Автор: Шильникова Зоя Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 25
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: методический материал
Тема: Сценарий совместной образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ для детей 4-5 лет "Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель Шильникова Зоя Викторовна,
МДОУ Детский сад № 25, город Ярославль
Сценарий совместной образовательной деятельности по
развитию речи для детей среднего дошкольного возраста с
элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
Цель:
закрепление
знаний
детей
о
творчестве
детского
писателя
К.И.
Чуковского. Выявить уровень знаний детей.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
Упражнять в подборе слов с противоположным значением и по смыслу,
обратных слов; к обобщающему слову подбирать подходящие слова.
Развивающие:
Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному языку, творчеству К.И. Чуковского.
Материал:
Плакат с изображение паровозика (локомотив и 4 вагона красного, синего,
желтого и зеленого цветов), доска с изображением 4 вагончиков (красный,
синий, жёлтый, зелёный), иллюстрации к сказкам: «Федорино горе», «Муха –
Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», фотографии писателей: А.Л. Барто, С.В.
Михалкова, К.И. Чуковского, изображения станций 4 цветов (красная, синяя,
желтая, зеленая), карточки с изображением посуды (стакан, чашка, блюдце,
тарелка, вилка, ложка, нож, чайник, кастрюля, сковорода), картинки для игры
в антонимы (большой - маленький, низкий - высокий, пол - потолок, зима-
лето и т.д.), мешочек с карточками букв (б, в, г,д, ж, з, к, л,м,н,п и т.д.).
Оборудование:
Магнитофон с записью песни «Паровоз-букашка».
Предварительная работа: Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.
*Последовательность выполнения заданий может быть изменена.
Ход:
(В мини - центре книги представлены разнообразные произведения
К.И. Чуковского в разных изданиях)
Воспитатель:
-Ребята, сегодня у нас появилась
новая выставка книг. А вы, знаете,
кто
автор
этих
произведений?
(ответы детей).
Я очень рада, что вы знакомы с
замечательным детским писателем
Корнеем Ивановичем Чуковским.
Ребята, а вы, сможете найти портрет этого писателя?
Детям
предложено
на
выбор
3
портрета:
А.Л.
Барто,
С.В.
Михалкова, К.И. Чуковского).
Как вы догадались? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Посмотрите, у
нас в группе появился поезд (воспитатель показывает плакат с
изображением паровоза).
Только
в
вагонах
никто
не
сидит,
и
локомотив
пустой.
А
кто
управляет
поездом? (ответы
детей:
машинист).
В
нашем
красочном паровозике машинистом будет К.И. Чуковский, так как
мы
отправляемся
в
путешествие
по
сказочной
стране
его
произведений. (выкладываем фото писателя).
Воспитатель:
Прежде чем отправиться в сказочную страну, необходимо найти
потерявшихся пассажиров- героев сказок, и определиться, куда нам
держать путь.
Вы согласны? (ответы д етей).
Тогда для вас первое задание.
Игра «Назови предмет по цвету»
Воспитатель:
-Что бывает синее?
- Что бывает красное?
- Что бывает желтое?
Что бывает зелёное?
Дети
называют
предметы,
а
педагог
отмечает
на
доске
под
соответствующим цветным паровозиком количество ответов, какой
цвет наберёт наибольшее количество баллов, на станцию того цвета
дети и отправятся первой, по количеству данных ответов: второй,
третьей и четвёртой.
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием. Скорее
занимайте места в паровозике, мы с вами отправляемся к первой
«Жёлтой станции».
Звучит музыка («Паровоз-букашка»), педагог и дети передвигается
к нужной станции.
Воспитатель: Здесь вас ждёт загадка:
Кто не моет, не стирает,
Мусор, грязь не убирает?
От кого сбежали чашки?
Есть такая замарашка,
Ни к чему вопросы, споры –
Всем знакома та Федора,
Я дала тебе подсказку,
Назови скорее сказку.
