Авторы: Панова Елена Валентиновна, Докучаева Наталия Витальевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 25
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: методический материал
Тема: Информационно-творческий проект "Создание развивающей предметно-пространственной среды
Раздел: дошкольное образование
Панова Елена Валентиновна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 25», г. Ярославль
Докучаева Наталия Витальевна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 25», г. Ярославль
Информационно-творческий проект
«Создание развивающей предметно-пространственной среды
в группе детского сада, в условии реализации ФГОС ДО»
Актуальность проекта
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
воспитательно
–
образовательная
деятельность
должна
строиться
с
учётом
принципа
интеграции
образовательных
областей.
Решение
программных
образовательных
задач
предусматривается
не
только
в
совместной
деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при
проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных
требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее –
РППС), так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в
целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься
любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Как
известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для
них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное
взаимодействие
с
окружающим
предметным
миром
является
одним
из
условий
эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.
Проблема
РППС группы в полном объеме не отвечает требованиям ФГОС ДО, не в полной мере
реализует образовательный потенциал пространства группы.
Тема проекта: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах
детского сад, в условии реализации ФГОС ДО»
Тип проекта: Информационно-творческий
Вид проекта: внутренний (долгосрочный).
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации
РППС в группе.
Продукт
проектной
деятельности:
РППС
соответствующая
условиям
ФГОС
ДО,
основной
образовательной
программе
дошкольного
образования
муниципального
дошкольного образовательного учреждения МДОУ «Детский сад № 25» г. Ярославля.
Продолжительность проекта: сентябрь 2016 г - февраль 2017 г.
Цель проекта:
Создание
РППС
группы,
комфортных
и
благоприятных
условий
для
полноценного
проживания
детей
дошкольного
детства,
их
гармоничного
развития
и
саморазвития,
формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и
физических
качеств
в
соответствии
с
ФГОС
ДО.
Привлечь
внимание
родителей
к
проблеме создания РППС в группе.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие
полноценное развитие дошкольников.
2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с
учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой,
двигательной,
интеллектуальной,
самостоятельной,
творческой,
художественной,
театрализованной).
4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной РППС в
группе.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие
детей дошкольного возраста.
2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному
развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.
3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.
Нормативно-правовая база проекта:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2.
Типовое
положение
о
дошкольном
образовательном
учреждении»
(приказ
Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. №
2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012)
3. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций»»
СанПиН
2.4.1.3049-13
( Пост. Главного гос. сан.врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013
г Регистр. N 28564
4. Приказ Минобразования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г N 1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистра
30384
5. Письмо Минобрнауки от 17.11.2011 г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки
России от 20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-
методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений
6.
Письмо
Минобразования
России
от
17.05.1995г.
№
61/19-12
«О
психолого-
педагогических требованиях к играм и игрушками в современных условиях».
Этапы и мероприятия по реализации проекта.
Подготовительный этап сентябрь 2016 г.
1.
Изучить
нормативные
документы,
регламентирующих
выбор
оборудования,
учебно-методических и игровых материалов. Анализ нормативных документов.
2.
Составить
список
оборудования,
игрового
материала
по
центрам
развития.
(Перечень
нормативных
документов,
регламентирующих
выбор
оборудования,
учебно-методических
и
игровых
материалов
(представлен
в
методическом
кабинете).
3.
Проанализировать
условия
по
формированию
РППС,
которые
должны
быть
созданы
в
соответствии
с
современными
требованиями,
предъявляемыми
нормативными документами.
4.
Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей
развития детей младшего дошкольного возраста.
5.
Изучение современных научных разработок в области РППС для детей младшего
дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
6.
Участие в семинаре ДОУ по вопросам формирования РППС в группах.
7.
Смотр-конкурс РППС в детском саду (фото и видео презентации)
Реализационный этап
Сентябрь 2016г.– февраль 2017г.
1.
Разработать
паспорт
организации
группового
пространства,
отвечающего
современным
критериям
функционального
комфорта
и
основным
положениям
развивающей,
обучающей
и
социальной
деятельности
для
второй
младшей
группы, в соответствии с ФГОС ДО.
2.
Создать РППС в групповой комнате в соответствии с требованиями пожарной
безопасности, СанПиН 2.4.1.3049-13
3.
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и
игровой мебели, отвечающие возрастным нормам развития детей дошкольного
возраста, СанПиН 2.4.1.3049-13
4.
Создать развивающие центры в группе.
5.
Спланировать
групповое
пространство
с
учетом
развивающих
видов
детской
деятельности, согласно условиям ФГОС ДО.
6.
Провести
работу
по
привлечению
родителей
к
оформлению
группового
пространства и площадки группы.
7.
Проведение
мастер-класса
для
родителей
«Дидактические
игры
для
детей
младшего дошкольного возраста своими руками». (Оформлена выставка продуктов
деятельности мастер-класса)
8.
Оформление выставки творческих работ и дидактических пособий по пополнению
РППС группы, выполненных родителями.
9.
Подготовить презентацию проекта.
10. Разработать
методические
рекомендации
для
воспитателей
по
вопросам
организации РППС.
11. Оформление зимнего участка.
Результативность проекта:
Правильно
организованная
РППС,
направленная
на
личностно
-
ориентированное
развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких
качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. РППС, организованная с
учётом
индивидуализации
пространства
жизни
ребёнка,
отличается
динамизмом.
В
созданном
групповом
пространстве
дети
чувствуют
себя
свободно
и
стараются
максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по
обновлению РППС объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов,
детей и родителей. Такая РППС не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям,
дополнениям
в
соответствии
с
меняющимися
интересами
детей.
В
ходе
реализации
проекта сформировались следующие ключевые компетентности у педагогов:
Информационная:
-умение ориентироваться в информационных источниках;
-умение делать выводы из полученной информации;
-умение задавать вопросы по данной теме.
Технологическая:
- умение планировать этапы своей деятельности;
- умение довести начатое дело до конца;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Социально-коммуникативная:
-умение получать необходимую информацию в общении;
-умение принимать участие в коллективных делах;
-умение уважительно относиться к окружающим людям;
-умение взаимодействовать по системе ребёнок-взрослый.
Динамика развития детей в условиях реализации проекта:
Сравнительный
анализ
интегративных
качеств
воспитанников
на
различных
этапах
реализации проекта показал, что РППС благотворно влияет на развитие детей.
Приложение к проекту – фотогалерея.
«Центр ОБЖ»