Автор: Костюк Павел Михайлович
Должность: преподаватель по классу ударных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №5"
Населённый пункт: города Иркутска
Наименование материала: план-конспект урока по предмету "специальность (ударные инструменты)"
Тема: "Освоение технического комплекса ударника"
Раздел: дополнительное образование
План-конспект открытого урока преподавателя Муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа ис-
кусств №5» г. Иркутска Костюка П.М.
по предмету «Специальность (ударные инструменты)»
Дата проведения: 16.10.2020
Учащиеся: Лутцев Данил; 7 класс
Предмет: Музыкальный инструмент (ударные инструменты)
Тема: «Освоение технического комплекса ударника».
Цели образовательные:
-
Обучающая: формирование новых двигательных навыков и теоретических зна-
ний;
-
Развивающая: развитие исполнительских возможностей, навыка контроля и
управления движениями в процессе исполнения музыкального произведения;
длительное удержание внимания в условиях постепенного усложнения беспре-
рывно исполняемого материала;
-
Воспитательная: развитие творческих качеств личности путем включения в ис-
полнительский процесс; воспитание музыкально-исполнительской культуры, ху-
дожественно-исполнительской инициативы.
Тип учебного занятия: комбинированный, обобщение и систематизация новых зна-
ний и умений;
Вид учебного занятия: индивидуальный урок
Используемые образовательные технологии:
-
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения: стимулиро-
вание самоорганизации, творческой инициативы обучающегося посредством
включения в исполнительскую деятельность.
-
Проблемного обучения;
-
Здоровьесберегающая: формирование естественных, свободных исполнитель-
ских движений при игре на ударных инструментах, учёт возрастных особенно-
стей развития при выборе форм и темпа работы на уроках, профилактика про-
фессиональных заболеваний ударников (минимизация нагрузки на руки и кор-
пус, профилактика статических зажимов)
-
ИКТ: демонстрация на уроке образцов исполнительского искусства для иллю-
страции осваиваемого материала.
Материально-техническое обеспечение занятия: ксилофон, пэд, малый барабан,
палочки, пюпитр, метроном, две подставки для ног, усилитель, колонка, смартфон.
Место проведения: кабинет №218
Программа: гаммы в комплексе, упражнения и рудименты для малого барабана.
Этап учебного за-
нятия
Содержание
Методы
работы и
образовательные
технологии
Введение
1 мин.
Подготовка к работе на уроке: приветствие; установка инструментов, ре-
гулировка высоты ксилофона и барабана с привлечением учащегося, озна-
комление учащегося с темой и планом урока.
Словесный; техноло-
гия сотрудничества
Подготовка игрово-
го аппарата к рабо-
те (5 мин.).
Зарядка-разминка содержит набор движений, способствующих раскрепо-
щению игрового аппарата, подготовке его к нагрузкам; профилактика воз-
никновения статических напряжений (выполняется совместно преподава-
телем и учеником):
a)
упражнения для шеи;
b)
разминка плечевого пояса, предплечий, кистей, пальцев;
c)
наклоны, повороты корпуса;
d)
упражнения для ног;
Игра разминочного комплекса упражнений на ксилофоне (одиночные,
двойные, чередующиеся удары) с фиксацией внимания на правильное по-
ложение аппарата и свободу движений.
Практический;
Самоанализ;
Здоровьесберегаю-
щая технология;
технология сотрудни-
чества
Работа над гаммой
(15 мин.).
Работа над гаммой Fis-dur в среднем темпе, начиная с четвертных с пере-
ходом на восьмые (троекратно), триоли, с постепенным расширением
диапазона. Увеличение темпа счётной доли при повторном исполнении.
Фиксация внимания учащегося на динамике, точности попадания в сере-
дину пластины, положении, развороте и перемещении корпуса во время
исполнения.
Исполнение гаммы разными приёмами: двойками, дубль-штрихом, трио-
лями, терциями, октавами, пунктиром, тремоло. Совместный с учащимся
аналитический разбор исполнения каждого приёма и выбор способов от-
работки.
Практический
Словесный
Самоанализ
Исполнительский по-
каз;
Технология лич-
ностно-ориентиро-
ванного обучения;
проблемного обуче-
ния
Работа
над
арпе-
джио (7 мин.).
Трезвучия с перемещением (двоекратно), длинное арпеджио (троекратно),
короткие арпеджио (двоекратно), ломаные арпеджио, интервальное испол-
нение арпеджио, арпеджио приёмом тремоло.
Практический
Словесный
Самоанализ
Исполнительский по-
каз
Просмотр видеоза-
писи (5 мин.)
Просмотр фрагментов мастер-класса Джо-Джо Майера с приёмами игры
на малом барабане двоек и парадидлов. Обсуждение с учащимся после
просмотра видеозаписи. Фиксация внимания на проблемных моментах.
Анализ
Техника
игры
на
малом барабане (10
мин.)
Техника исполнения триолей и квинтолей. Игра в ритмическом соотноше-
нии с метрономом от четвертей к восьмым, триолям, шестнадцатым, квин-
толям и в обратном порядке.
Техника игры двойками. Парадидлы. Тремоло.
Практический
Словесный
Самоанализ
Исполнительский по-
каз
Технология
лич-
ностно-ориентиро-
ванного обучения;
Подведение итогов
урока (2 мин.)
Рекомендации по освоению и закреплению пройденного на уроке матери-
ала в домашней самостоятельной работе. Обсуждение с учащимся работы
на уроке, выставление оценки.
Самоанализ
Словесный
Технология
сотруд-
ничества