Напоминание

Сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития обучающихся на разных курсах обученияногостей


Автор: Арутюнова Светлана Апресовна
Должность: преподаватель общепрофессионального курса
Учебное заведение: ГБПОУ НМТ
Населённый пункт: Новопавловск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития обучающихся на разных курсах обученияногостей
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОПАВЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Статья на тему:

«Сравнительный анализ особенностей личностно- профессионального

развития обучающихся на разных курсах обучения в техникуме»

Подготовила:

преподаватель общепрофессионального курса ГБПОУ НМТ

Арутюнова Светлана Апресовна

2020 г.

Сравнительный анализ особенностей личностно- профессионального

развития обучающихся на разных курсах обучения в техникуме

Организация

и

совершенствование

системы

непрерывного

образования

обучающихся

невозможно

без

целостного

понимания

психической

и

познавательной

деятельности.

Важнейшим принципом при этом является

принцип комплексного подхода к изучению особенностей обучающихся. При

организации

и

совершенствовании

системы

непрерывного

образования

необходимо опираться не только на знания психического развития, но и на знание

индивидуальных особенностей обучающихся и в связи с этим планомерно

направлять процесс интеллектуального развития.

В процессе этой работы необходимо выделить

следующие основные

направления личностно-профессионального развития обучающихся:

– развитие профессиональной направленности и необходимых способностей;

– профессионализация и совершенствование психических процессов;

– выработка жизненной позиции;

– повышение уровня самостоятельности и ответственности;

– рост уровня познания в области будущей профессии;

–духовное, этическое, эстетическое развитие;

– повышение самовоспитания и формирования качеств, необходимых в

будущей деятельности;

– повышение инициативы и творчества;

формирование

психологической

готовности

к

профессиональной

деятельности.

Особое внимание в психологии обращено на формирование профессиональной

направленности – как значимого направления развития будущего работника.

Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и

выступает «системообразующим» фактором личности профессионала.

Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов,

установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной

профессиональной деятельности.

Учебная мотивация обучающегося

Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет

исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии

виды мотивации деятельности разграничиваются по разным основаниям

:в зависимости: а) от характера участия в деятельности

б) от протяженности деятельности

в) от социальной значимости

г) от факта включенности в саму деятельность;

д) мотивы определенного вида деятельности(например, учебной деятельности,

и т.д.)

К определению доминирующей мотивации ее деятельности целесообразно

также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой

сферы самой личности как субъекта. Высшие социальные, духовные мотивы

(потребности) условно могут быть разделены на три группы: 1) мотивы

(потребности) интеллектуально-познавательные; 2) морально-этические мотивы;

и 3) эмоционально-эстетические мотивы.

В системе «обучающий – обучаемый» наш обучающийся является не только

объектом управления, но и субъектом деятельности.

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что

понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека

они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в

определенную деятельность, – в данном случае учебную деятельность

Учебная

мотивация,

как

и

любой

другой

ее

вид,

характеризуется

направленностью, устойчивостью и динамичность.

Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения

не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры

мотивационной сферы человека-: потребность в учении, смысл учения, мотив

учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Учебный материал и приемы учебной

работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны.

Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в

общении.

Значительное

влияние,

оказываемое

на

самосознание

отношение

к

деятельности и на сами мотивы,

оказывает уровень притязаний.

Одним из

психологических

феноменов,

отражающих

индивидуальные

особенности

мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является

уровень притязаний. Уровень притязаний представляет собой самооценку,

косвенно

выраженную

посредством

требований

к

качеству

собственной

деятельности.

Темперамент представляет собой одну из наиболее изученных индивидных

характеристик.

Темперамент

закономерное

соотношение

устойчивых

индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны

динамики психической деятельности.

Темперамент стал предметом внимания медиков и философов раньше других

психологических характеристик. И.П. Павлов понимал темперамент как наиболее

общую характеристику высшей нервной деятельности, выражающую основные

природные свойства высшей нервной системы (в основном силу и быстроту).

Анализ

позволяет сделать вывод о том, что в мотивационной структуре

обучающихся

ведущее место занимают мотивы, связанные с мотивами

творческой самореализации. Эти мотивы для обучающихся

старших курсов

являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с

близкими профессиональными целями. Но осознание этих целей нуждается в

подкреплении

процессуальной

мотивацией,

которая

сопровождается

эмоциональным

отношением

обучающихся

к

процессу

профессиональной

подготовки. Однако наименьше выражены коммуникативные мотивы на первом

курсе.

В свою очередь, учебно-познавательные мотивы являются доминирующими

лишь у обучающихся на третьем курсе обучения в техникуме.

Подводя итоги, необходимо отметить, что результаты изучения мотивационных

аспектов профессиональной подготовки являются основой для дальнейшего

совершенствования процесса обучения и саморазвития личности.

Сравнительный

анализ показал, что значимые различия обнаружены по

следующим

переменным:

коммуникативные

мотивы,

мотивы

избегания,

профессиональные

мотивы,

мотивы

творческой

самореализации,

данные

переменные

наиболее

ярко

выражены

на

выпускных

курсах;

учебно-

познавательные мотивы, социальные мотивы, познавательный мотив, сложность

задания, оценка уровня достигнутых результатов – эти переменные выражены в

наибольшей степени у

обучающихся третьего курса; ожидаемый уровень

результатов и энергичность выражены на втором курсе; темп наиболее ярко

выражен на первом курсе обучения в техникуме.



В раздел образования