Автор: Крутова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 25
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: методический материал
Тема: Сценарий совместной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Невероятные открытия утенка Тима"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Крутова Светлана Николаевна,
МДОУ Детский сад № 25, город Ярославль
Сценарий совместной образовательной деятельности по познавательному
развитию для детей 5-6 лет
«Невероятные открытия утенка Тима»
Цель: развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через
познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания
детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира
(бумага, песок, вода, магнит).
-
закреплять
знания
детей
о
необходимости
соблюдения
мер
безопасности
в
процессе экспериментирования с предметами окружающего мира.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность и самостоятельность
детей в процессе экспериментирования;
-
развивать
внимание,
наблюдение,
мышление,
умение
выстраивать
причинно-
следственные связи;
- закреплять умения делать простейшие логические выводы.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной
деятельности.
Методические приемы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый,
эксперимент, наблюдение.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: плакаты - «птичий двор», «дождь»; игрушки: утенок Тим,
утка с утятами, еж, домик ежа, корзинка; для опытов: пруд (тазики с водой),
емкости с горячей водой.
Раздаточный:
колокольчики,
бумажные
кувшинки,
кубики
льда,
пластиковые
тарелочки с сухим и подносы с мокрым песком, формочки – оттиски, магниты,
тарелочки с гвоздиками и бросовым материалом.
Предварительная работа: чтение художественной литературы «Знаменитый
утенок Тим», разучивание физкультминутки «Бабочки».
Ход:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями). А чтобы гости немного о вас узнали, я предлагаю
вам поиграть (педагог предлагает детям подойти к столу с колокольчиками).
Воспитатель:
Пусть
зазвонит
колокольчик
у
того,
у
кого
сейчас
хорошее
настроение.
- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит играть.
- Пусть зазвонит у того, кто любит рисовать.
-
Сейчас
колокольчик
зазвонит
у
того,
кто
занимается
в
кружках
и
секциях. (Расспросить подробнее каждого ребенка)
Воспитатель: А сейчас зазвонит мой колокольчик, я хочу тоже рассказать о своём
увлечении,
я
люблю рассказывать
сказки. Ребята,
сегодня
я
предлагаю
вам
отправиться
в
сказку.
Вы
хотите
совершить
путешествие? (Дети:
Да). Тогда
приключения начинаются.
Основная часть:
Дети вместе с педагогом говорят слова «Где ты, сказка, отзовись, нам скорее
покажись».
Воспитатель: Ребята,
вот
мы
с
вами
и
в
сказке. (Дети
вместе
с
педагогом
подходят к столу «Птичий двор»)
Воспитатель: На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились
утята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был
уж очень любопытный - его звали Тим. Он везде совал свой нос (педагог берет
игрушку утенок Тим).
Однажды Тиму захотелось узнать, что же там за забором
птичьего двора, и он пошел открывать мир.
(Дети
вместе
с
педагогом
подходят
к
столу
с
опытом
№
1
«Пруд
с
кувшинками»).
Воспитатель: Выйдя за забор, Тим увидел небольшой пруд, в нем плавало много
загадочных
цветов.
Солнышко
уже
начало
всходить,
и
утенок
увидел,
как
распускаются эти прекрасные цветы. Ребята, как они называются?
Дети: кувшинки.
Воспитатель: А где растут кувшинки?
Дети: в пруду, в реке, в озере.
Воспитатель: Ребята,
посмотрите,
у
вас
тоже
есть
кувшинки,
вырезанные
из
бумаги. Но они закрытые, еще не распустились. Что же нам нужно сделать, чтобы
цветы раскрыли свои лепестки? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, опустите, кувшинки в пруд, и мы понаблюдаем, что с ними
произойдёт.
(Дети опускают кувшинки в пруд, и наблюдают, как распускаются кувшинки).
Воспитатель:
Ребята,
почему
это
происходит? (Ответы
детей).
Правильно
-
лепестки цветов распускаются, потому что бумага намокает, становится постепенно
тяжелее и лепестки раскрываются.
Воспитатель: Посмотрел утенок на кувшинки, полюбовался и отправился дальше
познавать окружающий мир. Но тут вдруг подул ветер и на небе появились тучки.
Пошел дождь. Утенок испугался и спрятался под деревом.
(Дети вместе с педагогом подходят к столу с опытом №2 «Дождь»).
Воспитатель: Я предлагаю показать нашему другу, что мы тоже умеем делать
дождик.
Ребята, посмотрите, перед вами баночки с горячей водой - нужно быть
аккуратными!
Баночки
закрыты
крышками.
В
крышках
сделаны
дырочки.
Помогите мне, пожалуйста, положить лед на крышечки. А теперь понаблюдаем, что
же произойдёт.
(Дети наблюдают, что в баночке пошел дождик.)
Воспитатель: Ребята, а почему пошел дождик?
(Объяснения детей)
Воспитатель: Правильно, лед тает от теплого воздуха, и в отверстия в крышечках
стекает талая вода.
