Автор: Арутюнова Светлана Апресовна
Должность: преподаватель общепрофессионального курса
Учебное заведение: ГБПОУ НМТ
Населённый пункт: Новопавловск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития обучающихся на разных курсах обученияногостей
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПАВЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Статья на тему:
«Сравнительный анализ особенностей личностно- профессионального
развития обучающихся на разных курсах обучения в техникуме»
Подготовила:
преподаватель общепрофессионального курса ГБПОУ НМТ
Арутюнова Светлана Апресовна
2020 г.
Сравнительный анализ особенностей личностно- профессионального
развития обучающихся на разных курсах обучения в техникуме
Организация
и
совершенствование
системы
непрерывного
образования
обучающихся
невозможно
без
целостного
понимания
психической
и
познавательной
деятельности.
Важнейшим принципом при этом является
принцип комплексного подхода к изучению особенностей обучающихся. При
организации
и
совершенствовании
системы
непрерывного
образования
необходимо опираться не только на знания психического развития, но и на знание
индивидуальных особенностей обучающихся и в связи с этим планомерно
направлять процесс интеллектуального развития.
В процессе этой работы необходимо выделить
следующие основные
направления личностно-профессионального развития обучающихся:
– развитие профессиональной направленности и необходимых способностей;
– профессионализация и совершенствование психических процессов;
– выработка жизненной позиции;
– повышение уровня самостоятельности и ответственности;
– рост уровня познания в области будущей профессии;
–духовное, этическое, эстетическое развитие;
– повышение самовоспитания и формирования качеств, необходимых в
будущей деятельности;
– повышение инициативы и творчества;
–
формирование
психологической
готовности
к
профессиональной
деятельности.
Особое внимание в психологии обращено на формирование профессиональной
направленности – как значимого направления развития будущего работника.
Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и
выступает «системообразующим» фактором личности профессионала.
Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов,
установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной
профессиональной деятельности.
Учебная мотивация обучающегося
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет
исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии
виды мотивации деятельности разграничиваются по разным основаниям
:в зависимости: а) от характера участия в деятельности
б) от протяженности деятельности
в) от социальной значимости
г) от факта включенности в саму деятельность;
д) мотивы определенного вида деятельности(например, учебной деятельности,
и т.д.)
К определению доминирующей мотивации ее деятельности целесообразно
также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой
сферы самой личности как субъекта. Высшие социальные, духовные мотивы
(потребности) условно могут быть разделены на три группы: 1) мотивы
(потребности) интеллектуально-познавательные; 2) морально-этические мотивы;
и 3) эмоционально-эстетические мотивы.
В системе «обучающий – обучаемый» наш обучающийся является не только
объектом управления, но и субъектом деятельности.
Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что
понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека
они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в
определенную деятельность, – в данном случае учебную деятельность
Учебная
мотивация,
как
и
любой
другой
ее
вид,
характеризуется
направленностью, устойчивостью и динамичность.
Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения
не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры
мотивационной сферы человека-: потребность в учении, смысл учения, мотив
учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Учебный материал и приемы учебной
работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны.
Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в
общении.
Значительное
влияние,
оказываемое
на
самосознание
отношение
к
деятельности и на сами мотивы,
оказывает уровень притязаний.
Одним из
психологических
феноменов,
отражающих
индивидуальные
особенности
мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является
уровень притязаний. Уровень притязаний представляет собой самооценку,
косвенно
выраженную
посредством
требований
к
качеству
собственной
деятельности.
Темперамент представляет собой одну из наиболее изученных индивидных
характеристик.
Темперамент
–
закономерное
соотношение
устойчивых
индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны
динамики психической деятельности.
Темперамент стал предметом внимания медиков и философов раньше других
психологических характеристик. И.П. Павлов понимал темперамент как наиболее
общую характеристику высшей нервной деятельности, выражающую основные
природные свойства высшей нервной системы (в основном силу и быстроту).
Анализ
позволяет сделать вывод о том, что в мотивационной структуре
обучающихся
ведущее место занимают мотивы, связанные с мотивами
творческой самореализации. Эти мотивы для обучающихся
старших курсов
являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с
близкими профессиональными целями. Но осознание этих целей нуждается в
подкреплении
процессуальной
мотивацией,
которая
сопровождается
эмоциональным
отношением
обучающихся
к
процессу
профессиональной
подготовки. Однако наименьше выражены коммуникативные мотивы на первом
курсе.
В свою очередь, учебно-познавательные мотивы являются доминирующими
лишь у обучающихся на третьем курсе обучения в техникуме.
Подводя итоги, необходимо отметить, что результаты изучения мотивационных
аспектов профессиональной подготовки являются основой для дальнейшего
совершенствования процесса обучения и саморазвития личности.
Сравнительный
анализ показал, что значимые различия обнаружены по
следующим
переменным:
коммуникативные
мотивы,
мотивы
избегания,
профессиональные
мотивы,
мотивы
творческой
самореализации,
данные
переменные
наиболее
ярко
выражены
на
выпускных
курсах;
учебно-
познавательные мотивы, социальные мотивы, познавательный мотив, сложность
задания, оценка уровня достигнутых результатов – эти переменные выражены в
наибольшей степени у
обучающихся третьего курса; ожидаемый уровень
результатов и энергичность выражены на втором курсе; темп наиболее ярко
выражен на первом курсе обучения в техникуме.