Автор: Ларионова Людмила Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 39
Населённый пункт: хутор Трудобеликовский Красноармейский район Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Аксиомы стереометрии в соответствии с ФГОС"
Раздел: полное образование
К
К
РАСНОДАРСКИЙ
РАСНОДАРСКИЙ
КРАЙ
КРАЙ
К
К
РАСНОАРМЕЙСКИЙ
РАСНОАРМЕЙСКИЙ
РАЙОН
РАЙОН
М
М
УНИЦИПАЛЬНОЕ
УНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
ШКОЛА
№ 39
№ 39
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОМЕТРИИ В
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОМЕТРИИ В
10
10
КЛАССЕ
КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ :
ПО ТЕМЕ :
« ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ »
« ПРЕДМЕТ СТЕРЕОМЕТРИИ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ »
К
К
ОНСПЕКТ
ОНСПЕКТ
УРОКА
УРОКА
РАЗРАБОТАЛА
РАЗРАБОТАЛА
УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
МАТЕМАТИКИ
МАТЕМАТИКИ
Л
Л
АРИОНОВА
АРИОНОВА
Л
Л
ЮДМИЛА
ЮДМИЛА
В
В
ЛАДИМИРОВНА
ЛАДИМИРОВНА
2020
2020
Г
Г
Урок 1 . Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.
Цели урока:
■
ознакомить учащихся с содержанием курса стереометрии;
■
ознакомить учащихся с аксиоматическим методом в геометрии (планиметрии и
стереометрии);
■
изучить аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
-
модели тетраэдра, конуса, цилиндра, шара, куба;
-
электронный сценарий урока в форме презентации;
-
компьютер;
-
проектор;
-
карточки с домашним заданием.
План урока:
1.
организационный момент – 1 минута;
2.
Объяснение нового материала – 35 минут;
3.
Домашнее задание – 1 минута;
4.
Подведение итогов – 3 минуты.
Ход урока
1.
Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Ученики
записывают тему урока в тетрадь.
Слайд №1 Слайд №2
2.
Объяснение нового материала. Объясняем ученикам, что школьный курс
геометрии делится на планиметрию и стереометрию.
В планиметрии все фигуры, которые рассматривались при доказательстве каждой
теоремы или при решении задач, располагались на плоскости (на листе бумаги или
на доске и т. д.). Таким образом, мы имели дело только с одной плоскостью, и все
точки, линии, углы, вообще геометрические фигуры лежали только на ней.
В курсе стереометрии нам предстоит рассматривать такие случаи, когда не все точки,
линии и углы данной или данных фигур будут располагаться на одной плоскости.
Вопрос: «Что такое планиметрия?» (раздел геометрии,
в которой изучаются
свойства фигур на плоскости) Вспоминаем, от чего происходит слово планиметрия.
Вопрос: «Что такое стереометрия?» (раздел геометрии, в которой изучаются свойства
фигур в пространстве). Объясняем, от чего происходит слово стереометрия.
При изучении стереометрии мы будем пользоваться рисунками, чертежами: они
помогут нам понять, представить, проиллюстрировать содержание того или иного
факта.
Поэтому прежде, чем приступить к пониманию сущности аксиомы,
определения, доказательству теоремы, решению геометрической задачи, постарайтесь
наглядно представить, вообразить, нарисовать фигуры, о которых идет речь .
«Мой карандаш, бывает еще остроумней моей головы», — признавался великий
математик Леонард Эйлер (1707—1783).
Интуитивное, живое пространственное воображение в сочетании со строгой логикой
мышления — это ключ к изучению стереометрии.
Слайд № 3 Слайд № 4
Объясняем содердание слайда 4 и предлагаем нарисовать фигуры. Все ученики
рисуют в тетрадях, а один ученик у доски. Первая фигура – куб, сначала учитель
предлагает начертить фигуру самим, только потом показываем на слайде конечный
результат (обязательно обращая внимание на видимые и невидимые линии). Все это
геометрические тела (показываем макеты тел). Нас также окружают геометрические
тела. Например: мяч – это шар, системный блок – параллелепипед и др. Ученики
пробуют реальные объекты сопоставить с геометрическими.
Теперь рассмотрим, как же строиться геометрия. Основным методом современной
математики
является
аксиоматический
метод,
и
геометрия не исключение, она так же строится с
помощью
этого
метода.
Рассмотрим,
в
чем
же
заключается этот метод. (слайд №5). Сначала включаем
первый этап метода, объясняем его, затем включаем
следующий этап. Рассматриваем аксиоматический метод
в планиметрии затем в стереометрии. При рассмотрении
метода в планиметрии, учитель рассказывает этапы
метода,
ученики
перечисляют
основные
понятия
планиметрии, отвечают, что такое аксиома, вспоминают аксиомы и приводят
несколько определений и теорем из курса планиметрии.
Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8
Рассмотрим теперь аксиоматический метод в стереометрии. Что же является
основными геометрическими понятиями в стереометрии – это точка, прямая и
плоскость. Далее рассматриваем основные фигуры пространстве, их обозначение и
геометрические понятия.
Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд №11
Стереометрии удовлетворяют все аксиомы планиметрии, но их не достаточно,
поэтому рассмотрим новые аксиомы. Ученикам предлагается начертить таблицу из 4
столбцов и 4 строк, которая заполняется в процессе объяснения материала.
