги, потому что выпадают дожди.)
- Верно. Субтропики – родина цветущих растений: бегоний, фиалок, герани,
бальзамина.
Найдите
растения этой природной зоны в нашем уголке
природы.
Дети находят фиалку, бальзамин, герань.
- Давайте обозначим природную зону «Субтропики» – бледно-зеленым
прямоугольником и подберем карточки-символы для этих растений.
Воспитатель
выставляет
на
магнитную
доску
бледно-зеленый
прямоугольник.
Дети на столе ищут нужную карточку-символ, выставляют её напротив
прямоугольника, дают пояснения.
«Для роста растениям этой природной зоны
нужен свет, но не такой яркий, как в
пустыне – выберем символ
«солнышко без лучиков»
«Для роста растениям необходимо
достаточно воды – выберем символ
«2 капли воды»
«Растения субтропиков любят влажный
воздух – выберем символ
«можно опрыскивать»
Карлсон: вот и я опрыскивал фиалку и герань каждый день, но они у меня
заболели.
- Ребята, в чем же дело? Давайте посмотрим на фиалку и герань. Какие у
них листья?
(Листики мягкие, с ворсинками. Вода не будет впитываться.)
- Да, верно, вода, если брызгать на ее листики, будет скатываться. Не любят
растения с пушистыми листиками влагу, они тогда начнут гнить, а от
солнца
под
каплями
остаются
коричневые
пятна
-
ожоги.
Можно
ли
опрыскивать такие растения?
(Нет, растения с мягкими, опушенными листьями, не любят, когда их
опрыскивают) (Вот поэтому и заболели фиалка и герань у Карлсона)
-Какую картинку-символ можно добавить растениям в эту природной зоне.
9
«Растения с мягкими, опушенными
листьями «опрыскивать нельзя»
- Молодцы, ребята. Карлсон, запомни это правило.
Карлсон: спасибо, вы мне во всем помогли разобраться.
Ну а мы отправляемся дальше. Мы в тропиках.
Слайд 6. Звучит «музыка джунглей». Дети рассматривают картинку на
слайде.
-Какой здесь климат?
(В тропиках тепло и много влаги из-за частых дождей. Здесь мало солнца,
так как много деревьев, кустарников, трав.)
- Совершенно верно! Особенность многих растений тропиков – вьющиеся
стебли-лианы и воздушные корни. Найдите знакомые растения тропиков в
уголке природы.
Дети находят папоротник, традесканцию, орхидею.
-
Давайте
обозначим
природную
зону
«Тропики»
–
зеленым
прямоугольником и подберем карточки-символы для этих растений.
Воспитатель выставляет на магнитную доску зеленый прямоугольник.
Дети на столе ищут нужную карточку-символ, выставляют её напротив,
дают свои пояснения.
«Растениям тропиков не нужно много
солнца, они хорошо растут в тени деревьев
– выберем символ «солнышко в тени».
«Растениям необходимо много воды –
выберем символ «три капли воды»
«Растения тропиков очень любят влажный
воздух – выберем символ
«можно опрыскивать»
- Молодцы! Проверим, все правильно подобрали? (Да)
- А теперь нам пора возвращаться в группу.
Подитог:
- Теперь вы знаете, что комнатные растения пришли к нам из теплых
природных зон. Назовите их. (Пустыня, тропики, субтропики).
- Вы теперь знаете, какие условия необходимы комнатным растениям и
сможете помочь своему другу Карлсону.
10
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1.
Дидактическая игра «Родина комнатных растений».
Детям
предлагается
разложить
картинки
с
комнатными
растениями
по
природным
зонам:
пустыня,
тропики,
субтропики
(Желтые,
зеленые,
желто-зеленые прямоугольники)
- По каким особенностям растений, вы нашли родину этим растениям?
(У этих растений мясистый стебель – они запасают воду. Значит их
родина – пустыня. У других
растений вьющийся стебель и воздушные
корни – значит они родом из тропиков) и т.д.).
