Напоминание

Сценарий совместной образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ для детей 4-5 лет "Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"


Автор: Шильникова Зоя Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 25
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: методический материал
Тема: Сценарий совместной образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ для детей 4-5 лет "Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель Шильникова Зоя Викторовна,

МДОУ Детский сад № 25, город Ярославль

Сценарий совместной образовательной деятельности по

развитию речи для детей среднего дошкольного возраста с

элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

Цель:

закрепление

знаний

детей

о

творчестве

детского

писателя

К.И.

Чуковского. Выявить уровень знаний детей.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.

Упражнять в подборе слов с противоположным значением и по смыслу,

обратных слов; к обобщающему слову подбирать подходящие слова.

Развивающие:

Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному языку, творчеству К.И. Чуковского.

Материал:

Плакат с изображение паровозика (локомотив и 4 вагона красного, синего,

желтого и зеленого цветов), доска с изображением 4 вагончиков (красный,

синий, жёлтый, зелёный), иллюстрации к сказкам: «Федорино горе», «Муха –

Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», фотографии писателей: А.Л. Барто, С.В.

Михалкова, К.И. Чуковского, изображения станций 4 цветов (красная, синяя,

желтая, зеленая), карточки с изображением посуды (стакан, чашка, блюдце,

тарелка, вилка, ложка, нож, чайник, кастрюля, сковорода), картинки для игры

в антонимы (большой - маленький, низкий - высокий, пол - потолок, зима-

лето и т.д.), мешочек с карточками букв (б, в, г,д, ж, з, к, л,м,н,п и т.д.).

Оборудование:

Магнитофон с записью песни «Паровоз-букашка».

Предварительная работа: Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.

*Последовательность выполнения заданий может быть изменена.

Ход:

(В мини - центре книги представлены разнообразные произведения

К.И. Чуковского в разных изданиях)

Воспитатель:

-Ребята, сегодня у нас появилась

новая выставка книг. А вы, знаете,

кто

автор

этих

произведений?

(ответы детей).

Я очень рада, что вы знакомы с

замечательным детским писателем

Корнеем Ивановичем Чуковским.

Ребята, а вы, сможете найти портрет этого писателя?

Детям

предложено

на

выбор

3

портрета:

А.Л.

Барто,

С.В.

Михалкова, К.И. Чуковского).

Как вы догадались? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Посмотрите, у

нас в группе появился поезд (воспитатель показывает плакат с

изображением паровоза).

Только

в

вагонах

никто

не

сидит,

и

локомотив

пустой.

А

кто

управляет

поездом? (ответы

детей:

машинист).

В

нашем

красочном паровозике машинистом будет К.И. Чуковский, так как

мы

отправляемся

в

путешествие

по

сказочной

стране

его

произведений. (выкладываем фото писателя).

Воспитатель:

Прежде чем отправиться в сказочную страну, необходимо найти

потерявшихся пассажиров- героев сказок, и определиться, куда нам

держать путь.

Вы согласны? (ответы д етей).

Тогда для вас первое задание.

Игра «Назови предмет по цвету»

Воспитатель:

-Что бывает синее?

- Что бывает красное?

- Что бывает желтое?

Что бывает зелёное?

Дети

называют

предметы,

а

педагог

отмечает

на

доске

под

соответствующим цветным паровозиком количество ответов, какой

цвет наберёт наибольшее количество баллов, на станцию того цвета

дети и отправятся первой, по количеству данных ответов: второй,

третьей и четвёртой.

Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием. Скорее

занимайте места в паровозике, мы с вами отправляемся к первой

«Жёлтой станции».

Звучит музыка («Паровоз-букашка»), педагог и дети передвигается

к нужной станции.

Воспитатель: Здесь вас ждёт загадка:

Кто не моет, не стирает,

Мусор, грязь не убирает?

От кого сбежали чашки?

Есть такая замарашка,

Ни к чему вопросы, споры –

Всем знакома та Федора,

Я дала тебе подсказку,

Назови скорее сказку.

