Напоминание

Метапредметные результаты обучения химии


Автор: Иванова Вера Алексанлровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ школа №340 Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья городского уровня
Тема: Метапредметные результаты обучения химии
Раздел: полное образование





Назад




Тема. Метапредметные результаты обучения химии

Иванова В.А., учитель химии

ГБОУ школа №340 Невского района

Понятие «метапредметность» в дидактики используется в значении

«надпредметности». «Метаумения» - общеучебные, междисциплинарные познавательные

умения и навыки. В условиях внедрения федеральных образовательных стандартов

метапредметные компетенции являются необходимым требованием к результатам

освоения основной образовательной программы. Результат традиционного обучения-

знания, умения, навыки (ЗУН), в то время, как метапредметный подход направлен

развитие способностей, качеств личности обучающего. Метапредметные результаты во

ФГОС непосредственно представляют универсальные учебные действия, которые

позволяют осознанно осуществлять учебную деятельность, формируют универсальные

общеучебные умения и навыки.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы с учетом

требований ФГОС должны соответствовать 12 основным критериям, указанным в

стандарте. Универсальные учебные действия условно разделятся на четыре блока:

личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. В стандарте также

расшифровано содержание каждого блока метапредметных результатов.

Личностные

- позволяют обучение сделать осознанным, ощущать частью разнообразного мира,

осознавать себя гражданином страны.

Познавательные

- развивают способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств

- сбор, обработка, систематизация информации, выделение нужного из различных

информационных ресурсов;

- работать с учебным и дополнительным материалом, прогнозировать содержание текста

по заголовку, по ключевым словам, устанавливать причинно-следственные связи,

логическую последовательность основных фактов;

- оформлять результаты в виде материального продукта (реферата, макета, модели,

экскурсии), делать электронную презентацию.

Регулятивные

- обеспечивают возможность планировать собственную деятельность в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации;

- контролировать и оценивать свои действия, вносит коррективы в их выполнение на

основании оценки и учета характера ошибок;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место, как в учебной, так и внеучебной

деятельности;

- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных

ситуациях под руководством учителя;

- оценивать свою деятельность, оценивать результаты, сверять с целью, корректировать

при необходимости.

Коммуникативные

- обеспечивают возможность сотрудничать с педагогом, сверстниками при решении

учебных проблем;

- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с

другом);

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою

- аргументировать свою точку зрения, уметь подтверждать аргументы фактами.

В курсе химии 8 класса изучается тема «Вещество», но эту тему также изучают и на

других предметах: физика, биология, физическая география. На каждом уроке изучается

вещество с разных точек зрения. Учащиеся понимают, что вещество- часть окружающего

мира и его необходимо изучать комплексно с помощью установления межпредметных

связей.

В процессе изучении химии наблюдается сочетание дидактических принципов

научности и историзма, соответствующие истории развития науки. Так, по мере изучения

законов, химических закономерностей наблюдается углубление формирования понятий о

веществе, его структуре, о химической реакции.

В 8 классе понятие «химическая реакция-представляет перегруппировку атомов в

молекулах на основе закона сохранения массы веществ». При изучении темы «Теория

электролитической диссоциации» углубляются знания о химических реакциях, о

механизме реакции, ее скорости реакции, условиях ее проведения. У учащихся

формируется понятие о реакциях, как о целостном процессе, о связи условий проведения

реакций с получаемым продуктом, химической кинетикой.

Урок по теме «Скорость химических реакций» начинаю с проведения лабораторных

опытов. Учащиеся в парах выполняют практический эксперимент, при этом осуществляют

совместную деятельность, учатся координировать деятельность в сотрудничестве.

Учащиеся проводят опыты, наблюдают, анализируют результаты, формулируют выводы,

что способствует формированию познавательных учебных действий. Сложные понятия

школьного курса химии формируются на основе наблюдения, практического

эксперимента.

Метапредметные результаты обучения в старшей школе формируются на основе

межпредметных понятий, навыков практической деятельности, овладение умениями не

только репродукции знаний и их творческому применению.

Пути достижения метапредметных результатов:

- организация самостоятельной деятельности учащихся под контролем педагога,

которая способствует развитию умений выдвигать цели и задачи, выбирать пути решения,

а также навыков самоконтроля, самооценки своей деятельности;

- выполнения учащимися работ разных уровней: репродуктивного, конструктивного,

творческого;

- внедрение на уроках ситуационных заданий развивающего содержания;

- реализация технологии проектной деятельности, которая предполагает

использование поисковых, проблемных методов;

- создание на уроках проблемной ситуации, вызывающей затруднения у учащихся.

Через осмысление проблемы, поиск путей ее решения развивается мыслительная

деятельность учащихся, формируются нестандартные подходы к решению учебных

проблем.

Таким образом, учителю необходимо конструировать информационно-образовательную

среду на уроках, которая позволяет развивать познавательный интерес у учащихся к

предмету, способствуют активному приобретению знаний, умению учиться

самостоятельно.



В раздел образования