Автор: Иванова Вера Алексанлровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ школа №340 Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья городского уровня
Тема: Метапредметные результаты обучения химии
Раздел: полное образование
Тема. Метапредметные результаты обучения химии
Иванова В.А., учитель химии
ГБОУ школа №340 Невского района
Понятие «метапредметность» в дидактики используется в значении
«надпредметности». «Метаумения» - общеучебные, междисциплинарные познавательные
умения и навыки. В условиях внедрения федеральных образовательных стандартов
метапредметные компетенции являются необходимым требованием к результатам
освоения основной образовательной программы. Результат традиционного обучения-
знания, умения, навыки (ЗУН), в то время, как метапредметный подход направлен
развитие способностей, качеств личности обучающего. Метапредметные результаты во
ФГОС непосредственно представляют универсальные учебные действия, которые
позволяют осознанно осуществлять учебную деятельность, формируют универсальные
общеучебные умения и навыки.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы с учетом
требований ФГОС должны соответствовать 12 основным критериям, указанным в
стандарте. Универсальные учебные действия условно разделятся на четыре блока:
личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. В стандарте также
расшифровано содержание каждого блока метапредметных результатов.
Личностные
- позволяют обучение сделать осознанным, ощущать частью разнообразного мира,
осознавать себя гражданином страны.
Познавательные
- развивают способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств
- сбор, обработка, систематизация информации, выделение нужного из различных
информационных ресурсов;
- работать с учебным и дополнительным материалом, прогнозировать содержание текста
по заголовку, по ключевым словам, устанавливать причинно-следственные связи,
логическую последовательность основных фактов;
- оформлять результаты в виде материального продукта (реферата, макета, модели,
экскурсии), делать электронную презентацию.
Регулятивные
- обеспечивают возможность планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
- контролировать и оценивать свои действия, вносит коррективы в их выполнение на
основании оценки и учета характера ошибок;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место, как в учебной, так и внеучебной
деятельности;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя;
- оценивать свою деятельность, оценивать результаты, сверять с целью, корректировать
при необходимости.
Коммуникативные
- обеспечивают возможность сотрудничать с педагогом, сверстниками при решении
учебных проблем;
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом);
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
- аргументировать свою точку зрения, уметь подтверждать аргументы фактами.
В курсе химии 8 класса изучается тема «Вещество», но эту тему также изучают и на
других предметах: физика, биология, физическая география. На каждом уроке изучается
вещество с разных точек зрения. Учащиеся понимают, что вещество- часть окружающего
мира и его необходимо изучать комплексно с помощью установления межпредметных
связей.
В процессе изучении химии наблюдается сочетание дидактических принципов
научности и историзма, соответствующие истории развития науки. Так, по мере изучения
законов, химических закономерностей наблюдается углубление формирования понятий о
веществе, его структуре, о химической реакции.
В 8 классе понятие «химическая реакция-представляет перегруппировку атомов в
молекулах на основе закона сохранения массы веществ». При изучении темы «Теория
электролитической диссоциации» углубляются знания о химических реакциях, о
механизме реакции, ее скорости реакции, условиях ее проведения. У учащихся
формируется понятие о реакциях, как о целостном процессе, о связи условий проведения
реакций с получаемым продуктом, химической кинетикой.
Урок по теме «Скорость химических реакций» начинаю с проведения лабораторных
опытов. Учащиеся в парах выполняют практический эксперимент, при этом осуществляют
совместную деятельность, учатся координировать деятельность в сотрудничестве.
Учащиеся проводят опыты, наблюдают, анализируют результаты, формулируют выводы,
что способствует формированию познавательных учебных действий. Сложные понятия
школьного курса химии формируются на основе наблюдения, практического
эксперимента.
Метапредметные результаты обучения в старшей школе формируются на основе
межпредметных понятий, навыков практической деятельности, овладение умениями не
только репродукции знаний и их творческому применению.
Пути достижения метапредметных результатов:
- организация самостоятельной деятельности учащихся под контролем педагога,
которая способствует развитию умений выдвигать цели и задачи, выбирать пути решения,
а также навыков самоконтроля, самооценки своей деятельности;
- выполнения учащимися работ разных уровней: репродуктивного, конструктивного,
творческого;
- внедрение на уроках ситуационных заданий развивающего содержания;
- реализация технологии проектной деятельности, которая предполагает
использование поисковых, проблемных методов;
- создание на уроках проблемной ситуации, вызывающей затруднения у учащихся.
Через осмысление проблемы, поиск путей ее решения развивается мыслительная
деятельность учащихся, формируются нестандартные подходы к решению учебных
проблем.
Таким образом, учителю необходимо конструировать информационно-образовательную
среду на уроках, которая позволяет развивать познавательный интерес у учащихся к
предмету, способствуют активному приобретению знаний, умению учиться
самостоятельно.