(Ответы детей: «Федорино горе»)

Педагог показывает иллюстрации и обсуждает с детьми кратко

сюжет.

Воспитатель: Да, Федора стала опрятной и аккуратной, и стала

посуду любить. Давайте вместе с ней поиграем в игру.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Сковорода- сковородочка

Кастрюля- кастрюлечка

Чашка –чашечка

Тарелка –тарелочка

Чайник – чайничек

Ложка- ложечка

Вилка- вилочка

Стакан - стаканчик

Нож –ножичек

Блюдце-блюдечко

Воспитатель: Молодцы. Мы нашли первую пассажирку. Теперь

пора ехать к следующей станции – «Зелёная».

Звучит музыка. Педагог и дети передвигаются к нужной станции.

Воспитатель: Здесь вас ждёт загадка:

Я назойливая очень,

Но в стишке, так, между прочим,

Расскажу вам без прикрас,

Жизнь мою комарик спас. (Ответы детей: «Муха-Цокотуха»).

Педагог показывает иллюстрации и обсуждает с детьми кратко

сюжет.

Воспитатель: Муха-Цокотуха постоянно зовёт в гости друзей и

любит играть в интересные игры. Вы хотите поиграть?

Игра «Волшебный мешочек»

Цель игры: назвать слово на выпавший звук (б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н

и т.д.). Пример: п –палочка.

Воспитатель:

Отлично,

нашли

вторую

пассажирку.

Можно

отправляться дальше. Теперь пора ехать к следующей станции –

«Синяя».

Звучит музыка. Педагог и дети передвигается к нужной станции.

И снова загадка:

Нет врага детишкам злей,

Чем злой разбойник… (Ответ детей: «Бармалей»).

Педагог показывает иллюстрации и обсуждает с детьми кратко

сюжет.

Воспитатель:

Да,

Бармалей

стал

добрее,

и

полюбил

играть

с

Таней

и

Ваней

в

игру

«А н тон и м ы ».

В ы

хоти те

п ои г рать

с

Бармалеем? (ответы детей).

Д и д а к т и ч е с ко е

у п р а ж н е н и е «Скажи

наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с

противоположным значением (игра с карточками).

Большой –

Старый –

Лето –

Высокий –

Пол –

Уродливая –

Злой –

Слабый –

Худой –

Воспитатель: Замечательно.

Мы

нашли

третьего

пассажира.

Можно

оправляться

дальше.

Теперь

пора

ехать

к

следующей

станции – «Красная».

Звучит музыка. Педагог и дети передвигаются к нужной станции.

Загадка:

Просят звери:

- Помогите!

Добрый доктор, ай, болит!

Излечите, исцелите,

Добрый доктор (Ответы детей «Айболит»).

Педагог показывает иллюстрации и обсуждает с детьми кратко

сюжет.

Воспитатель: Да, ребята, доктор перенес

много

испытаний

и

совсем

всё

забыл.

Давайте ему поможем.

Дидактическая

игра «Назови

три

слова»

Воспитатель

предлагает

обобщающее

понятие, а дети подбирают к нему три

подходящих слова.

Животные –

Одежда –

Растения –

Продукты питания –

Транспорт –

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, нашли всех пассажиров.

Итог:

Воспитатель: Пора нам возвращаться, и посадить пассажиров на

их места.

Звучит музыка, педагог и дети подходят к плакату, прикрепляют

иллюстрации и фото писателя.

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось наше путешествие, то

вы похлопайте и потопайте.

Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).

Воспитатель:

Корней

Иванович

Чуковский

был

очень

добрым

человеком и любил детей, и на память он передал подарки для вас в

волшебной коробочке (внутри находятся раскраски по сказкам К.И.

Чуковского), но их необходимо найти. Я думаю, что эта коробочка,

наверняка, находится рядом с героями его сказок.

Дети находят коробочку и получают подарки.



В раздел образования