(Ответы детей: «Федорино горе»)
Педагог показывает иллюстрации и обсуждает с детьми кратко
сюжет.
Воспитатель: Да, Федора стала опрятной и аккуратной, и стала
посуду любить. Давайте вместе с ней поиграем в игру.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Сковорода- сковородочка
Кастрюля- кастрюлечка
Чашка –чашечка
Тарелка –тарелочка
Чайник – чайничек
Ложка- ложечка
Вилка- вилочка
Стакан - стаканчик
Нож –ножичек
Блюдце-блюдечко
Воспитатель: Молодцы. Мы нашли первую пассажирку. Теперь
пора ехать к следующей станции – «Зелёная».
Звучит музыка. Педагог и дети передвигаются к нужной станции.
Воспитатель: Здесь вас ждёт загадка:
Я назойливая очень,
Но в стишке, так, между прочим,
Расскажу вам без прикрас,
Жизнь мою комарик спас. (Ответы детей: «Муха-Цокотуха»).
Педагог показывает иллюстрации и обсуждает с детьми кратко
сюжет.
Воспитатель: Муха-Цокотуха постоянно зовёт в гости друзей и
любит играть в интересные игры. Вы хотите поиграть?
Игра «Волшебный мешочек»
Цель игры: назвать слово на выпавший звук (б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н
и т.д.). Пример: п –палочка.
Воспитатель:
Отлично,
нашли
вторую
пассажирку.
Можно
отправляться дальше. Теперь пора ехать к следующей станции –
«Синяя».
Звучит музыка. Педагог и дети передвигается к нужной станции.
И снова загадка:
Нет врага детишкам злей,
Чем злой разбойник… (Ответ детей: «Бармалей»).
Педагог показывает иллюстрации и обсуждает с детьми кратко
сюжет.
Воспитатель:
Да,
Бармалей
стал
добрее,
и
полюбил
играть
с
Таней
и
Ваней
в
игру
«А н тон и м ы ».
В ы
хоти те
п ои г рать
с
Бармалеем? (ответы детей).
Д и д а к т и ч е с ко е
у п р а ж н е н и е «Скажи
наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с
противоположным значением (игра с карточками).
Большой –
Старый –
Лето –
Высокий –
Пол –
Уродливая –
Злой –
Слабый –
Худой –
Воспитатель: Замечательно.
Мы
нашли
третьего
пассажира.
Можно
оправляться
дальше.
Теперь
пора
ехать
к
следующей
станции – «Красная».
Звучит музыка. Педагог и дети передвигаются к нужной станции.
Загадка:
Просят звери:
- Помогите!
Добрый доктор, ай, болит!
Излечите, исцелите,
Добрый доктор (Ответы детей «Айболит»).
Педагог показывает иллюстрации и обсуждает с детьми кратко
сюжет.
Воспитатель: Да, ребята, доктор перенес
много
испытаний
и
совсем
всё
забыл.
Давайте ему поможем.
Дидактическая
игра «Назови
три
слова»
Воспитатель
предлагает
обобщающее
понятие, а дети подбирают к нему три
подходящих слова.
Животные –
Одежда –
Растения –
Продукты питания –
Транспорт –
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, нашли всех пассажиров.
Итог:
Воспитатель: Пора нам возвращаться, и посадить пассажиров на
их места.
Звучит музыка, педагог и дети подходят к плакату, прикрепляют
иллюстрации и фото писателя.
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось наше путешествие, то
вы похлопайте и потопайте.
Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).
Воспитатель:
Корней
Иванович
Чуковский
был
очень
добрым
человеком и любил детей, и на память он передал подарки для вас в
волшебной коробочке (внутри находятся раскраски по сказкам К.И.
Чуковского), но их необходимо найти. Я думаю, что эта коробочка,
наверняка, находится рядом с героями его сказок.
Дети находят коробочку и получают подарки.