- Молодцы! Вы все правильно разложили, потому что знаете особенности
климата природных зон и особенности растений, растущих там.
5.2.
Дидактическая игра «Правила ухода за растениями»
- Ребята, Карлсон принес нам фотографии своих комнатных растений.
Чтобы он не забывал, как правильно заботиться о них, подберем схемы-
карточки к каждому растению.
Каждому ребенку предлагается фотография растения Карлсона и набор
карточек-схем «Уход за растениями». Дети находят нужную карточку среди
предложенных и рассказывают Карлсону, как заботиться об этом растении.
«Это кактус – растение пустыни. Поэтому
он любит яркое солнце, поливать его нужно
мало и нельзя опрыскивать»
«Это бальзамин – растение субтропиков.
Он любит не яркое солнце, полив,
опрыскивание»
«Это папоротник – растение тропиков.
Он может расти в тени, любит обильный
полив, опрыскивания»
«Это фиалка. Она не любит яркое солнце,
11
любит умеренный полив, не любит
опрыскивание, потому что листья у неё
опушенные»
«Это герань. Она не любит яркое солнце,
любит умеренный полив, не любит
опрыскивание, потому что листья у неё
опушенные»
«Это алоэ – растение пустыни. Поэтому он
любит яркое солнце, поливать его нужно
мало и нельзя опрыскивать»
«Это традесканция – растение тропиков.
Она может расти в тени, любит обильный
полив, опрыскивания»
«Это орхидея – растение тропиков. Она
может расти в тени, любит обильный
полив, опрыскивания»
«Это каланхоэ – растение пустыни.
Поэтому он любит яркое солнце, поливать
его нужно мало и нельзя опрыскивать»
12
«Это бегония. Она не любит яркое солнце,
любит умеренный полив, не любит
опрыскивание, потому что листья у неё
опушенные»
Подитог:
- Давайте вместе проверим, для всех ли растений мы подобрали карточки.
Молодцы,
ребята
вы
все
правильно
справились
с
этим
заданием
и
рассказали
Карлсону
о
правилах
ухода
за
разными
комнатными
растениями.
Карлсон: Спасибо вам, ребята. Я полечу к своим цветочкам, - ведь каждому
из них нужен особый уход. До свиданья! (До свиданья, Карлсон)
6. Итог.
- Ребята,
где мы с вами были? (Мы были в путешествии на родине
комнатных растений)
- Где их родина?
(Родина
комнатных
растений
–
теплые
природные
зоны:
пустыня,
субтропики, тропики)
- Почему мы туда отправились? (Нам нужно было выяснить какие условия
для растений на их родине)
- Зачем нам это было нужно знать?
(Чтобы правильно ухаживать за
комнатными
цветами)
(Чтобы
научить
Карлсона
правилам
ухода
за
растениями дома)
- Что было интересного в путешествии? (……………………………………)
- В каких заданиях вы испытывали затруднения? (Трудно было вспомнить
название растения. Подобрать карточку-схему…..)
- Где вам пригодятся новые знания?
(Когда мы будем ухаживать за
растениями в уголке природы, в зимнем саду, дома.)
- Как вы думаете, вы помогли Карлсону? (Да.) ( Мы подобрали каждому
растению Карлсона правила ухода за ним).
- Вы молодцы, вы действительно помогли нашему другу. Теперь комнатные
растения у Карлсона будут хорошо расти и не будут болеть. И сбудется его
мечта о Зимнем саде на крыше.
Я очень рада, что вы помогли другу Карлсону и узнали много нового. Эти
знания обязательно вам пригодятся.
Звучит релакс –музыка.
А сейчас представьте, что вы маленькие растения, совсем слабые, хрупкие,
беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю. Вы
начинаете расти. Как вам хорошо и на подоконнике с другими красивыми
цветами… Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему?
(За ними ухаживают, поливают, их любят).
13
- То же самое чувствуют наши комнатные растения в уголке природы. Мы
будем каждый день ухаживать за ними, дарить им свою любовь и заботу , и
им будет приятно жить в нашей группе.
14