Таким образом, мы с вами изучили все аксиомы стереометрии.
Следует обязательно отметить, что в пространстве существует бесконечно много
плоскостей, и в каждой плоскости справедливы все аксиомы и теоремы планиметрии.
3. Решение задач. № 9 (перечертите чертеж и ответы запишите с помощью
символики). Постройте изображение куба АВСDА
1
В
1
С
1
D
1
:
Рисунок
Краткая запись
Формулировка
Аксиома 1
Аксиома 2
Аксиома 3
А
В
C
D
A
1
B
1
C
1
D
1
D
N
В
С
А
M
К
E
C
1
A
1
A
D
1
D
C
N
M
B
1
B
K
а) назовите плоскости, в которых лежат точка М, точка N;
б) найдите точку F – точку пересечения прямых MN и ВС. Каким свойством обладает
точка F? (Принадлежит и прямой MN, и плоскости (АВС));
в) найдите точку пересечения прямой KN и плоскости (АВС).
4.Домашнее задание
:
Введение п. 1, 2; задания на карточках.
Задание 1. Определите по рисунку:
а) Какие две прямые не лежат на одной плоскости?
1)
AB и A
1
D
1
; 2) AB и BC; 3)
AB и A
1
C
1
; 4)
AB и D
1
C
1
б) Какие три прямые вместе с прямой
A
1
A
лежат на
одной плоскости?
1)
AA
1
, A
1
D
1
и AB
; 2)
AA
1
, A
1
B и AB
; 3)
AA
1
, AB и BC
4)
Ни один из этих ответов не верен
в) Какие утверждения относительно прямой АВ являются ложными?
1) Лежит на плоскости
AA
1
B
1
B
; 2)Лежит на плоскости
BCC
1
B
1
3)
Не лежит на плоскости
BB
1
C
1
C
г) Определите четыре точки, не лежащие на одной плоскости.
1)
A
1
, D
1
, C
1
и B
1
; 2)
A , A
1
, B
1
и C
1
; 3)
B , B
1
, C и C
1
; 4)
A , A
1
, C
1
и C
Задание 2. По рисунку назовите:
а) плоскости, в которых лежат прямые КE, MN, DB.
б) точки пересечения прямой DM с плоскостью ABC,
прямой АE с плоскостью DBC.
5.Подведение итогов.
Оценить знания учащихся с комментированием .
Выставить отметки.
1. Какова была основная цель сегодняшнего урока?
2.Что нового вы узнали на уроке?
3.Что вас заинтересовало на уроке?
4. Какое ваше настроение?
Технологии используемые на уроке:
1.
Технология проблемного обучения;
2.
Технология развивающего обучения
3.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
4.
Здоровьесберегающая образовательная технология
В
С
А
α
а
Урок 2. Некоторые следствия из аксиом стереометрии
.
Цели урока:
■
ознакомить учащихся со следствиями из аксиом стереометрии;
■
показать применение аксиом при решении задач на доказательство.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
-
презентация к уроку;
-
компьютер;
-
проектор.
План урока:
1.
Организационный момент – 1 минута;
2.
Актуализация знаний учащихся – 5 минут;
3.
Объяснение нового материала – 12 минут;
4.
Решение задач – 18 минут;
5.
Домашнее задание – 1 минута;
6.
Подведение итогов – 3 минуты.
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы и
целей урока. Ученики записывают тему урока в тетрадь.
На экране слайд №1.
2.Актуализация знаний учащихся. Учитель отвечает
на вопросы учащихся по домашней работе. Просит учащихся сформулировать
аксиомы стереометрии. По одному три ученика у доски формулируют, выполняют
чертеж и зхаписывают краткую запись аксиом А
1
, А
2
, А
3
.
3.Изучение нового материала: Рассмотрим две задачи. Ученики работают
одновременно с учителем.
Задача №1: Доказать, что через прямую и не лежащую на ней точку проходит
плоскость, и при том только одна.
Дано: а, А
Доказать: (а, А)
⊂
α
Доказательство:
Отметим, что теорема содержит два утверждения:
1.
о существовании плоскости;
2.
о единственности плоскости.
1. Отметим на а точки В и С. Точки А, В, С не лежат на одной прямой. Вопрос
учащимся: Если три точки не лежат на одной прямой, какой можно сделать
вывод? По аксиоме 1 через А, В, С проходит плоскость.
2. Т. к. В, С
∈
α, то и прямая а лежит в плоскости α. Все плоскости проходящие
через три точки будут совпадать с плоскостью, по аксиоме 1 плоскость
единственна. ч.т. д.
Задача №2: Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость и притом
только одна.
Дано: а∩в
Доказать: (а,в)
⊂
α
Доказательство: Отмечаем на b точку В.
Через точку В и а по задаче 1 проходит
плоскость α. По Аксиоме 2 b
∈
α, т. к. А, В
∈
α. ч. т. д.
Говорим о том, что эти задачи являются следствиями
из аксиом стереометрии, в учебнике они отмечены как
теоремы (Слайд №2). Учитель объясняет таблицу,
ученики зарисовывают ее в тетрадь.
В
А
b
α
а