Воспитатель: Прошло немного времени, и дождь закончился.
(Дети вместе с педагогом подходят к столу с опытом №3 «Сухой и мокрый
песок»).
На столе стоят только ёмкости с сухим песком, а с мокрым - стоят отдельно.
Под деревом около утёнка- емкость (половина сухого и половина мокрого песка).
Воспитатель: Снова появилось солнце. Но не хочет Тим выходить из-под дерева –
там сыро, а под деревом сухо, но только скучно. Вдруг, Тим посмотрел вниз и
увидел песок. Ему очень захотелось порисовать на песке с помощью трафаретов,
которые он всегда носил с собой. Утёнок взял трафарет и начал рисовать.
Ребята,
возьмите по трафарету и порисуйте вместе с Тимом.
( Дети рисуют с помощью
трафаретов на сухом песке).
Воспитатель: Какие красивые рисунки у вас получаются! Но, вдруг, подул ветерок,
и
все
рисунки
исчезли (Потрясти
емкости
с
песком).
Рисунки
исчезли.
Тим
удивился, и снова начал рисовать (Дети снова рисуют с помощью трафаретов на
песке). Опять подул ветер, и всё исчезло (Снова потрясти емкости с песком). «Как
же так!» – удивился наш друг.
Ребята, но утёнку хочется, чтобы его рисунки надолго оставались видны на песке.
Как же ему быть? (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно. Ему нужно выйти из-под дерева, на мокрый песок (ведь
только что прошел дождь) и рисовать там.
(Перед детьми емкости с мокрым
песком. Дети рисуют с помощью трафаретов на мокром песке).
Подул ветер
(потрясти емкости)… И наши рисунки остались целы.
«Здорово!» – обрадовался
Тим.
Воспитатель: Ребята, нужно объяснить Тиму, почему так происходит? Почему на
мокром песке рисунки остаются, а на сухом нет?
(Объяснения детей).
Воспитатель: Конечно, ребята, мокрый песок тяжелый и может принимать любую
форму, а сухой песок легкий и рассыпается.
Очистите салфетками руки, и мы продолжим наше путешествие.
Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом;
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
Это бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили...
(Имитация движений.)
(Дети
вместе
с
педагогом
подходят
к
столу
с
опытом
№4
«Ёжик
с
магнитом»).
Воспитатель: Мы вышли на лесную поляну, на которой Тим встретил ёжика.
«
Здравствуй,
ёжик,
куда
ты
направляешься,
с
этим
интересным
камнем?
-
поинтересовался Тим.
«
Этот интересный камень, как ты его называешь, поможет мне собрать гвоздики,
которые
я
случайно
рассыпал.
А
ведь
мне
осталось
совсем
чуть-чуть,
чтобы
достроить свой дом» - ответил ёжик.
«Ха-ха-ха! Да как же этот камень тебе поможет!???» – рассмеялся Тим.
Воспитатель: Ребята, а вы не догадываетесь, о каком волшебном камне идёт речь?
(Дети: это магнит).
Воспитатель: Как же ёжик сможет с помощью магнита собрать все гвоздики?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, нужно показать Тиму, как магнит притягивает гвоздики.
Гвоздики
острые
и
нужно
быть
очень
осторожными! (Дети
магнитом
собирают гвоздики).
Ребята, а почему не притягиваются другие предметы?
(Ответы детей).
Воспитатель: Тиму очень понравилось путешествовать, но ему пора возвращаться
домой - на птичий двор. (Дети вместе с педагогом подходят к столу «Птичий
двор»). Воспитатель: Мы с вами проводили утенка домой, и прежде чем с ним
попрощаться, мы должны ему дать некоторые советы.
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно:
- Нельзя одному уходить из дома без взрослых! Так как на улице нас может ждать
много опасностей!
- А если Тим захочет показать эти эксперименты дома, то нужно это делать только
вместе со взрослыми!
(Дети прощаются с Тимом).
Воспитатель: Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Дети вместе с
педагогом говорят словам «Со сказкой мы прощаемся, в группу возвращаемся».
Подведение итогов:
Дети вместе с педагогом подходят к столу с колокольчиками.
Воспитатель:
-
Сейчас
зазвонит
колокольчик
у
того,
кому
понравилось
наше
сегодняшнее
путешествие.
- Колокольчик зазвонит у того, кто считает, что нам всё удалось объяснить утенку
Тиму. (Уточнить – ЧТО мы объясняли).
-
Колокольчик
зазвонит
у
того,
кому
было
интересно. (Спросить,
что
было
интереснее всего).
- Пусть зазвонит колокольчик у того, кому сегодня было трудно.
- А сейчас зазвонит мой колокольчик. Послушайте, что я вам хочу сказать. Мне
было очень приятно поработать с вами в одной команде. Вы прилежно и дружно
трудились. Молодцы, ребята! Я уверена, что эти знания вам обязательно пригодятся
в жизни.